На далекой северной стороне самого большого острова,
этого государства, есть провинция IFUGAO....
И самой главной и ценной достопримечательностью провинции
IFUGAO являются рисовые террасы Batad,
которые существуют около 2000 лет, и созданы натруженными,
старательными руками разных поколений народа Ифугао….
Много – много долгих веков назад…
BANAUE, Batad
23/11/2011.
Для начала хочу сказать, что панорамный вид рисовых террас Банауэ
увековечен на самой крупной филиппинской купюре — 1000 песо.
Вот что … говорит Википедия и другие источники… об этих местах.
Хотя зачем я вставляю…
Все равно (ЭТО) никто не читает.
Нет ничего лучше живых эмоций и впечатлений...
Но все же.
IFUGAO (Ифугао)
– это провинция Филиппин на севере острова Лусон в Кордильерском административном регионе.
Территория холмистая, пересеченная речными долинами, покрыта в основном лесными массивами.
Главный город — Lagawe. Окончательно официальный статус провинция получила в 1966 году,
в результате разделения Горной Провинции на 4 части.
Тогда же Lagawe получил статус административного центра.
В конце Второй мировой войны провинция Ифугао была центром военных действий.
IFUGAO
– это (еще) народ на Филиппинах, проживающий на территории этой провинции
и относящийся к горным народам. Это самый изученный из горных народов Филиппин.
Сведения о прошлом ифугао дошли до нас в виде устных генеалогических преданий.
Многие представители помнят своих предков до 10 или даже до 15 колена.(???)
Кроме этого, к этим людям применяется еще один термин, игороты, под которым
объединяют всех обитателей региона Кордильеры, в частности, так называют и
некоторых жителей соседней провинции Benguet.
Главное внимание в общественной жизини ифугао уделено рису.
С его культивированием связана большая часть деятельности народа,
и ему посвящены многие ритуалы и праздники.
С рисом связаны некоторые табу (запреты), вокруг него сложился своеобразный культ.
В честь него устраиваются грандиозные праздники, которые отмечают по поводу посева,
сбора урожая и других этапов культивации риса.
Для народа ифугао древние обычаи — основа законов.
Но обычаи ничего не значат, если не подкреплены знанием родословной своих предков.
Здесь бытует такая поговорка: «Мы делаем только то, чему наши предки учили нас»
Они до сих пор возделывают рис на рисовых террасах Банауэ тем же способом,
что и их предки тысячелетия назад. Рис сажают в декабре-январе, а урожай собирают в июне-июле.
Всё то время, пока поля находятся «под водными парами», то есть до декабря,
на террасах выращивают мелкую грязевую рыбу, которая дополняет рацион ифугао.
Пища ифугао — все продукты земледелия и добыча от охоты, рыба.
Охотятся на оленей, диких свиней, буйволов, удавов, крокодилов, ящериц, лягушек, улиток.
Постоянное употребление риса — признак высокого общественного положения.
Менее обеспеченные употребляют больше батат и кукурузу.
Письменность отсутствует.
Традиционные поселения разбросаны и включают по 8-10 домов.
Жилище — наземное или свайное, с бамбуковыми или дощатыми стенами.
У наземных жилищ пол глиняный, каменный или деревянный.
Крыша — соломенная. Под крышей устраивают чердак-кладовую,
где в корзинах-клетках прячут от хищников на ночь кур.
Там же хранят рис и вещи, не нужные для срочного употребления.
В прошлом на торцевой стене дома устраивали полку для черепов убитых врагов и буйволов,
принесенных в жертву.
Одежда — набедренная повязка у мужчин, саронг у женщин.
Художественный вкус ифугао проявляется в орнаментах на предметах и татуировке.
Мотивы — чаще зооморфные или геометрические.
Прежде была распространена татуировка, сейчас она выходит из употребления.
Оригинальны танцы. Например, один из танцев, мужской, имитирует бой двух петухов.
Жители одной долины представляют из себя эндогамную общность,
жители других долин в прошлом считались потенциальными врагами.
Общество делится на сословия:
кадангианг (крупные землевладельцы),
нутумок (способные жить за счет своего поля),
наватват (бедные).
Принадлежность к кадангиангам утверждается жителями всей деревни,
сопровождается церемониями и богатым угощением.
Преобладает большая семья. Есть полигиния, брак по сговору (среди богатых).
Юноши и девушки из бедных семей женятся по взаимному влечению.
В каждой деревне есть дом встреч (агаманг).
Там на ночь собираются незамужние девушки, разведенные и вдовы.
Там их посещают поклонники. Все пользуются сексуальной свободой,
но при более прочной привязанности или беременности начинается сватовство.
Богатые могут иметь по несколько жен, но большими правами пользуется старшая.
Ее дети наследуют все состояние отца.
Ифугао обожествляют почти каждый предмет, но у них
отсутствуют понятия Творца и Верховного Бога.
Все религиозные обряды отправляет жрец или колдун.
Как правило, это престарелый кадангианг.
Прежде всего, они делят смерть на 2 вида:
естественный и насильственный…
В зависимости от вида смерти проводят разные обряды…
Основное различие в том, что если человек умер не своей смертью,
то над трупом читают специальную молитву, призывая дух усопшего к телу,
чтобы тот осознал и принял свою смерть… И только после это хоронят…
Так же большую роль играет социальный статус умершего человека…
Если усопший был обычным крестьянином, бедняком, то тело хоронят через 5 дней…
Хоронят при этом не в землю… Над трупом строят небольшой саркофаг,
либо роют пещеру в горе и кладут труп туда… Естественно, замуровав…
Однако же если усопший был богатым человеком,
труп могут не хоронить до 15 дней, совершая над телом разные обряды…
В течение этих двух недель для усопшего специально строится традиционный
дом Ифугао, и после проведения всех обрядов труп кладут внутрь…
Спустя 2-3 года родственники вскрывают «могилу», достают и очищают кости,
а затем заворачивают в специальную традиционую ткань и переносят останки в дом,
где они хранятся…
Ифугао верят, что дух человека обитает там, где находятся его кости…
Поэтому процесс перенесения костей в дом — это своеобразный процесс
возвращения усопшего домой к родным…
В течение года по специальным событиям над костями
читают различные молитвы и совершают обряды…
Также к помощи костей прибегают в тех случаях,
когда кто-то из родственников заболел,
и его невозможно излечить лекарствами…
Особой молитвой призывают дух предка и просят излечить больного…
Несмотря на то, что все эти обряды противоречат христианству,
тем не менее народ Ифугао очень привязан к своим исконным традициям,
которым более двух тысяч лет… И ни одна церковь не сможет их изменить…
Но тем не менее, они называют себя христианами и ходят в церковь на службу…
Очень давно в их ритуалах определённое место занимала охота
за человеческими головами. В начале XX века американская администрация
официально запретила охоту за головами, и сегодня подобные ритуальные
обряды возможны лишь в связи с убийствами,
вызванными скандальными спорами из-за земельных владений.
Главной достопримечательностью провинции
IFUGAO являются рисовые террасы Batad,
которые существуют около 2000 лет, и созданы без помощи машинной техники.
Существует пять групп, вписаных в рамках Рисовые террасы.
Это Batad, Bangaan, Hungduan, Mayoyao и Nagacadan.
И все находятся в Ифугао, провинции Филиппин.
В 1995 году ирригационные (гидравлические) системы Batad были включены в
Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и находятся под защитой ООН.
В настоящее время террасам Batad и др. угрожает процесс эрозии,
так как большая часть полей не обрабатывается.
Террасы нуждаются в постоянном наблюдении за состоянием
систем орошения и подлежат реставрации....
to be continued...