План поездки был следующим:
Конец марта: Заблаговременно добраться из Новосибирска в Астану, оформить пару карт в Евро для облегчения кармана и платежных операций
1 апреля: С минимумом приключений долететь до Франкфурта (что на Майне), встретиться с сестрой, день-другой перевести дух и акклиматизироваться. Конечный пункт назначения – Бад Кройцнах
2, 3 апреля: исследовать сам Бад Кройцнах, опционально – посетить Майнц или Висбаден.
4 апреля: немного Франкфурта днём до вечернего выезда на экскурсию
4-7 апреля: автобусная экскурсия по северной части Италии
8-14 апреля: Берлин (с паузой 13 апреля на Потсдам)
14 апреля: выезд из Берлина в Париж с пересадкой в Кельне 5,5 часов
14-24 апреля: заезд с кузиной (не путать с сестрой) по Франции
24 апреля: возвращение во Франкфурт и далее в Бад Кройцнах
26-29 апреля: еще одна экскурсия по югу Италии и немного Франции
29 апреля: возвращение в Бад Кройцнах, не забыть отпраздновать свой ДР
30 апреля: вылет в Астану.
Очевидна разница между планом заголовком отчета, но планы на то и есть, чтобы все шло не по ним, а ещё лучше, чему я была рада. Если этот отчет зайдёт форумчанам - опишу итальянские и французские приключения в соответствующих ветках. Ну а теперь обо всем по порядку!
Бад Кройцнах
Маленький курортный городок на западе Германии, земля Рейнальд-Пфальц. С первых минут встретил меня зелеными пейзажами, свежим весенним воздухом, глаз радовался и внутри все трепетало в ожидании новых впечатлений. Немого поясню: зелень в начале апреля для жителей регионов, где в апреле есть только собачьи подснежники и черные сугробы - это особый вид наслаждения! Телепортироваться в «настоящую» весну из промозглой, уже не первый месяц мрачной «весны» это уже само по себе удовольствие. Поэтому даже плохая погода не следующий день после прилета не могла помешать мне пойти познакомиться с новым городком. Бад Кройцнах маленький и уютный, расстояния достаточно скромные, пешком можно обойти легко. Карта для простоты передвижения по ссылке: https://www.stadtplan.net/sonderkarten/rheinland-pfalz/bad-kreuznach_2909/.
Курортным этот город делают минеральные и радоновые источники. Первая водолечебница была открыта тут еще в 1817 году. А многочисленные виноградники в округе и изготавливаемые тут вина – дополнительная вишенка на торте этой местности.
2 апреля

Торговая площадь, в дни ярмарок и распродаж заполняющаяся палатками и горожанами. В центре – фонтан-статуя с изображением исторических персон, сыгравших роль в становлении городка. Юморные котэ и песель в их числе)


Немного городских видов:





Не могу пройти и не сфотографировать:

Еще немного городских видов:





Старый мост (Alte Nahebrücke). Построен в 1300 году, является символом города. Купеческие дома на нем появились в середине 15 века.


А это еще один символ города, повеса всегда радующийся жизни:

Местная «Венеция» (слияние рек Наэ и Эллербах). Этот квартал раньше заселяли кожевенники.

Прогулка по Замковому парку (Schlosspark):



Местная флора радует глаз даже в дождливую погоду:


Представительница фауны грозно глядит в нашу сторону:

Необычная форма растительности. Сестра убеждала меня в том, что это самостоятельная форма жизни. Я осталась при мнении, что это корни рядом стоящего дерева. Есть знатоки, чтобы нас рассудить?

В парке сразу 3 местные достопримечательности: сам замок Кауценбург, музей PUK (Museum für PuppentheaterKultur), или Музей истории/культуры кукольного театра, а так же Museum Römerhalle – Археологический музей. Сама я была в двух из этих трех мест, но не в этот день, и подробности и фото приведу позже. Не будем нарушать хронологию.
Около Паркотеля Курхаус постояльцы принимают процедуры. Распыляется соленая вода, которой они дружно дышат:

Продолжаем прогуливаться вдоль речки Наэ и наслаждаться видами:





А этот памятник показался мне уж очень неоднозначным. Называется «Последний глоток воды», если я не ошибаюсь.

Еще несколько снимков, и пора возвращаться:


День получился отличным – в меру насыщенным на геолокации и эмоции. Отличный семейный ужин, отдых, и вперед за новыми впечатлениями!
Кстати, 1 апреля была католическая Пасха. По этому поводу я отметила, что в местных магазинах продают вареные крашенные яйца. Клиенториентированность!

3 апреля
Моё утро началось в 5, а уже в 7 мы с сестрой шли в направлении Бад Мюнстера:


Эти фото сделано в долине Салиенталь, так же называется и эта конструкция-градирня. Она имеет почти 10-метровую высоту, и протяженность около километра. Основное наполнение градирни – ветки черного терновника, по которым струится вода из соляных источников. Вся эта прелесть испаряется, освежает и оказывает лечебный эффект. Для прохожих оборудованы места для медитации и релаксации. К слову, это не единственная подобная конструкция в Бад Кройцнахе. В другую погоду я бы пришла сюда посидеть с книжкой часа на 3-4, но сейчас прохладно, дождливо и пасмурно, поэтому движемся дальше.

Гуляем вдоль речки Наэ:



Примечательно, что через каждые 500-700 метров стоят вот такие установки:

с пояснением сестры стало понятно, что средства, полученные после сборов налогов на собак расходуются целенаправленно.
Конечно, эти места рай для любителей хайкинга, а я бы с удовольствием покаталась тут летом на велосипеде. Оборудованные тропы и дорожки, головокружительные виды! Дошли до Pouilly-Brücke:


И возвращаемся обратно, но уже через Бад Мюнстер (Bad Münster):




Оформление мясной лавки в стиле местного фольклора: еда сама бежит в рот, только лежи и успевай жевать!

А вот и "граница" с Бад Кройцнахом:

После обеда был запланирован визит в Майнц. Дружной компанией с сестрой и племянником мы выдвинулись на вокзал Бад Кройцнаха.
Ремарка о железных дорогах Германии
Если меня спросить о лучшем впечатлении этой поездки, то я могу перечислить целый список мест и событий. Но если вы спросите о худшем, что было в этой поездке, ответ будет однозначным – Deutche Bahn! Это кошмар какой-то, самый неожиданный и неприятный сюрприз этого путешествия!
В отзывах, что я читала при подготовке к этой поездке, как-то этот момент не был затронут, и я возлагала большие планы на жд перемещение по Германии. Слава Богу, теперь у меня есть опыт, пользуясь которым можно возлагать небольшие надежды на будущие поездки. Поделюсь им с вами.
Основные понятия:
- поезд RB (Regional Bahn) – агрегат красного цвета, движется на небольшие расстояния с частыми остановками
- поезд RE (Regional Express) – то же самое, но остановок поменьше
- поезд ICE (Intercity Express) – белый красавчик из будущего, везет с ветерком на дальние расстояния (до 330 км/ч).
- поезд IC (Intercity) – тоже белый, понятно что не такой скоростной раз не экспресс. До 200 км/ч
Конечно, различий больше, но это основные принципиальные вводные, необходимые для путешествий.
Если вы являетесь счастливым обладателем банковской карты, работающей на территории еврозоны, рекомендую установить приложение DB Navigator. Через него удобно ЗАБЛАГОВРЕМЕННО покупать билеты на дальние расстояния (IC, ICE). Заблаговременно значит за 3 месяца. Т. к. виза у меня была всего за месяц до поездки, цены были уже неприятные. На одни и те же расстояния в зависимости от даты покупки стоимость колебалась от 30 до 150 евро за поездку (например, для понимания диапазона). Мне было деваться некуда, сестра покупала мне билеты по тарифу «конь».
Для коротких путешествий (в соседний городок) билеты лучше брать в автомате на вокзале (бело-зеленый терминал). Есть опция переключения на английский язык, есть билеты как на одного человека, так и на группу до 5 человек на день (билет туда-обратно плюс общественный транспорт в пункте назначения). Главное, подходя к такому автомату, иметь при себе мелкую наличку. Купюры в 50 евро они зачастую не принимают, как и карты.
Почему важно знать разницу между дальней и ближней поездкой? В один из дней, приехав во Франкфурт, мне нужен был билет в Бад Кройцнах. В списке в приложении отображались все поезда, но не все можно было купить онлайн. По какому принципу – на тот момент мне было непонятно. Я торопилась и взяла билет через приложение на ближайшее время за 30 евро. А если бы не поторопилась, в автомате взяла бы тот же дневной билет НА ЛЮБОЙ поезд в моем направлении за 19 евро. Как вам разница, а?
Дело в том, что билеты на RB в приложении не доступны, только на IC и ICE, и комбинированные с ними маршруты.
Еще один очень важный нюанс, и приложение в этом помогает. Нередкое явление смены платформы за несколько минут до отправления. Особенно это неудобно с чемоданами!
И совсем распространенное явление – опоздание поезда. Точность – это про швейцарские часы, но никак не про немецкие поезда.
У меня за этот месяц было много поездок на поездах Германии, и легче перечислить, когда они приходили вовремя, чем когда задерживались. Поэтому перед отправлением всё время надо быть начеку!
Есть еще одна особенность при посадке – это буквенное обозначение платформы. Все платформы имеют свой номер, но на платформе может быть еще и буквенное разделение. Например, поезд в одном направлении уходит с платформы 5А, в другом – с платформы 5D, практически в то же время. Глядя на поезд невозможно понять куда он идет, табличек сбоку нет, иногда есть индикация на локомотиве. Поэтому еще раз внимательно смотрите на табло-расписание!
Как быть и что делать, если поезд немецких ЖД опоздал? Рвать волосы не нужно, даже если после этой поездки следует пересадка. Все билеты Deutsche Bahn работают по схеме купил – доехал, то есть с билетом по определенному направлению вы можете ехать на любом поезде в том направлении. Конечно, в приоритете тот что покупали, но если поезд опоздал (поезд, а не вы), можно спокойно садиться на следующий. Когда подойдет контролёр – произносите волшебное слово Фершпэтунг (Verspatung – опоздание), и едете дальше.
Если опоздали вы, обязательно идёте в кассу или информационное бюро при жд станции, объясняете ситуацию, предъявляете билет. Все сотрудники как-никак говорят по-английски и искренне стараются помочь пассажирам. Был и за мной такой грешок, без каких-либо доплат я поехала на следующем поезде. На моем билете красовался штамп кассы с пояснением для контроля. Первоначальный билет предполагал тариф с таким передвижением.
Ну что же я все плохо и плохо, есть и плюсы. Точнее, плюс. Все станции и платформы, на которых я побывала, были оборудованы лифтами.
Есть еще один способ передвигаться по железнодорожным путям Германии бюджетно. Нет, не пешком)
Широкое распространение получила компания FlixBus, которая помимо автобусов возит еще и поездами. Что нужно знать, если хотите связываться с этой компанией:
- Это конкуренты DB, и палки торчат в колесах их вагонов (в переносном смысле)
- Поезд и вагончики ярко-зеленого цвета
- Очень дешевые билеты
- Покупая билеты на этот поезд в любом направлении, надо быть еще более внимательным! Все что я перечислила про DB будет и тут, но может добавиться отправка РАНЬШЕ, чем по расписанию. Эти поезда ходят по тем же рельсам, что и DB, и обязаны подчиняться общему графику и указаниям диспетчеров DB (см. п.1)
Билеты можно приобрести так же через приложение (FlixBus), на станции отслеживать табло отправлений, смотреть за изменением номера платформы и временем отправки через приложение и на самой станции, и глазами высматривать ярко-зеленый поезд.
Боль и разочарование от незнания всего этого посетила меня в день отправления в Берлин. Эта ошибка стоила мне 135 евро.
Сейчас может показаться, что я отговариваю от поездок с FlixBusTrain в пользу DB. Это не так, у FlixBus хотя-бы цены приемлемые. Все варианты поездок на жд требуют концентрации и знания обстановки. Слово «внимание» тут прозвучало кошмарное количество раз, но это именно то, что нужно чтобы благополучно добраться из пункта А в пункт Б.
Дополнение от местных: эти 2 способа не единственные, все зависит от географии путешествия, бывают и другие сюрпризы)
Конец ремарки.
Майнц
Светлана покупает групповой билет в Майнц. Экономия ощутимая! Дорога заняла около часа, в поезде был Wifi. На подъезде к Майнцу к нам присоединилась Аня - моя племянница (дочь Светланы), с ней гулять было намного легче! Практически местный человек, легко ориентируется, знает короткие пути!



Центральная площадь с фонтаном:

Моим основным местом интереса в Майнце был музей Гутенберга (изобретатель первых печатных станков). К сожалению, к нашему приезду он (музей) уже успел впустить последнюю партию экскурсантов и закрыться…

Памятник Гутенбергу. Забегу немного вперед, в музей я все-таки попала, и даже посмотрела там фильм о его жизни. Что примечательно - доподлинно известен адрес и дом где он проживал, однако не сохранилось никакой информации о том, как он выглядел. Тем не менее памятники ему и изображения фигурируют по всему Майнцу!

Чтобы всерьез захотеть в Майнц советую почитать отзыв Варвары любопытной «Один день в Майнце», за что ей огромное спасибо! Меня на визит в Майнц вдохновил именно этот отчет!

Пасха повсеместно:


Недалеко от музея Гутенберга:

Полезные ссылочки про туристические маршруты по Майнцу с письменной гид-программой (правда, всё на английском): https://www.mainz.de/ru/worth-seeing/index.php
А мы спешим в Собор св. Стефана. Конечно же, витражи Марка Шагала моя творческая натура никак не может пропустить!



Очень органично поймала Аню в кадре:

Что сказать, величие былых лет и мощь искусства всегда вызывает во мне трепет и восхищение. Помедитировали – и пошли дальше:

Еще одна счастливая случайность, произошедшая в тот день – ярмарка на набережной!

Прекрасный вид с колеса обозрения:

Нагулявшись по городу, мы пошли туда, накатались с племянником и племянницей на каруселях и колесе обозрения, и довольные поехали домой.

На вокзале Майнца:

После полуночи никакого общественного транспорта в Бад Кройцнахе, конечно, нет, так что путь от вокзала домой тоже пеший. Дома было уже 35000!
4 апреля
Для полного понимания моего маршрута в этот день вернемся в утро 2 апреля и немного вникнем в предысторию. А утром 2 апреля со мной второй раз в жизни случилось невероятное событие. Кому интересны только факты о местах и передвижениях – пролистываем абзац вниз.
Предыстория:
В университетские годы я близко общалась с двумя подругами, одна из которых сразу после университета переехала в Омск (Вероника), а другая (Аня) – 5 лет назад перебралась в Германию. География моего переезда в Россию курьезным образом не пересекалась с местами жительства Вероники, мы постоянно находились друг от друга в 5-6 сотнях км, и так за все это время ни разу не встретились при всем желании. Но 3 года назад колеся по Крыму, я получаю от нее сообщение о том, что она находится в получасе езды от места моей дислокации! Конечно же встрече быть!
Связь с Аней была потеряна году в 2022ом, чему я не удивлялась – в том году связь со многими моими знакомыми и друзьями была утрачена. И каково же было моё удивление, когда своим первым утром после прилета я получила сообщение от Вероники с содержанием примерно «Аня до тебя дозвониться не может, дам ей твой номер?». Что сказать, наше всеобщее удивление от такого совпадения не отпускает до сих пор).
Созвонившись с Аней, мгновенно был взят билет на поезд. Позже они обе в сообщениях обозвали меня ведьмой)
Итак, утром 4 апреля я успешно добралась до Штутгарта, и мне предстояла пересадка (интервал 40 мин). Погода была кошмарная, холод, время от времени лил дождь, зуб на зуб не попадал. Платформы в Штутгарте находятся «на свежем воздухе», без шансов укрыться от ветра и холода. Я заблаговременно нашла нужную платформу, увидела поезд, стоящий на ней, и озадачилась поиском помещения, чтобы переждать это время. Тем временем в приложении появилось красное уведомление (я же тогда еще не знала всех этих нюансов) о том, что мой следующий поезд задерживается.
«Не беда» подумала я и зашла в комнатушку ожидания. Платформ куча, а для ожидания предлагалась крошечная комнатушка! Хотя, возможно, я чего-то не знаю…
Полчаса пролетели незаметно, я стала выдвигаться в сторону своего поезда, который хоть и задерживался, информации когда он прибудет ни на табло, ни в приложении не было. Тем временем тот поезд, который я видела полчаса назад, все стоял на этой платформе.
Еще 10 мин прошло, и - вот и первый сюрприз подъехал! – это и был мой поезд! В приложении мне пожелали приятной поездки, информация об опоздании испарилась. Как такое возможно? Нет, не так. КАК ТАКОЕ ВОЗМОЖНО?? Этот вопрос, возможно, посетил и вас при прочтении. «В Deutsche Bahn возможно всё!» ответила мне сестра и отправила в офис продаж неподалёку. Там, как я выше рассказывала, мне помогли, и еще через 40 мин я сидела в следующем поезде в направлении городка Ротвайль (Rottweil). Да, ротвейлеров вывели именно там, в остальном он мне показался ничем не примечательным.
Тут меня ожидала Аня и еще одно приятное совпадение (как-то же надо уравновесить DB-сюрпризы). Парой дней ранее сестра мне рассказывала о волшебном месте – Боденском озере (Bodensee). И жалела о том, что в эту поездку я туда не успею съездить.
Как вы думаете, куда Аня меня повезла?
Констанц
Город Констанц хоть и встретил нас мрачно и с дождиком, но было уже намного теплее:

Местами даже показалось солнышко:

Адрес платной парковки с хорошим расположением, где мы оставили машину: Döbeleplatz, Döbelestraße 1, 78462 Konstanz, Германия
Дефилируем мимо Швейцарии:

Пообедав в ТЦ LAGO в кафе паназиатской кухни (было ОЧЕНЬ вкусно всего лишь за 16 евро) мы продолжили нашу прогулку. Новостей у каждой из нас было много, и вечер настал совсем незаметно. Тут комментариев к фотографиям будет минимум, так как я была совершенно информационно не готова к встрече с этим городком. Просто радовалась новым открытиям, неожиданной встрече и случайном совпадениям)

Зашли в Собор Девы Марии:




Дошли до Рыночной площади с Императорским фонтаном (Kaiserbrunnen)


очень сложно было заснять его в нужных ракурсах во всей красе. Прохожие беспардонно попадали в кадр и закрывали всё самое интересное:

Этот фонтан относительный новодел, "восстановленный" после Второй Мировой, но уже со своими ироничными изюминками. Оригинал был установлен в 1897 году. Главные действующие лица - 4 императора (Фридрих Барбосса, Генрих третий, Максимилиан и Вильгельм). Кролики и павлин там же, на потеху современной детворе и любителям фотоохоты.
Конь Барбоссы тут же, полируется желающими всех возрастов:




Эти двое друг напротив друга ждут хозяев:


Продвигаемся непосредственно к озеру:


Яркая пара в этом пасмурном дне:

Место стрит арту в Германии всегда найдется! Любуюсь:





Прекрасная набережная:







Замечательный вид венчает Империя (отсылочка к Бальзаку). Куртизанка, которая вертит на своем девятиметровом стержне не особо одетых папу Мартина пятого и императора Сигизмунда.



Шагнув одной ногой в Швейцарию мы отправились в обратный путь.

Дождь стеной + скоростной режим автобана = острые ощущения, но доехали мы быстро! Ужин в разговорах допоздна, ранний подъем и завтрак в спешке, заботливо собранный Аней бутерброд мне в дорогу - и вновь пора на поезд…
5 апреля
Утренний Ротвайль:




поймала на фото хвост IC или ICE
Погода с утра решила порадовать меня теплом и ясным солнышком, а DB – своевременными поездами. Почти своевременными. За небольшим исключением в 20 минут на последнем отрезке. Самой веселой частью этой поездки был вагон футбольных фанатов. Видимо, святой дух-покровитель моих путешествий решил наполнить этот месяц всеми возможными впечатлениями! Я была рада такому соседству! Сон сразу как рукой сняло!
Добравшись до Франкфурта, я пошла искать камеры хранения в здании главного вокзала. Они нашлись после крайней платформы (если смотреть на главный вход – справа).

Это ряд видавших виды железных шкафчиков разных размеров и степени исправности. Мне понадобилось время, чтобы это понять и найти рабочий. Как определить работает замок или нет? Сначала закидывайте мелочь, а потом ставьте багаж в ячейку. Если замок исправен – оплата остаётся в приемнике, и на табло сумма оплаты уменьшается на номинал поступившей монеты. В противном случае деньги выпадают из замка. Ячейки есть двух размеров. Мне для маленького чемодана и рюкзака хватило самой маленькой кабинки за 3,5 евро. Уже не припомню, сколько стоит большая (вроде бы 5), но ей я тоже пользовалась в дальнейшем, и туда легко зашел средний чемодан, большая сумка и рюкзак. Возможно, для кого-то это все проще пареной репы, но если бы я знала обо всем этом заранее – мне было бы проще ориентироваться на местности. Сфотографировала на всякий случай шкафчик, забрала ключ, и налегке отправилась знакомиться с Франкфуртом!

Мнение моих знакомых, посещавших Франкфурт, можно озвучить словом «кошмар». Рассказы сестры этим мнениям соответствовали. Франкфурт-на-Майне известен наличием большим количеством социальных организаций. Бездомные, безработные, попрошайки, наркоманы и прочие сливки общества кучкуются в районе HauptBahnHof. Это ощущается сразу, как выходишь из вагона. Полезный совет – держитесь за сумку, не разговаривайте с попрошайками. Я так и сделала, но тревожность меня не покидала до самого Майна. Любоваться достопримечательностями в радиусе пары км от вокзала не приходилось. Приходилось огибать кучки дерущихся людей и стихийные мусорки. Я перешла Майн через мост Holbeinsteg, уделила время прекрасным видам:


А вот и сам этот пешеходный мост:

На другой стороне реки располагается известная Музейная набережная. Концентрация разнообразных мест для посещения зашкаливала. Мне хотелось попасть в Музей Штеделя и в Музей кино. После посещения – пройтись по старому городу, через городскую площадь, в размеренном режиме вернуться на вокзал и ожидать свой экскурсионный автобус. Словосочетание «размеренный режим» этому плану не соответствовало, поэтому пришлось отложить посещение Städel Museum до лучших времён (художественных музеев на моем пути было еще предостаточно).
Музей кино порадовал! Было очень много интерактивных экспозиций, где можно что-то покрутить – подвигать и умиляться результатам. Мне было очень интересно, думаю дети там могут провести намного больше времени, чем взрослые.





Вид на Франкфурт из окна Музея кино:

Вишенка на торте – входные двери. Перед тем, как уходить, сядьте напротив, подождите пока кто-нибудь зайдет или выйдет. Тихий восторг от изобретательности и такого простого решения!
Продолжаю прогулку по Музейной набережной, погода удручающая…


Между историческим и детским музеем:

Фонтан справедливости:

Историческая рыночная площадь (Römerberg):




Время в поездках летит незаметно! Увидев на часах 30 минут-до-отправления, я в спешке купила бутерброд, быстро и вкусно дошла до главного вокзала. Забрать вещи из камеры не составило труда, найти место остановки автобуса – тоже. Оказалось, что спешила я зря. Еще около часа дружная компания «итальянских» туристов ожидала отправления!
Так как тут Германская ветка, отмотаем на 2 замечательных солнечных дня вперед!
В понедельник по возвращении во Франкфурт единственным моим желанием было лежать ногами вверх, чем я и занималась весь день. На горизонте поездка в Берлин, а значит, все самое интересное только начинается!