
Часть первая: Кюсю и Хоккайдо
С момента моего прошлого визита в Японию минуло уже 11 лет. А с первого путешествия — целых 15. За этот период страна значительно трансформировалась, по мнению многих путешественников. Изменилось и восприятие ее туристами — из экзотического направления Япония превратилась практически в мейнстрим.
В 2024 году страну посетило почти 37 миллионов туристов (это больше, чем Таиланд). Около 100 тысяч из них были россиянами. В 2025 году этот рекорд, скорее всего, будет побит. Мы решили внести свой вклад в эту статистику, оформив японскую визу и собрав чемоданы.
Отели традиционно бронировал на Japanican. С оплатой по факту заселения. Система по-прежнему требует данные карты, но охотно принимает мою белорусскую виртуальную карту от Альфы. Выяснилось, что теперь Japanican принадлежит системе www. Но в последней моя карточка бронировать отели не позволяет.
Приобрели SIM-карты. Одну eSIM (не заработала, пришлось покупать другую). Одну «железную» на маркетплейсе (заработала отлично).
Купили авиабилеты на внутренние перелеты по Японии. Авиакомпания Airdo.
Приобрели проездной JR-Pass на 7 дней в той же компании, которая оформляла нам визу.
Летели традиционно через Москву. Оттуда азиатское направление практически полностью монополизировали китайцы. Наш маршрут: Москва — Шанхай — Фукуока. При этом цена билетов из Москвы в Японию почти не изменилась с 2014 года на рейс Москва — Доха — Токио.





Перелет был комфортным, тем более что наши соседи вскоре пересели на другие свободные места. В нашем распоряжении оказался целый ряд из четырех кресел на двоих. К тому же кормили вкусно.


Пересадка в аэропорту Пудун в Шанхае у нас была около 3 часов. Гейт вылета при регистрации в Москве еще не был указан. Его проставила вручную сотрудница аэропорта, сортировавшая прилетевших пассажиров. Пришлось немного проехаться на поезде-шаттле. Зря ушли в первые вагоны вдали от эскалаторов — на выходе оказались в хвосте толпы.
Нужно проходить контроль температуры, сканирование биометрического паспорта и дополнительный досмотр с пристрастием. Лучше заранее достать повербанк, ноутбуки и планшеты. Абсолютно все из карманов вплоть до бумажек. Проще всего иметь одну сумку под мелочь, куда можно выложить все и отправить просвечивать. Все прохождение и очереди заняли у нас около 40 минут. Назад пересадка будет короче. Старались все запомнить, чтобы в следующий раз на опыте пройти все быстрее.



Короткий перелет Пудун — Фукуока занимает менее двух часов. Китайцы снова кормят, но уже попроще и без горячего.
1 июня. Фукуока. Первый день в Японии
Наконец-то мы приземлились в Японии! Требуется, как обычно, заполнить миграционную карточку. Также необходимо заполнить декларацию (не помню такого в прошлые визиты, но возможно просто забылось).
Получили багаж и вышли в холл аэропорта. Оттуда доехали на автобусе-шаттле до домашнего терминала аэропорта, где есть станция метро. На метро добрались до станции Akasaka, откуда неспешно дошли до отеля.


Отель Heiwadai Hotel Otemon буквально был самым бюджетным вариантом с двухспальным номером. Точнее даже считался полутораспальным. План состоял в том, чтобы просто переночевать в Фукуоке перед дальнейшим путешествием по стране. А усталость с дороги должна была закрыть глаза на любые недостатки. Так в общем-то и произошло. Отель, возможно, не самый свежий и комфортный, но и придраться особо не к чему. Более того, в самую низкую цену за номер входил еще и завтрак с отличной подачей. Но это завтра, а сначала мы просто оставили в номере чемоданы и пошли исследовать окрестности.






А окрестности здесь замечательные: руины замка Фукуока, сад вокруг них, парковая зона — настоящая красота!








Нагулявшись до темноты, мы решили, что неплохо бы поужинать. Вот только где? Но пока возвращались в сторону отеля, наткнулись на локальный фестиваль. Была сцена с различными выступающими и множество палаток с разной традиционной едой. Решили попробовать такояки — мягкие шарики из теста с начинкой из осьминога. Запили их пивом.


После поездки я так и не смог найти упоминаний или названия этого мероприятия, на которое мы случайно наткнулись. Но мне определенно нравятся такие случайности, позволяющие погрузиться в культуру страны. Это мероприятие явно локального масштаба, рассчитанное на местных жителей. Скорее всего, даже жителей конкретного района. А впечатления от такого погружения получаешь в разы больше, чем от толчеи на каком-нибудь разрекламированном среди туристов мацури.



2 июня. Прилет в Саппоро

Переночевали в своем отеле прекрасно. Либо сказалась усталость от долгих перелетов, так что не хотелось придираться к мелочам. Из отеля нам предстояло выселиться утром, но мы успели позавтракать. Завтрак эффектно подавали завернутым в банановые листья. Внутри 2 шарообразных онигири: один острый, второй вкусный. Остались довольны. После чего забрали чемоданы и снова поехали в аэропорт.
Метро доставило нас в домашний терминал. Там я обратился к девушке за информационной стойкой и спросил, где можно купить карточку для оплаты транспорта Nimoca. Это такой местный аналог Suica и Pasmo. Она направила меня в автобусную билетную кассу, где кассир продал мне 2 карточки. 2000 йен каждая. 1500 зачисляется на счет. 500 йен — депозит, который можно вернуть. Ну или оставить карточку на память.
Забегая вперед скажу, что затея с картой была сомнительной. Интернет и нейросети обещали, что ей можно будет платить на ЖД транспорте во всей Японии точно так же, как Suica. Но по факту она заработала у нас для оплаты проезда только на Хоккайдо (куда как раз мы и направлялись в тот момент). А вот оплачивать напитки в автомате, камеры хранения она действительно позволяла везде. 1500 с обеих карт мы таким образом потратили. А вот в транспорте приходилось платить наличными.
Регистрация на рейс Airdo проходит через терминалы родительской авиакомпании ANA. Несколько раз попытались самостоятельно, но что-то терминал никак не хотел принимать мои данные. Сотрудница, приставленная к терминалам для помощи, ввела все самостоятельно, переключив интерфейс на японский — и все получилось. Далее быстрый досмотр и небольшой зал ожидания, где дожидались своего рейса.

Часто шутят, что в Японии авиаперелеты дешевле такси. Хотя какая это шутка? Билет Фукуока — Хоккайдо с багажом стоил нам примерно $50. При этом в салоне много свободных мест. Рейсов несколько в день. И летают по маршруту несколько авиакомпаний, 3 из которых лоукостеры.
Во время перелета бесплатные только напитки. Еще дают наклейку в честь бейсбольной команды, которую авиакомпания спонсирует.

В Саппоро мы прилетели днем. Удивились, что в аэропорту много указателей дублируется на русском языке. Видимо, сказывается близость с Россией.

По дороге на станцию JR зашли в офис, где возможен обмен ваучера JR-Pass на сам проездной. На прекрасном английском сотрудница рассказала нам все об условиях действия проездного и ответила на все вопросы. В то же время в соседнем окне консультировали уже на китайском языке. Отличная клиентоориентированность даже на Хоккайдо! Так как обратная дорога с Хоккайдо у нас планировалась также на самолете, то проездной попросили оформить с 6 июня. Там же в офисе купили билеты на поезд до города.
Пока ехали на поезде, отмечали про себя, что пейзажи за окном почти родные. Природа здесь совсем не похожа на субтропики основной части Японии.


На центральной станции Саппоро пересели на метро и добрались до станции Nakajima-Koen. Прошли через парк с озером к своему отелю Mystays. Отель очень понравился. Уже тогда я предположил, что он будет лучшим на всем нашем маршруте. Чистота. Приятный интерьер. На кровати несколько разных подушек на выбор. Сотрудница на ресепшене выдала сразу всю полезную информацию, вплоть до режима работы ближайших продуктовых магазинов.

После заселения надели плащи и пошли гулять под моросящим дождем. Шли примерно в сторону отмеченной городской достопримечательности — старой часовой башни.











По дороге зашли в раменную. Автомат для заказа не удалось переключить на английский интерфейс, поэтому выбрали варианты просто по картинке и цене. Оказалось очень вкусно, но огромный размер порций очень непривычен для нас. Возможно, где-то в недрах интерфейса были варианты с миской меньшего размера.

Дошли до хваленой часовой башни. Внутрь вход был уже закрыт, поэтому посмотрели снаружи. Особо не впечатлила.

Зато рядом нашлась уже большая современная телебашня. Можно сказать мини-версия Tokyo Tower. В нее зашли и даже поднялись на смотровую площадку на лифте. Билет стоил 1000 йен.






На входе фотографируют посетителей, чтобы на выходе предложить купить распечатанную фотографию. Выход через сувенирный магазин. Классика :) Сувениры на Хоккайдо специфичные:




3 июня. Поездка в Адскую долину
На следующий день мы отправились в Jigokudani — «Адскую» долину гейзеров.

Для этого добрались до вокзала Саппоро на метро, затем пересели на экспресс Hokuto Suzuran, который почти за 5000 йен (дороговато) с человека быстро довез нас до станции Noboribetsu.




В информационном центре уточнил, где останавливается автобус до адской долины, так как вокруг автобусной станции шел ремонт и многие остановки были перенесены.



Автобус вскоре пришел. Это оказался какой-то онсен-экспресс, который развозил людей по отелям. Оплата у него была фиксированная 450 йен. Оплатить можно было сразу на входе.

Доехали до нужной остановки (там вышли почти все пассажиры, так что ошибиться сложно). И пошли по карте, заодно снимая все вокруг. В сам природный парк вход свободный. Есть информационные стенды с маршрутами по достопримечательностям.








Собственно сама долина, где бурлят гейзеры, поднимается пар, а склоны гор вокруг окрашены в яркие цвета разными минеральными отложениями. Там, где гейзеров поменьше, бурно растут какие-то белые цветы.














Далее мы прошли по тропинкам к озеру с гейзерами.








А на обратном пути посетили место, где можно помочить уставшие ноги в теплой воде, которая вытекает из того самого озера.

Думаю, если останавливаться на несколько дней в этой местности, то можно найти еще много интересного. Например, красивое озеро с голубой водой в кратере вулкана. Но не в этот раз.

Кстати, по парку проходят автомобильные дороги и здесь вполне удобно ездить на машине или такси, но это не наш случай, конечно :) Наш отдых активный и с большим количеством ходьбы.

На обратном пути нам попался уже какой-то другой автобус. Здесь водитель отказался принимать предоплату. Цена проезда зависела от количества остановок. Но в итоге на выходе она составила все те же 450 йен с человека.
4 июня. Отправляемся в Токио
На этом наше посещение Хоккайдо завершается. Нас ждет самолет Airdo до Токио. Выселяемся из отеля, метро до вокзала, а оттуда в аэропорт на поезде.

В этот раз полностью самостоятельно зарегистрировались на рейс в терминале. Сдали багаж и прошли досмотр. В зоне вылета купили суши-бенто и пообедали перед полетом.

Какие же впечатления остались от Хоккайдо? Во-первых, здесь другой климат, не похожий на остальную часть Японии. Наш план состоял в том, чтобы сбежать от сезона дождей. И на севере страны он не так сильно выражен — именно так гласили путеводители... Но как раз здесь погода была мокрой. Хорошо еще, что без сильных ливней. Да еще и температура в районе 16 градусов.
Во-вторых, здесь не так много туристов, что мне кажется большим плюсом. Те немногие, что мы видели, были китайцами и корейцами, но и их совсем немного по сравнению с «попсовыми» направлениями.
В-третьих, ну а где еще увидишь долину гейзеров? Было бы здорово слетать на Камчатку, но это едва ли дешевле Японии. Огромным плюсом именно Японии я вижу разнообразие направлений туризма: здесь не только природа, но и культура, урбанистика, экзотика. И все это может заметно отличаться от региона к региону. Так вот Хоккайдо отличается, наверное, больше всего.
Ну и еще одна символическая причина — получить ачивку за посещение всех 4-х основных островов японского архипелага за одну короткую поездку. Напротив Кюсю и Хоккайдо ставим галочки в списке!

P.S. Со временем к письменному отчету добавится еще и видео. Но это по мере его готовности. Слишком уж много фото и видео осталось из поездки, как всегда. Все нужно обработать, смонтировать и описать. Но обещаю это дело не бросить и все опубликовать, как это было по итогам прошлых поездок.