В конце января 1959 года группа лыжников турклуба Уральского политехнического института (УПИ, Свердловск - Екатеринбург) под руководством Игоря Дятлова, отправилась в поход высшей (по тем временам) категории сложности на север Свердловской области. Цель - прохождение участка хребта Поясовой камень с восхождением на горы Отортен и Ойко-Чакур. 12 февраля группа должна была вернуться и послать в Свердловск телеграмму. Но словно растворилась в зимней тайге. Начались поиски.
25 февраля спасатели обнаружили засыпанную снегом, разрезанную и сильно разорванную в нескольких местах палатку на склоне горы со зловещим названием Холатчахль («Гора мертвецов»). Без людей. Обувь, часть теплых вещей, деньги и документы остались на месте ...... (В поиске по словам "перевал Дятлова)
После небольшого путешествия в июле, и разведке дороги до Ауспии, Поповский увал, Ауспия, Жигалан. было принято решение покорить перевал Дятлова.
Пока готовился автомобиль к поездке, в лесах области пошли пожары, были выставлены кордоны, въезд в лес был закрыт. Но сидеть дома не в моих правилах и было принято решение ехать на плато Кваркуш. Кваркуш или снова Жигалан!
В конце августа пожары начинают затихать, кордоны потихоньку снимают и принимается решение выехать утром 3-го сентября. Но ломается одна машина, и выезд переносится на 4-е.
04.09.2010
И вот 4-го утром три автомобиля под предводительством: первая Нива - Петр и Павел, вторая Нива - Сергей и бортовой Уаз – Андрей и Александр, мчатся на север.

В Ивделе немного заблудились, потерялись, но благополучно встретились в Вижае.
Вижай пострадал в пожаре, выгорел дотла и выглядит удручающе!

Местный лесник Анатолий, по прозвщу «Борода», у которого я останавливался прошлый раз, не унывает, поставил вагончик и потихоньку обживается.

Напоил нас чаем и мы поехали дальше, нам предстоит форсировать 4-е речки, (Вижай, Тошемка, Ушма и Ауспия), а там уже встать на ночлег, отдохнуть перед «боем».
Пейзаж по дороге глаз не радует, огонь потрудился на славу.

В речках воды мало, прошли без проблем.

Встретили «Мишку», он вальяжно шел по дороге, метров в 50 впереди и оглядывался.
Мы так растерялись, что забыли даже про фотоаппарат.
К вечеру расположились ночевать на берегу Ауспии .
05.09.2010
Утром позавтракали, и первую часть маршрута, 7 км до базы Ильича, проехали без труда. Следующий пункт изба в Кедровнике, здесь дорога пошла похуже, несколько раз приходилось пилить валежник и подкладывать под колеса.


Лес изменился, деревья стоят мрачные, даже солнце не пробивается сквозь чащу.

Но вот показалась избушка, еще 6 км пройдено.


Привал, пьем чай и вперед. 4,5 км до перевала Чарканур обещает быть сложными. Колея, камни, крутые подъемы. Начинает накрапывать дождь.


Встретили ребят из Сургута, два Уаза на 36 резине и два Нисана едут с перевала Дятлова.

Наконец участок пройден, мы на Чаркануре.

Если бы не дождь, спуск с перевала можно было бы назвать воскресной прогулкой. Машины совершенно не слушались руля, но мы ехали. В 20.00 встали на ночлег, прошли после Чарканура 10 км. До обелиска осталось 3.5 км. Встали на границе леса и плато.

Только развели костер, подъехал Уазик, ребята приехали на рыбалку. Они решили здесь переночевать, оставить машину и пешком 30 км дойти до реки Ельма.

06.09.2010
Завтрак, сборы, немного подвезли рыбаков , нам на лево, им на право. Машины идут плохо, остановились приспустить колеса. Мы с Сергеем пошли посмотреть состояние дороги. Выходим на плато, а там метров в ста спускается медведь в нашу сторону. Не сговариваясь разворачиваемся и к машинам, в зоопарке они выглядят по другому.
Дальше едем по курумнику, дорога на камнях хорошо просматривается. Остается 1.5 км и на подъеме ломается машина, оторвалась реактивная тяга, механики меняют, есть в запасе.

Дальше счет уже идет на сотни метров, по плато гуляют облака.



Впереди показался обелиск, радости нет предела, мы добрались, мы смогли.


Помянули Дятловцев, положили новый блокнот сделав запись. (старый был весь мокрый)
Погода меняется каждые 10 минут. То выглядывает солнце, то идет дождь, то снег. Пронизывающий ветер постоянно меняет направление, представляем, как было неуютно ребятам в том далеком 1959.





Пора возвращаться назад, нам предстоит 30 км бездорожья до Ауспии.
«Доходим» до последней стоянки, встречаем рыбаков с Уаза. Ребята вернулись, в горах снег, метель, в трех метрах ничего не видно. Едем почти без остановок, пока светло надо пройти плохой участок дороги до избы в кедровнике. Уже в темноте доезжаем до базы Ильича. Решаем остановиться и отдохнуть, ребята хотят утром порыбачить.
07.09.2010
Утром на рыбалку встал только один, остальные отсыпаются. В 12.00 продолжаем путь.
В Ушме встречаем Уфимцев, едут на Чистоп и перевал Дятлова.

В Ушме живут 10 человек Манси, две семьи.


За Ушмой ломается Уаз, полетело сцепление, и моя Нива, разбило крестовину на заднем кардане. На Уазе меняем сцепление, с Нивы снимаем кардан. Я снова переднеприводный, но это уже не страшно, мы почти дома.
Путешествие закончилось, мы достигли цели, а в голове уже новые маршруты…………



.