1. Это отчет о моей поездке из Вьетнама, где я живу три года, в Камбоджу. Поэтому я часто невольно сравниваю эти соседствующие страны ЮВА, а также в первой части описания уделяю много места описанию пути из Муине в Пномпень.
2. Фотограф я хреновый, фотоаппарат тоже не ахти, а вся обработка фото через мобильный девайс. Так что фото - просто картинки к тексту, никак не претендующие на что-либо большее.
3. Обобщенная полезная информация приведена в конце отчета на второй странице Камбоджа: как рассмешить Бога или скитания по кхмерской земле
Из Вьетнама в Камбоджу
"И если незаметна где-нибудь причина, то как с уверенностью скажешь ты, что нет ее совсем? Ведь существующее можем не увидеть мы и по другой причине, как на исходе дня не видим солнца яркий диск" (с) джатака, буддисткая притча
Государства кхмеров по сведениям историков существуют с начала нашей эры - то есть более двух тысяч лет... Двадцатый век стал веком борьбы за независимость, более того: его последняя четверть - временем войн, как внешних, так и, к сожалению, внутренних. А войны, как показывает история многих государств, являются самими тяжелыми и разрушительными для народа. Только последние лет десять в Королевстве Камбоджа присутствует относительное спокойствие.
Любая страна, восстанавливающаяся после подобных событий, изначально заслуживает некоторого снисхождения в глазах туриста. И не только потому, что унесла жизни людей, разрушила их дома и дороги, превратила в пустоши поля и пашни - за 20 лет вырастает новое поколение. За годы камбоджийских войн выросли те, кто никогда не ходил в школу, для кого врач - это военно-полевой хирург, ампутирующий конечности, для кого минные поля и расстрелы - это такое же обычное дело, каким для их предков были выращивание риса, выпас скота или ловля рыбы.
Кроме того за эти же годы сменилось политическое устройство и идеология. И теперь люди разных поколений, разных взглядов и разных судеб живут в одной стране - в Королевстве Камбоджа. Живут и улыбаются. А это не так просто, в том же московском метро улыбку встретить не часто приходится.
Мой путь в Королевство древних кхмеров начинается во Вьетнаме. Проще всего добраться в Камбоджу из Хошимина (Сайгона) - южной столицы Вьетнама. Отсюда до ближайшего пограничного перехода идут автобусы. Не желая обременить себя лишней суетой можно оплатить в ближайшем вьетнамском туристическом агентстве визу (25 долларов) и автобусный билет через пограничный переход Мокбай-Бавет до Пномпеня (12 долларов).
Я выбрала более сложный, длительный по времени, но и более интересный мне вариант: автобус до г. Чаудок (Chau Doc), оттуда уже по реке Меконг на лодке до Пномпеня. Такая поездка обошлась мне в 38 долларов в агентстве Hanh Cafe. Выбор пал на это агентство по ряду причин:
1. В их sleeping (sleeper) bus боковые полки достаточно длинные, чтобы вместить мои 179 см роста вместе с кроссовками.
2. У отверстий для кондиционеров есть ролик, позволяющий перекрыть подачу холодного воздуха, дующего прямо на тебя.
3. Относительное следование автобусов расписанию (хотя на билетах обычно указывают время на полчаса раньше, чем в расписании, уходит автобус почти без задержек)
Переезд был забронирован мной еще в Муине (Фантьхьет) вместе с билетом до Сайгона стоимостью в 7 долларов. Итого, переезд по маршруту Муине - Сайгон (пересадка на другой автобус) - Чаудок (пересадка на лодку) - Пномпень - 45 долларов.
Такие пограничные туры бывают самыми разными. По времени, количеству остановок и ночевок. Одно из местных агентств даже предложило мне индивидуальный тур по Меконгу из Хошимина в Пномпень, но его стоимость порядка 500 долларов меня не устраивала.
До Сайгона доехали на удивление быстро за пять часов, несмотря на пробки и в 7 вечера я уже стояла на туристической улице Pham Ngu Lao. Следующий автобус у меня был только в 10 вечера. Зашла в офис Hanh Cafe уточнить время отправки. И тут выяснилось, что в 10 вечера уходит сидячий автобус, а лежачий в 8. Косяк мой, я вообще не уточняла, какой мне нужен - просто в Чаудок. И в принципе все складывалось, но... Ох уж эти "Но"! В Сайгоне у меня была запланирована встреча со старым хорватским другом, перебравшимся в город из Муине около года назад. Мы давно не виделись, да и если стареющий хорватский мачо по-братски делится с тобой друзьями, крышей и последней десяткой баксов со словами "to the only one foreigner I trustеd there", не говоря уже о том, сколько раз он утирал мои сопли со словами "Nevermind, all men are assholes" - неужели мне не пофигу, на каком автобусе ехать?
В общем я провела пару часов в интернациональной компании зависших в Сайгоне европейцев, ковыряясь в ананасе с рисом и обсуждая местные новости за последний год. Если бы я знала тогда, что про этот недоеденный рис еще вспомню... Но не буду забегать вперед.
К 10 вечера подползла к турофису и встретила удивленные взгляды вьетнамок "Почему Вы не поехали на слиппинг-басе?!!!"
- Не успела, была занята - соврала я, - it's Ok, I can go by sitting bus."
- Please wait 10 minutes, - ответила девчушка и начала куда-то звонить.
Время шло, никаких автобусов не появлялось. Офис начали закрывать. вьетнамки собираться по домам. Других пассадиров не было, клиентов тоже. Если бы я не жила во Вьетнаме, у меня началась бы паника. А так я просто разгядывала прогуливавшуюся по улице проститутку, старуху торгующую супом Фо и карты на стене агентства.
Наконец, мне вручили распечатку билета на лодку и... Посадили на мотобайкера.
Ясно: едем на другое место посадки. Ну не будут же из-за меня одной целый автобус на центральную площадь кругами перегонять. Я села за спину мотобайкеру и мы помчались в потоке других мотобайкеров. Мчались быстро, сворачивали в переулки и судя по адресам на домах, удалялись от первого квартала прилично, пока не приехали на очень местную станцию международных автобусов Hung Quong (или что-то в этом роде). Зал ожидания - ангар внутри дома был заполнен вьетнамцами и, кажется, камбоджийцами: по крайней мере черты лиц разительно отличались у многих. Я была единственной белой иностранкой и тут же привлекла всеобщее внимание. За партой - стойкой офиса - мне утвердительно кивнули, улыбнулись аж до ушей, и глядя на билеты выдали бумажку с цифрой 1. Такой клочок бумажки оборванным квадратиком с нарисованной от руки единицей. В единственный стоящий автобус грузили ящики, коробки и свертки. Не желая более, чтобы во мне делали дырку глазами, хотя любопытство было доброжелательным, я залезла в автобус. Место 1 оказалось самым первым, у окошка, с дополнительным пространством перед ногами и видом через лобовое стекло вперед. Сиденье откидывалось назад. В общем, не хуже лежачего автобуса.
Рядом со мной никто не садился и я даже понадеялась, что поеду в удобном одиночестве "на двух стульях".
Ага, как же! Стоило автобусу тронуться, рядом сел сопровождающий водителя сотрудник автобусной компании. И мало того, что сел. Он снял тапки и закинул ноги на ящик перед нашими сидениями. Идея и мне понравилась, но ноги желательно все-таки иногда мыть, особенно если носишь не шлепанцы, а тапки!
Ну и ладно. С включением кондиционера я завернулась с собственное флисовое одеяло, которое после последней стирки приятно пахло цветочным кондиционером для белья. Лишние запахи улетучились, в салоне пригласили свет. Вроде удобно.
Чаудок - вьетнамская провинция и одноименный город, на границе с Камбоджей. Расположен на реке Хау (Hâu) - притоке Меконга. Дорога туда на автобусе занимает около 8 часов. Ехать мне предстояло почти всю ночь. Автобус нервно подскакивал на городских кочках, iPad на коленях, а мысли в голове:
"И черт меня дернул ехать через Чаудок, нельзя было как все нормальные туристы поехать на автобусе через Мокбай: всего-то три часа до границы. Нет же! Мне же надо лодку, мне же по Меконгу прокатиться... А неизвестно, что еще будет на Меконге, Инга предупреждала..." Но в какой-то момент усталость взяла свое, прыжки автобуса на дороге стали казаться ритмичными и мозг подумал: "Сейчас усну...".
Наивные мечты! Мой сосед, не имея, видимо, возможности дрыхнуть всю дорогу как я, достал жевательную резинку и начал с удальствием ее обрабатывать зубами, губами, языком - короче чавкать, смачно и громко.
"Фиг тебе, - подумала я, - не выйдет!" и достала плеер с наушниками. Под звуки "Аукциона" мы быстро благополучно совершили все положенные остановки в городе, дождались пока мой сосед оформит какие-то документы и уже молча, без ног и жевательных резинок сядет листать свои накладные. Вовремя, потому что батарейка на первом плеере села, а лезть за вторым было лень. Автобус наконец тронулся в дорогу на Чаудок.
За лобовым окном обычная для многих городов и стран многополосная дорога с белой разметкой и вереницей желтых фонарей уходила вперед. То и дело встречались синие щиты с белыми стрелками-указателями на повороты. Начало моросить. Дворники на стекли начали размазывать эту картину в пестрые пятна, по радио зазвучали меланхоличные вьетнамские напевы под звуки каких-то дудочек и ксилофонов. Автобус покачивался на заплатанных участках трассы и я все-таки погрузилась в сон.
Несколько раз мы останавливались. Кто-то заходил, кто-то выходил. Начала ныть спина и шея - все-таки долго спать сидя не удобно. На какой-то из остановок мой сосед вышел на долго. Коленка тут же выпрямилась, занимая удобное положение, и я сползла на второе сидение.
Сквозь полусон я слышала, как посмеиваются вьетнамцы над своим коллегой, утратившим козырное место и не имевшим возможности что-либо сказать иностранке.
Но я настолько хотела спать, что мне было все равно. Тем более, что свободные места в автобусе были изначально.
В пять утра меня начали будить:
- Чаудок! - улыбался водитель. Мне дали поспать до тех пор пор, пока из автобуса не выгрузили весь багаж - и ему не пора было отправляться обратно.
Сонная я выползла на точно такую же как в Сайгоне ангар-станцию Hung Cuong. Тут уже мало кто обращал на меня внимание. Пограничный город. Потолкавшись у столов-парт сотрудников автобусной компании, помахала своими билетами, многозначительно заглядывая им в глаза. Меня поняли без слов.
- Six, here! - улыбнулась девчушка за партой. У меня был час до "трансфера" на лодку в Пномпень.
Больше всего на свете мне хотелось спать, желательно лежа и даже в кровати.
Впрочем, именно этот последний каприз убедил мой сонный мозг, что раз я готова выбирать, где спать - значит, спать не так уж хочу.
Молча протиснулась в служебное помещение в относительно приличный туалет. Есть свои плюсы быть иностранкой во Вьетнаме - никто не возражал: проще пропустить, чем объясняться.
Вышла на улицу (сделала шаг из ангара) и огляделась.
Я стояла на небольшой площади с декоративным сквериком, напоминающим военные советские городки всем своим видом и особенно грязно-желтым цветом парапетов, оградой из столбиков с цепями и странной металлической конструкцией в центральной клумбе, напоминающей фонтан. Над крышами четырехэтажных домов с восточной стороны города медленно поднимался рассвет. На дорожках сквера появились первые жители - любители утренней физкультуры.
Во Вьетнаме утренняя зарядка в городском сквере пользуется большой популярностью и уважением.
Посидев на лавочке, решила поискать кофе. И нашла тут же на углу несколько стеклянных палаток с пластиковыми стульями и знакомыми силуэтами жестяных чашечек для кофе.
Хозяйка забегаловки любезно указала мне на свой столик: подальше от дороги и ночных посетителей, за ее спиной. Должна признаться, что во многих ситуациях эта вот сообразительность мне помогала. Мотобайкеры за крайним столиком у дороги активно приглашали посидеть с ними. Ничего криминального в их предложении не было, но ведь достанут же вопросами на пальцах, а в пять утра после автобусных переездов мне нужно было просто кофе. Хозяйка цокнула на них и принесла бесплатный чай, заботливо протерев самую лучшую чашку в ассортименте ее несложной посуды - белую с целой ручкой!
Правда, какой-то бойкий парнишка пробрался в мое убежище и долго допытывался на английском: куда я еду, на чем, с какой фирмой и уверена ли я, что меня заберут, потому что, по его мнению, так не бывает. Еле отмазалась от подобного участия в судьбе моего путешествия и встретила рассвет.
После кофе спать уже не хотелось и предстоящая дорога не казалась такой мучительной.
В 6 меня посадили на мотобайкера и отправили... на соседнюю улицу. В принципе туда можно было дойти пешком, но не таковы традиции Азии: зачем идти пешком, если есть мотобайк. Я снова погрузилась в ожидание очередного транспорта в очередном туристическом офисе... А город уже вовсю жил своей жизнью: открывались железные шторы кафе, магазинов, отелей и офисов; стайки пионеров на велосипедах спешили в школу; мотобайки везли коробки и тюки, дворники подметали улицы, мужчины пили кофе в уличных забегаловках.
Я тоже заказала кофе по-вьетнамски. Горьковатый по своей природе, сладкий от количества сахара и крепкий - его принесли прямо в турагентство вместе с чайником зеленого чая - запивать этот бодрящий напиток страны желтого солнца и рисовых полей.
Наконец пришел представитель уже лодочной компании. К этому моменту в кафе накопилось еще три иностранца. Их багаж покружили на велотук-тук, а мы пешком пошли за сопровождающим в другое агентство. Чей-то мне уже эти хождения наскучили. Но на этот раз нас привезли к пирсу, посадили в длинную лодку с тентом - этакий ларек плавающий и выдали гида. Ба, да у меня еще экскурсия по Меконгу включена в переезд!
Ну, поехали...