Ночью было прохладно, но вполне терпимо. С утра – иней на внешнем тенте палатки и снаружи и внутри. Проснулся как обычно в 5.30. Когда начал готовить завтрак, закончился второй баллон газа. Так что третий я взял не зря. Порадовавшись этому обстоятельству, я позавтракал и начал собираться. Сегодня планировалось пройти через перевал Ренджо (Renjo pass) в долину реки Bhote Koshi, по которой предстояло попасть в Намче Базар.

Вышел в 7 часов. Низкая облачность, ветер. Прошел вдоль озера и начал подниматься по тропе в сторону перевала. Видимость упала до 50-100 метров. Толи облака опустились, толи я поднялся на их высоту, а скорее и то и другое. Пошел снег. Хорошо еще, что ветер в спину, а не в лицо. Несмотря на такую погоду, кроме меня через перевал направлялось еще две группы трекеров. Сначала меня обогнала группа из трех человек с портером. А затем еще четыре человека с двумя шерпами. Впрочем, вторая команда меня обгоняла уже у самого перевала. И это было хорошо, поскольку к этому времени весь склон вокруг замело снегом, вокруг было сплошное молоко и куда идти было совершенно непонятно. Поэтому к перевалу я вышел по следам этой группы.

На перевал поднялся в 12 часов. Перевал Ренджо (Renjo pass 5360) ведет из долины ледника Нгозумба (Ngozumba Glacier) в долину реки Бхоте Коши (Bhote Koshi). Сам перевал, видимо, ограничен по краям высокими острыми скалами, силуэты которых темнели в тумане. Обогнавшая меня группа была еще там. Затем они пошли вниз, на запад. А я немного задержался на перевале. Во-первых, чтобы не толкаться на тропе, а во-вторых, немного перекусить. Впрочем, в одиночестве я там не остался. Как только ушла группа, на площадку перевала прилетел местный воробей. Я и не думал, что они живут тут на такой высоте. Он деловито обследовал площадку перед выложенной из камней скамьей на предмет крошек от крекеров и раздавленных печенюшек, оставленных добрыми трекерами. Мне, к сожалению, нечего было ему дать. Кусок колбасы я ему предлагать не стал, поскольку здесь даже шерпы вегетарианцы, а хлеба или печенья у меня уже давно не было. Тем не менее, он нашел чем перекусить и без моей помощи. «Интересно, - подумал я. – Наверное, у них каждый перевал контролируется своим летучим патрулем».

Спуск с перевала меня поразил. Почти на пол - километра вниз, от перевала и до самой долины была выложена каменная лестница шириной 2,5 – 3 метра. Она зигзагами спускалась среди скал. Ступени были занесены снегом, вокруг в тумане маячили темные силуэты скал, завывал ветер… Вспомнился почему то Толкиен. Всей красоты этого циклопического сооружения я оценить не мог, поскольку туман позволял видеть не более чем на 50 метров вокруг.

Вскоре снегопад прекратился, а когда я спустился в долину, то снег на земле уже таял. Но туман не рассеялся. Он висел плотной пеленой и не давал увидеть окружающие горы. Особенно обидно было, что я не смог увидеть красивого озера Angladumba Tsho, лежащего у подножья подъема на перевал. Я минут двадцать просидел на берегу этого озера, ожидая, что туман хоть немного рассеется, но так ничего и не дождался.
Идя к поселку Лунгдхен (Lungdhen) по тропе в густом тумане я подумал: «И чего я туда топаю? Целый день я путешествую в новом для себя горном районе, а ни одной горы еще не видел. Один туман вокруг». Поэтому я решил остановиться и продолжить движение утром, рассудив, что утром, возможно, будет хорошая видимость и я, наконец, увижу окружающие красоты. Жаль только, что эта мысль не пришла мне в голову раньше, например у озера или на перевале. Тропа как раз проходила вдоль ручья, шумевшего в тумане слева. Я спустился к этому ручью, выбрал место поровнее и к 15 часам уже разбил там лагерь.
Время было еще раннее, поэтому я не торопясь обложил палатку камнями, чтобы не задувало ветром, набрал воды из ручья, приготовил ужин. За ужином я доел почти все свои запасы провианта: последнюю пачку сублимированного супа, последний кусочек сала и на второе – последние две лицейские колбаски (последняя пачка сублимированной каши была съедена еще накануне). На утро остался только маленький кусочек копченой колбасы, чай, да горсть конфет. Это обстоятельство меня даже немного обрадовало – продукты были рассчитаны точно и ничего не придется везти обратно или выбрасывать. Ведь впереди предстояло идти через обжитой район и я наивно считал эту свою ночевку в палатке последней.
Управившись с ужином к 17.30, я стал ждать Вечернего Представления. И хотя весь день вокруг стоял плотный туман, я был уверен, что оно сегодня непременно состоится. Выйдя из палатки в 18 часов, я увидел, что Представление начинается – туман рассеивается и вокруг начинают проступать силуэты окружающих гор. Я схватил фотоаппарат и побежал на вершину ближайшего холма – занимать зрительское место получше. Облака разошлись, небо прояснилось и я увидел окружающие меня пики – Pharilapche (6017), Kyajo Ri (6186), Dragkya Chhulung (5657).

А напротив моей долины, на западе через невидимое пока ущелье Bhote Koshi высилась скалистая гряда из-за которой выглядывали заснеженные вершины шеститысячников Angole (6948), Langmuche Ri (6611), Pamalka (6344).


После 18.30 солнце зашло, силуэты гор потемнели и я спустился в палатку. Представление получилось на славу.

































