Вообще, я конечно с детства мечтал путешествовать, много читал по этой теме, интересовался географией, изучал английский специально для этого, на случай если когда-то поеду, но финансовой возможности не было. А то что тут неожиданно поступило предложение от матери стать сопровождающим в поездке в место которое ей давно уже рекламировала моя сестра, а я согласился это предложение принять - это все становится понятным если учесть контекст времени когда это произошло. Конечно напрягало то, что ей пришлось потратиться на билеты для меня, да и мне пришлось влезть в долги, и потому и придумал такую нестандартную концепцию путешествия, что сам я буду жить не в хостеле а в палатке, чтобы не тратить во время пребывания там денег на жилье, и в итоге месяцы проведенные на Шри-Ланке мне обошлись не дороже чем если бы я был дома, даже с учётом расходов на туктуки и медицинско-аптечные покупки. А на медицинскую страховку конечно решил не тратиться, хотя все настоятельно рекомендуют на этом не экономить, причем абсолютно обосновано, и я сильно рисковал в этом смысле, никому ни в коем случае не советую так делать и игнорировать медицинскую страховку, я читал о случаях когда только это и спасало человеку жизнь, так как на Шри-Ланке, как и во всяких тропиках, безусловно есть чем заразиться, а лечение от какой-нибудь жуткой тропической лихорадки может стоить очень дорого, и страховка тут спасительна, но у меня ее не было. Как бы то ни было, я сейчас не жалею об этом нелёгком приключении, так как, во-первых, мать конечно сама бы одна за границу никогда бы так и не сьездила, без знания английского хотя-бы на моем убогом уровне это не представляется возможным, и я убедился в том сколько сил, нервов и дипломатических способностей пришлось потратить на то чтобы все устраивать, все находить, решать, договариваться - тут не только английский, тут ещё и вся моя коммуникабельность и дипломатия понадобились. Во-вторых, как бы не было трудно, опасно и дискомфортно, но опыт абсолютно уникальный, ни чего общего не имеющий с обычным отельным туризмом. Ты открываешь для себя страну с другого ракурса, навряд ли классические отдыхающие могли бы так же погрузиться в эту жизнь и культуру ланкийцев, навряд ли кто-то из них общался с местными столько, сколько я.
Конечно, было очень много всего, и такое путешествие невозможно описать и все рассказать в отчёте на форуме, и оно требовало очерка размером с книгу. И я сразу, ещё там, сидя в палатке на берегу индийского океана, начал писать этот очерк, и, вечерами и ночами, написал там первую часть, собственно о том как мы до туда добрались, а это тоже без приключений не обошлось. Остальное я писал уже дома - вторая часть последовательного повествования (продолжающая рассказ и описывающая пребывание на первой точке дислокации - в Мириссе), а также три тематические части, посвященные конкретным темам (про буддийский монастырь, про стаю пляжных собак и новорожденного, росшего на моих глазах щенка из этой стаи, рядом с которыми я жил в течение почти трёх месяцев и трёх недель). Все это я выкладывал ВКонтакте, равно как и фото-видео оттуда, и думал просто прикрепить ссылку на все это, но слава богу догадался вовремя прочесть правила форума, поэтому написанные на данный момент пару частей последовательного повествования прикреплю во вложении. Это не "недописанный отчёт" или отсылка куда-то, отчёт это то, что я сейчас пишу, а это просто дополнительный бонус, если кому-то окажется интересно - не надо пожалуйста переносить мою тему в "пробы пера". Тем более эти части книги-очерка ближе к художественному повествованию, с юмором и эмоциями, это не сухая выжимка фактов, конечно оттуда можно выцедить какую-то полезную информацию для путешествий, но это длительное чтение. На тему того чтоб соблюсти правила форума я заморочился и с видео, чтоб их не было много, я собрал все свои пейзажные съёмки в три видеоролика, два с камбуругамувской дислокации
Теперь попробую как-то разложить по полочкам - каково это путешествовать с палаткой на Шри-Ланку, и стоит ли это делать. Во-первых, раз там такое не распространено, то и смотреть на тебя все будут как на инопланетянина, или по меньшей мере как на расположившегося с палаткой посреди Красной площади. Привлекаешь внимание это однозначно. Вопрос хорошо это или плохо - это сугубо индивидуально, кому-то это будет наверное сильно напряжно. Туристы хоть и заглядывались на невидаль, но подходили ко мне пообщаться только раза три, и удивительное приятное совпадение - это в двух случаях были люди из моего родного Новосибирска! Хоть я и переехал в Подмосковье шестнадцать лет назад, но сибиряков бывших не бывает;) Приятно было поболтать с земляками, а третий случай это был человек знакомый первых, который по рассказам их, по наводке можно сказать пришел пообщаться и снять беседу со мной для Инстаграма. А вот местные мной очень много интересовались, ещё на Мириссе подходили, общались, расспрашивали, а с тамильскими парнями прокатчикам серфа я вообще здорово подружился-пообщался, ибо палатка моя располагалась в единственном на главном мириссовском пляже закутке прямо возле их дислокации.
На Мириссе я провел десять дней и потом последовало изгнание из рая, я столкнулся с пунктом номер два в моем списке особенностей проживания в палатке на Шри-Ланке - туристической полицией. Вот им я совершенно очевидно был как зуб в носу, и они только и мечтали как бы избавиться от этой "невидали", "нестандартного туриста" - для начала они меня вытурили с Мириссы. Подошли двое в форме, и один из них, суровый, жесткий, но дипломатичный, объяснял мне что тут, в туристическом месте нельзя надолго с палаткой зависать, несколько дней, неделя - "no problem", но надолго "not allowed". А другой в это время поддевал и отпинывал ногой мою вторую палатку, распластанную на земле вместо коврика, чтоб лежать загорать. Я спросил "а где можно", мне назвали Велигаму (Weligama), сказали чтоб завтра меня здесь не было и ушли. Я отправился на поиски новой дислокации, съездил поглядел Secret beach, и пляж Велигамы - оба места посчитал не подходящими. Парни-серферы узнав о моей кручине подсказали Камбуругамуву, один из них там и жил, сказал там можно, не будет проблем. Я чтоб удостовериться пришел в мириссовское отделение туристической полиции - мой старый знакомый сидел за столом, возможно он там начальник какой-то. Я сказал Велигама никак не подходит, может мне просто от мириссовского пляжа пройти дальше туда в сторону Матары по побережью? Он сказал "полицейские все равно тебя оттуда прогонят". Я спросил куда ещё можно, он ответил Камбуругамува - "no problem". Отлично! Окрылённый, я сказал "thank you mister!" и побежал собирать вещи.
Пляж Камбуругамувы нетуристический. Там официально нельзя купаться, опасно, о чем сигнализируют красные флажки вдоль побережья. В конце пляжа есть мелкое место, именно там в основном купаются местные, впрочем отвязные местные пацаны купались и напротив того места где я стоял и меня звали постоянно - "hi Ivan, bro! Go swimming?" Но я наотрез отказывался, ибо уже попробовал и больше не хочу. Глубина сразу резко от берега и чудовищные волны, которые сбивали меня с ног и протаскивали по песку так что полные трусы песка. Однажды, сбитый волной, я неудачно как-то поставил ногу и волна потащила меня в океан выворачивая мне сустав. Кое-как стиснув зубы от боли поднялся и почти немогучи наступать на вывихнутую ногу доковылял до палатки. Больше я не пробовал купаться и все оставшиеся три с половиной месяца мылся только покупной водой из бутылочки, поливая себя недалёко от палатки. Вот тут надо заметить особенность жизни в палатке - от неё нельзя отойти и потерять из виду.
И тут очевидно настало время рассказать о местных жителях и взаимодействии с ними. Мне очень понравился ланкийский народ, и большинство населения так же дружелюбно ко мне относилось, и меня они воспринимали не так как всех остальных туристов. Отдыхающие в отелях - это что-то респектабельное, отделенное невидимой перегородкой от небогатой жизни местных, общение с ними для местных сводится к сфере обслуживания отдыха оных. Наверное бывают исключения, но в любом случае это ни в какое сравнение не идёт с моим общением с местными! Я для них был какой-то видимо другой, нереспектабельный, находящийся внутри их жизни, и они видели как я живу и понимали что мне нелегко и некоторые пытались чем-то помочь. Но самый главный аспект обеспечения плотного общения с местными был тот что я, сам того не зная, найдя на пляже закуток, углубляющийся в перелесок, отделяющий пляж от дороги, расположился прям возле тропы, по которой через перелесок население Камбуругамувы ходило на пляж (вначале этой тропы у дороги была мусорная свалка, куда весь городок сваливал мусор, и запах оттуда конечно иногда при определенных направлениях ветра долетал фантастический, особенно когда иногда ее поджигали). Естественно, я стал известен на всю округу, местная достопримечательность, и побеседовать со мной, невиданным доселе явлением, расспросить обо всем, а иногда сфотографироваться, хотелось многим. Рядом был буддийский монастырь, включавший через громкоговорители на всю округу молитвенные песнопения в четыре-пять утра на час. Толпы детишек в ярко-оранжевых тогах сновали по побережью, и конечно тоже пробовали со мной общаться. А однажды взрослая делегация из трёх человек, включая видимо настоятеля монастыря, пришла узнать зачем я тут и как, я спросил "вам не нравится что я здесь?", он сказал "я имел ввиду что тебе тут тяжело, зачем ты на такое пошел". Самое главное общение и источник информации про местную жизнь было с человеком, жившим как раз напротив меня через дорогу и частенько заходившим попроведовать меня. Звали его Мананпери Чандана, и он действительно мне здорово помог и я чувствовал, что у меня есть какая-то поддержка. Когда мы уезжали домой, мы зашли к нему на участок, он нас посадил на такси и наставил водителя везти нас по скоростной дороге, не вдоль побережья, как мы ехали сюда (на туктуке от Коломбо 130 км, ну это отдельная история, я это все описывал в моем очерке), а чуть вглубь острова - и я увидел благодаря этому неприбрежную Шри-Ланку. А ещё подарил на прощание сувенир и ложки из кокосовой скорлупы сделанные им самим, очень было трогательно, переписываемся иногда в вацапе до сих пор, обещаем друг другу свидеться вновь, и я все что в моих силах постараюсь сделать чтоб сдержать это обещание. Очень интересно кстати было побывать на его усадьбе - для нас русских это конечно экзотика и красота невероятная, больше десятка кокосовых пальм, тридцать соток, внушительный бетонный забор с раздвижными воротами, а кроме собственного дома, который стоял чуть в глубине, у самого забора была гостевая вилла, которую он строил в этот момент для того чтобы располагать туристов. У меня есть видео в Ютубе проезда на автобусе от Камбуругамувы до Мириссы, так вот там на 50-й секунде как раз проезжает мимо дома Чанданы. Интересное кстати видео с точки зрения погружения в их жизнь
Так вот, возвращаясь к палатке - при всей дружелюбности ланкийцев, конечно же не могут все поголовно быть замечательными, и я убедился что палатку без присмотра лучше не оставлять. На Мириссе как-то раз я уже застегнул палатку, собираясь спать, и вдруг слышу там кто-то подходит снаружи и как ни в чем не бывало расстёгивает вход и лицом к лицу прям сталкивается со мной! Он офигел от неожиданности и сказав excuse me ушел. Мол, прости братан, бес попутал. В Камбуругамуве было хуже. Я, как уже говорил, поначалу наивно пробовал купаться, и отойдя от палатки, потеряв ее из виду, вернулся и обнаружил что кто-то снял с ветки дерева мой маленький городской, можно сказать дамский, пищевой рюкзачок с фруктами, с которым мать ходила покупала мне продукты - и просто отброшен куда-то в кусты. Не забрали продукты, не украли ничего, а просто выразили свое отношение. Третий раз уже вообще при мне - группа парней проходила с берега по тропе сквозь перелесок мимо моей палатки, и один из них просто из открытой палатки вытащил мой основной рюкзак со всеми вещами и документами, но оглянувшись и, увидев что я тут же стою в упор на него смотрю, улыбнулся и поставил рюкзак обратно. Поэтому жизнь была на одном месте, а мать мне приносила еду и воду, а уносила пакеты с мусором. Проблема мусора - ещё один важный аспект, я не хотел пополнять эту помойку в перелеске, так как очевидно эту груду мусора наваленную прямо на земле никто оттуда вывозить не собирался. И как мне сказал Чандана - мусорных баков как таковых нет у них, каждый на конце своего участка выкапывает яму и сжигает весь мусор без остатка, хотя какой-то мусоросборник все же ездит у них, куда они скидывают что-то. Во всяком случае матери оказалась проблемой выбросить мои пакеты, она выбрасывала просто можно сказать нелегально тайком в мусорные баки кафе Зефир возле остановки с которой она уезжала к себе в Мириссу (она жила в самом дешёвом хостеле по цене в 200 рублей в день, но об этом опять же в очерке). Пока однажды ее не застал за этим сотрудник кафе и сказал что это их мусорка, и чтоб не надо им тут подбрасывать. Она английского не знала, не то что ланкийского, но смысл был понятен. В дальнейшем она увозила эти пакеты к себе в Мириссу и выбрасывала в баки ее хостела. Она б и сразу так делала, но не могла от управляющих добиться где их баки, она считает они специально делали вид что не понимают ее объяснения и надписи в переводчике, но потом она добилась таки что ей показали.
Возвращаясь к теме отношения полиции. Приходил ко мне туда и глава Камбуругамувы, но я сказал что меня сама полиция сюда направила и сказала что no problem, он спросил все ли в порядке и ушел, с облегчением от выполненного долга. Хуже был настроен какой-то мужик представившийся то ли ответственным за этот пляж или что, я так и не понял (индийское произношение английского языка считается носителями самым трудным для понимания), но под давлением моих уверений что сама полиция сюда направила, в конце концов понял что меня отсюда не вытурить и сдался. Впоследствии я часто видел его проходящим мимо с кем-то или играющим в волейбол с мужиками (они там прям сетку на пляж устанавливают ради этих игр, все по-взрослому). Вообще, я старался всегда быть дипломатичным и держать себя в руках, но не всегда это получалось. К третьему месяцу пребывания там, в тяжёлых условиях, да ещё в палатке за 1000 рублей (которая вообще рассчитана на пару дней в хорошую погоду, даже вытянуться во весь рост не хватало, просыпался всегда рядом с матрасом на полу, потому что только так можно было вытянуться), нервы стали сдавать, терпение иссякать, и когда местные знакомые пацаны приходили купаться говорили обычное "hi Ivan, bro, how are you?", отвечал уже не "not bad" a "still alive". Например, когда я в предрассветной мгле спал открыв палатку и положив голову на рюкзак, охранник отеля на камбуругамувском пляже, в шесть утра или около того, пришел видимо пообщаться со своим фонариком (они там по ночам от безделья ходят по пляжу перед отелем и играются с фонариками, иногда подбрасывая переворачивающийся в воздухе и ловя, иногда подсвечивая облака, иногда перемигиваясь лучом с другим охранником с отеля на другом конце пляжа) и начал мне светить прямо в лицо. Я выскочил из палатки и весьма несдержанно на повышенных тонах донес до сознания не ждавшего такой реакции охранника что вообще тут сплю, и мне не нравится когда мне в рожу фонариком светят! Он догадался что дружественных переговоров не будет и ушел восвояси. Потом, проспавшись, мне даже было немного стыдно что я так на него выплеснулся, и всё-таки мы потом побеседовали по-дружески. Но бывало что действительно гадкие люди попадались, действительно заслуживающие того чтоб на них выплеснуться. Однажды припёрся какой-то пузатый мужик с усами и начал мне затирать, что это мол его территория, он тут хозяин. А я знал от Чанданы что этот перелесок ничей и я имею право тут находиться. Тут я тоже сорвался и весьма несдержанно ему высказал, что нечего мне тут затирать, я знаю что это муниципальная территория и полиция мне тут разрешила быть, и он ретировался. Но, как бы в доказательство что он действительно гад, он стукнул на меня в полицию, и хоть у меня нет тому прямых доказательств, но вряд ли совпадение, что на следующий день пришел ко мне сотрудник как раз таки этого самого мириссовского отделения туристической полиции - и тут уже пришлось тяжко. Это был не тот с кем я договаривался, крупный усатый полицейский и с ним пара мужиков в черных штанах с белыми рубашками и мотоциклетным шлемом, может тоже были значки у них, не помню. Настроен он был явно недружелюбно, когда я сказал что плохо говорю по-английски, он раздражённо и грубо мне сказал "ты хорошо говоришь по-английски", типа не надо нам тут дурачком прикидываться "моя твоя не понимай", все ты понимаешь. Поняв что я упертый и так просто меня не вытурить, он начал придумывать компромиссы, давай по ночам будешь тут спать, а потом собирать палатку и сваливать на день. И оборачиваясь к своим спутникам спрашивал пойдет ли так. Кто они не знаю, но видимо отельные хозяева. Я объяснял, что это невозможно, у палатки давно уже шквальным ветром переломало все дуги и там на скотч связал из кусочков, да ещё парниковой пленкой ее всю обвязал, тут если разобрать то только домой тогда сразу. Он возмущался что ну здесь же мне небезопасно быть, ну любые пьяные ко мне тут ночью придут и что угодно может случиться. В конце концов он сказал что придёт через неделю, а я чтоб думал. Вот это прям нервная неделя была у меня скажу я вам! Чандана обеспокоился моим положением и придумывал как мне надо ему ответить, а я сам лишний раз убедился что такого уровня английского хватает только на коммуницирование когда нет конфликта, а для споров и препирательств уже нет. И я стал готовить речь. То есть я придумывал что ему сказать и находил в словаре недостающие слова, и выписал их все в отдельный список, и каждый день перечитывал этот список и зубрил слова. Сейчас забавно открывать этот список и пытаться по этим словам представлять что человек собирался сказать. Но это все было зря, потому что он так и не пришел. Потом однажды мать в Мириссе проходя мимо полицейского участка с ним пересеклась и он пытался ее спросить свалил я или нет, но она то как раз по полной программе была "моя твоя не понимай", и он только рукой на нее махнул.
На самом деле он конечно был прав, и находиться там было опасно и нервно. Добавляли напряжённости находившиеся в перелеске, в двадцати метрах от меня могилы с позеленевшими от времени надгробными плитами испещренными завитушками сингальском письменности, похожей на письмена инопланетян из фантастики. Их было штук пять и там были захоронены урны с прахом. В первую же ночь я получил изрядный жим-жим оттого что со стороны могил в воздухе летела по плавной траектории светящаяся точка. Я ведь не видел никогда светлячков и не знал что такое бывает в природе. Много мне понадобилось самообладания тогда. Но моё самообладание получило гораздо большее испытание, демонстрирующее насколько был прав полицейский. Как-то ночью пришли местные бродячие бездомные. Чандана потом объяснил мне, что они табором кочуют по острову и строят временные дома из пальмовых листьев, и в тот момент они дислоцировались неподалеку. Сначала это была женщина с несколькими детьми и пара мужчин, они сели на землю возле моей палатки и пытались со мной говорить не зная английского, я ничего не понимал но старался показать дружелюбие. Вдруг прибежала маленькая истиричная тетка, и начала бешено орать на эту женщину и стегать ее рукой, потом она начала орать на меня и стегать меня, а я в шоке подставил руки под ее удары и просто не знал что делать. Прибежали ещё какие-то люди из табора и все вместе пытались ее оттащить усмирить, и среди всего этого столпотворения и перебранок вкупе с криками детей небольшой мужичишко пытался мне почти на ухо что-то говорить, видимо оправдатено-извинительное, но я конечно сквозь этот шум ничего не понял, только сказал что все в порядке, не волнуйтесь. Потом рассказал все Чандане, он мне потом сказал что сообщил куда следует и с ними разберутся. Конечно, в тридцати метрах от меня перелесок утыкался в высоченные кирпичные стены небольшого но дорогого отеля, в котором буквально несколько человек периодически проживали, и я не чувствовал себя абсолютно одним на темном пляже. Но если уж на такой гвалт никто оттуда не вышел поинтересоваться что случилось, то понятно что хоть убивать меня там будут - с отеля помощи не жди. Скорее всего они даже физически не могли услышать что-то из-за грохота прибоя. А прибой на Камбуругамувском пляже неистовый, не зря там запрещено купаться, волны атакуют берег с такой силой, что иногда заползают на круто взбирающийся откос пляжа и метров тридцать ещё растекаются по нему подбираясь к самому перелеску. Поэтому когда под новый год за час до полуночи в перелесок с дороги по узеньким тропкам каким-то образом протиснулась целая банда мопедов и доехали до самой моей палатки, просвечивая ее фарами - я напрягся. Но на самом деле парни с девушками просто приехали справить новый год, устроили огромный костер на берегу в полсотни метров от меня и полночи пели песни под сопровождение некого национального ударного инструмента. Особенно впечатлило в таком исполнении jingle bells. Там на самом деле не одна компания была в ту ночь, и проходя мимо меня на обратном пути пара парней задержались со мной побеседовать, а потом когда ушли подошли со стороны костра другие парни и спросили не было ли у меня с ними каких-то проблем. Я сказал что все нормально, мы побеседовали и они заверили что тут я могу чувствовать себя в безопасности. Лишний раз убедился что не ошибся в своей хорошей характеристике ланкийцев. Всякое я конечно слышал, и к моей матери вечером на остановке пьяный мужик приставал с какими-то попытками коммуникации, но то с чем лично я столкнулся - несмотря на отдельные проявления отдельных личностей, и неизбежные попытки некоторых спросить с меня какие-то деньги, в основном это дружелюбные отзывчивые люди. И я сам искренне отвечал им дружелюбностью и интересом к их жизни. Да и вообще, в моем уязвимом положении я понимал что если с кем войти в конфликт, никто не помешает ему прийти ночью со своими дружками со мной разобраться. В голове у меня прочно сидела эта история, как в Индии русский велосипедный турист заночевал в палатке в поле, а наутро его земледельцы, хозяева этого поля, посчитали за вора, и в итоге при недостатке понимания и не очень хорошо помогающего в конфликтных ситуациях электронного переводчика, на безоружного накинулись с палками двое, а когда другие местные прибежали на шум они не остановили драку а присоединились, и в конечном итоге парень надолго оказался в больнице. Поэтому у меня была четкая установка любые конфликты пытаться дипломатией свести на нет и ни в коем случае не давать волю кулакам.
И вот настал день когда я чуть было не нарушил свою установку. Вообще, парни с непристойными гомосексуальными предложениями подходили пару раз, причем это были по всей видимости какие-то отщепенцы из низов общества которые даже не знали английского и пытались что-то предлагать объясняя жестами (представляете эти жесты?). Им достаточно было сказать нет и они уходили. Но однажды припёрся какой-то тип (точно не сингал, но и на тамила не совсем похож) с мотоциклетным шлемом, оставивший свой мопед в перелеске, и начал беседовать со мной по обычной программе, с обычными вопросами, к которым я давно привык, и первое время такие диалоги для меня были повседневным занятием, потом ко мне привыкли и вся округа уже знала, и уже воспринимали как само собой разумеющееся. Типа - вот небо, вот океан, вот берег, тут отель, а тут этот сидит. Но этот тип на прощанье решил обняться, я уже сталкивался до этого один раз с такими дружескими объятиями на прощание и думал что это тут так принято. И тут вдруг он стремительно начал меня обжимать, тискать, говоря "oh boy!" и успел ухватить за то самое место! Все это продлилось мгновения пока я осознал что происходит и в шоке отпихнул его, и дальше у меня реально ступор случился шоковый. В свое время подвергшись в сибирском лесу нападению четырех гопников, я просто сразу включился в режим самозащиты и смог их отбить изрядно раздав им люлей, благо они были все младше меня - а тут я в ступор впал, я был так потрясен от неожиданности, что мой ум просто как перегруженный комп завис, пытаясь обработать ситуацию и понять что делать, столкнулся с блокировкой что ну бить же нельзя, я ж здесь на птичьих правах, английского моего явно не хватает в конфликтных ситуациях, тем более объясняться с полицией, да и вообще геев бить как-то западло, тем более ушатать конкретно этого было вообще не сложно и невелика была б доблесть. Но все эти обработки информации длились секунд десять, пока у меня приходило осознание того что произошло и наполнил праведный гнев, вкупе с осознанием что это ж не наши тихие, мирные, которые никогда в жизни так бы не поступили, а этот оборзел. А тип (видимо поняв что сейчас ему эта ошибка может дорого обойтись) в эти десять секунд времени не терял - сказав что-то типа видимо извинения, быстрым шагом пошел к своему мопеду, и когда я опомнился через эти десять секунд уже заводил мотор и был вне досягаемости. И конечно после этого урока, когда пришел однажды ко мне снова тот парень, который первый мне продемонстрировал этот ритуал объятий на прощание - я уже был на чеку и догадывался что нифига это так тут не принято, а просто это ещё один гей тут ко мне колья подбивает, просто это интеллигентный в отличие от того, и деликатно последовательно пытается действовать. Первый раз пришел поболтал обо всем о чем все болтают, а в подтверждение моих догадок во второй раз начал какие-то уже наводящие разговоры говорить, расспрашивать как у нас в нашей стране с гомосексуализмом дела обстоят. Я на серьезных щщах ему начал рассказывать, что у нас за любые подобные предложения бьют в морду немедленно. Он явно напрягся и ушел с этой темы, и обнимашки уже на на прощанье не устраивал, и более не появлялся. Не знаю на что они надеялись, но так ребята и не отведали северной экзотики.
Короче, пункт "взаимоотношений с местным населением" я осветил достаточно, и получилось так много букв что придется оставшиеся пункты пробежать побыстрее. Ну а что поделать - в любом путешествии в любую страну самое главное о чем надо подумать это местные люди, и взаимодействие с ними, если конечно ты не в дикую природу поход совершаешь. Конечно аспекту взаимодействия с людьми пришлось уделить больше внимания чем остальным. Но если ты живёшь в палатке следующий пункт тоже важен - живность. Слава богу, я всё-таки не внутри острова жил в лесу, а на берегу, в лесополосе между дорогой и им. И здесь конечно не было такого количества опасностей. Больше всего я боялся не реально опасных хищников, а всяких сороконожек и гигантских пауков. Но их не было, хотя довольно большой по сравнению с нашими паук мне всё-таки попортил нервы, залезая в развешенные пакеты из под еды (пустые слава богу) и под пленку укрывающую палатку. Но настоящей насекомой проблемой стали комары и муравьи, заполонившие там все и ползавшие по всей наружной поверхности палатки, так что пришлось каждый день маслом цитронеллы (самое популярное ланкийское средство от насекомых) обмазывать вход в палатку, а также и себя, иначе комары съедят. Весьма мерзкое явление представляли тараканы, поскольку они там хоть и такие же как наши, но летающие! Прям стоишь, и на тебя может прилететь сесть таракан, а один раз прям на лицо сел, я передернутый от омерзения резко стряхнул, а он снова туда же, только со второго раза прогнал. В пакеты с едой тоже заползают. Вообще, как это ни странно может для городского жителя звучит, но в деревне у меня с точки зрения мерзких насекомых ситуация даже более благоприятная чем в квартирах, пауки конечно есть, но они живут своей параллельной жизнью и в продукты не лезут, а вот самой мерзости, тараканов и клопов, там нет. Так что для человека которого трясом трясет от всяких насекомых Шри-Ланка была серьезным испытанием. Мать моя в хостеле сталкивалась с тараканами и пауком уже вдвое большими, а также гекконами на стене. Ещё были, ползущие по деревьям, под которыми стояла моя палатка, живые ковры из тысяч мохнатых гусениц. Читал я о том что может укусить заражённый комар и случиться та самая страшная лихорадка, ради которой в первую очередь надо страховку делать, но меня миновало. Зато было другое, вот уж не знаю кто меня кусал, но на лодыжках появлялись вздутия, наполнявшиеся гноем, которые лопались, и оставались круглые раны сантиметров до пяти в диаметре без верхней кожи, мокнущие, текущие, которые в течение месяца пришлось каждый день промывать перекисью и чистым спиртом, и перевязывать новыми бинтами, которые конечно приклеивались, и на следующий день отдирать их можно было только размочив водой и стискивая зубы с выкатывающимися из орбит глазами. Безобидные животные были как ни странно метровые вараны, которые шныряли повсюду в лесу и по пляжу, но к человеку приближаться и не думали. У меня есть видео в шортс, где я сижу в палатке снимаю как по направлению ко мне прется такой варан и просто безучастно это комментирую констатируя факт, а он конечно, поняв что идёт не туда, свернул и пошел обратно. А вот друг к другу они не всегда так дружелюбны. Однажды слышу в лесу треск как будто там слон заблудился, пошел посмотреть, а там два варана сцепились на дыбах. Вот змеи это уже посерьёзнее. Не так часто я их видел, но это всегда было эффектно, и когда знаешь что ты живёшь в палатке на земле, это конечно напрягает. Например, однажды моя мать ждала пока я поем, отдам мусор, стояла облокотившись на ответвляющийся идущий на уровне груди параллельно земле вбок ствол дерева возле палатки, и я вижу что по второму стволу этого дерева, по направлению к развилке, позади нее ползет двухметровая змея желтоватого цвета. Я не подавая виду просто как ни в чем не бывало попросил подойти мне тут как будто в чем-то помочь, и когда змея спустилась по стволу и прошмыгнула в кусты в метре от того места, где она стояла, объяснил в чем дело. Конечно, я читал что змеи сами первые не нападут и на людей не обращают внимания, и местные их спокойно воспринимают, просто ждут пока проползает. Но если б она увидела в метре от себя ползущую змею, вопль был бы такой что услышали б в Коломбо. Когда мимо меня, стоящего на своем обычном просмотровом месте на выходе из перелеска к пляжу, проползла под ногами у меня в метре мимо такая змея, просто стоял и смотрел, хотя когда мне показалось на мгновение, что она повернулась а мою сторону, я все же сделал шаг назад, но это мне только показалось, она просто проползла мимо. Вот действительно плохо мог закончиться случай с дикообразом. Стоял я ночью на этом просмотровом месте в десяти метрах от палатки, и вдруг между мной и палаткой из-под этого самого горизонтального ствола выходит дикообраз, в лунном свете он казался огромным. Я сделал резкий шаг на него со словами "чё ты тут", и он развернулся и побежал сквозь кусты с такой прытью, какую я не мог представить у этого неуклюжего на первый взгляд гигантского ежа. Конечно, так делать ни в коем случае нельзя, потому что от неожиданного испуга, защищаясь, он может швыряться своими иглами как дротиками. Иглы эти имеют зазубрины по ходу движения, которые не позволяют вытащить из из раны и постепенно только ещё заглубляются. Я видел в фильмах о животных жуткие картины львов и гепардов с утыканными мордами. Но самые проблемные животные это обезьяны. Я столкнулся с ними на туристическом пляже Мириссы, и туристы были очень рады пришествию этой стаи, потому что можно поснимать экзотику, а вот мне эти мохнатые мародёры потрепали нервы. Я как раз ел стоял, и упустил тот момент когда полезли во все мои пакеты, да там было и невозможно отбить атаку, одного отгоняешь, а другой в другие пакеты лезет, и кричат, огрызаются, угрожают. Уперли всё-таки пакет с мусором и устроившись наверху на деревьях началали вытаскивать разбрасывать, и конечно мне пришлось это все убирать. На Камбуругамуве не было их, но когда один раз наверху, в ветках деревьев промелькнули, я напрягся не на шутку. Короче, не удивительно что я включил их в свою молитву. Я просто в шутку придумал молитву, произносимую крестясь, "сохрани меня Господи от дождя и ветра, от краба в палатке и обезьяны на дереве". Крабы в палатке это тоже было настоящее проклятье. Очаровательные белые пляжные крабики, живущие в норках, похожих на дырки в песке, умиляли меня, но обнаружил их неутомимое стремление забираться в палатку, а там ещё и под матрас. Уследить за этим было невозможно, только застёгивать вход. А если по каким-то причинам не застегнешь, бывало глядь, а он уже карабкается по передней стенке к входу, расположенному в двадцати сантиметрах от земли, и бегом в последний момент успеваешь сбросить его, а иногда не успеваешь. Было что, не заметив как он залез, засыпал а потом он выползал из под матраса и к моим ногам прямо, так что вскакивал посреди ночи и начинался аттракцион "выгони краба из палатки". Иногда эти кошки-мышки затягивались и доводили меня до белого каления, схватить эту проворную мелочь и вышвырнуть рукой было не так-то просто, лучшей стратегией было расправить на дне входной клапан палатки и, дождавшись когда он на него заползает, стремительно дёрнуть край клапана на себя, вытряхивая его из палатки. Другими животными с которыми я там столкнулся были коровы и собаки. И те и другие имели свои особенности. Про местных пай-догов (другое название индийские собаки-парии) я написал уже довольно большую и подробную тематическую часть книги и отдельную часть про щенка, и здесь не буду тратить время. В двух словах о них не рассказать, но прожив бок о бок со стаей почти четыре месяца могу точно сказать что они абсолютно безвредны для человека, очень умные и милые бедолаги. Я всех их знал в лицо и дал имена. Самую любимую собаку с печальными глазами назвал Жучка. И она запомнила имя и подходила когда звал угостить. Так что где-то за шесть тысяч километров от России,на юге Шри-Ланки есть собака откликающаяся на имя Жучка.Коровы тоже не такие как у нас, более мелкие, и более прыткие, я один раз видел, уж не знаю какая муха ее укусила, но даже не думал что корова способна так бежать по пляжу, аж занесло на повороте ее, когда она завернула в мой карман перелеска на тропу. Самыми безобидными существами были огромные морские черепахи, выползавшие ночью на берег отложить яйца. Огромных трудов им стоило протащить свою тушу ластами на крутой подъем, рыть очень долго эту яму, потом так же долго ее закапывать. И ради сохранения черепах законом видимо запрещёно раскапывать собирать их яйца, и тем не менее некоторые местные это делают.
Ну а само проживание в палатке в принципе хорошо всем известно, и не знаю что можно добавить из особенностей проживания конкретно на Шри-Ланке. Про насекомых и цитронеллу в качестве средства борьбы с ними уже сказал. Ну а климатические особенности таковы, что конечно палатка нужна покрепче чем моя. Дело в том что я экономил на всем на чем можно и нельзя. Так вот на палатке экономить нельзя, но у меня просто не было денег, я взял на озоне две палатке по тыще рублей (вторая на всякий случай, на ней в итоге лежал загорал на Мириссе), что вообще можно спрашивать с палатки за тыщу рублей? Конечно, там было написано что это скидка такая огромная, а на самом деле она стоит девять. Но по факту она видимо рассчитана на ПВД в хорошую погоду, дно просто тоненькая тряпочка сквозь которую просвечивал песок в том месте где она заходила наверх. Оно просто до дыр протерлось в месте где рюкзак лежал, на который я опирался во время сидения локтями, и пришлось подкладывать пакет под это место. Но к чести производителя надо сказать что за такие деньги вполне качественная палатка, стенки двойные, и в принципе несильный дождь она выдерживает. Но там конечно в этих условиях жить в такой палатке было чистой воды экстрим. От сметающих все на своем пути ветров с океана дуги ломались, заменялись дугами второй палатки, опять ломались, и скручивались на скотч из кусков. От сильных дождей и капанья с крон деревьев обтянул пленкой, за исключением входной зоны. Надо иметь ввиду что на Шри-Ланке понятие сухой сезон условно. Он сухой по сравнению с влажным. Дождь может идти весь день с перерывами. Но однажды я получил экстрим по полной и пережил настоящий тропический шторм. Это была бессонная ночь, ветер казалось сейчас вместе со мной эту палатку сорвёт и унесет, направлен он был с океана четко в мою незащищенную входную зону, и мне пришлось сидеть на матрасе лицом к этой стенке упёршись в нее руками, чтобы не сломало последние дуги, иначе бы палатка просто сложилась вместе со мной под таким ураганом. И конечно он нес пулеметный шквал капель дождя, которые пробивали стены насквозь и хлестали по мне. Когда это закончилось уже ни о каком сне не могло быть и речи. Все было залито мокрое насквозь, пришлось как-то пережидать до утра, и только мощное тропическое солнце днём смогло это просушить. Наличных слава богу не было, только карта, но самое главное что пострадали документы. Завёрнутый как мне казалось герметично в три пакета загранник чуть потек в районе фото. И в Домодедово на контроле сотрудник, выслушав мои объяснения, понес этот паспорт куда-то на проверку, минут двадцать я там ждал, потом он мне вынес, сказал что надо заменить, а то в следующий раз меня так просто не выпустят. Как я могу объяснить что это не по моей безалаберности, и паспорт был в три пакета завернут и при этом намок? Тот кто не попадал сам в тропический шторм даже представить себе это не сможет. Основной паспорт почти не пострадал. Я постарался осветить здесь основные аспекты, касающиеся проживания на Шри-Ланке в палатке, и конечно же это не могло быть коротко, и написав столько не могу позволить себе тут ещё разбирать остальные аспекты путешествия туда, все это описано много кем, я тут навряд ли новое расскажу. Там столько всего было что рассказать, что на это нужно намного больше текста чем может позволить себе форум, я вон несколько частей очерка написал, полторы основных и три тематических, а даже до половины задуманного не дошел. Надеюсь, мой опыт кому-то поможет. Каждый сам сможет прикинуть, надо ему с палаткой на Шри-Ланку или нет. Спасибо за внимание.