Прошло немало времени с лета две тысячи десятого - свечи уставшей Шкоды-Октавии уже подзабыли изысканную терпкость бензоколонок Шампани, Эльзаса, Лотарингии, Нормандии, Бретани, а наши вкусовые рецепторы красное Сомюр и утку в чёрносмородиновом соусе на раскалённом фаянсовом блюде. Но память цепко ухватила малейшие подробности, стремясь разложить всё по полочкам, а рука наконец потянулась к бумаге с ручкой. Благо, что время в Европе течёт уникально - там десятилетиями ничего не меняется, поэтому дата поездки значения не имеет.
Очень хорошо помню день, когда впервые испытал сильное, непреодолимое желание попасть во Францию. Было это в ещё более далёком девяносто первом . Трудился я тогда на станкостроительном предприятии, продукция которого довольно успешно раскупалась за границу. Вот туда - к заказчику и отправлялись монтажники нашего цеха для сборки.
Только-только придя на завод и проработав недели две, был приглашён я на пьянку, где в центре внимания находился сильно «уставший» слесарь, недавно вернувшийся из Парижа. В сильно засаленной, грязной спецодежде, со стаканом водки в руке, он возвышался на самом почётном месте и что-то говорил, перемежая в едином потоке французскую и родную матерную речь. Да так это у него здорово выходило, с таким замечательным прононсом, что присутствующие не замечали уже ни тусклой лампы, ни запаха солярки, ни кильки с луком, а прямо-таки явственно осязали самолучшие мужские парфюмы, ароматы дорогих вин, сыров и табаков. В общем, всё то, о чём вдохновенно повествовалось. Водка чудилась не то ромом, не то коньяком и не существовало в тот миг для меня более образованного, более эрудированного, обаятельного человека, чем рассказчик. Который, как выяснилось позже, в слове «ещё» делает три ошибки, но тогда казалось, что он даже говорит сложноподчинёнными предложениями. Именно в тот вечер пришло жгучее желание попасть в страну Людовиков.
Естественно многие стремились попасть в список «выездных», чтобы получить возможность посмотреть мир, но фортуна в лице начальника цеха улыбалась далеко не всем. И тем сильнее, ярче, радужнее была гамма эмоций, когда наконец-то в две тысячи первом году я со товарищи был откомандирован на целых шесть месяцев в провинцию Шампань.

В Шарль де Голль нашу группу встретили и отвезли в Париж, на следующий день предстояло уехать самостоятельно с Восточного вокзала. Собственно рядом с ним и поселили. Поэтому, первое, что бросилось в глаза - обилие выходцев из колоний Франции. Вернее будет сказать - кроме них на прилегающих улицах никого более не просматривалось. Мусор и отсутствие урн - боялись повторения теракта. Ныне они в виде прозрачных пакетов, позволяющих рассмотреть содержимое. В столицу мы возвращались потом ещё не раз и странное дело, всегда считал себя человеком романтичным, заочно почти обожавшим город-магнит влюбленных, но вдруг понял, что сильно разочарован я этими встречами. Думаю, та часть туристов, которая разделяет мои взгляды, поймёт причины.
"загорелый" мушкетёр и автобус в Бастилию:)

И это впечатление десятилетней давности только усилилось в прошедшем семейном турне. Но не буду его навязывать, хорошего настроения тем кого он( город) вдохновляет.
Работали в местечке Ножан , на фирме "Форж де Курселль". Это Верхняя Марна. Первое время знанием языка похвастаться мы не могли, разве что старший группы знал три слова: «Мерси», «Пардон» и «Па проблем». Последнее регулярно употреблялось им во всех случаях, когда первые два явно не подходили для обоюдного взаимопонимания. Как нельзя лучше подходило оно для заказа еды в ресторане, когда гарсон перечислял возможные варианты.
Называлось это чревоугодное заведение «Белая лошадь" и располагалось по соседству с центральной площадью Ножана. Рядом на здании мэрии, под самой крышей, невидимый для глаз, жил своей жизнью какой-то прибор издающий порой сильнейшую по громкости сирену. Звучала она нечасто, несколько раз в месяц и как-то совершенно бессистемно. Могла заголосить в любое время суток, да так, что слышно во всех концах городка.
Однажды во время крепкого сна, при открытых окнах, меня буквально подкинуло с кровати неожиданным её рёвом. Вырывающееся из груди сердце и природная тяга ко всякого рода загадкам, укрепили меня в твёрдом желании всё прояснить. Утром, на почте, все мои вопросы мигом разрешились, но удивление осталось, по меньшей мере. Женщина терпеливо объяснила, что это сигнал для людей страдающих кардио-сосудистыми заболеваниями, особо восприимчивых к перемене атмосферного давления. Прибор предупреждает о необходимости принятия лекарства. Вот это да!
В голове мелькнуло: « от такой сирены сердечник ночью скорей до утра не дотянет, чем от непринятой таблетки».
Рядом с Ножаном расположен Лангр, входящий в тридцатку самых красивых городов Франции, полностью сохранивший средневековый вид. Возвышается на холме и обнесён крепостной стеной. Родина Дидро. Как хорошо было после работы приехать сюда - попить пива, побродить по стенам . Панорама с них загляденье!


и искупаться в озере

а иногда сэкономить на услугах парикмахера.

Тогда то в голове и посилилось стойкое желание обязательного посещения этих мест вместе с близкими. Отсканирую несколько фотографий тех лет, сделанных простой мыльницей.
Безансон

Мюлуз

Безансон

Труа

Бельфор


Везуль

Везуль.С коллегой по работе( я слева). На этой штуке нанесены риски указывающие в какой стороне тот или иной город мира

Горы Арденны. Вид со смотровой площадки на озеро и домик

просто домик

вид из окна

и, конечно, Нотр-Дам, куда ж без него

Потребовались ещё девять лет, чтобы всё сложилось и задуманное семейное путешествие стало реальностью.
Стартовали из Москвы, часиков в семь утра. Не стану подробно о долгих сборах, преодолении тысячи километров до Бреста по ровной, как стол, убаюкивающей трассе, о богатырском сне в "Интуристе" - подытожившим первые дорожные сутки. Чуть подробнее остановлюсь на следующем дне.
Утро началось с анекдотичной ситуации. Предстояло въехать в Польшу, что по советам бывалых следовало делать в местечке Домачево, во избежание больших очередей. В поисках данного населённого пункта , а точнее погранперехода, было потрачено около получаса времени - пока наконец не увидели небольшое строение с надписью "Таможня". Две семьи перед нами, десять минут томления, проверка документов, оплата транзита через Республику, досмотр багажника и ура, можно двигаться дальше.
- Пап, смотри, поляки,- Яна кивнула на группу велосипедистов, в широких плетёных шляпах, выплывающую из утреннего тумана по встречной полосе.
-Ага, вот молодцы! Сразу видно европейцы - здоровый образ жизни, спортивные ребята.
Длительное ожидание встречи с заграницей сделало свое дело и первые же люди с той стороны были тщательно просканированы взглядом, изучены на предмет модных аксессуаров, фенечек и даже анатомических особенностей: а нет ли у них, скажем, хвоста? Примерно так же какой-нибудь биолог изучает редкую тропическую бабочку - о которой много слышал, но никогда не видел. У русского человека всегда особое отношение к иностранцам. Хотелось обязательно, непременно найти в них что-нибудь этакое, за что можно похвалить. Думаю, они за всю жизнь не слышали такого количества дифирамбов, как за те короткие две- три минуты. К сожалению, радостный галдёж закончился очень быстро.
Молнией на фоне ясного неба выплыл из-за поворота огромный плакат с желто-голубым трезубцем. Стоп, стоп, стоп...
- Кто помнит, Польша флаг не меняла?
Несколько минут полнейшего ступора, но мало-помалу приходим в себя и лихорадочно пытаемся сообразить как же сие могло произойти. Географически здесь сходятся три страны, а с указателями видимо что-то напутано, да и на въезде не указано было с кем именно таможенная зона. Выходит заехали на Украину? Оторопело посмотрели вслед велосипедистам ещё раз. Так значит это были не...?
Подъехали обратно. Улыбчивый дядечка в зелёной фуражке посмотрев на лица попытался приободрить:
-Не тушуйтесь, вы сегодня уже третьи заплутавшие, а время только семь утра. Теперь всё в обратном порядке - паспортный контроль, оплата транзита.
-Уважаемый, а в чём секрет поиска?
-Да там в одном месте указателя нет и кто не знает - движется прямо вместо поворота.
Минут через сорок злополучный выезд всё-таки был найден. Белорусы задерживать не стали, на всё про всё ушло три минуты.
Противоположная картина поджидала у поляков. Довольно длинный хвост автомобильной очереди расходился веером, имел три головы и по-драконовски горбатился пугая торопыг. Продвигались по-черепашьи, но это уже не имело значения. Настроение стремительно росло вверх, полосатый шлагбаум представлялся этакой волшебной палочкой, дарующей незабываемые приключения семейного отпуска.
Вот сейчас будет взмах и "Шкода" ворвется в сказку, подобно Дону Кихоту атакуя большие ветряки вдоль автобанов.

А пока память заботливо укладывала на невидимую полку первые экспонаты музея воспоминаний: пани-таможеница в забавном форменном костюме, задающая вопросы на ломаном русском, была первой. Следующим стал важный пан-аист на высоченном столбе, широко раскрывающий клюв, по-птичьи подсказывая ответы. Скорее всего белорус-перелётчик, гордящийся тем, что может без визы отведать шенгенских лягушек.
Совсем скоро прозвучало пожелание приятного пути:
-На добрэй дродзе! - и впечатления посыпались как из рога изобилия.
Добротные ухоженные коттеджи, непременно покрытые черепицей. Зелёные стриженные лужайки, восхитительные клумбы, бесчисленные гипсовые статуи Мадонны и Христа. Автомобили с лихачами за рулём, весело обгоняющие прямо в лоб, из-за чего приходилось шарахаться на обочину. Не желающий настраиваться навигатор и как следствие - зарождающийся ужас при виде паутины узких второстепенных дорог с указателями на соседнюю деревню, а не на нужный Краков. Разноцветные домики, архитектура, "шведский стол" на завтрак в шикарном отеле. Забегая вперёд, скажу, что забронировано их было семнадцать. Правда, половина из них кормила нас скромным"континентальным" , т.е. чай - кофе и булочка с джемом. Для насыщенного туристического дня с многокилометровой ходьбой - честно говоря, слабовато. Дочь однажды смешно перепутала название, выдав с досадой:
-Ох, опять колониальный

Ещё на этапе подготовки мы единогласно решили, что максимум драгоценных дней поездки уделяем Франции, а Польша и Германия будут только транзитными. Они безусловно заслуживают внимания не меньше, но распыляться не стали, оставив их для следующего путешествия.
Польша далась очень тяжело - скоростной режим в городах "пятьдесят ", а все семьсот километров один сплошной населённый пункт. В Кракове попали в пробку, томительно ползли и скучали, пока опять не развеселила дочка:
- Это здесь что ли колбасу делают?
Ночёвка была забронирована в Олаве. Кровати встретили нас вечером, часиков в девять. Проснулся рано и до завтрака развлекался просмотром местного ТВ, шла передача про работу дорожной полиции - постоянно кого-то догоняли, высвечивая на экране штраф в злотых. Распрощавшись с отелем , я после такой утренней острастки честно старался передвигаться с разумной скоростью. Но очень скоро начались автобаны Германии, улетучившие всю осторожность. Великолепное покрытие трассы, бесплатный проезд без ограничения скорости - дорожный коммунизм да и только. В крайней левой легковушки свистят в районе "двести" и более. Третьи сутки активной езды начинали утомлять, поэтому было решено побыстрей добраться до ждущего отеля, чтобы отоспаться. Располагался он в крошечной деревушке Вайнберг, удобно расположенной рядом с баном.

Домов пятнадцать-двадцать.


Вокруг только поля и коровник со специфичным амбре.

Отель оказался одним из самых лучших за всю поездку - огромные просторные номера, приличная кухня, а тот самый запах бурёнок придавал непередаваемый колорит домашнего уюта и атмосферы умиротворенности.

Завтракали одни на кухне, посуда снискала особую любовь у жены. Кувшинчики, тарелочки, блюдца, маслёнки, затейливо выполненные, прямо-таки просились в руки. Кофе с молоком плюс мычание за приоткрытым окном притягивали к стулу, отбивая желание двигаться. Хозяйка попыталась выспросить далеко ли путь держим, мы добросовестно сделали тщетные попытки объяснить, поулыбались и разошлись.
При сдаче ключа на рецепшене Яна уверенно сказала: "Данке", выслушав льстивую речь о том, что фройлян практически в совершенстве знает язык. Этот факт и поныне доставляет ей нескрываемое удовольствие. Чуть позже с её участием состоялось ещё одно приключение. На заправке попросилась она в туалет. Там поджидало техническое чудо. Чистоплотные немцы придумали стульчак, который после смыва воды начинает крутиться - дезинфицируясь о выдвигающуюся щётку. Доча осуществила смыв не вставая с оного предмета и, как следствие, начала вращаться вместе с ним, издавая удивленные негромкие возгласы.
Сразу вспомнилось. Коллега по работе, прожив несколько дней в Италии, решил заняться нехитрой стиркой носков. Тазика или чего-либо подобного там не оказалось, что впрочем, неудивительно. Радоваться же солнцем Турина предстояло несколько месяцев, поэтому мероприятие не отложишь. Ныне трудно удивить умывальником с металлической пробкой в сифоне, перемещающейся вверх-вниз на специальной тяге, а лет пятнадцать назад на все это мы смотрели как солдаты первой мировой на английский танк. Уверенно задвинув крышку вниз, набрав воды и завершив процесс, неизбежно подошёл к моменту слива. Попробовав ногтями, вилкой, затем ножом подцепить заслонку и убедившись в бесполезности попыток, крепко призадумался. Оставлять всё в таком виде было негоже, горничная картины явно не оценила бы. Поэтому призвав на помощь всю силу недюжинного технического ума (как-никак мой друг приехал монтировать высокотехнологичное оборудование) и внимательно исследовав рукомойник, ползая на коленях со всех сторон, обнаружил-таки потайную пипочку, при нажатии которой открывалась зловредная пробка. Надо ли говорить о полёте души в тот миг? Какую эйфорию вызывало зерно прорастающей цивилизации!
К обеду Германия пройдена, пересечён Страсбургский мост, ещё немного и перед нами Эльзас. Восхитительный Кольмар! Уютный, сказочно-кукольный городок Франции. Обилие фахверковых домов, цветов, каналов и мостов, "Маленькая Венеция", извилистые улочки, затейливые фасады строений, церковь Святого Мартина с цветной черепицей! Трудно не сбиться на обилие восклицательных знаков, хотя это и признак моветона для пишущего. Сейчас самое время подкрепить это фотографиями, но произошёл обидный казус. Наконец-то ощутив себя туристами и полностью погрузившись в атмосферу праздности, достав видеокамеру я забыл про фото. Виды и создание собственного фильма были главной задачей на несколько ближайших дней. Кольмар, Мец, Реймс и Париж остались практически вне фотоаппарата, а то, что есть практически всё про"себя любимых". Пришлось делать скриншоты с видеоролика, качество неважнец, но лучше, чем ничего.









Небольшой видеоролик о городе
На день пребывания в Кольмаре выпал полуфинальный матч чемпионата мира по футболу Испания-Германия. Ближе к ночи улицы были запружены болельщиками победивших испанцев - флаги, песни, гудки, мы радовались вместе с ними и ...и постепенно заблудились. Отель Тюрен должен был закрыться где-то через полчаса, а верный путь к нему всё никак не находился. Лабиринт незнакомых закоулков водил по кругу, а встречные оказывались сплошь немцами, швейцарцами, кем угодно только не коренными жителями. Изрядно поволновавшись всё ж увидели нужный ориентир - успели, но урок извлекли. Кстати, Тюрен весьма понравился. Назван так в честь генерала, останавливавшегося в нём лет двести назад. Даже русский канал ТВ присутствовал.
Следующей была Лотарингия со столицей Мец. Наш "приют" "Модерн" находился в районе ЖД вокзала, помещение так себе, комси комса. Комната была отделана авангардным красным цветом и немного раздражала. С Мецем встреча состоялась во второй раз, первый девять лет назад. Интересна история - он восемь раз переходил от Германии к Франции, поэтому ментальность жителей, стиль строения очень своеобразен.








Уличные музыканты, жаль фото не передаёт музыку


Тут буквально прописалось слово "самый". Мец самый первый город Франции где появилась пешеходная зона, здесь самый старый театр - ему почти двести семьдесят лет. Площадь витражей в кафедральном соборе самая большая в Европе - около шести с половиной тысяч квадратных метров.


Причем некоторые восстанавливал Марк Шагал. Говорят однажды два недоумка решили забраться в собор ночью, чтобы совершить кражу, как им казалось ценного экспоната. Разбили один из бесценных витражей Шагала, проникли и похитили корону оказавшуюся муляжом.
Вечером в номере вдохновился написанием стишка:
Июльский день и ветра танец
Парфюма нотки источал.
Полуфранцуз- полуальманец
Прекрасный Мец для всех причал.
Раскинув улицы как руки,
Гостеприимно приглашал
И после длительной разлуки
Я полушел, полубежал.
Едва заметны шлейфы тмина -
Ах, аромат! Откуда он?
В окне открытом у камина
Дышал и жил аккордеон.
Собор, часовня тамплиеров.
Жара, фонтан, каштанов свод,
Гарсон, обед, кафе «У Пьеров»,
Месье с газетой кофе пьет.
Мадам с детьми садится рядом.
Малыш с напитком лет пяти
Пугливо изучает взглядом…
Затем кричит: "Бон аппети!"



вид из окна на вокзал ЖД


В Реймсе отель "Кафедраль" располагался просто шикарно - метров триста до Нотр Дам. Вот уж, действительно, красавец - практически все короли Франции здесь короновались, за исключением императора Наполеона и ещё кого-то, запамятовал.

сзади камень ещё не очистили

Город большой, шумный, крупнейший центр производства шампанских вин. Углубляться изучением музеев и винных погребов не стали, просто погуляли по улицам, радуя женскую половину попутным шоп-туром


Римская арка Третьего века нашей эры в честь императора Августа

Вечером, после ужина, дошли до собора и сидели под открытым небом чуть не до закрытия ресепшена.
Приближаясь к Парижу слегка нервничали - сложная паутина развязок, обилие машин, предстоящий поиск отеля, парковки. Надо сказать практически в любом , даже самом невеликом городке туристическая эйфория начиналась только после определения машины на стоянку, а тут Пари… Опасения едва не материализовались.
При съезде с Периферик нам чуть не устроила ДТП алжиро-парижанка на Мини Купере. Увидев подругу на остановке, хозяйка мини резво обогнала и ещё более решительно нажала на тормоз прямо передо мной. Визг резины...фу... после полной остановки до бампера смуглянки осталось сантиметров пять. Виновница не обращая внимания выскочила помахать знакомой ручкой. Хм. Затем негатив стал усиливаться – через пятнадцать минут возле гостиницы два жандарма с дубинками побежали в метро догонять арабохулигана, затем на общественной многоуровневой парковке под колёса едва не упал бомж непотребного вида. Настроение портилось с той же прогрессией.
В номер не пустили, попросив погулять часок, мотивируя не подготовленностью после выезда прежних постояльцев. Отель "Париж" был специально выбран рядом с Периферик, в районе парка Ла- Виллет , что в девятнадцатом округе. Во избежание передвижения по цетральным улицам. Недорогой, неважный, впрочем на два дня вполне. Да и до метро метров десять. Станция PORTE DE PANTIN.

Вид на Марсово поле

В тот день готовились к показу финала чемпионата мира по футболу он-лайн на пленэре

Культурная программа оригинальностью не отличалась - Нотр-Дам, Лувр, Эйфелева башня с длиннющей очередью на солнцепёке и арабами, продающими сувениры. То и дело кричащими по- русски "недорого", музей Дорсе и, конечно, просто улицы. Без них никуда.


В Лувре идём к Нике

Отделка потолка в Лувре


венера

"чья-то" корона


Вид на крыло Лувра


В Нотр-Дам де пари



Жара была ужасная, под сорок. Желание ходить пропадало с каждым часом.


Уезжали, честно говоря, с лёгким сердцем. Готовились встречать Версаль, Нормандию, Бретань, Замки Луары, Фонтенбло и Шампань....
Продолжение следует...если, конечно, читатель захочет//forumphp?album_id=10257//forum