День второй детский.
Стоя спиной к выходу из метро на этой площади, видим одно из красивейших зданий Праги в стиле чешской сецессии – Общественный дом. Но стоит оно там по меркам Праги совсем недавно, с начала ХХ столетия. В стародавние времена на этом месте находился Королевский дворец. Но место это знаковое скорее потому, что именно здесь в 18-м году ХХ столетия была провозглашена Первая республика.
Общественный дом соединен галереей с еще одной аттрактивной точкой Праги – Пороховыми воротами. Раньше они носили имя Ободранных. И именно через них проходил въезд в Старый город через таможню.
В этой точке еще легко представить, как проходила граница между Старым и Новым городом – вправо до реки по улице Револючни и левее по улицам На Пршикопе и Народни, тоже до реки, стояла крепостная стена со рвом и сторожевыми башнями. Остатки этой стены с мостом можно посмотреть спустившись в вестибюль метро Мустек.
Входим в Старый город через арку Пороховых ворот на улицу Целетну. На ней сохранилось очень много старых домов, каждый со своей историей. С правой стороны Пахтовский дворец, дом «У золотых ангелов», дом « У Темплу». От последнего проходят подземные ходы аж до Староместской площади, так называемые тайные ходы тамплиеров. Слева бывший Монетный двор и через улочку дом «У черной богоматери» - музей кубизма (скульптурка Черной богоматери перенесена со старого дома). Между зданиями проход на Овоцни тырг (на самом деле это переводится как Фруктовый рынок, а вовсе не Овощной) и упираемся взглядом в Сословный театр -образчик классицизма. В нем проходила премьера оперы Дон Джованни. У театра уже вначале XXI столетия появился памятник с плащом без человека – это работа чешской ваятельницы Анны Хромы.
И это не единственная ее скульптура, украшающая Прагу. На Сеноважной площади находятся ее «Музыканты» и « Танцор». Интересна техника, в которой она работает – берется ткань, пропитывается раствором и обматывается живая человеческая фигура, и пока не застыл раствор, ее аккуратно снимают - так рождается скульптура.
За стеной находится Каролинум – первое высшее учебное заведение в Центральной Европе. Университет основан еще при Карле IV и носит его имя.
Но вернемся на Целетну и продолжим свой маршрут по ней до Менгартовского дома. В этом доме пройдем через арку на Малу Штупартску. Во дворе обратите внимание на «уголок обнаженной готики» под стеклом, а в центре двора - на деревянную скульптуру Геркулеса. На Малой Штупартской справа видим собор Св. Якуба, где находится отрубленная рука вора, посмевшего покуситься на храмовые ценности. Слева вход через Леопольдовы ворота в Унгельт – бывший постоялый двор для купцов. В центре двора дворец Грановских, рядом с ним находится один из магазинов Ботаникус, торгующих косметикой из натурального сырья. Двор проходной, выйдя из него повернем направо на улицу Тынскую. В доме 7 на углу находится очень интересный магазинчик с марионетками под старину,
чуть далее в доме номер 9 интересный сувенирный магазинчик кошачьей тематики, а еще дальше в старой квартире спряталась очень любопытная пивная под названием "Чайовна Аида". Там наливают пиво Приматор ну по очень смешным ценам для центра – нычка для местных. В доме 10 находится «Шоколадный музей» Владимира Чеха. Истинное раздолье для дитя – там дадут порисовать шоколадом .
Но вернемся вначало Тынской и выйдем на Староместскую площадь. Здесь можно рассказывать о каждом доме, я лишь сориентирую по самым интересным на свой вкус. Слева находится Тынская школа, справа образчик готического дома – дом «У каменного колокола» (на углу дома в самом деле сохранился колокол). Еще правее находится очень красивый дом в стиле рококо – дворец Гольц-Кинских. А вот вход в Тынский храм нужно поискать.
Тынский храм и Староместская башня – две центральные доминанты площади. В самом центре площади находится довольно-таки уродливый памятник Яну Гусу, который установлен в память 500-летия сожжения на костре национального героя Чехии. До появления памятника здесь стоял красивейший фонтан Кроцина и Чумной столб. Теперь их можно увидеть лишь на старых картинах. Сама же ратуша кажется обрубленной. Так и есть - не хватает одного крыла, которое было разрушено в самом конце войны во время Пражского восстания.
На Староместской башне находятся известные на весь мир астрономические часы Орлой. Каждый час с утра и до позднего вечера в открытом окошке верхней части часов «парад апостолов» собирает толпы зевак.
Но куда интересней смотреть на фигурки изнутри, не пожалейте 60 крон и возьмите экскурсию по ратуше. А вот взбираться на башню не обязательно. Вид на площадь, где видна сама Староместская башня и Тынский храм вместе, куда ценнее. Достаточно найти вход в гостиницу « У принца» (напротив ратуши) и подняться на последний этаж на лифте, пройти по лестнице на самый верх на террасу (там находится ресторан) и будет АХ!
На самой площади стоит обратить внимание на расписные ренессансные дома – дом «У Шторха» (Вацлав на коне по эскизам Алеша), дом «У Минуты» (рядом с ратушей). И уже на Малой площади – дом «У Ротта» (он подписан). Пройдем по улице У Раднице до площади Кафки, где слева на углу с Капрова находится самый правильный пражский обменник валют, а справа барочный храм Св. Николая. В Праге их два: один здесь на Староместской площади, а второй - на Малой Стране. Почему в Праге два храма с одинаковым названием объясняется просто - до объединения городов пражских они находились в разных. Этот храм интересен русским тем, что в нем висит очень красивая и огромная хрустальная люстра – подарок русского царя Николая II.
На площадь Кафки выходит торец обменного пункта по Капрова, 15. В нем безбоязненно можно обменять валюту и отправиться дальше по Майзлова до пересечения с Червеной.
Именно здесь вы увидите Еврейскую ратушу, уникальную уже только тем, что она единственная находится за пределами Израиля. Но изюминка в башне, точнее в часах, о которых французский поэт Аполлинер – часы, показывающие обратный ход времени;) Просто в этих часах древнееврейский циферблат и текст пишется справа налево. Собственно этим и объясняется, почему часы идут «наоборот». Рядом же на Червеной улице находится и сама популярная пражская синагога с очень необычным названием Староновая синагога. Когда ее построили, то на древнееврейском ее назвали Alt-nai – временная, на немецком это уже звучало как Alt-neu - старо-новая, так и прижилось название уже на чешском, как Староновая.
А вот если на перекрестке посмотреть влево (по ходу маршрута), то в створе улицы вы увидите очень красивое здание в неороманском стиле, чем-то напоминающее сказочный замок. Каково же было мое разочарование, когда я узнала, что это здание всего лишь Дом обрядовых услуг для евреев. Но нам туда не нужно, если, конечно, у вас нет желания сходить на экскурсию на еврейское кладбище и увидеть могилу Иегуды Лёва Бен Безалела, известного как рабби Лёва. Это с его именем связана легенда о Големе. Рабби Лёв создал глиняного великана и оживил его магической формулой «ШЕМ ХА ФОРАШ», вклдывавшейся в рот чудища в виде шарика. Своего рода это был робот для самых тяжелых работ. Легенда эта возникла куда позже смерти рабби Лёва, но доля правды в этой легенде есть. Прототипом Голема был реальный великовозрастный детина еврей Джоссила, которому каждый день нужно было давать лекарство от эпилепсии, иначе он мог натворить много бед. Подробности вымысла и реалий можете прочитать -
http://www.radio.cz/ru/statja/92889 . На могилу рабби Лёва приходят паломники со всего мира, самых разных вер и национальностей: по древнему еврейскому обычаю можно положить на могилу камушек и загадать желание — оно исполнится. Некоторые свои мечты записывают на бумажке и кладут под камушек, либо засовывают в трещину надгробия. Но каждый, желающий изменить судьбу, должен понимать, что прошения исполняются со своеобразной справедливостью: одни получат буквально то, что загадывали, другим многое дастся, но и многое отнимется; третьи поймут, что счастье было лишь в погоне за счастьем, а теперь осталось только в воспоминаниях. Я не рискнула испытывать судьбу, место действительно магическое.
Продолжьте свою прогулку по Червеной в сторону Парижской и выйдете аккурат к моему любимому дому с золотистым ажуром, который моя подруга сразу окрестила, как «дом дорогого нижнего белья»
Парижская улица в Праге сегодня относится к самым дорогим в мире. Но не так уж давно на ней никто не хотел жить. До большой санации Йозефова (еврейского города) здесь находилась полоса отчуждения внутри самого гетто, которая разделяла ашкеназских и сефардских евреев с приютом для самых бедных. Болезни здесь распространялись молниеносно, смертность достигала головокружительного уровня. Да и сама застройка пражанам не очень нравилась: «Это безвкусно, и похоже на кондитерские изделия». Но чтобы прочувствовать дух Парижской, и правда нужно зайти и посидеть здесь в ресторанчике. Очень симпатичный вариант - стильный ресторанчик «BAROCK» на Парижской, 24. Побалуйте себя вкуснейшим кофе и изысканным десертом -
http://www.barockrestaurant.cz/ .
Можно было бы продолжить маршрут до монастыря Святой Анежки, но ребенку это уже будет неинтересно, и потому возвращайтесь на Староместскую площадь. Лучше всего выйти на улицу Мелантрихову (проход напротив Орлоя) и пройти до Гавельского рынка. На нем можно прикупить самых разных пражских сувениров. И выйти на Угельны трг (Угольную площадь) и по Перлова выходим на Юнгманново намнести. Именно отсюда хороша видна граница разделяющая Старый город и Новый по проспекту Народни тршида и улице На Пршикопе (Над рвом).
Новый город был основан Карлом IV в 1348 году, когда стало ясно о повышение епископства Праги до архиепископства, а значит, и появилась возможность превратить Прагу в столицу империи.
Поскольку старые города не отвечали замыслам Карла, да и астрологи настращали, что Старый город уйдет под воду, Малая сторона будет сожжена пожаром, было решено строить Новый город и переселить в него весь шумный ремесленный люд. Город застраивался не хаотично, а впервые были приняты градостроительные нормы (своего рода СНиП Карла IV) и ответственность за их нарушение. Были определены : «красная линия» – расстояние от жилого здания до проезжей части, выбор строительных материалов, ограничение высоты здания, сроки строительства и проценты по ипотечным кредитам. Спустившись в метро под магазином Нью Йоркер можно посмотреть на остатки кладки моста через ров, соединяющего Старый и Новый город. Новый город сохранил свою самостоятельность вплоть до объединения пражских городов в 1784 году в единую столицу. В конце IXX века эта часть Праги подверглась ассенизации, в результате чего появилось много красивейших домов. Новый город стал и остается до сих времен центром торговой, административной и общественной жизни Праги.
На площади видим самое высокое здание. Это одна из первых построек Нового города, строительство которого начато еще при Карле IV - костел Девы Марии Снежной.
Существующий ныне костел - это лишь пресвитерий недостроенного трехнефного храма. Эта часть неосуществленного проекта стала самым высоким церковным зданием Праги (высота нефа - 33 м). Название позаимствовано у одноименного костела в Риме Санта Мария де Маджоре с очень красивой легендой о снеге среди лета, как знак свыше, что там нужно было строить святой храм
Говорят, что в одну из августовских ночей папе Либерию во сне было явление Девы Марии, повелевшей построить в честь нее церковь в том месте, где на следующий день выпадет снег. А наутро, 5 августа 358 года, эсквилинский холм был весь покрыт снегом. Это было воспринято как знак свыше и принято решение о сооружении на холме Эсквилин базилики. Именно эта легенда обьясняет второе название базилики - Санта Мария делла Неве (Снежная Дева Мария). Строительство было завершено в середине V века при Сиксте 3, после того как Церковный Собор в Эфесе признал святость материнства Девы Марии.
В Праге таких событий не было, и пражскому храму дали красивое имя, дабы не хуже, чем в Европе. Карл в то время частенько брал идеи для своей империи в европейских столицах, например, строительство моста, университета и многое другое.
Примечательно, что первый камень строительства этого храма был заложен на следующий день после коронации первой жены Карла IV Бланки Валуа. В северной части храма сохранился портал с готическим тимпаном того времени с пластический декором освещающим это событие. В боковой часовне нынешнего костела сохранилась стенная кладка небольшого храма при монастыре кармелитов, существовавшего еще до строительства главного храма, который начали возводить после 1379 г. и закончили в 1397 г. В начале XV века продолжилось строительство тройного нефа, но прервалось из-за событий гуситского движения. В это время костел Девы Марии Снежной стал главной трибуной проповедника Яна Желивского, наиболее яркого представителя радикального крыла гуситов. Именно отсюда 30.07.1419 года отправилась процессия к Новоместской ратуше, откуда и выбросили из окна представителей городской власти, что послужило началом гуситских войн. После обрушения сводов храма в шестнадцатом веке, его восстановлением занялись францисканцы, и с тех пор храм принадлежит этому ордену.
На площади выделяется красно-белое здание, обильно сдобренное цветочной лепниной и фигурами, отчасти напоминающее венецианский дворец – Дворец Адрия - дом 40-36.
На самом деле этот дом яркий образчик рондокубизма. Начало этому стилю положили как раз чешские архитекторы в начале 20-х годов прошлого столетия, во времена первой республики. Он основывается на геометрических формах традиционного кубизма с добавлением фольклорных мотивов и ярких красок. Характерным элементом этого здания являются дуги, а рондо в переводе с французского и есть дуга. Дворец Адрия был построен по заказу итальянской страховой компании Адриатика ди Сикурта, сделавшей состояние на страховании судов, но после Второй мировой войны, обвинив ее во всех смертных грехах причастности к итальянским фашистам, а точнее в том, что страхуя чешских солдат, она передавала сведения итальянскому правительству, что угрожало национальной безопасности Чехии, здание национализировали. В конце 80-х здесь собирались активисты антикоммунистческого Гражданского форума во главе с Дубчеком и Гавелом.
Интересно, что здание построено ровно в том месте, где предполагалось, что пройдет граница с костелом Девы Марии Снежной, отсюда можно представить масштаб проектируемого храма.
От Юнгманново намнести начинается проспект Народни тршида. Первое здание по проспекту заслуживающее внимания - дом 38-37 – Дворец Поргеса, связанный с именем Суворова.
Внутри двора стоит его бронзовый бюст, а на фасаде табличка о том, что там останавливался Суворов. Попал он в Прагу по возвращению после победы в Италии. Существует легенда, что на самом деле Суворов провел в этом доме всего лишь одну бессонную ночь и сбежал на утро, объяснив, что всю ночь к нему приставало совершенно безобразное привидение с удивительно красивыми ногами. Есть и имя у этого привидения – Обигил. Последний раз было вроде как замечено уже в 20-х годах прошлого столетия.
Левее храма Девы Марии Снежной в переулочке площади находится историческая пивная «У Пинкасу».
Это первая пивная, куда стали привозить Пилзнер Урквел из Пльзни. Идея, возить новое пиво, пришла в голову извозчику Зальцману, потому как частенько в Прагу приходилось ехать порожняком, и он договорился с хозяином этой пивной Фурманом, что привезет на пробу пльзеньское пиво, тогда только появившееся. Пиво ушло на ура, и бизнес поставили на поток. Позже с Зальцманом случилось несчастье, он попал под колеса телеги, осел в Пльзни и основал собственную пивную. Но пиво в Праге прижилось, и до сих пор одно из самых любимых у пражан.
Правее храма Девы Марии Снежной справа будет проход в Францисканский сад (Frantiskanska zahrada).
Он назван так потому, что в прошлом это был фруктовый сад монахов ордена францисканцев, последних хозяев прилегающего к костелу монастыря. Обязательно туда зайдите, это настоящий райский уголок, спрятанный в самом сердце Праги. Большую часть года здесь цветут розы, мне приходилось их видеть даже накануне Нового года 28 декабря.
Пройдите сад насквозь, поверните направо и идите через пассаж Светозор по направлению к Водичковой, справа моя любимая французская кондитерская с желейно-ягодными пирожными и погарами (вазочка с фруктами и мороженым).
Выходим на улицу Водичкову (улица названа именем мясника Водички, чей дом был самым большим в VX веке (сейчас дом У Новака №30), и вот тут как раз и впору ощутить себя Ильей Муромцем на распутье. Налево пойдешь - подадешь на бывший Сенной рынок, ныне площадь Сеноважная. Прямо пойдешь - на Конский рынок, ныне Вацлавская площадь, направо пойдешь - Скотский рынок, ныне Карлова площадь.
Эти три кита, то бишь три рынка, и были основой Нового города. Соединили эти три площади улицы Йиндржишска и Водичкова.
Вы пойдете прямо в пассаж Люцерна, потому как коня вам не потерять, а его уже подвесил чешский скульптор-хохмач Девид Черни. Здание Моравского банка, где находится внутри пассаж «Люцерна», первое здание с железобетонными конструкциями, был построен на месте Эрентальского дворца по проекту В. Гавела, деда Вацлава Гавела-президента.
Из-за обилия стекла на крыше проект окрестили Фонарем, что в последствии и дало название пассажу. . Зайдем внутрь пассажа Люцерна и уже в вестибюле увидим скульптуру «Конь», изображающую Святого Вацлава, сидящего на брюхе своего мёртвого коня, подвешенного за ноги, и высмеивающая тот трепет, с которым пражане относятся к знаменитому памятнику Мыслбека на Вацлавской площади. Первоначально эта скульптура располагалась в нижнем конце Вацлавской площади, контрапунктом своему протитипу. Позже эта инсталляция была перемещена в «Люцерну» с разрешения Дагмар Гавловой, жены брата Вацлава Гавела, и хозяйки пассажа. И был заключен договор, что эта скульптура будет там висеть до тех пор, пока не вернется конституционная монархия в Чехию.
Из этого пассажа мы попадаем на Вацлавскую площадь – самое сердце Праги, где кипит и бурлит жизнь круглый год и круглые сутки.
Именно здесь проходили важнейшие события страны: памятная месса 1848 года, с которой началось восстание против Габсбургов, здесь шагали гитлеровцы в 1939, и шли советские танки в 1968, здесь началась «бархатная революция» 1989 года, когда был свергнут коммунистический режим.
В верхней части площади находится статуя Святого Вацлава – покровителя земель чешских и защитника чешского народа.
Мы видим последний вариант статуи, установленной в 1913 году скульптора Мыслбека, который представляет Святого Вацлава, как славянского богатыря. С мечом, висящем на левом боку, на коне, подготовленном к бою, о чем указывают грива и челка, заплетенная в косички, и хвост, подвязанный особым способом, в окружении покровителей земли чешской святых Прокопа, Войтеха, Людмилы и Анежки.
В 1921 году один из известнейших пражских шансонье Карел Гашлер написал шутливую песенку- увольнительную Святого Вацлава примерно такого содержания: ««Святой Вацлав послал жалобу в пражскую мэрию: дорогая мэрия, с болью сообщаю тебе, что я уже не могу больше стоять на Вацлавской площади. Нести службу на Вацлаваке - дело совсем нелегкое, и даже моя кобыла уже почти спятила. Вечно здесь что-то происходит, вечно здесь полно людей, вечно кто-то за что-то агитирует. Ничего страшного не случится, если это место переименуют в площадь агитации. Нет сил уже слушать ложь и жалобы, пусть вместо меня там постоит полицейский на коне. Если здесь все только дерут горло, но ничего не делают, и я отказываюсь быть покровителем».
А за скульптурой Вацлава Мыслбека мы видим визитную карточку Праги – роскошное здание Национального музея.
В нем собраны богатейшие коллекции минералов, рукописных книг, первые гербарии. И благодаря историку Франтишку Палацкому, многие частные коллекции собраны в единый профессиональный исторический музей. У входа на высоком пандусе видим аллегорические изображения Чехии, Моравии и Силезии, на стенах – таблички с именами деятелей науки и искусства Чехии. Если присмотреться, то на стенах увидим следы пальбы пражской весны 68-го. Это здание стало историческим персонажем событий и 89 года.
Спускайтесь в метро на линию С – вам нужна станция метро Опатов.
Там нужно выйти и подняться на верхний пандус, по памяти - эскалатор у трафики. Вам нужны трехсотые автобусы 325, 363, 385. Ехать нужно до остановки Пругонице (Pruhonice) без всяких приставок. Билет на котором вы ехали до Опатова (если еще не вышло время) можно показать водителю и сделать небольшую доплату (точно не помню, но что-то порядка 14 крон). Остановки можно читать на табло вверху рядом с кабиной водителя.
Вам нужно пройти от Кветнове намнести через парковку к замку (шпили видны издалека). Но самое ценное здесь не замок, а именно парк, а замок скорее как декоративный элемент парка. Парк заложен графом Сильва-Тарука в конце девятнадцатого века и известен своей богатейшей коллекцией рододендронов.
Осмотр ареала можно начать с Большого замкового двора, где находится храм Рождества Богородицы, в котором сохранились фрески четырнадцатого века. Через арку можно перейти в малый двор с прекрасной видовой площадкой на парк. В самом замке открыты только пару комнат с экспозицией истории замка и жизни рода Сильва-Тарука. Остальные помещения принадлежат Ботаническому институту.
Свой маршрут по парку можно построить так: спуститься по лестнице вниз, по левому берегу рыбника обойти его и продолжить путь вдоль речушки до мостика. Обратите внимание на расположенный по левой стороне альпинаий, питомник кактусов-оппунций, каскады водопадиков на Ботиче и толстостволые вековые деревья вокруг. Возвращайтесь обратно, обойдя пруд с противоположной стороны. Не забудьте взять собой булку, чтоб покормить гигантских зеркальных карпов.
На обратном пути на площади можно пообедать в пиццерии с местным пивом от бизончика. Необязательно заказывать пиццу, там есть и обычная чешская кухня с рыбой и мясом.
Садитесь на автобус и отправляйтесь в Честлице (билеты у водителя). Вам нужна остановка
Čestlice,Global (Честлице, Глобал). Там и находится конечная точка сегодняшнего маршрута Аквапарк -
http://www.aquapalace.cz/ . Есть кнопка переключения на русский. Но все акции будут только на чешском языке.
Обратно вас довезет бесплатный автобус из аквапарка до станции метро Опатов (сохраните билеты в аквапарк).
День второй закончен.