В середине прошлого века левое крыло правящей партии Швеции вместе с социал-демократами утвердили проект городского совета Стокгольма о “внедрении культуры в провинциальные массы” через станции метро. На откуп модным архитекторам, художникам и инженерам были отданы скелеты новых станций. По итогам масштабного конкурса в 1957-м году станция T-Centralen стала первой дизайнерской разработкой. Вот так она выглядит сейчас.

Для Швеции пятидесятые годы были эпохой «Эрикофона», Элвиса, Мэрилин Монро, Аниты Экберг и Ингмара Бергмана. В кинотеатрах блистали «Улыбки летней ночи», «Седьмая печать». Телевидение набирает обороты.
Смутные 60-е – это Боб Дилан, Роллинги, Битлз, контрацептивы и Вьетнам, культурная революция под лозунгом «Make Love Not War». Почти вся красная линия метро Стокгольма построена в это период. Технологии позволили конструировать туннели любого размера и протяженности, даже сквозь крепчайшую скалистую породу.
ABBA и обувь на платформе, Alice Cooper и политики с самокруткой во рту – этим запомнились 70-е годы. Плюс непобедимый Бьорн Борг. Шведская кухня в ядовито-оранжевых тонах является трендом, который влияет на оформление станций подземки.

Solna centrum – авторы Anders Åberg и Karl-Olov Björk, 1975
На многих станциях скалистые своды залиты бетоном, создавая многомерность конструкции. Так намного дешевле, к тому же появляется площадка для реализации креативных идей. Однако пещерные входы, подобно этому (на станции Solna Central), подвергаются массивной критике. Что в них только не видно: и дьявольское чрево, и вход в потусторонний мир, и гриб атомного взрыва… Но шведы любят эксперименты.

В розовой пещере Rådhuset открываются фантастические фрагменты истории острова Kungsholmen. Это не античная колонна, а цоколь гигантской дымовой трубы.

Rådhuset – розовая пещера - от Sigvard Olsson, 1975

Rådhuset – розовая пещера - от Sigvard Olsson, 1975

Rådhuset – розовая пещера - от Sigvard Olsson, 1975
Когда была построена синяя ветка Стокгольмского метро с открытыми бетонными стенами, выяснилось, как создавались все ранние “пещеры”. Подобные решения являются уникальными и характерны исключительно для шведской столицы.

Kungsträdgården – Ulrik Samuelson, 1977, дополнение 1987
Художник Ульрик Самуэльсон превратил Kungsträdgården – королевский сад – в подземную оранжерею с историческими иллюстрациями. Зеленый цвет символизирует жизнь растений; барочный стиль с широким применением белого мрамора и красного гравия – великое наследие; а простота исполнения символизирует доступность. На этом месте стоял королевский дворец Макалёс (Makalös), уничтоженный пожаром в 1825-м году.
При строительстве станции Kungsträdgården встал вопрос о порубке старых вязов, что привело к бурным протестам, прохождившим с 12 по 13 мая 1971 года. Жители приковывали себя цепями к деревьям, и это событие получило впоследствии название «битвы за вязы». В конце концов эти протесты не только привели к сохранению деревьев и переносу входа в метро к западу от парка, но и ознаменовали конец периода, когда сносились многие исторические здания в центральной части Стокгольма. © Wiki
Поэтому здесь вязы “растут” прямо из скалы.

Kungsträdgården – Ulrik Samuelson 1977, дополнение 1987
1980-е ознаменовались повсеместным влиянием запада – от голливудского Miami Vice до британского Depeche Mode, розовой и пурпурной лайкрой для девушек и Ray-Ban Aviator для всех.
В Стокгольме открываются пять новых станций, все – пещерного типа; появляется новый шаблон – “трубный”: когда станция имеет один вход, сужающийся по мере длины.

Kungsträdgården – Ulrik Samuelson 1977, дополнение 1987


В период девяностых и нулевых было открыто лишь две новых станции: Bagarmossen and Skarpnäck.
Что происходит сейчас? На 90 станциях из 100 располагаются различные арт-объекты, инсталляции, концептуальные решения в виде архитектурных безумств. Стокгольмское метро, по большому счету – это самая большая в мире галерея современного искусства, и каждый год она обновляется актуальными работами мастеров со всего мира. Это самый сумасшедший и самый яркий аттракцион из всех, что есть в этом скучном городе. Так что если судьба заведет вас в эту северную столицу отстоя – ныряйте сразу в метро. Со Стигом Ларссоном под мышкой и Астрид Линдгрен в душе.