Цель этого отчета - поделиться практическим опытом автопробега, а не попытаться соперничать по уровню информированности с путеводителями и другими уважаемыми путешественниками - любителями Ирана. Далее, фотографии так же будут публиковаться прежде всего с целью поделиться более-менее интересными моментами жизни в Иране, которыми изобилует эта прекрасная, живая страна. Автору интересна фотография как искусство передачи момента жизни, выраженное через хорошее знание техники фотографии и композиции. Насколько ему это удалось - судите сами. Для интересующихся, фототехника автора Nikon D700, объективы 14-24/2.8, 24-70/2.8, 70-200/2.8
***
1-й День. Тегеран – Кум. 28-29 апреля 2012 г.
Перелет из Москвы в Тегеран проходил Азербайджанскими авиалиниями с пересадкой в Баку. Между рейсами из Москвы и в Тегеран у меня было примерно 5 часов, которые имело смысл посвятить для короткой ознакомительной экскурсии в Баку. Город выглядит роскошно, особенно в той ее части, которая всегда олицетворяла лицо города.
Рейс в из Баку в Тегеран выполнялся на турбо-винтовом самолете АТР, что интересно, командир корабля и стюардесса были из числа местных русских, полет прошел нормально. В Тегеран мы прибыли в 1:50 по местному (+0:30 к Московскому времени). Прохождение всех процедур – пограничный контроль, багаж, обмен денег и оформление прокатного авто заняло еще час с чем-то, и в начале четвертого утра я выдвинулся в сторону города. От аэропорта имени Имам Хомейни до города 40 км., дорога современная, три полосы с освещением, указатели присутствуют, надписи дублируются на английском. Несмотря на глубокую ночь, на трассе было достаточно оживленно, и сразу же бросилась в глаза особенность иранских водителей, про которую я уже имел представление, почти все они ездят, не соблюдая разметку и направления полос движения, и полностью игнорируют указатели поворотов при маневрах.
Про прокатную машину скажу отдельно. Заказывал авто у Europcar, выбрал проверенный временем Рено Меган. Стойка конторы находится напротив входа в здание, весь процесс оформления проходит вручную – нужно заполнить все формы, это отнимает достаточно много времени. Привычному к европейскому ритму жизни это может доставить некоторое неудобство. Машины имеют ограничение по пробегу в 2500 км, если брать неограниченный пробег, то это еще +50% к цене проката. Дополнительно придется брать страховки – полную и медицинскую, а так же оставить два депозита в 140 и 300 евро, первый из которых вам вернут после возврата авто, а второй вы получите в течении 75-ти дней на свой счет. Если вы откажетесь от полной страховки, у вас попросят депозит в 3330 евро. Всю картину стоимости вы можете посмотреть на сайте, думаю, нет смысла обременять вас деталями. Все эти нюансы, на мой взгляд, обусловлены дорожной ситуацией в Иране, которую, по общему мнению тех, кто с ней сталкивался, можно отнести к категории повышенной опасности. Прокатчики сильно рискуют, сдавая авто в стране, культура вождения в которой все-таки оставляет желать лучшего, и вполне естественно хотят разделить риски со страховщиками и своими клиентами. Сама машина оказалась нормальной кондиции, но с заметными следами трудной жизни – практически все кузовные детали имели те или иные небольшие повреждения.
Вернемся в Тегеран. На часах было уже 4 утра, когда со второй попытки я сумел найти свой отель. С названием отеля, как оказалось, произошло недоразумение, я бронировал номер в Ferdowsi Grand Hotel в центре города, но в навигаторе оказался другой Фердоуси – Ferdowsi International Hotel. На ресепшн мне объяснили эту разницу, но метаться по городу в 5 утра после 12-ти часов перелетов уже не хотелось, потому остался в нем. Цена вопроса 1,585,500 риалов с завтраком, официальный курс обмена в аэропорту, где я поменял 200 евро, 16250 риалов за евро.
На Тегеран решено оставить два последних дня, потому утром, фактически не отдохнувшим, выдвинулся в город Кум. Первое впечатление от Тегерана это его знаменитое дорожное движение, которое представляет собой серьезное испытание для психики водителя. Думаю, европеец, привыкший к четкой структуре прав и обязанностей, тут обречен. Доказать свою правоту будет невозможно, лучше настроить себя на бесконечные уступки и компромиссы, тем более, тебя никто не будет карать за это, все всё прекрасно понимают.
Вождение представляет собой бесконечный процесс поиска своей траектории, которую пытаются занять справа и слева, действующие по правилу кто первый высунул нос, тот и главнее. Пешеходы переходят улицы где угодно и когда угодно, ловите их взгляды, это поможет понять, куда их намерения. Тем не менее, светофоры работают, на красный никто не ездит. На трассах полиция жестко бдит скоростной режим, который лояльно разрешает ездить со скоростью 120 км/час.
Иран не выглядит богатой страной в привычном смысле этого слова. На дорогах нет роскошных авто, максимум, что я увидел был не самый новый кроссовер Лексус. Более половины машин имеют на вид возраст старше 20-30-ти и даже больше лет. Очень много легких мотоциклов и мопедов, кстати, это самые коварные участники дорожного движения в городе. Люди на улицах одеты очень скромно, но это прямое влияние образа жизни, который предписан верующим исламом, требующим от своих последователей искать смысл жизни не в роскоши и расточительстве, а в скромности и благотворительности. Но, как говорят, в Тегеране есть кварталы для богатых и не только.
По дороге в Кум обнаружилась засада, карта Ирана, которую мы с трудом нашли и поставили в навигатор Гармин, оказалась недоделанной самоделкой, в списке городов в ней отсутствуют основные города Ирана, они есть как географические объекты, но нет их названий, потому задать их как пункт назначения невозможно, приходится выбирать точку на карте или же искать любой другой объект, расположенный поблизости. Та же история с названиями пунктов интереса – отелями и достопримечательностями, их нет в списке, приходится сравнивать три карты – навигатора, путеводителя и бумажную дорожную карту, чтобы найти нужную точку. Зря я жалуюсь, лет сто тому назад люди путешествовали часто вообще не имея минимальных удобств.
Кум. Главная достопримечательность это Хазрат Э-Масумех – религиозный комплекс, воздвигнутый около могилы Фатимех – сестры имама Резы. Фактически это главная достопримечательность и смысл города, который является одним из духовных центров Ирана. Отношение к туристам максимально доброжелательное. Архитектура и отделка зданий поражают. Чего стоит огромный купол, покрытый золотом. На улицах много представителей духовенства, вокруг религиозного комплекса разбиты палатки многочисленных паломников. Сразу же обратил на себя внимание тот факт, что в городе много книжных магазинов, причем литература в них отнюдь не только религиозная, судя по обложкам, иранцы хорошо знакомы с лучшими образцами мировой литературы. Вход внутрь комплекса не мусульманам закрыт, фотографировать не разрешают, служители бдительно следят за человеком с камерой, самое большее, что можно сделать - это несколько снимков внутри двора.
Касательно съемки мусульман нужно иметь в виду, что во время молитвы верующий находится в состоянии ритуальной чистоты, нарушать которое не рекомендуется, а тем, кто находится рядом, нужно проявлять деликатное уважение по отношению к молящимся. Собственно, по этой причине в Куме не удалось сделать сколько нибудь интересных снимков.
В Куме я остановливался в отеле Fadak Hotel, цена вопроса 884,500 риалов, номер с завтраком.
1.1. Комплекс мечети Хазрат Э-Масумех
1.2. Траурная процессия во дворе мечети.
К сожалению, главное препятствие на пути познания любой страны – это языковой барьер, думаю, какое-то минимальное знание языка позволило бы открыть Иран фактически заново. Выражаю большое уважение одному из авторов форума - Igor S, сумевшему, по его словам, выучить перед поездкой фарси на достаточно неплохом уровне. Полностью подтверждаю его мнение об иранцах как об открытом, гостеприимном и доброжелательном народе.
Последние снимки в Куме мне удалось сделать с террасы отеля на последнем этаже, где находится ресторан. Каким-то образом почти сразу же за мной туда поднялся менеджер отеля, сопровождавший группу пожилых иранцев. Менеджер попросил меня не фотографировать город, объясняя это тем, что у них могут возникнуть проблемы со Службой безопасности Ирана, которая настороженно относится ко всему, что можно отнести к шпионской деятельности. Я не стал спорить, спустился вниз и стал готовиться к отъезду.
1.3. Вид на религиозный комплекс Хазрат Э-Масумех.
Добавление. Фото, сделанные в предпоследний день, 07 мая.
1.4. За чтением новостей.
1.5. На площади перед религиозным комплексом Хазрат Э-Масумех.
1.6. Посетитель целует ворота религиозного комплекса Хазрат Э-Масумех.
1.7. Уличная сценка.
1.8. Чайная на рыночной улочке.