Италия отзывы Впечатления, отчёты о стране от побывавших в Италии. Отзывы туристов об Италии. Места в Италии, которые надо посетить. Италия отдых на море отчеты фотографии цены в Италии самостоятельное путешествие по Италии, пляжи Италии
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9
dandreev писал(а) 13 июн 2012, 18:13:Да, у меня вопрос, умоляю. скажите, как называется это растение, типа лианы, которое подобно винограду, как облаками окутывает дома? Розовые, красные, белые..
Мне кажется, Вы имеете в виду бугенвиллию .
Спасибо большое, жена успокоиться никак не может, даже хотела стырить в Трастевере росток на развод.
Галюша, конь уже идет, я бы даже сказала, скачет галопом .
День четвертый. Ватикан.
В музеях Ватикана мы уже были. Конечно, произвели они на нас неизгладимое впечатление, что уж тут говорить. Времени для просмотра в тот раз нам выделили немного, как всегда, когда путешествуешь в группе. Поэтому сейчас хотелось насладиться в полной мере шедеврами живописи и скульптуры, да и просто посидеть во Дворе шишки, никуда не торопясь. А можно еще заказать экскурсию по Садам Ватикана. По отзывам слышала, что ждать от экскурсии особо нечего, Это не Сады в прямом смысле этого слова, не парк. А просто ты посещаешь территорию самого маленького в мире государства, площадь которого составляет 0,44 квадратных километров, население 750 человек. И как раз это необычно, забавно и познавательно. Нельзя упустить возможность посетить сады, будучи в Риме, тем более с этого года экскурсии проводятся и на русском языке. Процесс бронирования экскурсии прост чрезвычайно. Подробно можно прочитать в этой теме Рим и Ватикан: музеи Вкратце: на сайте http://biglietteriamusei.vatican.va/mus ... lang=en&do выбираешь экскурсию, язык, цену билета, дату и время. Тут же оплачиваешь, получаешь электронный ваучер на почту. Ваучер надо обязательно распечатать, чтобы предъявить на входе в музеи, а потом обменять в кассе на билет. Крупногабаритные сумки и рюкзаки просят сдать в камеры хранения. За десять минут до начала экскурсии нужно быть у входа в музеи. Ранним серым утром идем просвещаться и наслаждаться. В высокий сезон примерно здесь начинается очередь страждущих попасть в музей.
Сейчас же очереди в музеи почти нет по обычным меркам.
Главный портал увенчан двумя статуями работы Пьеро Меландри: слева Микеланджело с молотком скульптора в руке, справа Рафаэль с палитрой и кистями.
Но вход не здесь, а левее. Показали охране ваучер, зашли внутрь, сдали рюкзак в камеру хранения, прошли к кассам. Там же и собирается группа.
Билет, полученный в кассе, не потеряйте. При его предъявлении гиду вам выдадутся наушники. Гид у нас – симпатичная бодрая старушка лет 70.
Зовут ее Анна, она римлянка. По-русски говорит великолепно, немного старомодно, что только добавляет ей шарма. Она училась в Москве в университете, оттуда такое прекрасное знание языка. Собралось нас тридцать человек, что вдвое больше обычного. Схимичили итальянцы, сэкономили на гиде. Анна немного забеспокоилась, как справится с такой большой группой. Но ничего, все были достаточно дисциплинированы. По правилам от группы нельзя отходить далеко, нельзя задерживаться, время экскурсии строго регламентировано. Получили наушники и отправились внутрь здания. Для экскурсионных групп отдельного прохода через турникеты нет, поэтому шли в общем плотном потоке с остальными туристами. Дальше разделились, основная масса людей отправилась в музеи. Мы же оказались в помещении-стекляшке, где выслушали вступительную часть, глядя на макет Ватикана. Кстати, очень интересно все увидеть сверху, сразу получаешь представление, где расположены музеи (длинные прямоугольные здания справа на макете), собор Святого Петра, сами сады.
Далее, минуя охранника, гуськом вышли на улицу. Погода сегодня не ахти. Небо затянуто тучами и нежарко. Вот и пуховик пригодился. С экскурсоводом повезло, рассказывает интересно, никого не торопит, дает время пофотографировать. Вот музеи Ватикана, слева папская библиотека и залы для приемов. Отпив воды из этого фонтана, по легенде, навсегда останешься одинокой, не выйдешь замуж.
Анна в шутку предложила попробовать водички. Вся группа единодушно отказалась .
А вот и сами здания музеев.
Купол Собора Св.Петра виден отовсюду.
Идем мимо прекрасных беседок, павильонов
и фонтанов.
Изумительная мозаика.
Необыкновенно яркие краски.
Да, да. И здесь ездят на машинах.
Вот машинка с номерным знаком, показывающим принадлежность государству Ватикан.
Пока вся группа не снялась на фоне, подойти к фонтану и сфотать его без людей было невозможно.
Вот они издержки организованных экскурсий. Мы уже отвыкли от этого, поэтому страшно раздражаемся толпе соотечественников вокруг. Но что делать? Кто-то уже устал ходить, присел на пенек, съел пирожок.
На лице явно читается: как достал меня ваш Ватикан…
На лужайках мраморные ангелы.
В Риме буквально две недели назад стояли морозы, очень много растений вымерзло. Так жалко смотреть на почерневшие листья банановых пальм, пожухшие садовые цветы. Садовникам приходится высаживать все заново.
Сверху можно увидеть вокзал и самую короткую национальную железную дорогу в мире. Железнодорожный транспорт в Ватикане состоит из двух 300-метровых линий железнодорожных путей в пределах самого Ватикана. На фото видны закрытые ворота рядом с белым зданием, перед воротами пути.
И опять купол Собора св.Петра.
Местная полиция. Или охрана?
Встретили небольшую группу посетителей. Руководительница увлеченно фотографирует все подряд.
Девчонкам, похоже, холодно и скучно.
По все территории скульптуры, памятники, фонтаны и даже маленькая крепость.
А это вертолетная площадка (Ватиканский гелипорт), которая используется для связи с итальянскими аэропортами Чампино и Фьюмичино.
По всей территории рассажены подаренные Ватикану деревья, кустарники. Возле них стоят таблички. Есть целая аллея оливковых деревьев. Удивительно видеть простых граждан Ватикана, прогуливающихся с колясками по парку.
Дарят не только растения, но и, например, вот такой колокол.
Нас обгоняет экскурсионный автобус. Люди прилипли к окошкам, жадно разглядывая все вокруг и явно завидуя нам, спокойно прогуливающимся по дорожкам Садов. На такой экскурсии им запрещено выходить из автобуса. Своего рода эрзацтур по Садам Ватикана .
Странные колючие ветки – это иудино дерево.
Название этого дерева связано с легендой, гласящей о том, что именно на этом дереве повесился Иуда, после чего белые цветы дерева окрасились розовым. Более вероятно, что возникла путаница при переводе. Скорее всего, церсис (ботаническое название) назывался просто Иудейским деревом, по месту его произрастания, в древней Иудее. Невозможно представить себе, что скоро эти страшные ветки и стволы покроются нежно-розовыми или сиреневыми цветами.
ebbc3ae5f7b6.jpg
94b2e2bb7290.jpg
Нашим большим и недружным коллективом продолжаем прогулку.
И вдруг открывается прекрасный вид на парк и Собор. Эх, как жалко, что так сегодня все серо и уныло. Не повезло с погодой, точно.
Здесь мы остановились надолго. Анна разрешила посетить туалеты. Народ понесся туда и застрял. Еще бы. Представьте около двух десятков женщин, стоящих в очереди . Анна уже пожалела сто раз, что рассказала о возможности пописать в таком знаковом месте. Но попробуй изменить что-то . Наконец, все вернулись, и мы отправились дальше.
Повезло увидеть цветущую японскую магнолию. Необыкновенной красоты дерево!
Ватиканская радиостанция. Проходили мимо, слышали в наушниках передачу.
И опять скульптуры,
каменные скамейки,
тропинки, плавными изгибами устремляющиеся вниз. Подошла к концу наша почти трехчасовая экскурсия. И вроде бы ничего особенного, но мы не пожалели, что попали на нее. Если есть время в Риме, сходите, может, и вам понравится.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Наталья, огромное спасибо за отчет. Фотографии просто потрясающие! Столько в них любви к Городу! Мы с подругой были в Риме в эти же дни, но т.к. у нас был тур по Италии, на Рим было всего 2 дня. Такое же чувство как и у Вас в первый раз - ничего не увидели! В сентябре опять едем в Рим - досматривать. А после Ваших фотографий хочется махнуть в аэропорт и на ближайший самолет до Рима. Сил нет ждать осени.
жена Глебыча писал(а) 18 июн 2012, 23:59:Наталья, огромное спасибо за отчет. Фотографии просто потрясающие! Столько в них любви к Городу!
Мне очень и очень приятно! Рада, что вам нравится отчет, чудесно, если отчет полезен .
жена Глебыча писал(а) 18 июн 2012, 23:59:В сентябре опять едем в Рим - досматривать. А после Ваших фотографий хочется махнуть в аэропорт и на ближайший самолет до Рима. Сил нет ждать осени.
Как хорошо, когда хочется еще раз вернуться куда-то. Согласитесь, так бывает нечасто. Рим - такой вот нечастый случай. Говорят еще, и с Парижем та же петрушка получается , но в Париже я еще не была, проверить не могу .
Наташа! Я плАчу! От восторга, от удовольствия, от...от всего увиденного и прочитанного! и от предвкушения продолжения! Знаешь, есть такие места, о которых я думаю, ощущая при этом такие острые чувства - просто до боли хочется быть там. Таких мест на самом деле не много, десяток, наверное. Пару из них уже удалось посетить, но мои воспоминания от этого не становятся притуплёнными, нет. И вот Рим - город самой-самой пронзительной мечты! Спасибо тебе, дорогая, за щедрый подарок в виде такого замечательного отчета!
на самом деле я кошка, превращенная в женщину
"У каждого на пути свои океаны. Чтобы пересечь их, нужна отвага. Это безрассудство? Может быть… Но разве можно уместить мечты в рамки?" (с) Amelia Earhart
После Садов мы были предоставлены сами себе. Сначала зашли в Пинакотеку с картинами знаменитых художников. Потрясающее собрание! Обязательно для посещения! Пробегусь по основным экспонатам.
Триптих Стефанески (ок.1315 г.). Джотто.
Именно в работах Джотто можно увидеть человечность, плотскую реальность и пластичность фигур, в отличие от греческой манеры живописи. Створки триптиха расписаны с обеих сторон, золотой фон выполнен в византийском стиле, но уже отчетливо видна перспектива в изображении пола и ступенек трона, объемность фигур.
Этот триптих был заказан для главного алтаря античной базилики св.Петра. В документах описывается, что триптих был вставлен в огромную раму из позолоченного дерева с тремя шпилями и многочисленными пинаклями в готическом стиле. Эта рама, поражающая своей красотой и размерами, была утеряна, но то, какая она была, мы все равно можем увидеть и сегодня. Присмотритесь к центральной створке триптиха на оборотной стороне. Слева изображение кардинала Стефанески, которы приносит триптих и раму в дар св.Петру, сидящему на троне.
В первых залах много изумительных триптихов.
Какие ножки в чулочках!
В следующем зале.
Фрески Мелоццо да Форли (ок.1480 г.) Ангелы, играющие на музыкальных инструментах
Музицирующий ангел с крыльями.
Эти фрески были сделаны для базилики Святых апостолов в Риме в 1480 г. Но в 1711 году апсиду базилики решили расширить и фрески отделили от стены. К счастью, они не пострадали. Очень выразительны лица ангелов. Достаточно смелый ракурс для того времени. Необычайно яркие краски, хотя этим фрескам больше пятисот лет!
Ближайшее изучение этих ангелов поможет лучше понять технику исполнения фресковой росписи. Небольшой участок стены (около одного квадратного метра) покрывается слоем штукатурки и на еще влажную поверхность быстро наносится рисунок, так, чтобы краски впитались в грунт примерно на один миллиметр. Высыхая, гашеная известь, входящая в состав штукатурки, вступает в химическую реакцию с углекислым газом, находящимся в воздухе, образуя прочный цветной слой «углекислой извести». Такой слой сохраняется столетиями. Сложность же для художников состоит в том, что высохшую фреску невозможно исправить, т.е. у мастера нет никакой возможности вносить изменения в рисунок в процессе работы.
Фреска, перенесенная на холст, «Сикст IV и Платина», 1477 г. Мелоццо да Форли.
Здесь изображена сцена назначения Бартоломео Саки (псевдоним Платина) главным хранителем Ватиканской библиотеки. Тщательно выписан потолок с кессонами и розеттами. Видна перспектива. Справа Сикст V. Именно он через три года закажет строительство знаменитой капеллы, которая и будет называется его именем: Сикстинская капелла. Напротив папы стоит его племянник, кардинал Джулиано дела Ровере. Именно он, будучи избранным папой, закажет Браманте разрушить старую базилику св.Петра, возведенную императором Константином, и построить на ее месте большой собор, знаменитый собор св.Петра. И он же поручит Рафаэлю украсить знаменитые станцы и пригласит Микеланджело покрыть фресками свод Сикстинской капеллы.
Знаменитая работа Рафаэля «Преображение», 1520 г. Масло на дереве, 4,10 х 2,79 м.
Художник умер в возрасте всего 37 лет, когда работал над завершением этой картины. Ему почти удалось закончить работу, лишь небольшая часть была завершена учениками. В изображении фигур явно прослеживается стиль Микеланджело, мощность, выразительность, величественность. В своей книге «Жизнеописание великих живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари вспоминает, как после смерти Рафаэля его помощники положили эту картину поверх смертного ложа, чтобы народ Рима воочию убедился в том, что умер мастер необычайного таланта. «Вид мертвого тела возле этого живого произведения наполнял болью сердце каждого, кто был свидетелем этой сцены».
Про эти картины ничего не знаю. Просто очень понравились.
Фанатичное лицо служителя церкви, держащего на веревке сатану, меня приковало на несколько минут.
Мимо этих картины не смогла пройти мимо, торкнули.
Какие-то нестандартные, что ли.
Для европейцев шедевры, а для лиц восточной наружности, наверно, христианские религиозные творения наводят тоску, зевоту или еще хуже
Безмолвный крик!
Темпера на дереве «Святой Иероним», ок.1480 г. Леонардо да Винчи.
Незаконченная работа. Изображен св.Иероним в тот момент, когда собирается ударить себя камнем в грудь в знак покаяния. У его ног лишь набросок льва. У него св.Иероним только что вытащил занозу из лапы, и с той поры лев станет верным товарищем святого в течение всей его жизни. Посмотрите, как мастерски изображено измученное, изможденное лицо святого. Впавшие глаза полны страдания. Любопытная историческая подробность. Если внимательно рассмотреть картину, можно увидеть прямоугольный надрез вокруг головы св.Иеронима. Голова была варварски вырезана! Эта доска принадлежала швейцарской художнице Анжелике Кауфман. После ее смерти в 1807 г. картина пропала. Однако кардиналу Жозефу Фешу удалось вернуть обе части, на которые была разделена картина. Больший фрагмент (без головы) нашелся в лавке старьевщика, где он использовался в качестве крышки для сундука. Другую же часть картины кардинал разыскал лишь пять лет спустя. Невероятно, но она служила сиденьем табуретки в мастерской сапожника!
Наталья Key писал(а) 19 июн 2012, 00:07:Как хорошо, когда хочется еще раз вернуться куда-то. Согласитесь, так бывает нечасто. Рим - такой вот нечастый случай. Говорят еще, и с Парижем та же петрушка получается , но в Париже я еще не была, проверить не могу .
Ещё с Лондоном та же петрушка, поверьте. Как ни странно, сначала городом моей мечты стал Париж, потом Рим, но пожалуй сейчас - это Лондон.. Рим слишком "светит", он ослепляет своим колоссальным культурным слоем, наверное, в нём надо прожить несколько месяцев, а то и лет, чтобы в привыкнуть к этому ослеплению. Собственно, наши (и не только наши) величайшие художники, писатели именно это и доказали..
dandreev писал(а) 19 июн 2012, 17:01:Рим слишком "светит", он ослепляет своим колоссальным культурным слоем, наверное, в нём надо прожить несколько месяцев, а то и лет, чтобы в привыкнуть к этому ослеплению. Собственно, наши (и не только наши) величайшие художники, писатели именно это и доказали..
Не очень поняла, каким образом наши художники и писатели это доказали .
Продолжаю.
В Пинакотеке есть и знаменитый Караваджо. Самая сильная на мой взгляд работа «Положение во гроб» (ок.1600-1604 г.). Эту картину буквально месяц назад я с восхищением рассматривала в Пушкинском музее в Москве. Беспрецедентный случай, когда 11 полотен Караваджо были собраны со всей Италии и привезены в Москву. Но еще раз посмотреть на этот шедевр на своем месте в Ватикане было наипервейшей задачей. Бегу в двенадцатый зал. И что же вижу? Картины нет, однако, напротив стоят две служительницы музея с маленькой репродукцией в руках.
Где ж она? Опять уехала на какую-то выставку . - Приходите через пять дней, - посоветовали женщины, увидев мое огорченное лицо. - Ничего страшного, я уже видела эту картину в Москве недавно, - объяснила я, - просто хотелось полюбоваться на нее еще раз. Неизвестно, когда представится такая возможность и представится ли она вообще. На выходе из Пинакотеки любимая картина. Фигурки людей и животных можно рассматривать часами. Петер Вензель. Адам и Ева в Земном Раю.
Из Пинакотеки вышли в Двор шишки. Погода разгулялась неожиданно и вдруг. Ура! Нам определенно везет с погодой. И знаменитый "Земной шар" итальянского скульптора Арнольдо Помодоро светится и сверкает золотом, отражая в себе окружающий мир.
Туристы подходят к шару и раскручивают его.
Вертолет летит в Ватикан.
Как же приятно посидеть на лавочке, поглазеть по сторонам, погреться на солнышке, вытянув усталые ноги. Посидели, отдохнули и вперед! В музеи!
Пробежали восьмиугольный дворик мимо Аполлона Бельведерского и Гермеса, задержавшись только у Лаокоона.
Обожаю эту группу! До чего же реалистично все. По фигуре Лаокоона можно изучать анатомию человека.
А гримаса на лице? Какие нечеловеческие муки!
Скульптура обладает невероятной энергетикой, считается, что это не римская копия греческого оригинала. А сам оригинал I века нашей эры. Но прямых доказательств нет. Микеланджело неоднократно рисовал эту скульптуру, а Сикстинскую капеллу стал расписывать после нахождения Лаокоона. Статуя была найдена без правой руки, и скульптор Джованни Анджело да Монторсоли создал новую руку, допустив грубейшую ошибку: он высек ее прямой без локтевого сгиба. Только в начале XX века археолог Людвиг Поллак нашел в мастерской одного мраморщика античную согнутую руку, возможно, подлинную. В 1960 году ее присоединили к статуе.
Из дворика - по залам музеев. Народу совсем немного, можно спокойно идти против течения (если вы вдруг что-то хотите посмотреть еще раз). Зал зверей.
Здесь собрана коллекция римских статуй, изображающих диких и домашних животных.
Смотрите, собаки, как живые.
Круглый зал.
Создан в 1779 г. Купол построен наподобие купола Пантеона, красного помпейского цвета ниши увенчаны позолоченными раковинами, пол устилает прекрасная цветная мозаика. В центре чаша-бассейн из красного порфира.
В одной из ниш находится статуя Геракла из позолоченной бронзы. Это единственный экземпляр – греческий оригинал, сохранившийся до наших дней. Именно с таких бронзовых фигур и делали римляне мраморные копии спустя 5-6 веков.
В зале греческого креста привлекает всеобщее внимание саркофаг св.Елены, матери Константина, первого христианского императора, из красного порфира (IV век н.э.)
Одна из «ножек» саркофага. Сердитая такая .
Обратите внимание, что "ножки"саркофага, если смотреть спереди - это львы. А моя сердитая "ножка" - собака. Интересно, откуда я ее взяла ? Может, это дальние ножки? Так вроде бы загорожено все, подойти нельзя. Вот чудеса! Обратила внимание на разные ножки только сейчас, когда начала отчет писать .
И опять потрясающая разноцветная мраморная мозаика.
Этрусский музей очень понравился. Удивительно, какие тонкие вещи могли создавать древние!
Золотое украшение – большая фибула (VII век до н.э.).
Вдумайтесь в эти даты. VII век ДО нашей эры, около 2700 лет!!! Не поддается никакому разумению. Это еще древнее, чем древние римляне и греки.
Принадлежала она этрусской принцессе, надевалось украшение во время парадов. Размеры его настолько велики, что оно разделялось на три части, соединенные шарнирами.
В верхней части изображены пять львов (рельефная техника на золотой пластине). Микроскопические линии на полуцилиндрах центральной части – это до сих пор не раскрытая техника гранулирования, когда крошечные золотые сферы соединяются между собой. Увидеть их можно только с помощью лупы, настолько они малы. Не ясно, как этруски смогли создать золотые сферы такой совершенной формы и микроскопических размеров, как они не расплавились и не потеряли форму при соединении с фибулой и друг с другом. Еще более восхитительная нижняя часть фибулы, украшенная пятьюдесятью маленькими рельефными утками по всей поверхности. Они сделаны путем спаивания двух половинок, из которых состоит каждая утка, выполненная рельефной техникой из тонкой золото пластины, а затем покрытая крошечными золотыми крупицами в технике гранулирования.
Великолепная брошь выполнена в той же технике гранулирования.
«Марс из Тодди», конец V века до н.э.
Редкий экземпляр этрусской бронзы. На его голове должен быть шлем, который, к сожалению, так не был найден.
Очень красивый малый!
Сохранились древние щиты воинов.
Этрусский саркофаг. Очень реалистичный дяденька. И брюшко у него такое пивно-винное . Не удивительно, ведь в руке чаша с вином. Любил, видать, при жизни усугубить .
Великолепна коллекция чернофигурных и краснофигурных греческих ваз (500 г. до н.э.).
Чернофигурная техника заключатся в том, что на вазе рисуются черные фигуры и затем вырезаются детали: глаза, бороды, одежда и т.д., удалением краски заостренным металлическим предметом. Таким образом, черные фигуры выделяются на красном фоне обожженной глины. Краснофигурная техника. Здесь намечаются только контуры изображаемого персонажа с помощью черной краски. Фигура становится красной в процессе обжига. Детали здесь не вырезаются, а рисуются черным цветом, используя кисть. Получается более точное и сложное изображение драпировок одежды, выражения лиц.
Галерея канделябров - больших колонн причудливых форм, на вершине которых ставили сосуд с маслом или воском.
Галерея гобеленов.
Гобелены выполнены в 1523-1534 гг по рисункам учеников Рафаэля в Брюсселе. Самый большой и зрелищный гобелен «Воскресение Христа».
Здесь в совершенстве используется перспектива, так называемая «Подвижная» перспектива. Смотря на гобелен на определенном расстоянии и приближаясь к нему, видим камень склепа, упавший по направлению к нам, лежащим возле группы солдат слева. Ноги Иисуса находятся справа от камня, его правая рука обращена к нам. Двигаясь перед гобеленом, с удивлением замечаем, что ступни ног Иисуса перемещаются в положение над ближайшим к вам острием камня, а его глаза смотрят прямо на нас. Следуя дальше по галерее, увидим, что камень перемещается вместе с нами, а ноги Иисуса оказываются с его противоположной стороны. И наконец, с удивлением увидим камень, будто упавшим вправо, возле группы солдат с правой стороны гобелена, и совершенно повернутым к нам. Ступни Христа окажутся на левой части камня, а его рука будет совершенно повернута в нашу сторону. Я несколько раз прошла туда-обратно, чтобы насладиться этим эффектом. Даже сейчас трудно создать подобное, а этот гобелен выткался пять веков назад с помощью сложнейшего математического расчета.
Станцы Рафаэля. Потрясающие фрески!
Ну, и куда же без современного искусства?
Постепенно дошли до жемчужины Ватиканских музеев – Сикстинской капеллы. Здесь народу уже заметно больше, все стоят, задрав головы вверх, впечатляются дивной росписью стен и потолков, сделанную гениальным Микеланджело. То тут, то там слышны щелчки затворов и мелькают вспышки фотоаппаратов. Несмотря на запреты фотографировать, многие хотят унести на память эту красоту. Мы почти без сил. По стрелкам выходим в следующее крыло музеев. Идем быстро, можно сказать, пробегаем: Сикстинский салон Ватиканской библиотеки, Зал Реджа для приема монархов со всего мира, Герцогский зал для важных встреч. Вид из окна в Сады. Мы там только что были.
Мозг уже отказывается воспринимать шедевры. Слишком много, слишком гениально. А по плану еще Собор . Дошли до знаменитой Спиральной лестницы, созданной Джузеппе Момо в 1932 году.
Выход уже близок . Спустились вниз по лестнице, ноги уже не слушаются, голова гудит и ничего не соображает.
- Ну, куда теперь? – спрашивает Саша, боясь услышать о продолжении банкета, фу ты, культурно-просветительского марафона. Но даже мне на сегодня достаточно. Перебор. От шедевров тошнит в прямом и переносном смысле. - На море, куда ж еще, - отвечаю я. Действительно, только взгляд в голубую даль, шум морской волны и свежий бриз могут вернуть меня в нормальное человеческое состояние. Почти бегом направляемся к метро.
Море, море, мы хотим на море!
P.S. Вся информация по музеям Ватикана взята из потрясающе красивой и интересной книги Энрико Брускини «Шедевры Ватикана». Интересующимся итальянским искусством очень советую ее купить, в ней подробно описаны и красочно иллюстрированы Сикстинская капелла, станцы Рафаэля и многое другое.