http://www.pircenter.org/data/publicati ... -2002.html
ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Аналитический бюллетень для руководителей
Издатель: ПИР-Центр
Том 6
Номер 11(125)
Июнь 2002
В НОМЕРЕ:
Виталий Федченко
Мьянма как новая цель ядерного экспорта России
Намерения Мьянмы
Когда в конце 2001 – начале 2002 годов представители министерства иностранных дел Союза Мьянма стали активно говорить о планах своей страны закупить в России небольшой исследовательский ядерный реактор, это вызвало в мире противоречивую реакцию. С одной стороны, официальная позиция США по данному вопросу сформулирована достаточно мягко. 23 января 2002 года в ходе очередного пресс-брифинга в госдепартаменте был поднят вопрос об исследовательском ядерном реакторе, сооружение которого должно начаться в Мьянме при содействии России. В тот же день был распространен текст, в котором указывалось, по сути, что США не имеют ничего против сотрудничества России и Мьянмы в области мирного использования ядерной энергии, хотя и хотели бы быть уверены в безопасности планируемого реактора как с точки зрения его функционирования, так и с точки зрения нераспространения.
С другой стороны, западная (в основном, американская) пресса отреагировала удивительно живо. Несмотря на то, что планы Мьянмы о начале ядерной деятельности были известны уже давно, некоторые весьма влиятельные американские издания выступили с едкой риторикой о неразборчивости внешнеэкономических отношений российского правительства. Крупнейшая американская газета увидела в расширении российско-мьянманской торговли еще одно подтверждение российским правительством своего пренебрежения демократическими ценностями. Заодно были раскритикованы Китай и Япония, досталось даже американским и европейским компаниям, имеющим интересы в Мьянме.
Такое распределение оценок объяснить довольно просто. Мьянма состоит в МАГАТЭ с 1957 года, с 1992 года является членом Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), а в 1995 году поставила под полноохватные гарантии свою ядерную деятельность. В соответствии со статьей IV ДНЯО Мьянма имеет право «развивать исследования, производство и использование ядерной энергии». Более того, другие участники ДНЯО, такие как Россия и США, должны содействовать «дальнейшему развитию применения ядерной энергии в мирных целях, особенно на территориях государств-участников договора, не обладающих ядерным оружием, с должным учетом нужд развивающихся районов мира». Применение в 1995 году Мьянмой полноохватных гарантий МАГАТЭ позволяет России осуществлять ядерный экспорт в эту страну в полном соответствии с правилами Группы ядерных поставщиков.
Таким образом, с юридической точки зрения, ядерное сотрудничество Мьянмы и России безупречно. Причина же выпадов американской прессы по этому поводу также понятна: США, считая военный режим Мьянмы режимом-парией, ввели политические и экономические санкции против этой страны.
Российско-мьянманские отношения
Отношения между Россией и Мьянмой в целом развивались следующим образом. Дипломатические отношения между СССР и Бирмой были установлены в феврале 1948 года. Уже в пятидесятые годы политические и торгово-экономические отношения между двумя странами достигли своего расцвета. В 1955 и 1960 годах Бирму посещал Н.С. Хрущев, а в 1971 году – Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорный. Но в 1962 году в Бирме произошел военный переворот, в результате которого у власти встала группа военных, а экономический и политический курсы подверглись серьезному пересмотру. В частности, стал развиваться курс на самоизоляцию. В результате ко второй половине семидесятых годов уровень товарооборота СССР и Мьянмы упал до минимума. Распад СССР также не способствовал развитию двусторонних отношений. В справке МИДа по отношениям России и Мьянмы от 29 июня 2001 года было указано, что торгово-экономическое сотрудничество двух стран практически отсутствует, среднегодовой товарооборот составляет менее 300 тыс. долл. Тем не менее, российские товары – бумага, цемент, металл, минеральные удобрения – поступали в Мьянму через посредников из третьих стран.
На этом фоне уровень и частота межгосударственных контактов были довольно высоки. Во второй половине девяностых годов Янгон посещали группа депутатов Госдумы и делегация Совета Федерации, довольно регулярно проходили встречи министров иностранных дел. В 1995–1997 годах во время визитов в Москву мьянманских министров промышленности и транспорта активно обсуждался проект совместного строительства железнодорожной магистрали из Янгона в северные районы страны, в сторону китайской границы. Эти планы из-за отсутствия инвестиций не были реализованы.
Контакты двух стран в военной области стали развиваться после визита в Янгон в 1997 году заместителя директора ФСБ генерал-полковника Валентина Соболева. Начав с взаимодействия в сфере борьбы с наркотиками, страны к 2000 году подошли к переговорам о военно-техническом сотрудничестве и сотрудничестве в ядерной области.
8 августа 2001 года официальная делегация министерства обороны РФ начала переговоры с военно-политическим руководством Мьянмы. Делегацию возглавлял председатель комитета по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами Михаил Дмитриев. В ходе визита было решено, что Россия поставит Мьянме восемь подержанных истребителей МиГ-29 и два учебно-боевых МиГ-29УБ и вооружение к ним, при условии, что «на каждой машине налетали не более 50 часов». За самолеты Янгон согласился заплатить 130 млн долл., а на 20 млн долл. Москва согласилась поставить авиационное вооружение и боеприпасы к самолетам. Первоначально речь шла о новых самолетах, и сумма контракта составляла 200 млн долл., но данный вариант не устроил Янгон.
Инвестиции западных стран
Несмотря на введенные США санкции, не следует думать, что иностранный и, в частности западный капитал, вообще не проникает в Мьянму. В последние годы интерес иностранных инвесторов к Мьянме растет. Рабочая сила здесь очевидно дешевле, чем в новых индустриальных странах, которыми стали уже многие соседи Бирмы. Кроме того, в Мьянме сконцентрированы и рабочая сила, и сырье для тяжелой промышленности. К тому же, Мьянма – это преимущественно горная страна с богатым природным потенциалом. В ней существуют месторождения газа, нефти, различных металлов, есть рубиновые россыпи, произрастают ценные породы дерева (тик), имеются рыбные запасы, гидроресурсы. При этом значительная часть периферийных районов мало освоена. Таким образом, интерес добывающих компаний к Мьянме неудивителен.
Например, сейчас в Мьянме работает международный консорциум, который проложил и эксплуатирует газопровод, идущий от бирманских подводных месторождений Яндан на территорию Таиланда. Американская нефтегазовая компания Unocal, штаб-квартира которой находится в Калифорнии, владеет 28,2625% акций этого консорциума, другой западный участник проекта – французская фирма Total, ей принадлежит 31,2375% акций. В Проекте Яндана также участвует Мьянманская нефтегазовая компания (Myanma Oil and Gas Enterprise (MOGE) и Нефтяное управление Таиланда (Petroleum Authority of Thailand (PTT)), которым принадлежит соответственно 15 и 25,5% акций. 346 км трубы проложены по дну, затем она выходит на поверхность, пересекает узкий (63 км) перешеек бирманской территории, после чего вливается в энергосистему Таиланда. Проект рассчитан как минимум на 30 лет. Продажа газа западным участникам консорциума и таиландцам – один из основных источников твердой валюты для властей Янгона.
Деятельность Unocal не подпадает под санкции, введенные США против Мьянмы. Дело в том, что переговоры по строительству Проекта Яндана начались в июле 1992 года, а окончательное соглашение было подписано в 1995 году. Санкции же были введены указом (Executive Order №13047) президента Клинтона 20 мая 1997 года. Проект Яндана был признан неподпадающим под ограничения, наложенные санкциями, так как они не имеют обратной силы.
Секретное убежище пакистанских физиков
Как уже говорилось, США, считая военный режим Мьянмы режимом-парией, ввели политические и экономические санкции против этой страны. Называются несколько причин введения санкций. Основные – это несоблюдение прав человека в Мьянме, отказ проводить демократические реформы, а также предполагаемая вовлеченность военного правительства Мьянмы в международную торговлю наркотиками.
Кроме того, негативную для имиджа Мьянмы роль сыграли и сообщения о ядерных физиках из Пакистана, которые, якобы, получили убежище и работу в Мьянме. Сообщение об этом очень неудачно для Мьянмы появилось 9 декабря 2001 года в газете New York Times, то есть несколько позже согласования постройки реактора с МАГАТЭ, но непосредственно перед появлением упоминавшихся выше обвинительных статей в прессе.
В этой истории следует разобраться подробнее. После событий 11 сентября 2001 года спецслужбы США вели расследование о существовании связей между движением талибов или террористической группировкой Аль-Кайда и пакистанскими учеными, работавшими в области создания ядерного оружия. В ходе этого расследования у США появились вопросы к шестерым пакистанским физикам, двое из которых, Сулейман Асад и Мухаммед Али Мухтар, долго работали «на двух самых секретных ядерных установках Пакистана». Как сообщается, одной из целей визита директора ЦРУ Джорджа Тенета в Пакистан в начале декабря 2002 года было убедить правительство этой страны в необходимости предоставить спецслужбам США возможность получить ответы на свои вопросы к ученым. Сулейман Асад и Мухаммед Али Мухтар были прямо вовлечены в ядерную программу Пакистана, и поэтому заинтересованность США в том, чтобы два этих человека не имели никаких связей с террористами, вполне понятна.
С точки зрения Пакистана, интерес США к этим ученым можно квалифицировать чуть ли не как угрозу национальной безопасности. Пакистан вообще сопротивляется попыткам США задавать вопросы ученым и инженерам, работавшим в ядерной области. Данная позиция объясняется опасением, что такие интервью могут стать для Вашингтона инструментом сбора информации о пакистанской ядерной программе.
По сообщениям официальных пакистанских источников, Пакистан не может найти этих людей, так как они находятся в Мьянме, «работают над научным проектом и не собираются возвращаться в ближайшем будущем». Пресс-секретарь пакистанской Комиссии по атомной энергии сообщил, что комиссия не хотела бы прерывать их работу. В прессе широко распространена другая версия событий (со ссылкой на разведку Индии): генерал Мушарраф лично, в телефонном разговоре (по другим источникам, через МИД Пакистана), попросил одного из руководителей правительства Мьянмы предоставить временное убежище Сулейману Асаду и Мухаммеду Али Мухтару, заверив, что ученые не имеют отношения к террористам. По сообщениям прессы, просьба генерала Мушаррафа была удовлетворена, однако чиновники из правительства Мьянмы неоднократно опровергали этот факт. Сообщалось также, что самим этим ученым было настоятельно рекомендовано пакистанским правительством оставаться в Мьянме как можно дольше.
Зачем Мьянме реактор?
Официальный Янгон с удовольствием рассуждает о том, что намерения развивать ядерную энергетику существуют в Мьянме «уже очень давно». Нужно признать, что сравнительно активные исследования в ядерной области там действительно ведутся. По данным МАГАТЭ, в Мьянме существует, по крайней мере, четыре университета, физические факультеты которых активно публикуют работы в ядерной области. Это Мандалайский университет (г. Мандалай), Янгонский университет (г. Янгон), Дагонский университет (г. Янгон) и Паттейнский университет (г. Паттейн). Старейшим же центром Мьянмы, в котором проводятся ядерные исследования, является Институт прикладных исследований Союза Бирмы. Подразделение по изучению проблем ядерной энергетики было создано там, по утверждению правительства Мьянмы, в 1956 году, то есть всего через два года после пуска в СССР первой в мире АЭС. Это подразделение занимается также вопросами использования радиоактивных материалов в сельском хозяйстве и здравоохранении.
До сих пор Мьянма вынуждена импортировать изотопы. Считается, что Юго-Восточная Азия вообще испытывает недостаток изотопов для сельского хозяйства и медицины. Поставки идут в основном из Австралии, где производящие компании только собираются расширить производство. В октябре 1996 года в Мьянме было создано министерство науки и технологий, на которое была возложена, в частности, и обязанность координировать работы в ядерной области, ведущиеся в стране. Это министерство пришло к выводу, что для дальнейшего развития ядерных исследований и для производства изотопов Мьянме необходим ядерный реактор. По мнению западных СМИ, ядерный реактор требуется Мьянме исключительно для поддержания самолюбия правителей этой страны.
Официальное же обоснование потребности Мьянмы в ядерном реакторе формулируется следующим образом. Поскольку «в век глобализации развивающимся странам вроде Мьянмы необходимо активно искать возможности для уменьшения отставания в развитии от ведущих стран мира, чтобы не стать окончательно маргинализированными», то «правительство старается приобретать любые новые технологии, в том числе в морских, аэрокосмических, медицинских и ядерных областях исследований». В связи с этим, правительство «навело справки о возможности строительства ядерного реактора», и предложение о содействии было получено от России. Переговоры с Минатомом о постройке начались в 2000 году.
Переговоры о ядерной деятельности Мьянмы
В декабре 2000 года министр науки и технологий союза Мьянмы У Таунг нанес визит в Россию в составе делегации, приглашенной министром по атомной энергии Евгением Адамовым. Гостей возили на экскурсии в различные институты Минатома, обсуждали возможности двустороннего сотрудничества. Делегацию Мьянмы особенно интересовали исследовательские реакторы. У Таунг «окончательно подтвердил» намерение Мьянмы приступить к сооружению реактора, а также выразил готовность направить в Россию специалистов для обучения работе с ядерными установками. Через несколько дней после этого визита, 20 декабря 2000 года, на расширенной коллегии Минатома выполнение работ с Союзом Мьянма по сотрудничеству в сооружении исследовательского реактора было включено в перечень основных задач Минатома на 2001 год.
Через месяц правительство России приняло предложение Минатома РФ о проведении переговоров с Мьянмой о продаже в эту страну небольшого исследовательского реактора. Минатому было поручено провести эти переговоры и внести в правительство проект соглашения. В феврале Мьянма получила предложения от России о возможном строительстве исследовательского реактора.
Что планируется построить?
Данные о параметрах планируемого реактора расходились. По сообщению CNN со ссылкой на Reuters, в Мьянме должен быть построен исследовательский реактор мощностью 10 МВт, а стоимость его возведения составит около пяти миллионов долларов. РИА Новости сообщило 23 января 2002 года со ссылкой на «высокопоставленного собеседника» в Минатоме РФ, что в Мьянме будет построен легководный реактор мощностью 15 МВт, причем начать его строительство можно будет не ранее, чем через три года. Итар-Тасс, ссылаясь на главу пресс-службы Минатома Юрия Беспалько, сообщало о «легководном реакторе бассейнового типа мощностью 15 МВт». Данный вопрос был прояснен только в мае 2002 года. Абсолютно все источники утверждали, что на данном реакторе нельзя будет произвести ядерный материал, который мог бы быть использован в ядерном оружии.
До мая 2002 года в прессе отсутствовали четкие данные о том, какое именно топливо будет использоваться в реакторе. Сейчас в мире существует понимание необходимости перевода исследовательских реакторов на использование низкообогащенного топлива, что делает эти реакторы гораздо более безопасными с точки зрения нераспространения. Это понимание, впрочем, не закреплено на уровне законодательства, а значит, окончательно поставка высокообогащенного урана на планируемый реактор в Мьянме не запрещена. Тем не менее, недавно стало ясно, что в планируемом реакторе будет использоваться топливо с обогащением ниже 20% по урану-235.
Сомнения МАГАТЭ
Летом 2001 года Мьянма начала официальные консультации с МАГАТЭ о том, что именно нужно для постройки и эксплуатации ядерного реактора. Главный пресс-секретарь МАГАТЭ Дэвид Кид заявил в июле 2001 года, что, если бы у его организации была такая возможность, то Мьянме был бы дан совет о том, что недостаточно просто купить реактор и документацию к нему: для безопасной эксплуатации необходим также квалифицированный персонал.
Вероятно, у МАГАТЭ нет причин для волнений о качестве подготовки персонала планируемого ядерного реактора. Обучение персонала как раз и было одним из обсужденных еще в конце 2000 года вопросов между Евгением Адамовым и У Таунгом. С сентября 2001 года в Московском инженерно-физическом институте на кафедре теоретической и экспериментальной физики реакторов обучается несколько десятков студентов из Мьянмы. По сообщению же западной прессы, в 2001 году в различных институтах России начало обучение от двухсот до трехсот студентов. (Учитывая эти факты, представляется странным, почему 22 января 2002 года в пресс-службе Минатома корреспондентам Итар-Тасс не подтвердили сообщений о пребывании или направлении в Россию на подготовку для работы на реакторе специалистов из Мьянмы).
В сентябре 2001 года Янгон официально информировал генерального директора МАГАТЭ о своих планах строительства исследовательского ядерного реактора и попросил содействия в области финансирования его сооружения и безопасной эксплуатации. Кроме того, делегация из Мьянмы встретилась с г-ном Эльбарадеем лично 21 сентября 2001 года. На встрече обсуждались условия безопасной эксплуатации реактора. В эти условия входит не только обучение грамотного персонала, но и создание соответствующей инфраструктуры и освоение технологий для безопасного обращения с облученным ядерным топливом, которое будет получено в результате работы реактора, каким бы маленьким он ни был.
Несмотря на проведенные консультации, у МАГАТЭ остаются вопросы к Мьянме. Дело в том, что эта страна подписала и ратифицировала Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии (Бангкокский договор). В данном документе, в частности, присутствуют следующие положения. Во-первых, прежде, чем приступить к осуществлению собственной программы мирного использования ядерной энергии, государство-участник договора обязуется «подвергнуть эту программу строгой проверке с точки зрения ядерной безопасности, следуя установкам и стандартам, рекомендованным МАГАТЭ для защиты здоровья и минимизации опасности для жизни и имущества» (ст. 4, п. 2b). При этом, во-вторых, государство-участник должно предоставлять другим участникам договора по их просьбе информацию о такой проверке (ст. 4, п. 2c). В-третьих, государство-участник договора обязуется «осуществлять захоронение радиоактивных отходов и другого радиоактивного материала в соответствии со стандартами и процедурами МАГАТЭ в земле на собственной территории или в земле на территории другого государства, которое согласилось на такое захоронение» (ст. 4, п. 2e).
В июне и ноябре 2001 года группы инспекторов МАГАТЭ посещали Мьянму, фактически, для оценки ее способности выполнить требования Бангкокского договора. Инспектора заключили, что в данный момент в стране отсутствуют условия безопасной эксплуатации ядерных реакторов.
Официальный Янгон не дал подробного ответа на замечания МАГАТЭ. Заместитель министра иностранных дел Союза Мьянма Кхин Муанг Вин в январе 2002 года официально опроверг заключение инспекторов МАГАТЭ, но его доводы были ограничены рассуждениями о том, что все соседние страны, за исключением Лаоса, уже эксплуатируют ядерные реакторы, а значит, это может делать и Мьянма. По сообщениям прессы, в МАГАТЭ опасаются, что такие рассуждения, на фоне отсутствия четкого ответа Янгона, означают его намерения «удовлетворить свои ядерные амбиции без уделения должного внимания безопасности». Таким образом, хотя никто и не сомневается в праве Мьянмы развивать свою ядерную энергетику, в мире существует некоторое сомнение в том, что страна с отсталой аграрной экономикой может сделать это развитие безопасным.
С этими сомнениями не согласен директор отделения комплексных разработок Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники им. Н.А. Доллежаля (НИКИЭТ) Юрий Кузнецов, подразделение которого занималось разработкой проекта реактора для Мьянмы. В разговоре с корреспондентом газеты Коммерсант он объяснил, что исследовательские реакторы, подобные тому, что планируется соорудить в Мьянме, уже функционируют во многих странах мира. Конкурируя между собой, их строят Россия, США, Франция, Китай и другие страны. По словам г-на Кузнецова, к январю 2002 года была завершена разработка концепции этой установки, которая позволила определить цену проекта и возможности использования реактора.
Обычно подобные установки используются для производства изотопов, «облагораживания драгоценных камней» и других промышленных целей, что позволяет в достаточно короткий срок окупить затраты на их создание. Помимо этого, реактор дает возможность обучать специалистов в области ядерных исследований. Для обслуживания такого реактора действительно требуется несколько десятков квалифицированных специалистов, но мьянманские студенты, обучающиеся сейчас в России, по мнению г-на Кузнецова, вполне смогут обеспечить его безопасную эксплуатацию.
Сомнения Минатома
22 января 2002 года агентство Итар-Тасс сообщило со ссылкой на пресс-службу Минатома, что проект соглашения о строительстве в Мьянме исследовательского ядерного реактора был направлен в правительство «после согласования со всеми соответствующими ведомствами». По словам официального представителя пресс-службы Минатома, ожидается, что в первом квартале 2002 года правительство одобрит проект соглашения, но это будет только началом осуществления проекта.
Тем не менее, такое соглашение было одобрено только 15 мая 2002 года. Неясно, в чем заключалась причина задержки, однако известно, что 7 февраля 2002 года министр по атомной энергии Александр Румянцев, выступая перед журналистами, выразил сомнение в том, что финансовые возможности Мьянмы достаточны для реализации такого дорогостоящего проекта. Министр также отметил, что для строительства в Мьянме реактора страна должна соответствовать требованиям МАГАТЭ по обеспечению безопасности на данном объекте. Итак, вероятно, возражения МАГАТЭ вкупе с отсутствием уверенности Минатома в платежеспособности Мьянмы и были факторами, тормозящими развитие проекта.
Соглашение
Тем не менее, решение о сотрудничестве с Мьянмой все же было принято. 15 мая 2002 года правительство России приняло постановление №312, в котором одобрило представленный Минатомом проект «Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Союза Мьянма о сотрудничестве в строительстве Центра ядерных исследований в Союзе Мьянма». В соглашении указано, что на территории Мьянмы будет построен спроектированный в России Центр ядерных исследований, в состав которого войдет исследовательский ядерный реактор бассейнового типа тепловой мощностью 10 МВт с легководным замедлителем и теплоносителем. Данный исследовательский реактор будет работать на топливе с обогащением менее 20% по урану-235. Также в состав Центра входят лаборатории активационного анализа, медицинских изотопов, установка по ядерному легированию кремния и пр. Монтаж и пуск основного технологического оборудования, а также поставки ядерного топлива и запасных частей осуществит Россия.
В случае подписания данного соглашения Мьянма обязуется не использовать ядерные или специальные неядерные материалы данного Центра для производства ядерных взрывных устройств, или для какой-нибудь военной цели. Эти материалы находятся под гарантиями МАГАТЭ в течение всего срока их нахождения в Мьянме, в соответствии с соглашением между МАГАТЭ и Мьянмой, которое было распространено как INFCIRC/477 от 20 апреля 1995 года. Кроме того, на данном объекте должны быть обеспечены меры физической защиты не хуже уровня, рекомендованного МАГАТЭ.
В обсуждаемом соглашении не сказано, будет ли облученное ядерное топливо планируемого реактора доставляться обратно в Россию. В пресс-службе Минатома данный факт объясняют рамочным характером соглашения и уверяют, что облученное ядерное топливо будет возвращаться в Россию.
Вместо заключения
Вопрос заключается в том, насколько нынешний российско-мьянмский проект может быть обеспечен с финансово-экономической точки зрения. В современной интерпретации данное направление внешнеэкономической деятельности Российской Федерации вряд ли может быть истолковано, как прорыв на новые рынки или укрепление геополитических позиций Российской Федерации. Основным движущим фактором является возможность реализации крупного коммерческого контракта в области гражданской ядерной энергетики. Таким образом, при столкновении с возражениями политического или геополитического характера – в том числе и порожденными нынешним раундом сближения России и США – данный контракт может потерять свою актуальность.