Негомбо - Анурадхапура (Михинтале) - Трикомали (Кучавели - Тирия) - Сигирия (Ритигала -Дамбулла) - Канди (Полоннарува) - Элла (Нувара Элия) - Тиссамахарам (Национальный парк Яла) - Тангалла (Мулгиригала) - Мирисса - Хиккадува (Гале) - Бентота - Негомбо
Предисловие.
До этого путешествия я никогда не водил мотоцикл. Зато неплохо катаюсь на велосипеде:) Уже достаточно долгое время мне хотелось не только освоить искусство управления байком, но и совершить полноценный мототрип. Не помню, откуда пришла идея посетить Шри Ланку, но после краткого ознакомления с особенностями этой страны, сразу решил, что время пришло. Шри Ланка, небольшой клочок суши в Индийском океане на котором через каждые 20-40 км встречаются памятники исторического наследия человечества, затерянные в джунглях монастыри, возраст которых исчисляется тысячами лет, великолепный статуи Будд, сквозь века глядящие на человеческую суету, - остров, достаточно большой для того, чтобы на нем уместились и степи, и джунгли, и горы, но в то же время от одного побережья которого до другого можно доехать за день - идеально подходит для самостоятельной поездки. Идея была довольно спонтанная и на подготовку оставалось две недели. Прочитал в отзывах, что полицаи там редко тормозят туристов - это было важным моментом, так как прав на вождение какого-либо транспортного средства у меня нет. Так же большинство людей, бывших на Шри Ланке, твердят, что движение там ужасное, что ездят они, как хотят, правил не соблюдают, выскакивают неожиданно на встречку, что дороги все плохие, а уж о знаменитых автобусах сколько слов, ну и как итог: самому водить на Ланке - даже не думайте. Ну что ж, надо убедиться на собственном опыте. Почитав полчасика инструкции по вождению мотоцикла в интернете и вооружившись дельными советами коллеги-мотолюбительницы (спасибо Аня), составил маршрут и полетел на этот загадочный остров, который, как мне кажется, только создателя данного форума оставил с нейтральными эмоциями.
Изначально я думал по прилету взять один тренировочный день - не спеша поездить по округе, научиться, привыкнуть, потестить байк. Но из-за того, что билеты я брал в последний момент и нужных не оказалось, даты сместились и этот день выпал из плана. Лучшее учение - это бой! Решил, что освоюсь по пути в Анурадхапуру:)
По итогу, могу с уверенностью сказать про движение на Шри Ланке: не так страшен черт, как его малюют. Может быть из окна автобуса или из-за спины тук-тукера происходящее вокруг кажется непонятным, но на самом деле все, хоть и не всегда по правилам, но вполне логично. Я ни разу не был в аварийных ситуациях и более того, я ни разу не видел ни одной аварии.
В своей поездке я в основном ориентировался на отчет товарища Винского (viewtopic.php?f=904&t=144999) и вот этой замечательной пары (http://www.indostan.ru/blog/82_3496_0.html). Но периодически шерстил и другие отзывы в поисках интересных мест.
И еще, прежде чем читать этот отчет...
"...физический дискомфорт важен только тогда, когда не то настроение. Тогда только пристегиваешься к тому, что доставляет неудобство, и именно его называешь причиной. Но если настроение в порядке, то физический дискомфорт почти ничего не означает..."
Роберт М. Пирсиг (Дзэн и искусство ухода за мотоциклом)
...у меня было отличный настрой и от каждой минуты, проведенной на Шри Ланке, я получал удовольствие. Любую ситуацию я воспринимал как приключение.
Краткая информация
Жилье
Я останавливался в гестхаусах и ориентировался на 1500 руппий (12$) за ночь. По сути, мне нужны были только душ и кровать. На побережье за такие деньги найти подходящее место нет проблем. На южном и западном берегу в плоть до Хиккадувы в это время года легко и почти без всякого торга можно найти за 1000 руппий (8$). В горах жилье подороже. В Канди и Элле в среднем 2000 руппий (15$) (можно сторговаться до 1700-1800 руппий). Но учтите, я был один (хотя везде давали двухместные или трехместные номера) и брал жилье без завтраков, без кондиционеров и без горячей воды. Есть я изначально планировал в местных ресторанчиках и аутентичных кафешках. Горячая вода нужна разве что в горах (в Элле у меня был нагреватель, но я не стал с ним возиться и так мылся без проблем). Внизу вода или теплая или комфортно прохладная. Кондиционер мне так же был не важен, вполне хватало Карлсона на потолке. Хотя ночи на Ланке жаркие и душные.
Комнаты попадались разные по состоянию, но чистые. В двух гестах не было простыни и наволочек. В половине было мыло и полотенце, везде была туалетная бумага. Во всех есть москитные сетки (кроме одного, но о нем отдельно в отчете:)), столики или тумбочки и зеркала.
Найти жилье просто - ловим тукера или обращаемся в любую придорожную лавку. И скорее всего у двоюродного племянника троюродного брата его жены есть человек, который сдает комнаты. Если спрашиваете у тукера, он вас проводит и будет ожидать вознаграждения в 100-200 руппий. Но, кроме трех случаев, я сам находил себе гест (один из плюсов передвижения на своих колесах).
Еда
Везде есть традиционное Рис и Кари, а также Нудлс. Стоит попробовать чапатти (что-то типа блинчиков), которые в туристических местах делают по заказу с разной начинкой: овощи, рыба, курица и т.п., а также сладкие с фруктами. В нетуристических местах - с овощами или яйцом и они уже готовые. Заворачивают в газету:)
На побережье я питался морепродуктами. Готовить их умеют и получается у них вкусно. Кальмары, креветки, лобстеры (во многих местах надо предупреждать за день, если вы хотите лобстера и если какому-нибудь рыбаку повезет, то вам его приготовят) и крабы. О знаменитом Крабе в ресторане The Krab будет в отчете:). Рыбу я почти не ем. Еда очень недорогая и порции огромные.
Много фруктов. Порадовали маленькие бананчики. У местных большим спросом пользуется личи, который продают везде. На дорогах стоят целые фургончики, забитые только им. Большой выбор свежевыжатых соков здоровый стакан ценой в полтора доллара. Ну и конечно же просто отлично остановится у обочины, размять ноги и попить кокосиков.
Очень хотел попробовать поесть в заведениях для простых местных ребят. По началу не мог их найти. Если кому интересно, то ориентиром может служить витрины с чапати и пирожками (тоже, кстати, можно оценить), за которыми вы найдете небольшой зал, с парой-тройкой столов. Никакого обслуживания там нет. Шведский стол на котором рис, картофель кари, овощи кари, может быть еще что-нибудь овощное и что-то типа чипсов. Редко где есть курица или рыба. Ланкийцы едят руками, но вам вынесут приборы. Если у вас трепетное отношение к нормам санэпидемстанции лучше сюда не заглядывать. Я побывал в трех, получил +10 к опыту и мне этого было достаточно.
Самостоятельное вождение мотоцикла.
Движение на Ланке абсолютно вменяемое и его особенности складываются из трех составляющих:
1) Дороги, которые, за малым исключением (только в крупных городах), двухполосные: одна туда - одна обратно. Есть идеи, как совершить обгон не выезжая на встречку?
2) Рельеф в горной местности. Кому проще притормозить или разогнаться, многотонному автобусу или 200-килограммовому мотоциклу.
3) Менталитет местных водителей и окружающей фауны.
Последний пункт - это небольшие странности, которые выбиваются из общей картины понимания. Такие например, как кряхтящий автобус, изо всех сил обгоняющий тебя и резко тормозящий через 50 метров - остановка. Или тук-тукеры - от которых можно ожидать чего угодно, особенно если рядом туристы. Ну и соответственно окружающая живность - коровы, козы, собаки, олени, крокодилы, велосипедисты... Эти отклонения ты замечаешь в первые два дня, потом просто знаешь чего от кого ожидать и они уже не доставляют неудобства.
Конечно, ланкийцы порой совершенно безумные на дорогах, особенно когда видишь, как из-за поворота на однополосном серпантине с обрывом слева выезжают два автобуса, один обгоняющий другого. Но это все таки происходит не часто, хоть и выглядит эффектно.
Движение на Шри Ланке абсолютно нормальное:
- если видите, что кто-то большой выскочил на встречку перед вами - сворачивайте молча на обочину
- если видите, что кто-то меньше вас вылетает на встречку перед вами - давите на клаксон, пусть этот кто-то уебывает хоть в небеса. Дорогу не уступайте
Тут я бы с Сергеем согласился отчасти. Во-первых, они крайне редко выскакивают на встречу, если видят, что они с вами не разминутся или вы едете на большой скорости и не успеете свернуть. Во-вторых, они не будут идти на принцип и не уступать дорогу, только потому что они больше, даже автобусы с грузовиками. Все очень вежливые. Правда, свой отпечаток несет и то, что я был на мотоцикле и они видели, что я белый. Не хотели со мной связываться. Но если уж кто-то большой вылетел на встречу, то да - уходите влево, он уже не свернет. Я только пару раз в таких случая съезжал на обочину. Прижимаетесь к левому краю и пространства должно хватить. Этому их поведению тоже есть логичное объяснение и можно заметить моменты, когда стоит подобного ожидать.
И еще важный момент, дороги на Ланке пустые, кроме городов и пробок из-за ремонта на дороге. Поэтому все сложности - это лишь 10% от общего путешествия (вряд ли вы будете брать байк для катания по Коломбо).
Но, должен предупредить, не смотря на то, что в большинстве случаев все просто и понятно, вы должны быть готовы к экстренному торможению или экстренному уходу куда-нибудь.
Движение левостороннее.
Немного рекомендаций:
1) у ланкийцем поголовно плохо с поворотниками - они их забывают выключать. Если видите, что кто-то мигает, но при этом не пытается ничего сделать, смело совершайте свой маневр (обгон, например). И видимо поэтому, они чаще сигнализируют руками - просто выставляя ту руку, куда хочет повернуть.
2) при обгоне сигнальте. Ланкийцы любят ездить ближе к середине дороги, занимая все пространство для маневра. Если вы сигналите, они спокойно уходят левее, даже автобусы и грузовики, и при необходимости притормаживают (я не очень люблю кокофонию и пользовался гудком редко. Обычно, я совершал обгон, когда был уверен, что мне хватит дистанции)
3) не обгоняйте с лева даже если там полно места. Они этого не ожидают. Это одно из немногих правил, которое соблюдается всеми. Но пробки можно аккуратно объезжать слева.
4) если вас кто-то обгоняет и до встречной машины или опасного поворота остается мало места, притормаживайте. Пусть человек спокойно завершит маневр.
5) не обращайте внимания на гудки спереди - это просто приветствие. Гудок сзади - предупреждение, что вас обгоняют. Моргание фар спереди означает то же, что и в других странах.
6) в пробках неспеша (по обочине или аккуратно справа) двигайтесь вперед к самому началу, где будут стоять другие байки или сотрудник дорожной службы (еще один "+" перемещения на мотоцикле)
7) в городах по-возможности пропускайте пешеходов на переходах. Ланкийские водители не очень уважают своих пешых собратьев. Я останавливался даже если сзади тарахтел весь избибикавшийся автобус, показывая, что размер не главное:)
8) на серпантине перед опасными слепыми поворотами сигнальте и слушайте, может кто-то сигналит вам.
9) обращайте внимание на знаки дорожного движения, которые обычно указывают какая напасть может случиться с вами на этом участке.
10) старайтесь держаться левее. Везде, особенно на серпантинах, старайтесь держаться левее.
Что касается полиции, то их много в городах и встречаются на трассах класса A, реже B. Меня не останавливали ни разу, хотя в основном тормозят за превышение скорости. Я на всякий случай замедлялся, когда видел их белые каски. Один раз, близ Анурадхапуры, я проверял возможности байка и ехал под 130. Заметил как к середине дороге вышел представитель местного ГАИ и вытянул руку. Думал, ну все, щас придется устанавливать дипломатические отношения. Но увидев меня, он замялся, его рука дернулась, потом опустилась в карман и он сделал вид, что просто тут гуляет. Может не знал, как со мной общаться...
Дороги и навигация.
Дороги есть класса A, все асфальтированные и почти все с хорошим покрытием, класса B, тут все не однозначно, в основном это же асфальтированные, но бывают и грунтовки, а бывает, что и колея, и вне системы - здесь тоже все по разному - и асфальт, и грунтовка, и тропинка. Из этого следует, что если вы свернули на хорошее полотно - это не значит, что вы на основной трассе класса A или B. Если вы проехали узкую грунтовку - вполне возможно, вы проехали нужный вам съезд на дорогу типа B.
Многие дороги, в том числе и A, представляют собой чередование отличных или хороших участков с ремонтом дороги, где не все так гладко и собираются небольшие пробки.
В горах на трассах B очень часто нет ограждений, даже если с одной стороны пропасть. Вас предоставлены все возможности насладится свободным полетом.
Но в целом, я считаю, дороги хорошие. Плохие же дороги прибавляли к приключенческой составляющей.
Ориентировался я исключительно по google maps и могу сказать, что чаще он точен. Бывает, что он рисует дороги не совсем так, как есть на самом деле, но разобраться не сложно.
Аренда мотоцикла.
Я брал мотоцикл в конторе Yellow Fleet, находящейся в Негомбо на Lewis Pl. На этой улице несколько фирм сдающих в аренду велосипеды, мопеды, мотоциклы. Все мотоциклы японские. Большинство в хорошем или неплохом состоянии. Но надо все проверять: тормоза, состояние и натяжение цепи, электрику, датчики и пр. Я проверил не все, о чем пожалел. У меня не работал спидометр, единственный измерительный прибор на мотоцикле. Не обязательно быть механиком - главное что бы все работало и не болталось.
Цены, если на пару тройку дней - 20-22$, если дольше, то тут зависит от вашего умения торговаться. Я взял за 18 в день (первоначально было озвучено 22$), хотя уверен, что на мой байк можно было сбить цену и до 16$.
В залог просят либо паспорт (можно договориться на копию), либо 200$. Я оставил 100$ и распечатку перелетов с электронного билета. Деньги вернули без проблем.
Так же я видел подобные конторы в Трикомали и Хиккадува.
Ну, поехали...