Идея пришла сама собой – было желание прокатиться на большом мотоцикле по маленьким городам Камбоджи.
Решили из Сиануквиля проехаться до близлежащих городков Кампот (108 км) и Кеп (еще 25 км).
Сами города малопримечательны – Кампот расположен на реке, в нескольких километрах от моря, что делает условно интересным для туризма. Кеп хоть и стоит на море, но настолько мал, что интересен только как экзотический пункт путешествия. Так вообщем то и произошло – мы не изучали города, а просто проехали их. Главным было просто ощутить Дорогу, посмотреть вокруг.
Мы выдвинулись из Сиануквиля после обеда, на мощном мотоцикле Honda (с объемом мотора 750 куб см), и обычном мотороллере Yamaha Nouvo. Надо сказать, мотоцикл был оседлан впервые – коротенькие поездки на менее мощном байке по Москве не в счет. Конечно, вождение мотоцикла опьяняет – ты чувствуешь его совсем иначе, чем поездку на машине. Тут тебя ничего не отделяет от окружающей реальности, звуки, запахи вокруг сводят с ума. Динамика мощного байка не сравнима с автомобильной – чувство скорости вдвое выше, чем на авто, а ускорение сопоставимо с мощным спортивным автомобилем. В итоге легко понять тех, кто раз сев за руль мотоцикла заболевает этим на всю жизнь.
Двигаясь на мотоцикле по дорогам Камбоджи чувства обостряются еще вдвое, и мы имеем состояние, схожее с эйфорией.
Надо отдать должное, дороги в Камбодже хорошие. И гораздо более чем в России приспособлены для движения на мотоцикле. Чистый и ровный асфальт, относительно вежливые водители делают поездку комфортной. Лишь изредка пролетающие мимо междугородние автобусы и большие грузовики вносят сумятицу – похоже их водители все как один учились ездить у Михаэля Шумахера. Только он им видать забыл сказать, что дороги – это не гоночная трасса.
Первые 40 км дороги прошли хорошо. Мы остановились в придорожной кафешке поужинать, и передохнуть. Я взял «Чирук Бон Киа» - национальное блюдо, - утиные яйца отваренные со свининой и соусами. Порция с рисом стоит около доллара.
Наступал закат, и было ясно, что в Кампот мы не успеем приехать засветло. Да и вождение ночью осложнялось – видимость ноль, дорога непредсказуема. Пару раз чуть не влетели в переходящих дорогу коров. Попадаются рытвины, асфальт местами разбит. Это не представляет сложностей днем, но ночью сильно заставляет всматриваться в каждый клочок дороги, высвечиваемый фарами. Сразу после заката появились мошки – на скорости они просто таки впиваются в лицо, и хуже всего, если попадают в глаза. Закрыть забрало шлема тоже не лучшая затея – оно тонированное, и тогда просто не видать дорогу.
Скорость падает, едем уже не 80-100, а 40-50кмч. Соответственно, отдаляется время прибытия в город.
Готовы уже заночевать тут, но гестхаусы не попадаются. Да и страшно – все помнят фильм «Хостел», и там то была Европа. А тут – провинциальная Камбоджа…
Вокруг темнота абсолютная – фонарей нет, лишний свет нигде не жгут – дорого. Особый шик въезжать в лесополосу – тогда вообще теряется ощущение реальности.
Останавливаемся у какой то торговой палатки – попить воды, и спросить – далеко ли до Кампота. Далеко. Еще километров 20.
Начинает моросить дождь – а это значит, что дорога становится еще и скользкой. На мотоцикле задняя покрышка стерта полностью, а это значит, что любая неточная работа газом может привести к падению. Да и тормозить нужно предельно аккуратно. И вот тут мы встречаем коров… Фары высвечивают стадо в последний момент, оттормаживаемся, пережидаем. Едем дальше в ночи в какой то прострации. Уже не считаем километры, не ждем город – просто едем.
Появляется знакомая развилка, хоть какое то освещение от придорожных лавок. Поворачиваем в город, ищу отельчик, где останавливался в прошлый раз. Тогда тоже шел дождь. Проехав по ничем не примечательному городку, так и не находим этот отель. Вспоминаю, как мне рассказывали про «Боди Вилла», - мол, интересное место. Ищем. Находим в двух километрах от города. Да, - Оно!
Оттуда выходит Михон.
- Здорово, Михон!
- Эээ, я Вас знаю?
-Нет, не знаешь! Я тебя знаю!
Михон удивлен и немного обескуражен. Но мне просили передать ему привет в Кампоте, вот и передаю. Он нас проводит в гестик, там у него все знакомые. Немного разговариваем, он рассказывает о себе. Душевный человек!
Михон – в центре.
Но – номеров в гестике нет. Есть место в общей комнате, что то вроде как в пионерлагере. Мне все равно – тут не жить, а просто переночевать. Тем более, что снова ехать в город и искать жильё не хочется абсолютно.
Бросаем рюкзаки, и в уютный бар. Оригинальное место – стоит у реки, возле небольших сходней в воду припаркована лодка с мощным мотором. Хозяин использует её для поездок по городу – вместо машины. Он австралиец, а у них все немножко не так.
Заказываем еду и коктейли. Созерцаем луну с плотика на реке – и спать, - завтра снова в путь.
Утро не было хмурым, а было каким то душевным. То ли место наложило свой отпечаток, до ли компания вокруг. Тут останавливаются одни европейцы, и за чашечкой кофе приятно поговорить о планах и маршрутах, кто где побывал, и куда едет. Каждый сидит со своим ноутбуком, и строчит депеши на родину.
Мы позавтракали, осмотрели и пофотографировали гестхаус, и двинулись в путь.
Нам предстояло проехать до Кепа, и вернуться обратно. Около 150 км. Немного, но учитывая среднюю скорость движения, получается долго. Мы постоянно останавливаемся сделать фото окресностей, сориентироваться, пообщаться с полицией. Они хотели доллар, или хотя бы немного сигарет. Я почему то был непреклонен – нет и все. Ну и что, что на мотоцикле недействительные номера, он нерастаможен, и нету водительских прав. Это еще не повод вообще нас останавливать. Правила то мы особо не нарушаем. Дааа. Они с улыбками нас отпускают. Отъехав, я жалею, что не дали им немного денег – надо же им как то кормить семьи. Задумываюсь, что с российскими ментами так не пообщаешься.
На заправке
«Делать то, что доставляет удовольствие, - значит быть свободным»
Лодки с рыбацкими сетями
Выжимает тростниковый сок. Подают со льдом.
Мы доезжаем до Кепа. Останавливаемся у рыбацкого рынка. Место примечательно тем, что тут вылавливают, и тут же продают и готовят морепродукты. Мы обходим только что вытянутые на берег краболовки, выглядываем, и берем долларов на 10 огромный пакет крабов. Не знаю, сколько там было килограмм – может 5, или 7. Оставляем их тут же готовить, и идем в близлежащее кафе.
Краболовка
В этих чанах готовят морепродукты
Голубые крабы
Шашлычки из кальмаров
Огромные тигровые креветки
Би-лайн отметился даже в таком захолустье
Это чудесно – сидеть на краю моря, видеть, как оно играет в лучах солнца, и попивать холодное пиво. И немножко подумать о Москве – как оно там? Нееет, лучше не думать.
Хочется сохранить где то глубоко в сердце это мгновение, чтобы потом долгими промозглыми московскими вечерами доставать оттуда кусочек, вспоминать и греться об него.
Приносят мешок крабов. Нее, столько не съесть. Мы пробуем одолеть их вчетвером, но они нас побеждают – похоже, мы не съели и половины. А тут еще приносят огромные тигровые креветки… Вообщем, обед удался.
Мы выдвигаемся дальше – хочется доехать до пляжа и искупаться. Дорога красива, на обочинах попадаются остовы некогда былого наследия – вилл французской знати. Сейчас они пустуют, какие то выставляются на продажу. По архитектуре видно, что постройки не современные, и не местные. Кхмерский стиль прост и незамысловат – если удобнее гамака, то это великолепно. Тут же мы видим архитектурные излишества – вычурные балкончики, оригинальные лестницы. Очень миленько прикупить такую, привести в порядок. Но боюсь цены будут негуманные, - может даже проще купить такую же во Франции. Наверное, останется еще и на авто.
Пляж радует. Песок почему то черный – вулканическая порода? С удовольствием купаемся, и идем осматривать памятник – голая тётка сидит у моря на небольшом мысике. Ну что сказать – строили Французы. А какие французы без голой тётки?
Говорят, - это памятник посвящен женщине, ожидающей мужчину с войны. Только вот пардон, - мужика дома нет, а она голая у моря… Ну да ладно – не будем заниматься психоанализом авторов, - изваяние интересно само по себе, и это хорошо.
Далее двигаемся еще немного по городу, вдоль моря. Находим огромный памятник крабу. Что же – это понятней – Кормилец.
Делаем фото, и двигаемся дальше. Как то невзначай город заканчивается. Мы делаем остановку, собираемся с мыслями, и отправляемся в обратный путь.
Едем уже быстрее – меньше остановок, и чувство уже немного другое – мы едем не вперед, а обратно. Также где то в душе ощущается, что дорога нас приняла. Не подкидывала трудностей, была дружелюбна. Делаем заключительные фото в этот день.
Дальше – темнеет. Ночь приходит в Камбодже всегда быстро – солнце просто падает за горизонт, и воцаряется тьма.
Приезжаем домой, уставшие но довольные. Мы сделали это! Мы посмотрели Камбоджу!
Да, мы не были в отдаленных её уголках, но, может это пока и не надо. Знаете, я тоже не был в отдаленных уголках России – и не переживаю по этому поводу.
Главное – другое. Мы совершили Путешествие, посмотрели обычный быт обычных людей.
Почувствовали Свободу.
И именно этого не хватает в «цивилизованном» мире. Чувства реальности. Наш мир все больше становится похож на декорацию компьютерной игры – и мы сами персонажи кем то запрограммированного действия. Матрица. Эпизод Зеро.
Здесь же, сидя на байке, ты видишь вокруг настоящую жизнь. Ты ощущаешь её всем телом. Она проникает в тебя. И мотоцикл под тобой управляется не мышкой и джойстиком, а механикой – тросами и болтами, гайками и шестеренками.
И ты управляешь этим. В этот момент – ты властелин своей судьбы.
И ради таких моментов стоит жить.
М.К.
Декабрь 2009.
Камбоджа.