Приступим.
Кого не спроси, куда вам хочется поехать, но не едете? Наиболее частые ответы – Австралия, Новая Зеландия, Бразилия, Аргентина, Антарктида. Я – не исключение. В моем мозгу 3 А из этого списка были также на первых ролях. Поездка в Австралию уже была просто проработана детальнейшим образом, но планы наши чаще всего таковыми и остаются. Несбыточными.
Однако, иногда случаются спонтанно принятые решения, осуществляющие эти прожекты. Так было и со мной в ноябре - декабре 2011 г.. Пройдя на ветку Спецпредложения по авиабилетам, заметил тему про мониторинг билетов Люфтганзы в Латинскую/Южную Америку. Оказывается, народ ждет распродаж. Давно ждет, чуть ли не с лета. И по опыту прошлых лет именно на рубеже осени и зимы Люфты проводят акции с тикетами на начало года. Многие форумчане, правда, устали ждать и решили что в этом году не бывать такому уже. Начал следить и я. Не знаю по какой причине, наверное из чувства солидарности. И надо же такому случиться, когда уже и не чаял, свершилось – в 20-ых числах декабря на большинство направлений в ЛА/ЮА спецуха выдала результат. Народ бросился покупать Рио по 23, Сан Паоло по 27, Каракас и Боготу где-то по 25 тоже. Соответствующие ветки форума раскалились до бела и я поддался эмоциям.
Выбирая куда бы рвануть, имел цель – Буэнос Айрес, Аргентина. Его-то и не было. Тогда быстренько определил приоритеты путешествия, среди который на первом месте оказались водопады Игуасу. Так как они прямо на границе Аргентины и Бразилии, стал рассматривать вариант с полетов до Сан Паоло. На нем и остановился, до него и забукал тикеты у Люфтов.
Обычно в этом направлении стоимость самолета где-то около 50. Так что 40 % дисконта – неплохой скальп. Причем удалось выбрать наименьшую продолжительность полета при микроскопических стыковках. 10 марта туда где-то 3 часа Москва-Франкфурт, 1 час стык, и 12-30 трансатлантический перелет Франкфурт- Сан Паоло. Обратно 24 марта – снова стык короткий – 2 часа. Общее время полета – около 17 часов и туда и обратно. Весьма неплохо.
Так как первой целью намечены водопады, решаю сразу же по прилету в Сан Паоло лететь дальше до Фос До Игуасу – бразильской части водопадов. Тут лоукостеры – GOL, Webjet. Перечитал спец-ветки посвященные покупке этих самых перевозчиков в интернете. Что и говорить,впечатлило, когда люди обмениваются своими впечатлениями о борьбе с враждебными сайтами на 10 и более страницах форума. Так как карта моя - Сити Мастеркард, то выбрал GOL. После пары –тройки суток сражения браузерами, разнообразными версиями данного сайта мне улыбнулась Удача. Купил-таки за 325 реалов (190 долларов).
Дальше – больше. Пункт следующий моей программы – Буэнос Айрес, Париж Южной Америки. Дабы потратить время и посмотреть остальные города, записал себе в план посетить Кордобу и Росарио – 2-ой и 3-ий по размеру, численности жителей и общему значению города Аргентины. Двигаться решил на автобусах. Мало того что перелеты внутри Аргентины для гринго дороже чем для жителей раза в 2-3, они еще и весьма ненадежны – отмены, опоздания и прочее. Бус так бус.
В это время внезапно отменяются визы для россиян в Уругвай. Не Бог весть какое событие, но долгое время многие опытные путешественники обходили эту страну из-за жутко муторной и глупой визы, получить которую можно было путем сжигания нервов и временных затрат по причинам местной бюрократии, свойственного чинушам пофигизма и ненадежности. Как отписал один из первых форумчан, в конце декабря он пересек наконец границу Уругвая без визы и ему за это ничего не было. В результате решаю заскочить в Монтевидео и Колонию.
Быть рядом и не побывать в Рио? Это был следующий вопрос. Значит букирую лоукост из Байреса в Рио. Из всех больше подошел уругвайский перевозчик Pluna. С небольшой часовой пересадочкой в Монтевидео и общим временем в пути 5 часов. За 9 900 рублей заказываю на ..
Из Рио путь один – в Сан Паоло на обратный рейс в Москву через Франкфурт. Круг замкнулся. Тут выбираю опять же перелет. Снова GOL. Всего 1 час и я в международном аэропорту Сан Паоло, откуда мне на следующий день вылетать домой. 1 день беру на разграбление СП. По деньгам 320 аргентинских песо (75 долларов). Был вариант ехать на автобусе, но ночью хотелось бы спать, а тем более по цене переезд и перелет практически одинаковы, беря во внимание факт что добираться до автовокзала, расположенного посреди фавел, придется на таксо.
Вот так я решился и начал прорабатывать поездку в таинственную и загадочную ЮА.
План.
День первый. Трансатлантика, ну и так и далее.
Сначала, как и все путешествия, мое началось с малого. Перелет Москва – Франкфурт. 3 часа в полупустом салоне. На удивление, воздушный корабль заполнен был где-то на треть. В аэропорту Франкфурта стык 1 час. Но Люфты прилетели с маленьким запасом, так что даже бежать из гейта к гейту не пришлось. Тем более они оказались поблизости. Толчея же на рейс в Сан Паоло разительно отличала его от моего первого полета в этот вечер. Плюс еще объявления, что «на сегодняшний борт продано много билетов и есть проблема с багажом, так что, дорогие пассажиры, у кого больше 1 сумки в кабину, сдавайте все это в багаж»… У меня с собой и есть 2 места – сумка – на 7 кг и рюкзак – на 5 кг. На стойке я специально появился и уточник по поводу моих «калмыков» - тетушка сказала что они достаточно малы и ко мне message не относится.
Времени у меня оказалось почти вагон, так что пришлось и ждать. Что поразило - - размеры нашего лайнера. Казалось, цепи людей выстроившиеся на посадку, тянутся как в «Матрице» - «от горизонта до горизонта» . Даже в бизнес-класс стояло столько людей, сколько обычно вмещаются в эконом-класс рядового полета. И усаживались все довольно долго. Летели в основном бразильцы.
Трансатлантический рейс оказался совершенно не таким, как я ожидал. 12,5 часов, конечно, не внушали мне ужас (хотя за пару месяцев перед этим дневной перелет ГК-Мск длиной в 11 часов был утомителен), но все же… Тем более в креслах не было индивидуальных телевизоров. На деле же, почти сразу как взлетели, минут через 30 в салоне выключили свет и все пассажиры мирно заснули. Я в их числе. Проспал 8 часов. Спокойно и глубоким сном. Когда проснулся, оставалось лететь менее 3 часов. Тут кормежка примерно на час всего, чтение необходимой матчасти и все. В 6-30 утра я в аэропорту Сан Пауло.
Проблемкой виделось то что следующий рейс – СП (Гуарульос) – Фоз до Игуасу только в 12-30. Надежны на то что мой перелет из Германии задержится часики на 2 и мне придется ждать меньше, не оправдались. Делать нечего. Пробежался по всем 3 этажам обоих терминалов, обменники на 3-ем этаже 2-го терминала, банкоматы на 1-ом этаже. Снял бразильских реалов в ATM HSBC. Реалов 500 на 2 дня в Бразилии. На 3-ем этаже есть банкетки – на них и устроился. Хорошо что поверх всех шмоток я прихватил с собой книжку. Так что часа 3 с половиной почитал Паланика. Убил массу времени. Перед полетом попитался в Макдональдсе – у меня свой независимый индекс БигМака. Полет до Фоз до Игуасу компанией GOL. Лоукостеры никого не кормят просто так. Еще одной особенностью ГОЛ является то, что стюардесс там подбирают используя слишком явный антропометрический ценз.
Борт набился полный – самолетики там длинные и узкие – 2+2 рядов кресел. Через 1,5 часа приземлились в городе Водопадов. Как только дверь открылась, стало ясно что тут вам не там - минус 10 в Москве сменились на +35 в тени. Добежать бы от самолета до терминала под знойным светилом. В своем отеле Aquas do Iguasu я предварительно заказал трансфер. Сначала при букинге зарезервировал по мейлу, а потом дня за 2 напомнил им. Так что встречал меня и еще какую-то пару водитель на микроавтобусе. Минут за 10-15 он домчал нас до гостиницы. Так как прибыл я уже часам к 16,то в этот день ехать куда-либо в парки или на плотину было уже поздно. Пришлось походить немного по городку, разведать местоположение автобусной станции, супермаркета и всяких едален. Я и выбирал свой отель так чтобы ближе к bus terminal. Так что в 3 минутах ходьбы все было найдено, кроме едален.
Моей задачей было на следующий день успеть охватить как можно больше всего культурного. Сюда входило – посещение бразильской части водопадов, по возможности парка птиц и плотины Итайпу. Предварительно заказать тур по Итайпу из Москвы мне не удалось. Сайт ГЭС/плотины обладает сомнительным сертификатом безопасности и серф по нему – довольно трудное предприятие. Плюс – я не сумел оплатить ни одной из карт на этом сайте. Предварительно писав в отель с вопросом по экскурсии, получил ответ что у них есть туроператоры в помещении, но связаться ними надо уже по приезде.
Человек из агентства сидел прямо у входа до 18-00. Я к нему. Он посоветовал мне начать день с Итайпу и уже потом на водопады. Забрать меня должны были где-то в 7-10 и с 8-00 Circuito Especial – специальный 2,5 часовой тур по Плотине и окрестностям. Именно этот полный меня и интересовал, на сайте он стоил 55 реалов. Менеджер предложил мне за 85. Деваться некуда, по рукам.
Часов в 19-00 я решил найти все-таки какую-то харчевню поблизости. Это оказалось задачей сложной. Простых кафешек с пивом, кофе и бутерами было немало. Но найти шуррускарию, пиццерию или что-то приличное долго не удавалось. По улице Кубичека я прошел вверх- вних, прошерстил кварталов 8 во всех направлениях от моего отеля – ничего. Нашел только когда прошел дальше по Кубичеку в направлении центра. 2 Пиццерии. В одной из них подавали Пицца Либре – на выбор несколько пицц плюс всякие итальянские и бразильские блуда также либре. В часов 20 городок вообще вымирает. На улицах пустынно и темно, магазы закрыты. Странно для туристического городка.
День 2. Плотина и Водопады – чудеса рукотворные и Природные.
Утром меня по плану забрали около 7-10. По дороге подсобрали еще людей минут за 40. К Итайпу подкатили около 8-10. Там уже шел фильм про сооружение. Удобно сделано – если и опоздаешь к кино - невелика потеря. Я все подобное уже видел дома – гидросооружениями интересуюсь давно. После этого народ – человек 70 в зале – стали разбивать на группы. Те, кто просто с панорамной экскурсией – пошли налево, те кто со специальной и долгой – направо. Нас, специалов, оказалось человек восемь. Зная это заранее, я бы ничего не заказывал в отеле, а просто подъехал бы сам сюда и спокойно купил бы билет. Но обычно в сезон бывает что все уже зарезервировано агентствами, ведь максимально в 1 туре 25 человек, именно поэтому я и стал предварительно накануне покупать тур в отеле.
Нам выдали в автобусе желтые каски и вперед.
Длина Плотины более 7 км. ГЭС производит больше всего электроэнергии в мире, не смотря на то, что китайские «Три ущелья» в моменте мощнее.
Т.к. она Binacional – то и принадлежит 2 станам – Бразилии и Парагваю. Строили вместе, и эксплуатируют вдвоем.
Могучая Река Парана вниз по течению.
«И что над нами километры воды… И что над нами бьют хвостами киты…». Километры, конечно, квадратные и кубические – 29 млрд кубометров воды. Если прорвет, смоет все наверное вниз по течению до Аргентины и Ла-Платы. Высота Плотины 196 метров. Ширина 400 (в самой широкой части). Плотина гидроэлектростанции образовала относительно небольшое ( по отношению к мощности ) водохранилище длиной 170 км, шириной от 7 до 12 км, площадью 1350 квадратных км и объёмом 29 кубических км. Полезный объем водохранилища составляет 19 кубических км, в течение года его площадь может изменяться от 459 квадратных км до 1561 квадратных км.
Диаметр этих водоводов – 10 метров. Десяток таких труб пропускаю сквозь себя всю могучую реку Парана.
Центр управления ГЭС. Половина команды – бразильская, половина – парагвайская. Что интересно, я даже заснял как один из этих почтенных мужиков вместо работы на своем экране смотрел какие-то развратные фильмы. Так что как-то боязно мне стало за будущее Плотины.
К сожалению, в мое посещение не было водосброса. Когда объем водохранилища над Плотиной повышается и вода рискует перелиться через верхний гребень (чего допускать никак нельзя, ибо размоется дно под сооружением и все рухнет), открываются шлюзы Водосброса. Говорят, это зрелище почище Водопадов – по мощности оно равно 40 Игуасу.
Экскурсия внутрь сердца плотины и ГЭС. Ротор, приводящий в движение уже турбину.
На гребне Плотины – справа водохранилище. Прямо – Парагвай. Нас провезли и на территорию последнего. Так что можно записать в свой послужной и Парагвай тоже.
Если серьезно, на самом гребне достаточно ощутима вибрация турбин и водоводов. Полностью решить эту проблему, так подкосившую Саяно-Шушенскую, не удалось. Я специально спрашивал нашего гида – он явно сечет в инженерии немного – как и чем отделено машинное отделение от Дамбы? Наверное это тайна Би-национального проэкта. Ничего путного сей технарь мне не ответствовал. Так что выводы я сделал сам. Сооружение весьма небезопасно, тем более при такой протяженности. Не хочется быть там в момент когда прорвет. А то что прорвет, тут сомневаться, к сожалению, не приходится.
Плотина в разрезе.
Экскурсия мне очень понравилась. Эти циклопические сооружения поражают обывателя. Советую брать как раз такую расширенную экскурсию, тем более 2,5 часа пробегают очень быстро. Мы справились по холодку.
Около 11 я уже доставлен обратно в отель. Припекать начинает. На улице около + 34. На мое замечание по поводу жарищи агент, что у входа, парирует что 3 недели назад, в самый сезон… было + 45… Не знаю верить или нет, но и так, при + 34 достаточно тепло.
На все его пассажи относительно туров к Водопадам отношусь стоически и его до них самостоятельно. Тем более, автовокзал совсем рядом. За 4 реала где-то и минут за 15-20 доезжаю на автобусе. Для гринго вход 41 реал 10 центаво. Все достаточно организовано. На входе тут же автобус двухэтажный развозит прибывших по точкам. Самому идти нереально – несколько км по теплому асфальтику.
Всего 4 остановки – 1-ая Poco Preto Trail Adventure – 9-км тропа с осмотром флоры и фауны. Далее можно брать каяки и плавать. 2-ая остановка – Macuco Safari – его-то я и выбрал. 3-я- the path of the Falls (Туда я поехал позже от Макуки), 4-ая – конечнаяPorto Canoas Square Station.
Macuco Safari – за 140 реалов имеешь полную адвенчу. Сначала везут на открытом драндулете где-то около километра по джунглям.
Затем можно опционально пойти пешком по тропе или ехать дальше. Я пошел пешком. Все время гид рассказывает про растительность и живность вокруг. Я все ищу диких обезьян. Как же без них?– это была бы не Бразилия – по определению их должно быть так много! Парень смеется и говорит что обезьяны пошли ныне пугливые зело, боятся человекообразных существ и убегают дальше в джунгли. Предупреждает ничего не трогать, водится тут много ядовитых насекомых – гусеницы и прочие.
Пешочком мы приходим к реке.
Там лодочная станция и готов гвоздь программы – Мочилово. Всем раздают спасательные жилеты и сажают в лодку, предварительно посоветовав все вещи оставить в шкафчиках – локерах за 5 реалов. Местные (бразильцы вернее) раздеваются до гола (плавок). Я оставил на себе шорты, кроссовки и рубашку. Перспектива купания не пугала, наоборот – на 35 градусах водные процедуры манят.
На лодочке нас покатали по речке, небольшим порогам – так чтобы нас слегка обдало водой. Затем самое главное действо. Я знал что мы сейчас подъедем под водопадик. Оба водителя катера начинают напяливать на себя нечто среднее между дождевиком и гидрокостюмом, закрывающим их с ног до головы. Меня предупреждали до поездки что не надо садиться в первых 2 рядах – этот совет достаточно спорен, так как, по-моему мнению, сидеть там все равно где. Въезжаем под маленький водопад. Скажу что то что последовало за этим – самое яркое впечатление дня, да и наверное всей поездки в ЮА. Дышать под струей практически невозможно. Ты как бы погружаешься в воду целиком. Прохлада после жарищи и полный восторг. Твои легкие и рот пытаются схватить немного воздуха, получают его немного наполовину с водой, но тебя просто охватывает эйфория… Не знаю что это такое, но заряд эмоций какой-то просто нереальный. Задыхаешься от смеха, радости и легкого удушья. Вот это аттракцион! Так мы заезжаем под струю раза 2- 3. Ты мокр насквозь. Тебе даже становится холодно. Но ты чувствуешь себя как только что народился в какой-то новый мир.
Лодка возвращается на станцию. Я весь мокрый, но это помогает справиться с жарой. Верхняя одежка высыхает в течении часа. Нас везут к остановке на Уазиках вновь через джунгли.
Дождавшись автобуса на этой 2-ой станции, доезжаю до 3-ей остановки. Большинство там и выходит и спускаются к Водопадам.
Все, умолкаю. Дальше пусть говорят фотографии, хотя они ни в коей степени и не могут передать красоты этого Чуда Света. Тем более с таким «фотографом» с маленькой буквы.
Дикие Дикие обезьяны. Все-таки я их достал!!! Я в Бразилии, Господа. Проверено.
Пройдя по всем тропам и viewing points и стерев ноги (после купания под водопадиком и без смены одежды), имея в кармане непотраченными 180 реалов и мелочь на автобус в Фоз до Игуасу, ковыляю до буса на станции. Он подвозит меня ко входу-выходу. Ищу вертолеты.
Через дорогу от Парка слышен гул крылатой машины. Плетусь туда. Какие-то тетеньки идут передо мной, ввязавшись за ними, даже проскакиваю площадку, приходится возвращаться. В бунгало почти пустынно. Со мной в офис входят какие-то соотечественники. Кстати, в Парке встретил 3 компании русскоговорящих – человека по 2-3. Подхожу к стойке. На ней цена – 195 реалов. А я-то, простак, оставил 180, ориентируясь по отчетам и новостям с Форума – за год цена вроде была стабильной, я и расслабился. Начинаю выворачивать карманы и шебуршить налом – купюры, монеты. Компания вошедшая со мной нервничает (из них летят двое) – они внесли плату, а организаторы говорят – что если я – третий – не лечу, полета вообще не будет. Там 3 места – все должно быть занять, иначе не отобьют себестоимость вроде. Я сыплю бабло и говорю что у меня 185 реалов (мелочь на автобус не отдам ни при каких). Дядюшка говорит – типа ОК, проходи, можешь даже 180 дать, я тебя пропущу. Я отдаю 185 и мы идем ждать вертолет.
Соотечественники, косившиеся на меня и думавшие что я форинер, говорили про меня на языке Гоголя нелицеприятно – нервничая что от «вот этого» зависит – полетят они али нет. В микст-зоне мы разговорились. Оказались нормальными людьми. Тетя с дядей, третий – их персональный гид (украинец из Аргентины). Тетя нервная из-за того, что они из отеля заказали русскоговорящего экскурсовода этого еще с утра, 2,5 часа ждали его. Он их повез в какой-то странный тур по Парку. Сначала на лодках или рафте куда-то, где они намаялись, потом Мочилово под водопад. В результате к 17 часам они почти ничего из задуманного не успевают. Водопадов не видели, все мокрые и прочее. Я не позитиве, я-то водопады видел, на Плотине побывал, в водопаде был, успокаивал их как мог.
Весь аттракцион выстроен очень четко. Топливо для вертушки недешевое, простой вообще мало невозможен, т.к. заводить машину – сожжешь столько горючего… Как только вертолет приземляется, вы уже бежите садиться. Бегом.
Внутри места маловато. Нас трое пассажиров. Сзади мы – два крупных мужика. Третьего назад посадить нереально.
Снимать в вертолете нелегко. Окошки –то есть, но тяга от лопастей такая, что руки с фотоаппаратом крутит и заламывает потоком воздуха.
Прямо-таки амазония – парания.
Широка Парана моя Родная
На этом мой культурный день был закончен. В Парк птиц идти не было ни сил, ни времени, ни средств. На автобусе еду обратно до Фоз до Игуасу.