Намеревались совершить путешествие по всем пяти республикам Союза.
Почему туда? Пять государств (Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан), занимая сейчас 2% территории земной суши, в древности и средневековье являлись родиной древних цивилизаций – Бактрии, Хорезма, Согда, Парфии и др.
Через эти местности проходил Великий Шёлковый Путь из Китая. Они постоянно становились объектов завоевательных походов (Александр Великий, Чингизхан и арабы в ассортименте). Неудивительно что от Согдианы, Мерва, Хорезма, Пенджикента, Афросиаба и др. центров среднеазиатской государственности осталось совсем не много.
Здесь рождались и жили гении - учёные, просветители, поэты: Авиценна, Улугбек, Навои, Хайям и т.д.
Планирование
Освоение среднеазиатской «целины» предполагалось начать с Киргизии. От вариантов перелета в Ургенч (там были рейсы по будним дням, а нам нужен был вечер пятницы) пришлось отказаться и выкупить билеты на аэрофлотовский рейс в Бишкек.
Маршрут поездки по Киргизии, рассчитанный на 8 дней, включал трек по Тянь-Шаню из Каракола по долине Каркара через перевал к восхитительному горному озеру Алакёль, а далее в знаменитый Алтын-Арашан с горячими источниками, розовые горы, ущелье «Сказка», заброшенные золотые прииски, петроглифы, ущелье Джети Огуз, соленое озеро, купание на южном берегу Иссык-Куля в районе Каджи-Сая или Тамги или Ак-Терека или еще где.
В программе присутствовал и однодневный выезд через погранпереход Кеген/Корумду в Казахстан к красивейшему (судя по фото) каньону Чарын. Там есть еще красивые озера и можно сделать трек, но времени на них явно не находилось. Но озерную тему мы посчитали логичным отработать в Киргизии и Таджикистане.
И дальше все выглядело неплохо. После киргизо-казахской части программы - перелет дневным рейсом «Таджик Эйр» в Душанбе и через знаменитую Варзобскую долину поездка сразу к Искандер-кулу – отправной точки для «освоения» Фанских гор и других достопримечательностей северо-западной части Таджикистана.
Вот такая картина маслом, но Бог располагает.
От Киргизии в итоге пришлось отказаться. И вовсе не из-за тех трагических событий, которые имели место в Оше и Джелалабаде, не из-за марша «несогласных» на Бишкек – арестовав инициатора акции, правительство Отунбаевой доказало, что взяло ситуацию в стране под свой контроль. И даже не из-за того, что граница в Кегене была закрыта казахами. Нет, дело было в другом. Просто «Таджик Эйр» сняло воскресенье из своего бишкекско-душанбинского расписания, оставив только среду, которая нас категорически не устраивала. Прикинули вариант внутреннего перелета из Бишкека в Баткен почти на границе с Таджикистаном. Переход в Кызыл-Биле вроде бы функционировал. Однако, во-первых, не было никакой гарантии, что он будет открыт к моменту завершения нами тяньшаньско-иссыккульской части маршрута; во-вторых, мы не готовы были поручиться, что баткенских таксистов могла интересовать лишь плата за доставку залетных туриков к переходу, а не вся их наличность.
Так мы отказались от услуг национального перевозчика и взяли билеты уже на худжандский рейс S7 – соответственно сократив длительность поездки. У нас образовался лишний день, но вечер пятницы как момент вылета остался неизменным. Поскольку на Киргизию мы планировали 8 дней, то на Искандер-куле мы оказались на день раньше первоначальных наметок.
Венцом всего стало утро последней пятницы – дня начала трипа. Утром в Худжанде, в который мы летели, смертники въехали на машине в здание местного УВД, поубивав и ранив в итоге три с лишним десятка человек. Возможно, мы поспевали к самой раздаче. Но менять что-либо было уже поздно.