Но ситуация в последние годы диаметрально поменялась. Если бы мне это было известно, то можно было бы всё делать значительно позже. Сначала Люфтганза изменила график полётов. Пришлось менять билеты. Международный поменял без проблем. А за замену внутреннего пришлось платить. Аргентинцы менять бесплатно отказались. А затем последовал новый удар. Круизная компания за несколько месяцев до круиза просто его отменила. Побоялись не набрать людей. И это в самый сезон когда Новый год, Рождественские праздники и т.д. Пришлось брать точно такой же круиз в другой компании. И опять замена всех билетов и брони отелей. Но это ещё не всё. За три недели до начала круиза случайно зашел на сайт компании и увидел что корабль заменён. Оказалось, что наш корабль сел на мель и серьёзно сломался. Его заменили на корабль класса люкс, но цены оставили прежние. Кроме того, одни сутки в отеле были нам оплачены.
Но теперь всё позади. Проехав по Аргентине и посетив Уругвай мы на корабле. В аэропорту нас встретили и отвезли в отель. Из отеля нас привезли сразу к трапу корабля. Багаж забрали утром. Перед посадкой на корабль у нас взяли электронные авиабилеты на вылет из Ушуайи чтобы взять нам посадочные талоны. Корабль рассчитан на 120 человек. Фактически 105 человек из США, Европы, Австралии. Больше всего израильтян. Кроме нас, из России никого. Хотя в составе экипажа корабля были шесть человек из Одессы. Мне сказали ребята, что они уже четыре года работают в полярных широтах Арктики и Антарктики и что с людьми из России они очень редко встречаются в круизах. Водонепроницаемые куртки, которые нам подарили и данные в аренду сапоги, указанных нами размеров уже ждали нас в каютах. Кому что не подошло, могли обменять.
Ещё в Ушуайе в отеле мы столкнулись с проблемой розеток. В номере не было ни одной розетки подходящей под европейские вилки. Переходников в отеле тоже не было. Обойдя несколько магазинов мы не нашли нужного переходника. Пришлось купить удлинитель и отвертку чтобы его разобрать. Так у нас появились розетка с четырьмя выходами. Только в последний день мы случайно наткнулись на искомые адаптеры и приобрели пару штук на всякий случай. На корабле эти проблемы продолжились. Ни один из наших адаптеров не подходил к местным розеткам. Переходников на корабле не было. Пришлось опять разбирать купленные адаптеры и подгонять их к розеткам. Кое как эту проблему решили. Хорошо что никто не заметил эти самодельные "переходники", заизолированные бактерицидным пластырем.
По местному времени в 18-30 корабль отчалил из Ушуайи и взял курс к Фолклендским островам.
На третий день корабль бросил якорь у острова West Point Island. Этот частный остров площадью 1255 гектаров расположен северо восточнее восточных Фолклендов. На острове живут несколько человек. На острове находится колония альбатросов и пингвинов. На подходе к острову корабль сопровождали несколько десятков дельфинов.
Sounders Island находится недалеко от West Point Island и занимает 12545 гектаров. На острове проживает всего семь человек. Основное занятие овцеводство. На острове находится большая популяция альбатросов и четыре вида пингвинов. Овцы спокойно соседствуют с пингвинами.
Столица Фолклендских островов - Порт Стэнли. В этом небольшом одно-двухэтажном населённом пункте, который можно обойти за пару часов, проживает чуть более 2000 человек. Очень похож на европейский городок. Чистые улицы, во дворах домов цветы такие же, как в средней полосе России. Местное население живет на мой взгляд не очень бедно. Местный транспорт исключительно внедорожники, включая полицию, скорую помощь, такси, микроавтобусы и т.д. Других машин в столице я ни разу не увидел. Посреди населенного пункта супермаркет с большим выбором продуктов и прочего, который явно для местного пользования. Все достопримечательности и учреждения столицы расположены на одной улице идущей вдоль бухты. На этой же улице находятся церковь и собор.
От Фолклендских островов направляемся к Южной Георгии. Южная Георгия хоть и не является государством, но имеет собственное правительство, офис которого располагается в Порт Стэнли. В пути почти трое суток в открытом океане. Так как корабль не сильно большой, и море штормит, ощущается сильная качка.
Остров Южная Георгия - это скалы и немного пространства между морем и этими скалами. Здесь на этом узком пространстве между морем и этими скалами в основном и сосредоточена вся жизнь. К утру на третий день должны были высадится на северо-западе Южной Георгии в заливе Эльзефул. Но из-за сильного ветра высадку отменили. Взяли курс на Грютвикен. Грютвикен это бывшее поселение китобоев. Небольшая бухта окружённая горами. Здесь находится представитель правительства Южной Георгии, который поставил нам штампы Южной Георгии в паспорта. Сейчас оно заброшено, и ныне здесь хозяйствуют королевские пингвины и тюлени. Тюлени повсюду, людей совсем не боятся. Подходить можно практически в плотную. Из растительности только трава. Из цветов одни одуванчики. Весьма оригинально, смотрелся морской лев, лежащий среди одуванчиков. В поселении сейчас есть научно исследовательская станция, а так же почтовое отделение и музей китобойной промышленности.Так же есть церковь, и что больше всего меня удивило - это футбольное поле. На небольшом кладбище могила великого британского исследователя Антарктики Эрнста Шелктона. Вообще судя по надписям на надгробных плитах в таких суровых условиях люди как правило сорокалетний рубеж не переходили.
Наутро высаживаемся в Селисбери Плайн. Это место находится в 50 км от южной точки Южной Георгии. Здесь обитает вторая по численности колония королевских пингвинов, около 60 тысяч пар. Птенцы уже большие, постепенно сбрасывают коричневый пух, но к воде не ходят, а находятся компактно в "детских садах". Тюлени на каждом шагу. Самцы с гаремами по нескольку самок, а также недавно появившиеся детёныши. Ведут себя абсолютно спокойно, на людей никакого внимания не обращают.
Посещаем колонию пингвинов генту. Этих пингвинов можно смело назвать горными. В силу своих особенностей эти пингвины должны обитать в тех местах где есть почва. Колония находится примерно в пятистах метрах от берега на горном плато, продуваемом ветрами, на высоте примерно метров сто пятьдесят. Подъём в горы довольно крутой. Эти пингвины по нескольку раз в день преодолевают этот нелёгкий путь.
В последний день пребывания в Южной Георгии планировалась насыщенная программа. Но погода внесла свои коррективы. Начался сильный ветер и волны. Но круизная команда сработала на отлично и высадку всё же удалось осуществить. Посмотрели на морских слонов и их соседей пингвинов. У морских слонов начался брачный период. Если морские львы уже "узаконили" брачные отношения и у них появились детеныши, то у слонов это ещё впереди. Самцы готовились. Везде происходили драки между ними. Причём мерились силами каждый с каждым. Интересно было наблюдать за этим действием когда две туши весом по 700 кг приподнимая тела долбили друг друга головами. Потом спокойно полежат некоторое время рядом и по новой. К сожалению в момент высадки на берег пошел сильный ливень с ветром, который продолжался во время всего нашего пребывания и я решил поберечь фототехнику. Ветер и волнения усилились и на корабль с берега все прибыли мокрые с ног до головы, вернее водонепромокаемая одежда работала хорошо, поэтому промокла только она. В дальнейшем все те же погодные условия не дали нам возможности продолжить запланированное и после обеда корабль взял курс на Антарктиду.
Наконец то удалось увидеть китов. Когда они появились, то с рецепшн обзвонили все каюты по телефону и корабль сделал разворот , чтобы мы смогли увидеть их и сфотографировать, и ещё некоторое время следовал за ними. Удалось увидеть сразу трёх китов, которые плыли рядом. По пути делаем остановку на Южных Оркнейских островах. Уже возле острова корабль и зодиаки в воде окружили сотни пингвинов чинстрап. Место где мы высадились,- практически отвесные голые скалы. Растительности вообще никакой. И на этих скалах, иногда с десятиэтажный дом, обитает огромная колония пингвинов чинстрап. Это настоящие пингвины-скалолазы. У многих совсем недавно появились птенцы. Причём эти пингвины одни из немногих которые выращивают сразу двух птенцов. Как правило, пингвины при появлении двух яиц высиживают только одно. Увидел морского леопарда. Правда, только в воде. Это животное почти не вылазит из воды. Он "дежурил" в месте где пингвины заходили в воду и ловил их. Остатки трапезы доставались морским птицам.
Остров Элефант. Высокие скалы в воде, даже негде сделать высадку. Только птицы и пингвины на этих скалах. Целый день льёт сильный дождь. Пришлось довольствоваться круизом на зодиаках. Но в данном случае это лучше, можно больше увидеть. И тут нам повезло. Удалось увидеть морского леопарда в полной красе. Леопард лежал на скале возле воды и зодиак подплыл к нему практически вплотную. Несколько секунд он удивлённо смотрел на нас, а потом ушёл в воду, но я его смог рассмотреть. В отличие от других обитателей Антарктиды, которые абсолютно равнодушны к людям, леопард животное пугливое. Руководитель круиза сказала, что это редкая удача.
Утром корабль стал среди льдин больших и малых, на которых находились пингвины. У пингвинов уже появились птенцы. Наконец мы вступили на Антарктический континент месте называемом Браун Блаф. На берегу обитают небольшая колония пингвинов генту и большая колония пингвинов адели. Также немного поднявшись на гору посмотрели гнездовья птиц. После обеда была предпринята попытка подойти к острову Дьявола, где находится большая колония пингвинов адели. В этом месте большой шанс увидеть охоту морского леопарда на пингвинов. Но ледовая обстановка не позволила кораблю подойти к острову. Находясь на капитанском мостике я наблюдал как капитан корабля буквально маневрировал между льдинами как слаломист, пытаясь подойти к острову, но всё оказалось бесполезно. Все подходы были перекрыты льдинами и айсбергами, размер некоторых достигал нескольких футбольных полей высотой с пятиэтажный дом. Пришлось довольствоваться круизом на зодиаках.
На острове Десепшен находится большая колония пингвинов чинстрап. Количество птиц поражает. По словам орнитолога колония насчитывает около пятисот тысяч особей. Причем много птиц гнездятся примерно в двух километрах от моря на довольно высокой горе. У одних уже появились птенцы, другие только высиживают яйца. Интересно наблюдать за дорогой пингвинов к морю. Дорога представляет собой проход между горами. Движение пингвинов напоминает движение машин, в одну сторону движутся белые груди, в другую чёрные спины. Времени в этот день у нас было много и решили устроить купание в Атлантическом океане. Быть в Антарктиде и не искупаться для меня это не порядок (Стараюсь зайти в воду где бываю, будь то быстрое течение Игуассы или Замбези с крокодилами). Я зашёл в воду первым, потом почин поддержали многие. Вообще-то, у нас в крещение условия ныряния в прорубь в сильные морозы более жёсткие. Иностранцы сильно удивлялись, а некоторые, наверное, так и не поверили, когда я рассказал им об этой традиции.
На одном из Южных Шетландских островов находится аргентинская научная станция. Жилой дом и пара хозпостроек особого впечатления не произвели. Работники станции рассказали, что они здесь находятся три месяца потом их меняют. Есть спутниковый телефон и интернет. Довольно комфортные условия по сравнению с нашими полярниками которые проводят в таких не менее года. На другом острове гнездятся две небольшие колонии пингвинов генту и чинстрап. Причём колонии мирно соседствуют друг с другом. Только чинстрап распологаются на скалах у моря, а генту подальше от моря. Непосредсвенно возле воды они мирно гуляют вместе, смешавшись друг с другом.
В 17-00 по местному времени корабль вошёл в пролив Дрейка. Предстоит двое суток "болтанки". Судя по различным отчётам, ожидал, что в проливе будет самая сильная качка в нашем путешествии. Так в общем то и оказалось. Первые сутки пролив был спокойным и качало не более, чем при других переходах в открытом океане. Вечером начался восьмибальный шторм. Начали падать предметы, чего до этого ни разу не было. За завтраком две трети столов не заняты. Всё закончилось утром когда подошли к мысу Горн. Шторм конечно продолжался, но корабль поменял направление и ушёл от него. Капитан по собственной инициативе незначительно изменил маршрут, чтобы показать нам мыс Горн (в програме этого не было), пройдя невдалеке мимо него, но чилийцы разрешили пройти только в шести милях. Конечно на таком расстоянии даже в бинокль ничего особо не разглядишь. Я как раз присутствовал при этих телефонных переговорах на капитанском мостике. Чилийцы сказали, что можно пройти на расстоянии одной мили, взяв ихнего сопровождающего. Но это всё время и деньги. По словам капитана раньше давали проходить без проблем.
Немного о морской болезни. Вначале когда корабль выходил из спокойного пролива Бигль, организм ничего не ощущал. Спокойно поели и пошли спать. Ночь прошла спокойно, а наутро встать с постели и пойти на завтрак никто из четырех человек не смог. Выпили драмину и снова легли в постель. К обеду кое как выползли и даже смогли поесть. И снова в постель. Вечером уже чувствовали себя получше, на ночь таблетки не пили. Полная адаптация произошла через полутора суток. Лично я больше никаких таблеток больше не принимал. Начитавшись рассказов, я думал что будет хуже, носил специальные пакеты за поясом, но хорошо что они никому ни разу не пригодились. На корабле конечно были готовы к такой ситуации, сразу объявили, что соответствующие лекарства можно взять на ресепшен. Кроме того в каютах было по несколько пакетов. Я описал только собсвенные ощущения. У некоторых людей при сильном волнении симптомы болезни периодически возникали. Это было хорошо заметно когда было много свободных мест в ресторане, а также по табличкам на дверях кают с просьбой не беспокоить.
Полярные круизы непредсказуемы и к этому надо быть готовым. Быстро меняется ледовая и штормовая обстановка. В нашем круизе это тоже было несколько раз. Тогда руководитель круиза немного изменяла маршрут и показывала нам другие места, куда можно было подобраться на корабле и высадиться из зодиаков на сушу.
О том, что необходимо с собой специально брать в подобный круиз:
Водонепроницаемые куртку, штаны, перчатки.
Водонепроницаемый чехол для фототехники.
Сушилку для обуви, стельки в сапоги, тёплые носки.
Солнцезащитные очки.
Рекомендованные термобельё и солнцезащитный крем не понадобились.
Сапоги, как правило, на кораблях дают.
Хотелось бы подвести итоги.Этот отчёт написан непосредственно в путешествии в режиме реального времени. Мною был специально был выбран такой длительный восемнадцатидневный круиз. Хотелось больше посмотреть животных, которые в большей степени обитают на субантарктических островах. Например, после Южной Георгии мы практически ни где не увидели млекопитающих, за исключением секундных мгновений встреч с морским леопардом. Антарктида - это одно из немногих мест на планете, не сильно затронутых человеком. Там не только животные, но и птицы вообще не реагируют на человека. Можно подходить практически вплотную даже к птичьим гнёздам. Увидел даже "незапланированных" китов. Также увидел много айсбергов, много разных антарктических пейзажей. В общем, увиденное даже превзошло ожидаемое. Из животных не увидел только больших морских слонов с хоботом, а из птиц хотел бы посмотреть самых больших императорских пингвинов, поэтому есть небольшой повод еще раз посетить Антарктиду через несколько лет. Только уже выберу маршрут непосредственно по побережью континента.