В индийском квартале мы посетили Сикский храм, посмотрели на аккуратно зачесанные под тюрбан бороды сикхов (волосы они не стригут), бесплатно позавтракали вкусной кашей, лепешками и чаем, побродили по индийскому рынку – единственному месту во всем городе, где можно купить картошку. Сикхизм – интересная религия, такая некая смесь мусульманства и индуизма. В храме поют молитвы, стучат на индийских барабанах (таблах) и обмахивают священную книжечку, которая царственно лежит в центре зала.
В столовке Сикского храма можно питаться беспрепятственно, только то, что ты кладешь себе в тарелку, нужно съесть до крошки, оставлять остатки нельзя – такое правило. В храме все снимают и сдают в специальном месте обувь, у кого нет чурбана – одевают на голову оранжевые бонданы, мы тоже такие повязали. Посетители сикхского храма, в основном, – люди индусского вида. Они рады всех накормить, но еще больше рады, когда есть добровольцы, желающие помочь с посудой и с ее раздачей – если есть желание, можно им в этом помочь, они будут благодарны.
Мост через реку, где водятся вараны, соединяет индийский и китайский кварталы. Китайский квартал – это город в городе. Тут, как сказал нам наш знакомый, свои правила и законы, законы тайского короля тут не действуют: есть опиумные дома и игровые автоматы, тогда как во всем Таиланде это под строжайшим запретом.
В чайнатауне можно понаблюдать за бытом и жизнью тайских китайцев: обычно у них свои лавочки и свой бизнес, даже в богатых домах – все по минимуму, нет роскоши, китайцы не гонятся за материальными благами. Часто встречаются алтари, где можно зажечь и поставить ароматически палочки, обратиться к высшей силе за помощью. Китайцы почитают своих предков и делятся с ними всем, что сами имеют или о чем мечтают: огромная часть рынка завалена подарками для предков – айфонами нового поколения, всевозможной техникой, деньгами, одеждой, фонариками и даже слугами. Все это в бумажном виде отправляется предкам путем сжигания. Мы наблюдали такой момент: как у домика для духов сидели люди и сжигали деньги.
В чайнатауне в большом количестве изготавливаются всякие предметы: часы, ювелирные украшения и прочее. Дом и работа у китайцев – вещь неразделимая. На первом этаже – работа, на втором – дом. В переулке мы проходили мимо старичка-калиграфа. Он всю свою жизнь занимается каллиграфией и у него можно купить какую-нибудь аккуратную и красиво выведенную надпись. Все китайцы в Таиланде говорят на тайском языке, в Таиланде они давно обрусели, но китайский мозг не переделаешь – он хранит обычаи, традиции и образ жизни великой нации.
Еще мы проходили мимо старейшего кинотеатра и заходили в несколько местных кафечек. Одна кафешка располагалась в каком-то торговом центре. Там сидели старые и очень колоритные китайцы, играли в китайские шахматы, пили чай, поедали вкусные на вид пельмени. А пока мы сидели и беседовали, то выпили, наверное, 6 чайничков пуэр. К чаю прилагались ништячки: тыквенные семечки и печеньки, а еще Антон купил вкусные каштаны. Обслуживала нас очень красивая китаянка.
В другой кафешке, которой уже почти 70 лет, мы попили вкусный айс-чай и айс-кофе с плюшками, посмотрели на старых завсегдатаев этого заведения. Один из них висел на стене – фотография старого очень почитаемого монаха, который достиг просветления.
Также мы побывали в буддистском храме, расположенном на здании многоэтажной парковки. Вид оттуда на город – отличный! И место приятное – тихое.
В китайском квартале много аптек. Они интересно выглядят: там всякие банки-склянки и ящички с лекарствами. Вообще китайская медицина очень ценится. Многие лекарства – на травах.
В районе метро Сиам (Siam) – современные небоскребы и нереально больших размеров торговые центры. Кстати, в этом районе на улице Silom Rid проходит главное мочилово – веселое празднование Нового года – праздника Сонкран. Все брызгают водой из пластмассовых автоматов и обмазывают друг друга глиной. Праздник проходит сплоченно и весело, участвуют все желающие. Надо сказать, это было незабываемо круто!!
В Бангкоке много видов разного транспорта: автобусы платные, бесплатные, с кондиционерами и без, легкое и подземное метро, тук-туки и санхео (местные маршрутки с лавками и поручнями), лодки и красивые ярких цветов такси: розовые, желтые, зеленые. В автобусных маршрутах разобраться непросто. Маршрутов множество, автобусов тоже. Немного разобраться в них можно с помощью полезнейшего путеводителя по Таиланду Владислава Крыштановского. Там обозначены остановки и описано, куда на каких автобусах можно уехать. Автобусы – самый дешевый транспорт в городе. Мы катались на 3-м номере, курсирующем от района Као-Сан до автовокзала Мо-Чит и обратно. Это был самый дешевый автобус за 6,5 батов, без кондиционера, но в нем было вполне комфортно, однако добирались мы долго из-за пробок.
Избежать пробок можно на других видах транспорта: лодках, скайтрейне или метро.
Проезд на лодке стоит от 10 до 14 бат, в зависимости от зоны. Кстати, удобно и быстро добраться от метро до района Као-Сан можно на лодке от станции метро Saphan Taksin. Там надо сесть на речной трамвайчик, который едет в правую сторону и выйти на 13-й остановке (последняя лодка от Saphan Taksin в район Као-Сан уходит в 18:30).
Вообще по каналам очень прикольно кататься. Вдоль каналов – дома, монастыри, зеленые заросли и много жизни вокруг. Лодки ходят по расписанию. После 18:30 многие лодки уже не ходят – жизнь в Бангкоке замирает после захода солнце (а солнце там садится в 18:30 вне зависимости от времени года).
Проезд на метро стоит от 10 до 40 бат (обычно выходило 40 бат) в зависимости от зоны. В легком метро (скайтрейн, или BTS) можно купить билет в специальном автомате, который принимает только мелочь. Чтобы обменять бумажные деньги на мелочь, нужно обратиться в специальную кассу, которая находится рядом на видном месте. Для размена денег надо сказать фразу: рой сун хок (что означает «размен денег»). Автоматы в подземном метро принимают как мелочь, так и бумажные деньги. В метро ездят люди побогаче, так как метро для многих – дорогое удовольствие.
Такси едет по счетчику. Проехать от района Као-Сан до автовокзала Эккамай обойдется примерно в 300 бат. От аэропорта до района Као-Сан примерно так же (в районе 340 бат).
Очень прикольно перемещаться по Бангкоку на тук-туке. Тук-туки работают на газу, ездят они небыстро, но зато с приятным ветерком. Стоят от 10 до 60 бат. О цене надо договариваться заранее и торговаться.
Прочие удобства Бангкока – это повсеместное расположение супермаркетов «7-11», наличие в городе специальных автоматов, где можно набрать литр чистой питьевой воды всего за 1 бат (1 рубль), стиральные машинки, принимающие монеты: в них закидывают белье, насыпают порошок и 20 батов монетками – через час все чисто выстирано и сухо. Вообще в Юго-Восточной Азии высушить белье – большая проблема. Мы там днями сушили свои трусы и прочую одежду. Трусы высыхали только на третий день. А прочая одежда окончательно высыхала только на теле. Один раз мы сдали вещи в стирку неподалеку от улицы Рамббутри Сой, на которой мы жили. Там у бабке все было завалено вещами. Удивительно, как только она в них разбиралась. Как оказалось, все вещи у нее были перевязаны разными цветными нитками. Один цвет нитки в одной корзине – один заказ, другой цвет нитки – другой.
Тайцы любят поесть. На улицах множество едален, где постоянно сидят тайцы и все время что-то жуют. То, что они жуют выглядит странно: какая-то зеленая длинная трава, что-то жареное в масле, супы с разными непонятными составляющими, пельмени. Мы особо не экспериментировали с едой, чтобы избежать проблем с желудком, и ели в основном лапшу или рис с курицей. Порция еды обычно стоила 40 бат. Еще мы пили в большом количестве вкусные фруктовые шейки. Их делают прямо при тебе. Стоят они от 25 до 30 батов. Очень нам понравился айс-кофе и айс-чай. С молочными продуктами там проблема. В магазинах – соевое молоко и его производные. Производные – очень сладкие.
Еще в Бангкоке можно купить дешевые и красивые футболки и другое всевозможное красивое шмотье, в основном этнического плана. Мы немного там пошопились. Футболки купили за 200 бат за штуку. А вообще там надо торговаться. Вот Летяга два дня подряд ходила, глазела на сережки, которые ей давно хотелось купить. После некоторых уговоров цену нормально сбавили.
Кроме Бангкока в Таиладне мы побывали в Аюттхае – бывшей столице Таиланда. А также на острове Ко Чанг. В Аюттае много интересных развалин, а на Ко Чанге – все по-другому – островная жизнь. Место хорошее, но море мелковато – идти надо долго, чтобы окунуться по шею.
Вкратце о Таиланде хочу заметить следующее
Таиланд – богатая страна и существует не только за счет туризма. По количеству доходов туризм находится лишь на 7-м месте. А вот на первом – это производство автомобилей, электроники, фотоаппаратов Nikon, велосипедов, одежды, туристического снаряжения, риса, каучука.
Жизнь в Таиланде хорошо налажена и устроена. Тайцы – люди практичные и умеют все прекрасно организовать. Например, в случае аварии на дороге, проштрафовавшуюся машину отмечают красной на номере (обводят номер машины краской).
Король в Таиланде – это святое. Повсеместно висят календари и плакаты с изображение короля. Даже на противогазах прилеплены его портреты. Королю уже больше 80 лет, но на плакатах он выглядит хорошо, так же прекрасно на плакатах выглядит его жена-королева. Короля все очень любят. И пытаются ему во всем угодить. Нравится королю розовый цвет – красят в розовый тук-туки и машины.
Многие тайские автобусы (обычно междугородние) очень красиво оформлены: на колесах золотые диски или золотые украшения, сам автобус ярко расписан на разные сюжеты: от героев комиксов до религиозных изображений.
В Таиланде дешевая пластическая хирургия (поэтому там все желающие могут поменять пол). А вот стоматология там дорогая, поэтому многие тайцы там ходят без зубов (преимущественно передних).
Буддизм – особая религия, согласно которой каждый день нужно делать добрые дела и тем самым улучшать свою карму, чтобы будущая жизнь была удачнее. Часто можно увидеть, как выпускают рыб или птиц.
В монастырь ходят на корпоративы – приносят подношения монахам, общаются с ними и между собой. Никто при этом алкоголь не пьет. А вообще самое лучшее улучшение кармы – это построить ват. Поэтому в Таиланде много ватов.
Каждый таец мужского пола должен какое-то время пожить в монастыре. Типа как у нас в армии. Поэтому считается, что все тайцы – хорошо воспитаны, среди тайцев нет гопников и пьяниц. В Таиланде мало курильщиков. А за выброшенные не в том месте окурки могут оштрафовать.
Тайцы верят в духов и пытаются из всячески задобрить. В основном цветами (целый рынок цветов в Бангкоке завален цветами для духов) или фруктами. Все водители автобусов и машин покупают специально изготовленные украшения из цветов и вешают их на лобовое стекло, а все водители лодок вешают цветы лодке на нос. Кстати, в каналах Бангкока водятся огромные сомы, которых можно покормить хлебом.
Еще тайцы любят скреплять деньги степлером. В монастырях деньги прикрепляют стиплером в виде пожертвований, на междугородних автобусных станциях сдачу скрепляют вместе с билетом, в аэропорту прикрепляют к паспорту визу, прокалывая страницу степлером. Водители автобусов и тут-туков при помощи степлера прикрепляют украшения из цветов на лобовое стекло. Так что степлер – важный предмет в быте.
По телеку в Таиланде можно увидеть сериалы на очень простые сюжеты с участием духов и демонов.
Частое явление в Таиланде – европеец с тайкой. Говорят, многие европейцы, не с самым лучшим характером, не могут у себя на родине найти свою вторую половину, переселяются в Таиланд и женятся на тайках. Тайки терпят все, а европеец за это содержит всю тайскую семью. Не знаю, так ли это или нет. Возможно, просто тайские женщины легко идут на контакт и знакомство с европейцем, ведь все женщины ходят одного – любви.
С английским у тайцев плохо. Мало кто его знает. Часто, чтобы до куда-нибудь добраться, я выписывала названия на тайском из путеводителя Крыштановского, тогда тук-тукеры и все, кто нам помогал быстро понимали, что нам надо и помогали добраться. Спасибо Владу за хороший путеводитель!
Вообще Таиланд – приятная страна. Одно удовольствие там находиться. Она как-то сразу покоряет своей атмосферой дружелюбия и благополучия. Хочется туда вернуться. Надеюсь, еще получится преодолеть множество самолетных миль и вновь там оказаться.