- Вы перекреститесь, когда зайдете на борт самолета вылетающего из Габона домой....
Что-то добавить? После трех дней пребывания в Габоне мы купили обратные билеты назад, плюнув на потерянные деньги люфтганзовских распродажных. Я перекрестился, когда наконец прошел паспортный контроль и получил выездной штамп государства Габон. Так что Саша был прав, когда с искренним недоумением сказал еще и это:
- Ах, вы туристы?! А зачем тогда вы в Габон прилетели?
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Интересный самолет летит из Франкфурта до Либревиля:
Вроде как Боинг 737, но с бизнес классом занимающим более половины самолета. Причем бизнес класс с полностью раскладывающимися креслами и большими мониторами. В эконом классе мониторы поменьше, но наливают в течении всего полета.
Вроде как рейс LH, а на борту лайнера красуется надпись Privat Air, а на хвосте самолета логотип похожий на флаг Швейцарии
Судя по карте полета транслируемой на индивидуальный монитор, поднявшись в воздух из аэропорта города Франкфурт, летели мы строго на юг. Заметил, что вместо заявленных пилотом 6 часов, в воздухе мы провели часов 7. Возможно был сильный встречный ветер, тк самолет довольно часто попадал в зоны турбуленции.
Напоследок замечу, что в подлокотнике сидения имеется USB разьем и есть возможность заряжать гаджеты фирмы Apple
Время 17:00 в Либревиле соответствует среднеевропейскому времени. От московского минус 2 часа.
Самолет подрулил к зданию аэропорта. Через иллюминатор видно скопление военной техники на летном поле, войска в позиции "равняйсь-смиииирна" по внешнему виду напоминающие почетный караул (сужу по канареечному разнообразию военной формы).
- Не нас ли так встречают?
Нет, не нас... нас выстраивают в длинную очередь на паспортный контроль. Только что прилетел А330 компании airfrance из Парижа, поэтому мы располагаемся в самом конце людского нетерпения. А работает паспортный контроль очень медленно: сидящие в будках менты на клавиатуре одним пальцем, задают вопросы, смотрят бумаги прилетевших...
Рекомендация для тех кто прилетит в Либревиль:
- стоя в очереди на паспортный контроль, придерживайтесь левого края. Будет правильно, если вы встанете в очередь national - она короче и движется быстрее.
-крайняя рекомендация: не забыть взять с собой сертификат о прививке от желтой лихорадки. Сертификат проверяется после паспортного контроля двумя женщинами в белых халатах.
-необходимо-важная рекомендация:нужно иметь при себе распечатку брони отеля в Габоне. Хоть на одну ночь - данная распечатка должна быть у вас при себе.
Я весьма быстро собирался: за 20 минут до выезда в Домодедово бросил в рюкзак шлепки, шорты, пару футболок и предметы личной гигиены. Был забыт сертификат о прививке и распечатка брони отеля (скажу честно, что после получения габонской визы бронирование отеля за 200 евро ночь было отменено)
Результатом такой забывчивости явилась ситуация, когда на паспортном контроле у нас отобрали паспорта и сообщили, что мы будем депортированы из страны в течении 24 часов. Было похоже, что депортация ожидается за наш счет. И было понятно, что придется долго сидеть в помещении без туалета, еды и окон и, возможно, спать там же.
Случайно, у начальника смены, оказался соседом русскоязычный парень Саша, о котором я уже упоминал.
Саша помог нам тем, что договорился о компромиссном варианте: одному из нас было позволено поехать в город и привезти бумагу из любого отеля в том, что мы имеем оплаченную бронь этого отеля.
Оставив в заложниках Дрона я вышел в темноту один на один с неизвестной страной. В кармане имелся паспорт с въездным штампом Габона, 65000 франков (поменял у полицейских 100 евро. Курс обмена: 1 евро = 650 франков) и пачка сигарет. Остальное осталось по ту сторону границы
Куда ехать? Что искать? Где брать бумагу?
Вижу стоит такси. Прошу довести меня до ближайшего недорогого отеля.
Водитель не понимает английского. Еще одно, еще одно... Никто не понимает и не говорит по-английски. Только французский. Наконец нахожу водителя понявшего меня:
- Проблем с полис? Поехали! 3000 франков до отеля.
С благодарностью сажусь в разбитую тойоту и угощаю драйвера сигаретой. Сам выкуриваю подряд две пока едем мимо блок постов и бронемашин с солдатами вдоль дороги. Понимаю из объяснения водителя, что прилетел президент страны бывший с визитом в Камеруне. Мне же с первого взгляда это усиление показалось началом военного переворота: уж очень много солдат с оружием на изготовку и расчехленных пулеметов на улице.
Приехали в отель Samotel. Номер простой, маленький, но чистый. Есть урчащий кондиционер и в стоимость включен завтрак. Цена 35.000 франков за ночь.
Всю эту информацию, а так же нужную бумажку с печатью отеля я получил после 15 минут поиска в глубинах памяти французских слов из школьной программы так как английский в этом отеле никак не понимался.
Бумага есть, едем обратно в аэропорт. По дороге водитель предлагает себя как гида. То есть: отвезу, город покажу, билеты на внутренние рейсы помогу купить...
А почему нет? Отвечаю, что он нанят, но не оговариваю стоимость его услуг. Это мой косяк... Хотя и понять меня можно - достаточно явно маячила перспектива провести ночь на холодном кафеле полицейского обезьянника с потерей денег при покупке обратных билетов... И тут счастливое решение этой ситуации. Конечно же некоторая эйфория присутствовала.
Захожу в отделение и отдаю бумагу старшему. Андрюхе ставят штамп в паспорт и мы покидаем не гостеприимное заведение, где остаются две темнокожие пассажирки с нашего рейса - у них та же ситуация. На выходе из зоны прилета наш багаж осматривается путем вываливания содержимого рюкзаков на стол и копания в этом содержимом руками без перчаток.....
Свобода!
Первым делом идем за билетами: завтра нам надо улететь в Mayamba. Это крайний юг страны на границе с Конго. В путеводителе LP по Африке этот национальный парк характеризуется хорошими и пустынными пляжами, флорой и фауной в виде больших черепах, откладывающих в это время яйца. Так же он дешевле чем самый знаменитый и дорогой Luango.
Авиабилеты продаются на улице перед входом в залы вылета. У международного сектора билетные кассы Gabon Air, Air France, South Africa Air, Lufthanza.
У доместик сектора две будки: одна продает билеты на National , другая на другую компанию (название забыл). Будки в этот час (а уже 8 вечера) закрыты.
-Завтра в 7 утра приедем и купим билеты,- говорит драйвер.
Хорошо. Сейчас в отель, переодеться (на мне пуховая жилетка и я уже спарился в 35 градусной влажной бане габонского вечера), душ... А затем поесть.
Кинув вещи в комнате с тесно стоящими небольшими кроватями и приведя себя в порядок (как же хотелось в душ!), едем в известное водителю место где "недорого и вкусно"
Ресторан называется Calipso и подают там вполне хорошо приготовленную пищу.
Ужин на троих (водитель харчевался с нами) с алкоголем (джин) стоил нам 20.000 франков. Это стейк из рыбы Капитан по вкусу чем-то напоминающую амазонскую Пираруку, овощи и рис. Могу рекомендовать это заведение, так как в округе много пафосных заведений где подадут тоже самое, но в два раза дороже.
Все ничего, но в кой-то момент водитель понял, что мы не только благодарные туристы из дружественной нефтедержавы Россия, но и источник его личного обогащения за короткий период времени.
Для начала он решил поженить нас на официантках и посетительницах этого ресторана.
- Приятель! Завтра точно женимся. А сейчас давай до дому...
Но драйвер так просто не сдавался. На обратной дороге остановился около дома с неоновой вывеской:
- Это ночной клуб. Вы можете зайти и просто посмотреть что такое найт клаб в Габоне.
Сложно устоять от такого заманчивого предложения: почему бы не зайти, выпить по пиву и не посмотреть найт клаб в Либревиле? Когда еще тут будем...
Ожидаемо оказались единственными посетителями со светлым цветом кожи и мужского пола.
Ожидаемо были взяты в плен женщинами легкого поведения.
Неожиданным оказался счет, который принесли после того как мы выпили по бутылке пива (были в заведении минут 15): 60.000 франков. Но оспаривать справедливость включения лимонада айрин брю по 15 евро за стакан не стали.
Ну, а под конец вечера сочный мазок сделал драйвер: за свои услуги он попросил 80.000 франков. Почему 120 евро?
Ответ показался неубедительным: он утверждал, что работал на нас 8 часов. На самом деле мы расставались около нашего отеля в районе полуночи, а запряг я его часов 7 вечера.
- Пардон, мон ами, ты ел пил за наш счет. Получи 20.000 в соответствии с временной таксой (договоренные 5000 в час).
Что тут началось! Истерика. Водитель швырял деньги, плакал, угрожал и говорил обидные слова по-французски. Но нам очень сильно хотелось спать. Захлопнув дверь в отель перед его носом мы расстались друзьями ( на следующее утро он нас ждал с утра, улыбаясь как ни в чем не бывало и готов был работать "за небольшие деньги", как он сам про себя говорил).
Такси из города в аэропорт стоит 3000 франков
Следующее утро:
Только вышли из машины в аэропорту - тут же были атакованы посредниками по продаже билетов. Дело в том, что в Габоне билеты сначала бронируются по телефону, а уже потом выкупаются в кассе. Наша покупка билетов в обход этих правил стоила 10.000 девушкам в кассе National и 10.000 посреднику. Билет до Tchibamba стоит 65000 франков. Почему до Чибамбы? Потому что оказывается сейчас самолеты не летают в Маюмбу. Поэтому наш первоначальный маршрут претерпел корректировку: до Чибамбы на самолете компании National, далее на "африкан кар" (джип пикап) до нужного места.
В Чибамбу и вообще по внутренним маршрутам в Габоне летает старенький Эмбрайер бразильского производства. Пилоты - европейцы. Время в пути около 45 минут c промежуточной посадкой в деревне. Кстати, то что это не город Tchibamba мы узнали уже в зале прилета аэропорта этой деревни. Хорошо, что самолет еще не улетел.
В аэропорту Чибамбы мы узнали что с нами одним рейсом в багажном отделении самолета летел покойник замотанный скотчем. Видимо перевозили родственники, чтоб предать земле на родине.
Tchibamba небольшой город или большая деревня. Могу рекомендовать неплохой отель Modibotie. Правда в отеле нет комнат с раздельными кроватями, поэтому нам пришлось взять два номера
Комнаты с кондиционерами, чистые с большой ванной комнатой. Напор воды оставляет желать лучшего.
Есть бассейн и приличный ресторан. Завтрак входит в стоимость.
Цена: 35000 франков за комнату с двухспальной кроватью
Такси из аэропорта до отеля 2000 франков
На территории отеля есть ночной клуб. На танцульки приходит две с половиной калеки. Поют караоки, но не долго - о постояльцах отеля заботятся.
Делать в городе нечего.
На рынке продают копченную рыбу облепленную зелеными мухами, зеленые помидоры и синие финики (кучка 200 франков)
Так же можно купить мачете или пластиковый таз.
Я приобрел национальный африканский ансамбль: длинную пеструю рубаху и безразмерные штаны в цвет.
У габонских продавщиц одежды есть правило: если ты примерил одежду, то обязан ее купить. А если сфотографировался с ней, то надо поднимать крик на всю округу и биться в истерике. Очень характерно для жителей Габона решать вопросы повышением тона и наездами. Впервые встречаю общность людей вообще без чувства юмора.
Итак, купил африканский ансамбль за 20000 и ничего, что цвет не нравится и что в штаны еще один такой как я влезет... Но зато заставил заткнуться склочную бабу.
Жители Габона для меня становились все менее и менее симпатичными. Совершенно не имеют чувства юмора, агрессивны, не торгуются
Транспорт до Маюмбы отправляется по утрам с базарной площади. Это, залитая лужами и вязкой грязью, часть города Чибамба где собираются:
1.пассажиры желающие куда-то уехать
2.видавшие виды минибасы, джипы-пикапы с водителями
3.армия помощников посредников продавцов билетов.
Билеты до Mayumba стоят 7000 франков с человека. Старт декларируется в 6:30 утра, на самом деле реально колонна авто груженных ящиками, клетками с курами и пассажирами выезжают в 8 утра
Сам процесс погрузки в этой цепочке логистики весьма занимательный: пассажиры и окружающие зеваки включая водителя и посредников наблюдают как один специально обученный бич забивает багажное отделение, крышу, место под сидениями багажом пассажиров и попутным грузом. Например в багажник кладутся несколько чемоданов, сумки, сверху на это все водружается грязное запасное колесо, на него кладутся связки огромных, корявых зеленых бананов...
После того, как машина напичкана багажом оказывается, что остались неприкаянные сумки и чемодан. Укладчик чешет затылок, матерится и разбирает свою конструкцию: бананы, грязное колесо, сумки, чемоданы летят вниз на землю и опять унылая процедура, на которую приходится смотреть: погрузка, утрамбовка, перекладывание с боку на бок...
После того, как машина набита вещами, пассажирам дают добро на посадку. В минибасе три ряда сидений. 3 человека в ряду на сидении плечом к плечу плюс четвертый на приставной табуретке к каждому ряду. Используется каждый сантиметр пространства автомобиля.
Погрузились, погрузили, поехали.
Габон - ментовское государство. Очень похожее на Россию в начале своего постсоветского развития и с африканской спецификой.
Взятки, кумовство, каждый бугор - шишка... Это постоянные остановки, отстежки и проверка документов не только у водителя, но и у пассажиров.
Дороги: это слезы
Грунтовые шоссе Габона напомнили мне старую телеграфную дорогу в Австралии, которая считается дорогой мужества и каждый настоящий австралиец хоть раз в жизни должен проехать по ней. Тут же водитель совершает героический поступок каждый день, проезжая по ямам, рытвинам и провалами под грохот африканской музыки, что орет в автомобиле на всю катушку - видимо мешая драйверу уснуть и улететь в лес
Рекомендую: если есть такая возможность избегать путешествия на африкан-кар.
Прилетели мы в Габон в четверг 27.02, в пятницу прилетели в Чибамбу. Самолет из Чибамбы вылетал в Либревиль во вторник. В Маюмбе предполагалось провести 3 дня, добравшись туда и обратно на африкан-кар
Что касается нашего дальнейшего путешествия, то оно было закончено именно на этой автобусной станции. Знаете как бывает: не прет. Не прет от страны, от народа этой страны, от атмосферы и еще от чего-то, что объяснить не смогу... Так же касательно наложилось плохое самочувствие - в первый день словил какой-то вирус: температура, выкручивание костей и все признаки какой-то простуды. Ночью все ухудшилось: бил озноб, а легкие рвал кашель. Только после антибиотика полегчало..
Ну и основное: там, на автобусной станции, когда наши вещи уже упаковали в кузов джипа, было у меня какое-то нехорошее предчувствие. Не смогу объяснить это. Иногда бывает. Один раз даже монетку кидал, так как разумного и логичного объяснения происходящему внутри себя не было. Монетка подтвердила предчувствие: стоп, это делать не надо... Спросил Дрона - ты как? А что он ответит...
Короче поменяли билеты на другие, сели в минибас до Либревиля и ехали жопа к жопе на переднем сидении с водителем 10 часов... В городе сразу в отель Меридиан, где был платный интернет и через экспедию купили билеты до Москвы по замысловатому маршруту: Либревиль - Камерун - Нигерия - Дубай - Москва
Последнюю ночь в Габоне провели во вполне хорошем отеле за 120 евро с бесплатным интернетом, утром прошлись по трущобам по пути к набережной, посмотрели как в Габоне торгуют рыбой с земли и улетели домой... Скажу так: как только мысленные метания были прекращены решением об отъезде, все как-то сразу поменялось. Даже Солнце выглянуло из-за туч. Значит такова была воля Оттуда
О фотографиях:
все жители стараются избегать быть сфотографированными. Если видят, что их фотографируют - закатывают скандал с требованием стереть фото. Фотографирование в городе, особенно вблизи с административными зданиями грозит конфискацией камеры. Ну, а больше снимать нечего. Сам город Либревиль похож на одну большую помойку застроенную сараями. Исключения: кварталы богатых чиновников и некоторая часть набережной с гостиницами и административными зданиями. Город располагается на берегу океанского залива, вода имеет бурый цвет. Канализационные стоки видны на пляже по руслам потоков и мусору вдоль них. Однако местные купаются.
О животных:
вдоль дороги продаются тушки обезьян, варанов, косуль. Все это висит на палках не знаю сколько по времени.
Рыба так же продается. В местах продажи чувствуется запах тухлятины.
На набережной Либревиля по утрам рыбаки привозят свой улов. Раскладывают на песке. Каждый желающий может купив рыбу обратиться к специальным людям с мачете и щетками в виде палки с гвоздями, чтоб те им почистили и разделали покупку.
Впечатление от страны:
Мне кажется Габон не туристическая страна, с очень сильным расслоением на богатых и бедных, с большим количеством военных и полиции, так что рвануть там может в любой момент. Создание национальных парков с лоджами по 350 евро с человека в день - попытка найти нишу для добывания бабла, когда нефть закончится. Транспортное сообщение непонятное, расписания нет, стыковок самолет-автобус нет, информация о рейсах быстро устаревает, очень скудный гостиничный фонд средней ценовой категории. Неоправданно высокие цены на все. Тем удивительнее когда видишь в каких лачугах живет большинство населения. Браконьерство процветает и животных замечено не было.
Магазины, супермаркеты:
В столице есть сеть супермаркетов где можно купить мешок риса, консервы, зубную щетку
В провинции есть лавки, но выбор скудный.
Повсеместно продается подержанная обувь, часто не парная. БУ теле радио техника прошлого века. Одежда..... хммм.... вообщем что-то что может прикрыть наготу.
Но...
Продается французское вино и шампанское. Так же крепкий алкоголь. По ценам нашего Ашана.
Женщины:
Встречаются интересные, с хорошей фигурой. Но замечу, что только в столице. В провинции очень корявые. Мода на парики или спрямленные волосы. Мода на одеяния из ткани под жеванную кожу. Много женщин с поддельными сумками DG и LV
Автомобили:
убитые япономарки. В столице ездят новые Лексусы, Крузера, Хаммеры
Будут вопросы - отвечу.
Писать больше вообщем-то и нечего.
Следующее путешествие Винского: Винский в Колумбии. Парк Tayrona : общежитие на одну ночь