Мой лимузин и эскорт.


Мултан, также известный как «Город Святых», город крупный (входит, вроде, в пятерку по численности населения) и с богатой историей, легендарной (утверждают, что возникло поселение после Великого потопа и названо в честь правнука Ноя) и реальной (и первая крепость была построена 2600 лет назад, и его осаждал еще Александр Великий).
Арабский полководец Мухаммад бин Касим, распространивший власть Арабского халифата до реки Инд и принёсший ислам в Синд и Пенджаб, завоевал Мултан в 712 году (Касим был казнен в связи со сменой власти в халифате в 715 году), после чего в 9-м веке город стал столицей эмирата Мултан и начал превращаться в крупный торговый и, так сказать промышленный центр (торговали лошадьми и людьми, но рабство в конце 14го века было запрещено). Вслед за деньгами в город потянулись суфии и святые. Именно поэтому в Мултане расположено множество религиозных святынь, которые по совместительству являются и туристическими достопримечательностями. К главным из них с включаемой на перекрестках сиреной и понеслись. В парк Касим. Кроме минусов (из тук-тука, например, не увидел ворота Касима и не поднялся рядом с ними на смотровую площадку Damdama над картинной галереей – самую высокую точку города), экскурсия в сопровождении полицейских имеет и плюсы. Транспортное средство доставляет прямо ко входу нужного объекта, и местные жители полицию стесняются и не пристают с просьбой сфотографироваться. Хотя стоит только сопровождающим отлучиться, очередь выстраивается на фотосессию.
В самом центре Мултана, на безымянном холме на берегу одного из рукавов протекавшей здесь реки Рави, пока она не изменила русло, в парке Касим находятся две главные святыни города: мавзолей Бахауддина Закарии и мавзолей его внука Шаха Рукн-э-Алама. (Самая старая гробница, которая считается уникальной – прямоугольная гробница Шаха Гардези, датируемая 1150-ми годами, - находится не так и далеко от холма, но довершившись архитектурному вкусу полицейских, ее из маршрута вычеркнул)
Шейх Рукн-уд-Дин Абул Фатех (1251-1335), которого также называют Шах Рукн-и-Алам, является одним из самых известных суфийских святых Мултана. Он принадлежал к суфийскому ордену Сухравардия и был мистиком. Нынешним смотрителем святыни является Шах Мехмуд Куреши, который был министром иностранных дел в прошлом правительстве.
Мавзолей был построен между 1320 и 1324 годами губернатором Мултана для себя, но он пошел на повышение, не успев умереть, переехал в Дели, а гробницу подарили потомкам Рукн-и-Алама, которые и перенесли его останки. «Гробница является примечательным памятником, изображающим домогольскую архитектуру, на которую сильно повлияли персидские и среднеазиатские архитектурные стили. Купол гробницы - один из самых больших в Азии. А вся конструкция имеет высоту 35 метров. Саркофаг Рукн-и-Алама окружен могилами 72 его родственников, которые намекают на 72 замученных сподвижника внука Пророка Мухаммеда, Имама Хусейна».
Погуляв с повязанным служителями розовым шарфом по мавзолею, а затем без шарфа по окружающей гробницу площади, сфотографировался раз 10 – 15 с местным населением, посмотрел на город в сумерках и убедился, что темнеет в этом регионе стремительно.






На другом конце холма находится еще одна святыня – мавзолей Баха-уд-Дина Закарии (родился или в 1161, или в 1182 году), который считается одной из самых важных святынь Пенджаба, стал прототипом особого архитектурного стиля, которому следовали строители многих более поздних святынь в Мултане, и был одним из первых, украшенных характерной синей плиткой Мултана. Бахауддин Закария был суфийским святым, ученым и поэтом. В соответствии с суфийской традицией в Пенджабе влияние главной святыни усиливается за счет небольших святынь, разбросанных по всему региону вокруг. Эти второстепенные святыни образуют вилаят, или «духовную территорию» основного святыни. Мултан, в котором находится главная святыня, является столицей вилаята Бахауддина Закарии. А гробница была построена в 1262 году, примерно за 6 лет до смерти святого (по другим данным – в год смерти). У мавзолея квадратное основание что отличает его от более поздних памятников с восьмиугольным первым ярусом. Использование синей плитки отражает влияние архитекторов-иммигрантов из Центральной Азии (мы из Центральной Азии, видимо, приглашаем кого-то не того), Белый купол мавзолея виден издалека, а в большом дворе похоронены несколько последователей Бахауддина Закарии. Потомственные смотрители святыни, известные как садджада нашин, заявляют, что происходят от Закарии.





Рядом с мавзолеем – небольшая мечеть, стоящая рядом или на месте индуистского храма Прахладпури, который был снесен в 1992 году в ответ на снос мечети Бабри Масджид в Индии.
Мне это место понравилось. Народу меньше, а, как принято сейчас говорить, атмосферности больше.

