Джунгли27 февраляЗавтрак снова состоялся на городском рынке: дешево и сердито (пирожок «эмпланада» с начинкой из картошки и курицы, плюс оладья из юкки; «зачет» по обоим блюдам). Запили еду молочным коктейлем с бананом – тоже вкусно. В 8:45 пришли в агентство, в котором купили «джунглевый тур». На сей раз у нас образовалось трое попутчиц: сестры-двойняшки из Чили и одна швейцарка. До джунглей плыли по реке на большой лодке с навесом. Сначала пересекли реку Бени и в офисе национального парка Мандиди на другом берегу заплатили по 150 боливиано (около 18 долларов) за посещение парка. Когда мы отплывали из Рурренабаке, погода стояла хорошая, и мы с СВ заняли в лодке передние места. Но вскоре начался дождь, и несмотря на навес мы были под постоянной атакой воды. Пришлось укрываться под дождевыми накидками. Поездка до лагеря заняла около 3 часов: час вверх по реке Бени и примерно 2 часа вверх по крупному притоку – реке Туичи. Берега очень красивые (покрытые джунглями горы), однако они были частично скрыты за пеленой дождя. В одном месте над рекой возвышались отвесные глинистые утесы, в которых виднелись какие-то дырки. Похоже, эти «норы» были выгрызены красными ара (очень большими попугаями): один из них как раз сидел в такой дырке. На маленьком островке мельком видели стайку очень красивых маленьких цапель с синими «масками» (Capped Heron).
Боливия.-Джунгли.Река-Туичи.jpg
Пристав к берегу, мы прошли около 10 минут до нашей «лоджии»: 5-6 домиков с крышами из пальмовых листьев. Всю группу заселили в самый большой дом, состоявший из единственной комнаты с дюжиной кроватей. Обстановка довольно спартанская, но по крайней мере простыни и марлевые пологи на кроватях имелись. Электричество отсутствовало. В отдельном домике располагались туалет и даже душ. Через час повариха (приехавшая с нами из Рурренабаке) приготовила на обед мясо с рисом. После обеда – экскурсия в джунгли часа на три-четыре. Гид не говорил по-английски, но нам с СВ иногда помогали с переводом швейцарка и одна из чилиек. Животных встретили немного: лишь рыжие ревуны (обезьяны), лягушки и разные насекомые. Некоторые муравьи были размером со среднего таракана; по словам гида, укус таких муравьев болит целые сутки. Недалеко от лагеря росло высокое дерево, в пустом стволе которого днем прятались летучие мыши. Еще видели очень крупного паука, точнее, только его брюшко, торчавшее из норки. В основном гид рассказывал о растениях (ядовитых, лекарственных, применяемых для изготовления красителей и пр.) На каком-то дереве гид сделал укол своим мачете, и из дырочки в коре потек ядовитый сок, используемый индейцами для обработки наконечников стрел. Показали нам и дерево, из которого делают луки. Я сфотографировал для коллекции несколько интересных грибов необычной формы.
Боливия.-Джунгли.-Грибы1.jpg
Боливия.-Джунгли.-Грибы2.jpg
Познакомились также с пищевыми растениями: «диким кокосом» (упавшие на землю свежие плоды по виду и по вкусу похожи на абрикос), «дикий какао», «дикая папайя». Названия, конечно, условные, на самом деле с настоящими кокосами и папайями эти растения ничего общего, вероятно, не имеют. На земле попадалось множество неизвестных плодов, упавших с деревьев. Не случайно нам повсюду встречались следы пекари (диких свиней): для них здесь полно еды. Посетили большой натуральный солонец, но днем там никого из зверей, конечно, не было. Возвратились в лагерь засветло, в начале седьмого. Хотел еще до ужина пройтись до реки Туичи, но за несколько часов сухая протока, отделяющая «лоджу» от реки, из-за дождя превратилась в мутный поток глубиной по пояс. Идти на ночную экскурсию ни у кого из нашей группы не было желания, поскольку все устали днем. Трепались на кухне при свете свечей, под пение цикад и сверчков.
Боливия.-Джунгли.Полупрозра.jpg
28 февраляПоловину ночи шел дождь, а к утру он вообще перешел в ливень. Поляна, на которой располагался наш лагерь, превратилась в сплошную лужу. В 8:00 – сытный завтрак (лепешки, эмпанады с сыром, фрукты). До обеда просто отлеживали бока и болтали, пережидая дождь. В это время прибыла еще одна группа туристов – две французские пары. Снял на видео, как они с помощью своих гидов переправлялись через вздувшийся ручей рядом с лагерем: сначала гиды перетащили на себе девушек, потом помогли перейти парням.
Боливия.-Джунгли.-Дождь.jpg
В третьем часу дня дождь, наконец, закончился, но наша группа все равно не захотела идти в лес и шлепать по грязи (ни у кого, кроме меня, резиновых сапог не было). Поэтому я совершил одиночную вылазку по тропе сначала в одну сторону от лагеря, потом – в другую. Возле прогала в джунглях, образовавшегося на месте упавшего дерева, я заметил в чащобе очень крупных черных птиц с ярко-красными клювами (потом по определителю выяснил, что это был какой-то вид курасао) и попытался к ним подкрасться поближе. В результате и птиц не рассмотрел, и тропу потерял. Сделал несколько кругов вокруг прогала, чтобы ее найти, но окончательно заблудился. Солнце было скрыто за облаками, и на плоском рельефе нужное направление невозможно было определить, хотя расстояние до лагеря составляло напрямую не больше километра. Затратив огромные усилия, я за полчаса залез по мокрым и скользким лианам на вершину гигантского дерева в попытке хотя бы увидеть реку Туичи и уже по ней сориентироваться. Но вершина дерева была густо перевита мелкими лианами, перекрывавшими обзор, а вокруг росли не менее высокие деревья, и никакой реки не просматривалось. Спустившись с дерева, снова долго искал тропу и даже натыкался на какие-то мелкие тропки со следами человеческой деятельности (срубленными мачете кустами), однако они вскоре прерывались. Ближе к сумеркам слышал вдалеке крики (потом узнал, что это был СВ), однако направление звука определись не удалось. Решил выходить по петляющим лесным ручьям к реке Туичи, до которой напрямую было всего 1-2км, и от нее уже искать лагерь. Фонарика у меня с собой не было, и с наступлением темноты пришлось снизить скорость до минимума, чтобы не выколоть глаза о сучья и не провалиться в какую-нибудь яму. Несколько раз казалось, что я выходил на тропу, но вскоре она терялась, приходилось возвращаться к ручью. Когда я уже стал подумывать о ночлеге, мне, наконец, повезло, и я наткнулся на «магистральную» тропу. Уже в полной темноте, примерно в семь часов вечера, я вышел к лагерю. Гиды (наш и «французский»), конечно, переволновались и были слегка сердиты на меня, пришлось извиняться.
Боливия.-Джунгли.-Гигантска.jpg
1 мартаУтро выдалось погожее, и напоследок мы с нашим гидом Роберто прогулялись 3-4 часа по лесу. На мокрой после дождей почве видели следы тапиров, ошейниковых пекари и каких-то оленей. Роберто показал нам «питьевую лиану» (из отрубленных кусков которой течет хорошая питьевая вода) и аяуаску – знаменитую лиану, используемую в бассейне Амазонки для религиозных и медицинских целей. После обеда нам предстояла переправа через ручей, отделяющий лагерь от реки Туичи. На наше счастье, за ночь вода упала, и хотя в ручье оставалось по пояс воды, течение было уже не опасное. Реки Туичи и Бени за последние двое суток заметно поднялись, местами мутная вода бурлила, как в котле. Путь до Рурренабаке вниз по стремнине занял всего чуть больше часа. На пристани мы встретили знакомых – Бенджамина с Лореной, с которыми ездили в пампасы. Поселились снова в гостинице «Бени». Сделали с СВ обход ресторанов с целью выбрать себе хорошее место для последнего в Рурренабаке ужина, но не нашли ничего достойного внимания. Мы хотели попробовать пиранью, однако в меню она нигде не значилась: не сезон. В одном ресторане свободно, без клетки, жила пара ручных синих попугаев ара (Blue-and-yellow Macaw). Для ужина выбрали «пойерию» (от слова «pollo» – курица), взяли на двоих целую жареную курицу за 60 боливиано (8,5 долларов), СВ прикупил литровую бутылку недорогого аргентинского виски. В процессе застолья к нам присоединились Бен с Лореной. Закончив с курицей, мы продолжили вечеринку в нашей гостинице. Бен принес по бутылочке крепкого пива. Трепались до двух часов ночи, пили тосты за первый день весны и за благополучие Чили, где на днях произошло очень сильное землетрясение со множеством жертв.
2 мартаВ 6:15 мы с СВ пришли в офис «Amaszonas». На сей раз нам не пришлось ехать в соседний поселок: взлетно-посадочная полоса местного аэропорта за последнюю неделю достаточно подсохла, чтобы принимать самолеты. Вылет в Ла Пас состоялся в 8:00. Утро выдалось отличное, почти без облаков, и под крыльями самолета хорошо просматривались ледники и зубчатые пики Королевских Кордильер.
В Ла Пасе по сравнению с Рурренабаке было весьма прохладно, всего 15-20 градусов. После равнины мы сразу почувствовали признаки «горняшки» (особенно после вчерашней вечеринки с виски). Добравшись до гостиницы «Копакабана», где мы перед вылетом в Амазонию заскладировали часть своих вещей, сняли там самый дешевый номер (90 боливиано, без ночевки). СВ остался отдыхать, а я обошел несколько турагентств и выбрал тур в альтиплано (высокогорную равнину Анд) по 580 боливиано с человека, плюс по 320 за автобус из Ла Паса до Уюни и обратно. Хотя в Уюни можно было взять подобный тур на полсотни боливиано дешевле, мы решили не рисковать, поскольку хотели начать тур уже завтра, сразу после прибытия в Уюни. После обеда прогулялись по Ла Пасу, поменяли немного долларов на боливианы, посетили несколько сувенирных магазинов. Я пытался «охотиться» с фото-видеокамерами на местных жителей, но на улицах было слишком оживленно, чтобы поймать в кадр привлекающих внимание колоритных типажей. В 18:00 к гостинице подъехало такси, входившее в стоимость «турпакета», для доставки нас к автовокзалу. За дополнительную плату в 20 боливиано таксист согласился завернуть на десять минут на Mirador Kilikili – смотровую площадку, с которой весь центр Ла Паса просматривается как на ладони.
Боливия.-Ла-Пас.jpg
Автобус в Уюни отправился в восемь часов вечера вместо семи, но нам крупно повезло, что мы вообще сумели выбраться из Ла Паса: как оказалось, на завтра и послезавтра водители автотранспорта в Боливии объявили забастовку, и все автобусные рейсы на эти дни были отменены. До последнего момента было неясно, когда начнется забастовка (была вероятность, что она начинается уже сегодня вечером), и полтора-два часа ожидания на автовокзале в полной неопределенности стоили нам многих переживаний. Торчать лишние два дня в Ла Пасе нам вовсе не хотелось. Позже мы узнали причину забастовки: правительство Боливии издало указ, запрещающий употреблять алкогольные напитки за рулем, и водителям автобусов очень это не понравилось.
Продолжение следует...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.