Рядом – дом, который при всем желании не пропустишь.
Дом-двор Александра Фёдоровича Пухова, 1812, деревня Большой Халуй Каргопольского уезда Олонецкой губернии.
Пару слов о деревне.
Когда-то их было две – Большой Халуй и Малый Халуй, названные по имени маленькой необычной речки.
Река Халуй начинается в болоте Красная Гладь и вначале не отличается ничем от других северных рек. Но, приблизившись к Чурьеге, Халуй начинает вгрызаться в известняки и век за веком уже углубляет свой мини-каньон. Длина каньона невелика – всего несколько километров, но спуститься в его глубину по почти отвесным склонам бывает довольно сложно. Каньон начинается на окраине деревни Большой Халуй, а заканчивается у Малого Халуя.
Вода уходит через трещины и поноры в подземное русло, чтобы через несколько сотен метров снова показаться на поверхности в череде восходящих сифонов-родников! У моста через Халуй, который построен на дороге из деревни Ширяихи, река снова становится полноводной.
Статья полностью
Конечно, с таким необычным явлением связана легенда: преподобный Александр Ошевенский искал место для монастыря, но местные жители не обрадовались его выбору, здраво рассудив, что дай только палец – будущий монастырь и руку по локоть откусит. Собственно, а почему они обязаны были отдавать свою землю? Дальше, как водится в таких случаях, Александр душевно по-христиански проклял деревню: «Жить будете у воды, но без воды». И речка Халуй ушла под землю.
Три ряда крытых тесом стояли когда-то на берегу речки Халуй, вытянувшись в длину не менее чем на два километра, и в каждой звенел веселый детский смех, а на подворье мычала скотина.
Ах, какие были мужики, какие работники. Землепашцы, смолокуры, сапожники, кузнецы.
Тридцать человек сейчас а Большом Халуе, а было когда-то полтысячи.
30 человек – это в статье от 1991 года, сейчас и дюжины нет, наверное.
И на карте нынче указан только Большой Халуй – какой уж смысл-то делиться на две деревни…
Но вдруг кто решит туда завернуть, посещая Кенозерский парк или Ошевенск, где преподобный построил таки свой монастырь…
В деревне действует часовня Илии Пророка с сохранившимися «небесами», а внизу у речки – поклонный крест Александру Ошевенскому (раньше была часовня, но она не сохранилась).
******************************************************************
Пуховы были весьма зажиточной семьей, и в соответствующее время были раскулачены.
Но как-то странно раскулачили - дом не отняли, семью не выслали... или выслали, но потом вернули? Чёт я прям озадачилась, прочитав это на офисайте музея:
Последним жителем дома был Александр Федорович Пухов, дед которого построил этот дом в 1812
В любом случае осиротевший дом наверняка разделил бы участь умирающей деревни и давно был бы кучей полусгнивших бревен, но ему повезло - в 1974 его вывезли в Малые Корелы.
Так что его красивые окошки ясным взором смотрят в будущее, а резные коники прочно держат крышу.
Особую красоту фронтону дома придают резные доски – причелины. На стыке причелин вместо традиционного «полотенца» сделано ажурно-лучевое солнце – «ветриница». Крестьяне, украшая свои жилища знаком солнца, верили в его магическую силу, это своеобразный оберег, пожелание благополучия и счастья семье.
Внутри кагбе воссоздан интерьер, а наверху сувенирка.
Тут я ничего нового для себя не открыла, разве что заценила толщину бревен.