Ta_tiana » 21 янв 2012, 08:13
Благо вместо эго
Сохранилась в Ялуторовске какая-то изначальная, патриархальная энергетика. В отличие от, скажем, разбросанного Заводоуковска, в котором путешественнику делать нечего, в Ялуторовске автовокзал находится в центре рядом с ж\д вокзалом, рядом - главная чистая улица-аллея со скульптурами и памятниками, по которой приятно идти до храма и музейного острога.
На привокзальной площади Ялуторовска бюсты восьми дворян, ценивших благо народа выше собственного эго. Декабристы (красивый памятник) хмуро взирают на «движуху» вокруг площади и если бы они могли говорить, мы услышали бы много интересного.
Всё по Черномырдину: хотели как лучше, а получилось как всегда. Если бы они знали, то пошли бы на Сенатскую площадь?
Город миллионов цветов
В Ялуторовске вдоль бордюров улиц и дорог любовно высажены цветы. Такое обилие городских цветов редко встретишь не только в России, но и в мире. Респект за это ялуторовцам.
Когда-то Донецк ЮНЕСКО был признан одним из самых зелёных городов. В нём высадили миллион роз – по одной на каждого жителя. А в Ялуторовске столько цветов, что на каждого жителя – букет.
Люди и памятники
Ялуторовск – город памятников и скульптур. На одной только центральной улице их десятки.
Автор озадачена ялуторовскими изваяниями:
- похожих на разбойников с большой дороги основателей города, пристально вглядывающихся, держа в руках топорик, в стоящего напротив В.Ленина;
- автор видела сотни памятников Ильичу от Прибалтики до Камчатки, но этот не похож ни на какой другой. Ленин стоит, опустив голову и смотрит себе под ноги, словно напряжённо думает: «Как же так?»;
- Суворову в позе готового воспарить над домами дирижёра с непомерно большими головой и кистями рук и странноватым выражением лица. А ведь не так много в России памятников этому полководцу;
- уроженцу Ялуторовска Савве Мамонтову, олигарху и меценату царской эпохи. Мамонтов тоже глубоко задумавшись. Савва...
Есть люди, предназначение которых – помогать другим. Уроженец Ялуторовска Савва Мамонтов был меценатом. Он нашёл и «раскрутил» Шаляпина, Васнецова, Репина, Коровина, Поленова, Серова.
Одно этого хватило бы для благодарности потомков. Но Савва Иванович и сам был одарён. Его оперным голосом восхищались в Италии; Станиславский называл его своим учителем.
В Первую мировую войну донецкая и северная железные дороги, построенные Мамонтовым, стали для России дорогами жизни. Мамонтов, возводя железнодорожные вокзалы, украшал их полотнами известных художников.
По сфабрикованному министром юстиции Муравьёвым обвинению в растрате Мамонтова арестовали.
Впоследствии суд вынес решение о невиновности промышленника, но заболевший в тюрьме чахоткой Мамонтов умер в 1918 году.
А сегодня в Ялуторовске много надписей в честь Мамонтова. Даже на городских автобусах;
- дворнику, представляющему собой милого босого мальчика с тонким намёком на нетрадиционность ориентации, в одежде стиля хиппи, балансирующему на земном шаре, покрытом цветочками и сметающему с него человеческие пороки, обозначенные надписями, держащему метлу словно это не шанцевый инструмент, а посох. Мальчик-дворник похож на раннего Барышникова;
- ещё одному мальчику с собачкой у здания центральной гостиницы, по стилистике напоминающему изваяние времён пионерских лагерей, а обличьем похожему на маленького упитанного дяденьку в труселях с характерным заломом на трусах в районе причинного места; и вообще гипсокаменных мальчиков у гостиницы оказалось два, а при ближайшем рассмотрении даже больше.
Местные жители могут возразить, что это памятники не мальчикам, а каким-то неизвестным автору дяденькам; в таком случае в Ялуторовске размножились памятники дяденькам-лилипутам;
- на городских крышах и дальше по центральной улице десятки изваяний: львы, статуи в римском стиле, памятные доски и постамент, перед которым лежат два нечто, определить предназначение которых мне не удалось. Нечто.
Тайна Ялуторовска
Ялуторовск – город велосипедов. В октябре их выставили на продажу у входа в несколько магазинов. Но ни одного велосипедиста в Ялуторовске мной не встречено и что делают горожане с велосипедами, для автора осталось тайной .
Еда. Мишленовский суп
А ялуторовского мороженого больше нет. И той, из детства, «сгущёнки» тоже.
В городе есть общепит: «Блинная», кафе «Ковчег» с бизнес-ланчем, пельменная между острогом и храмом с малосъедобными пельменями, но шикарным самоваром на раздаче.
В кафе на 2-м этаже ялуторовского автовокзала мне за 13 рублей дали суп, по вкусу не уступающий первому блюду в мишленовском ресторане, а также налили кипяток в мой термос, нисколько не возмутившись бесплатности данной процедуры.
А вот в хабовом аэропорту Франкфурта за кипяток в мою чашку, чтобы растворить «Колдрекс», жадная немка потребовала с автора 1 евро. Всё правильно: там чужбина, а здесь свои, сибиряки.
Грабли: почти весь общепит закрывается рано: блинная, пельменная, кафе на автовокзале в 17-18 часов. В острог по понедельникам пройти нельзя. На вокзале Ялуторовска кафе только со «стоячими» столиками; греются безобидные бомжи.
От храма до острога
Вход в острог был закрыт по случаю понедельника, но я обошла вокруг и посмотрела за высоким бревенчатым частоколом на окраины Ялуторовска.
Сюда, наверное, приходили декабристы (а куда им ещё было гулять в маленьком городе) и всматривались вдаль, надеясь, что покажется обоз с газетами месячной давности из Петербурга или к кому-то из них в кибитке приедет дама сердца, чтобы потом в столице пугать обывателей рассказами о Сибири. А может, и правда так сильно любила.
В Ялуторовске есть музей декабристов, но я его пропустила.
Ялуторовский острог – новодел, но я обнаружила старые улицы, по которым наверняка гуляли декабристы длинными зимними вечерами и в старом центре за глухим забором приготовленное к реставрации или сносу здание с ветхими кирпичами. Может, кирпичи тоже из 19 века?
Церковь возле острога – красивая, на входе справа прежде всех остальных бросается в глаза икона Св.Матроны. Уходя, увидела намоленную старую икону на доске – в эпоху советских религиозных гонений, когда иконописцев было мало, применяли такую технику: к цельной доске приклеивали бумажную репродукцию иконы, на неё и молились.
Эту икону на доске с изображением Иоанна, главного настоятеля Тобольского и Сибирского (раньше же Тобольск был столицей Сибири), видимо, принёс кто-то из прихожан и она не прикреплена к стене, а просто стоит на подоконнике без рамы и свечей.
Тобольский Иоанн смотрит строго и похож на кержака.
Похожую по технике икону я видела в храме в тюменской Нижней Тавде, но тавдинская икона уникальна тем, что склеена из нескольких дощечек.
В храме Ялуторовска для забывчивых прихожанок лежат не только платки, но и длинные юбки.
В центре города в октябре работал фонтан с не вполне грамотной вывеской, согласно которой по площади у фонтана нельзя ходить.
В Ялуторовске 36 тысяч населения.
Электричка из Тюмени в Ялуторовск отправляется утром; обратно уходит в 17 и около 20 часов, билет стоит 70 рублей.
Некоторые вагоны в здешней электричке отапливаются, а в некоторых холодно; ищите и обрящете.
Ежечасно курсируют автобусы в Тюмень и обратно, цена проезда примерно 180 руб. Минимум времени для осмотра города – 2 часа.
Тугарский
Мне было приятно увидеть населённый пункт с таким названием между Тюменью и Ялуторовском.
Тугарский – фамилия моего первого окружного начальника на Севере, человека, служившего России честно.
Он не воровал у государства и людей выделенное для своего ведомства финансирование, не покупал себе «втихушку» яхт и дорогих «тачек», как отдельные сменившие его начальники и сейчас на пенсии живёт в Тюмени скромно, но достойно.
Тугарский – мой учитель.
Маленький Ялуторовск - на удивление интересный город. Кто бы мог подумать...
Я рекомендую его горожанам для посещения по маршруту выходного дня.
Последний раз редактировалось
Ta_tiana 21 янв 2012, 17:30, всего редактировалось 3 раз(а).