В Кракове я уже бывал ранее, но в прошлый раз я не успел посмотреть очень интересное место - соляные копи в Величке. И лениво просматривая сайт авиакомпании-дикаунтера Райнэра наткнулся на очень интересное предложение. Стоимость билета туда и обратно со всеми сборами составляла всего 6 евро.. Причём вылет был на выходных и в удобное время. Это конечно грабеж среди бела дня но делать нечего, я лечу! И вот за два часа я телепортируюсь из Дюссельдорфа в Краков.
Из аэропорта добиратся до города удобно. Каждые полчаса ходит так называемый аэроэкспресс. На дворе уже темнота. Здание театра.
На улицах царит оживление, все таки вечер субботы. Погода типичная осення, пасмурно. Хорошо хоть дождя нет. Одна из центральных улиц.
Что мне очень нравится в Польше, так это общепит. Еда очень похожа на нашу, очень разнообразна, вкусна и дешева. В среднем обед или ужин в ресторане с пивом обходился в 6-8 евро. И это обычно в центре города. Если специально искать места, наверное можно найти гораздо дешевле. Ну где еще можно поесть супчика и пельменей. Кстати пельмени тут называтся Пироги, а по размеру больше напоминают варенники : )
Интересная фишка в Кракове это трубач, которого можно услышать днем каждый час. В 1241 году гибель этого города казалась неминуемой. Когда татарские орды подступили к городским стенам, оборвался, так и не отзвучав, сигнал тревоги, не доигранный трубачом, пораженным монгольской стрелой в башне Мариацкого костела. Захватчики сравняли город с землей, но мощный замок высоко на скале над городом сумел выстоять. Вплоть до наших дней ежечасно трубит трубач тревожную мелодию над Краковом и обрывает ее в том же месте, что и в 1241 году. На башне окно посередине открыто, там можно различить маленький кончик трубы. Потом он закрывает окно, открывает с другой стороны и трубит в другом направлении. Я сразу не понял, где он сидит : ) Интересная традиция.
Торчать долго в Кракове я не собирался. Хмурый осенний день как нельзя лучше подходил для посещения соляных копей. Добратся туда можно на электричке, ехать минут 25. Ехать надо до конечной станции Величка-Рынок. Там на платформе висит указатель куда идти, так что заблудится трудно. От станции до входа в копи примерно полкилометра. Станция Величка-Рынок.
Это вход в копи. В башне расположен механизм подъемника. Кстати входной билет по польским меркам стоит недешево. Примерно 18 евро. То бишь около 15,5 входной билет и услуги гида и отдельно 2,5 евро стоит разрешение на фото и видеосъёмку. Посещение возможно только в составе группы с гидом. Группы формируются на месте. Есть группы на разных языках, в том числе и на русском, только их мало. Основная масса на польском или английском. Я пошел в группу на английском.
Туристический маршрут начинается в шахте Даниловича. Для спуска там специальная деревянная лестница с 378-ю ступеньками. Таким образом можно спуститься на первый уровень на глубину 64 метра. Там и начинается тур. Всего в копях 9 уровней. Максимальная глубина залегания - 327 метров. Тур заканчивается на третьем уровне на глубине 135 метров. Назад поднимаются на лифте. Интересно, что кабинки там расположены друг над другом, для того чтобы за один рейс поднять больше людей. В лифте 4 кабинки, каждая вмещает 9 человек. То есть за один рейс на поверхность поднимаются 36 человек. А толпы я вам скажу там ходят немалые. За год копи посещает 1,2 миллиона человек. Делим на 365, получаем грубо говоря 3288 человек в день. Общая длина этих копей составляет более 300 км. А туристический маршрут имеет длину 3,5 км. Короче, около 1% от всей длины катакомб.
Схема залегания пластов соли.
Итак мы внутри. Интересное дело, я почему то думал, что соль всегда белая. Оказывается это не всегда так. Каменная соль по цвету и внешнему виду здесь сильно напоминает гранит. Да, забыл сказать, а в чем чем собственно прелесть этих копей. По мере выработки работники высекали из соли различные барельефы и скульптуры, есть даже несколько соляных капелл. Все это смотрится очень необычно, особенно учитывая тот факт, чтто работали тут не профессиональные скульпторы, а простые горняки.
В этой выработке высечены горняки, которые выжигают опасный газ метан факелами, чтобы не допустить его взрывоопасной концентрации. Раньше работы велись при помощи светильников с открытым огнем, поэтому метан представлял реальную опасность для людей. Кстати, несмотря на то, что стены и потолок далеко не белые - все это чистая каменная соль. Можно в этом лично убедится попробовав языком : )
Местами выступает белые кристаллы соли.
То, что приходится перемещатся в составе группы, как стадо баранов - это конечно большой минус. Не люблю я это дело. Но тут по другому нельзя. Очередная выработка, на полу видны рельсы для вагонеток, которыми вывозили соль.
До появления в копях лошадей мелкую соль выносили вот в таких бочках, а крупные глыбы просто перекатвали.
Вот например свод этого прохода весь белый. Возможно это соль так кристаллизировалась из-за влаги. Вот тут соль выглядит именно такой, как мы привыкли употреблять ее в пищу. Надо поторапливатся, на хвосте уже следующая группа.
Этот конный привод использовался для подъема больших соляных глыб. Его приводили в движение 4 лошади. Кстати лошадей спускали вниз только один раз, и далее они проводили остаток жизни под землей, вращая вот такие колеса.
Местами встречаюся выработки очень интересной формы. Просто пласт соли залегал именно так и выработка повторяет его форму.
Эта лестница соединяет первый и второй уровни. Кстати раньше соль была очень дорогим товаром. И в свое время 30% государственных доходов Польши составляли деньги, вырученные от продажи соли, добытой в Величке.
А теперь посмотрим снизу вверх.
Самая большая часовня Святой Кинги поражает своими размерами. Она возникла в 1896 году, в камере выдолбленной в глыбе зелёной соли. Впечатляют её размеры: длина - 54 метра, ширина - 15-18 метров, высота - 10-12 метров; а сама она расположена на глубине 101 метра.
Тут все из соли: стены, потолок, пол и даже люстры!
Причудливые барельефы.
Кстати говорят, что воздухом внутри копей очень полезно дышать, так как он не содержит большинства аллергенов и микроорганизмов (бактерий, вирусов, грибков), присутствующих на поверхности.
Соляной пол.
Подземное озеро глубиной около 9 метров, наполненное рассолом или водным раствором соли с концентрацией около 320 г соли на литр воды. Больше в воде просто не растворяется. Утонуть тут пратичеки невозможно. За счет очень высокой плотности тело будет выталкиватся на поверхность. В общем, как на Мёртвом море - можно неподвижно лежать на воде и читать газету.
Еще одно помещение, где дно заполнено соляным раствором.
Раньше тут были экскурсии на лодках и плотах, теперь вроде как нет.
Электровоз с вагонетками.
Это самая высокая камера на туристическом маршруте, её высота составляляет 36 метров.
Под землей также есть ресторан, в весьма низкими ценами надо признать, и банкетный зал.
Сувенирный магазин.
Еще одна часовня.
Этот ход не используется туристами.
Шахтеры были очень религиозными людьми. Поэтому и тематика их произведений соответствующая.
А это очень большая выработка, деревянные бревна поддерживают свод.
Вид из другого конца.
Соляные кристаллы бывают разных оттенков.
Еще один механизм для подъема добытой соли.
Лестницы были не везде, так что шахтеров опускали иногда вот таким способом. Это было довольно опасным делом. В среднем высота между уровнями составляет 30 м. Попробуйте ка спустится на веревочке с 10-го этажа!
Ну а это уже не так далеко от выхода. Ну что сказать - впечатляет однозначно. Так что если ехать в Краков, то обязательно стоит посетить эти копи.
Перемещаемся назад, на главную площадь в Краков. Тут много голубей, которых можно покормить специальным кормом. Он продается на месте. Вот тут удалось поймать довольно плотный сгусток : )
Главная площадь огромных размеров. Говорят, что это самая большая городская площадь в Европе. Вполне возможно.
Можно взять бричку и прокатиться по городу.
Башня на центральной площади.