Outback.
Где-то через 100-150 км после Аделаиды мы позавтракали в одном из последних перед пустыней городков. Там же мы залили полный бак нашей Камри. С заправками в аутбэке нужно не тянуть. Реальный случай, когда наши друзья проехали 90 км при уже горящей лампочке-индикаторе топлива и не встретили по пути ни одной заправки. Хотя, стоит признать, расположение заправок (и небольших городков при них) достаточно продуманно, и если не пропускать момент, без бензина там не останешься. Обычно мы заправлялись на BP, где была самая продуманная ценовая политика. Кроме того, стоит отметить Шелл – их допотопные полуавтоматические колонки иногда спасали нас в самых неожиданных местах, а на их новых больших АЗС выдают купоны, по которым можно получить скидку в определенной сети продуктовых магазинов. Общее правило – чем дальше в пустыню, тем дороже бензин. В Айерс Рок разница с Аделаидой составляет 2 раза. Ну а что, дефицит! При самом въезде в пустыню, мы обратили внимание на соляные озера – фактически, высохшие солончаки, которые располагаются справа и слева от шоссе. Полноценной пустыней местность вокруг тоже назвать нельзя – везде из сухой земли торчат какие-то кустики и прочие колючки. Единственное, что откладывается в памяти – красный цвет почвы, да и то не на всем протяжении пути.


На полпути до нашей конечной точки мы заехали в шахтерский городок Кубер Педи, где, конечно, заправились и купили бесполезные москитные сетки. Причем они бесполезны почти так же, как местные аборигены. Про сетки я расскажу дальше, а вот аборигены достойны отдельного упоминания. Спившиеся люди, с явными признаками вырождения на лице – ни дать, ни взять, наши бомжи (правда, наверное, с отдельной квартирой от государства) садились на капот нашей машины, и не уходили оттуда, пока им не дадут доллар или того больше. Наши друзья оказались более снисходительны к проблемам аборигенов, в результате чего местный алкошоп смог к вечеру увеличить свою выручку. В Кубер Педи снимали «Безумного Макса», и сейчас помимо мест съемки там можно посетить местные шахты и даже подземную квартиру-музей, если на то есть время и желание.
Солнце, которое уже давно прошло зенит, неумолимо гнало нас вперед – к желанному ночлегу и холодному пиву. Температура на улице достигла +42 градусов, кондиционер работал на максимальную мощность, а одинокие встречные машины и грузовики внушали оптимизм и надежду, что если что-то случится с машиной, нам придут на помощь. На наших друзей мы не надеялись: во-первых, из-за разницы в водительской подготовке, наш импровизированный караван растянулся километров на 60. Во-вторых, ни у кого из нас не работали телефоны. Забудьте про связь в аутбэке, если у вас слабые Нокии, Самсунги или HTC. Только iPhone стабильно держал 1-2 деления сигнала, но звонить с него было практически некому. Причина, как я догадываюсь, в том, что айфон ловил какой-то дополнительный стандарт связи, незнакомый негламурным андроидофонам. Симки, естественно, у нас были от одной и той же телефонной компании, которая имеет самое широкое покрытие по Австралии. На обочине дороги через каждые 40-50 км нам попадались будки, оборудованные экстренной связью и спутниковыми телефонами. Что ж, правительство Австралии заботится о своих гражданах. Оно даже построило многотысячекилометровый забор от собак-динго, который разделяет Австралии с востока на запад практически посредине. Это сооружение уступает по длине лишь Великой Китайской Стене- и то лишь на какие-то 300 км, сущий пустяк при общей длине 8500 км. Забор пересекается с шоссе чуть севернее Кубер Педи и мы, к своему стыду, его проморгали. Что помешает дикому динго преодолеть данную преграду по шоссе, где, естественно, нет никаких шлагбаумов, я так и не понял, разве что выраженная антипатия к городкам типа Кубер Педи, куда порядочная собака носа своего не сунет.
Успев до темноты, мы без приключений добрались до Эрлдунды, где расположена заправка, стоянка грузовиков и неплохой мотель с рестораном. В ресторан нас пустили, несмотря на то, что кухня уже должна была быть закрыта, и мы хорошо там поужинали. Наши друзья, отстав от нас на 40-50 минут, отпугивали стада кенгуру, которые так и норовят выйти на дорогу в сумерки, истошным автомобильным гудением, но также добрались до мотеля без приключений.
С утра обнаружилось, что при ресторане есть сувенирная лавка, а при мотеле обитают несколько домашних страусов эму, насколько их можно считать домашними. Страус эму для австралийского автомобилиста – страшное существо. Эта птица может развивать скорость 50-60 миль/час, бежать параллельным курсом с машиной наперегонки, и затем попытаться обогнать ее (с незавидными последствиями для страуса и для машины), либо свернуть в пустыню. Что собирается сделать эта птица, видно по тому, куда повернута ее голова. Поэтому если, путешествуя на автомобиле, вы видите страуса эму в окно, а он видит вас, лучше притормозите от греха подальше. Хуже страусов эму – только коровы, но о них речь пойдет позже.
Kings Canyon.
Позавтракав и выехав из мотеля утром, через 2,5 часа мы добрались до Каньона Королей.Каньон представляет собой грандиозное образование из песчаника, которое подвергается постоянному выветриванию, за счет чего на его склонах образуются причудливые фигуры. Стены каньона напоминают шоколадный торт, аккуратно разрезанный гигантским ножом. Можно зайти в каньон, погулять внизу и выйти – просто, коротко и не очень интересно. Мы выбрали путь посложнее – на 3-4 часа. Сначала вскарабкались в гору высотой 200 метров, а потом старались не теряться наверху, следуя указателям со стрелкой. Поскольку дело происходит в пустыне, обязательно брать с собой запасы воды – внизу у парковки есть питьевая колонка. Не успели мы оказаться наверху каньона, как немедленно зарядил сильный ливень, в результате чего хоть общая температура и понизилась, но из-за увеличения влажности воздуха, жара переносилась еще хуже, чем обычно. Мушки, которые обитают в каньоне, были куда меньшим злом, чем частая сетка противомоскитной маски, из-за которой не получалось нормально дышать. Пот заливал глаза, и я чувствовал себя примерно как в русской бане, только в бане не нужно идти 7 км по горам, таща на себе 6-8 литров воды.





В середине пути, когда по мостику нужно перейти на другую сторону каньона, можно спуститься вниз и очутиться в живописной лагуне – т.н. «Эдемском саде», где можно искупаться. Правда необходимость затем подниматься обратно наверх отбивает всю охоту к водным процедурам.




Так или иначе, с колотящимся сердцем мы добрались до конца нашего пути, и поехали в Айерс Рок. Там одна половина нашей компании заселилась в кемпинг, а другая, побогаче, – в отель. Я нечасто в жизни жил в номерах за 300 долларов, поэтому и представить себе не мог, что за эти деньги в стоимость входит домашнее животное – крыса, а общее убранство номера своими двухъярусными кроватями подозрительно напоминает хостел. Так или иначе, выбор в Айерс Рок невелик – либо селиться в такой номер за такие деньги (или более комфортный – еще дороже), либо брать кемпинг за 25 долларов за палатку. Прогнав кролика с того места, где нам полагалось поставить палатку и крепко привязав ее к ближайшему дереву (и не зря, ночью разбушевался настоящий шторм с грозой), мы сходили на обзорную площадку пофотографировать Улуру на фоне заката – бонусом были вспышки молний в пустыне – и отправились ужинать. Можно купить мясо (35 AUD) и поджарить его на гриле самостоятельно, а можно купить уже готовый, но тоже не дешевый бургер. Мы не стали изображать из себя рыцарей скребка и мангала, а выпив пива, отправились в бассейн. В бассейн пускают всех посетителей ресторана и ближайшего отеля, поэтому мы отлично наплавались в полном одиночестве – у посетителей ресторана не было с собой плавок, а у отеля – посетителей.
Ката Тьюта и Улуру.
Проснувшись ни свет ни заря, мы отправились встречать рассвет к камню. УлурУ (именно так, с ударением на последний слог) – гигантский монолитный камень из прессованного песчаника с возрастом в миллионы лет. Долгое время он давал укрытие различным племенам австралийских аборигенов, проживающих в пустыне, а кроме того приносил им пропитание и одежду. Учитывая, что накануне ночью прошел сильный ливень, нам посчастливилось увидеть, как дождевая вода стекает с камня, образовывая озерца рядом с ним. К этим источникам влаги традиционно приходили различные животные, которых аборигены ловили и употребляли в пищу. Согласно специально разработанной технике, ловили они всегда замыкающего процессию страуса или кенгуру, чтобы идущие впереди особи ничего не заподозрили.


Сам камень, взявшийся из ниоткуда прямо посреди пустыни, впечатляет даже нас, современных людей. Неудивительно, что он оказался в центре мироздания древних охотников. Он был домом для племен, населяющих различные его части. Миф о сотворении мира также основывался на рельефе камня – вот та выемка образовалась, когда первый человек кинул копье в Великого Змея, а там была наказана мать, не уследившая за своими детьми. Из-за того, что место является священным для аборигенов, на камень категорически не рекомендуется подниматься – это примерно то же самое, как, к примеру, закурить в храме. Впрочем, из-за жаркой погоды подъем был закрыт, что избавило нас от проблемы нравственного выбора. Вместо этого мы обошли Улуру по периметру, сделав полный круг за 3 часа. Дорога то подходит вплотную к камню, то отдаляется от него на незначительное расстояние, позволяя сделать отличные фото. К сожалению, часть мест, как назло, самых интересных, считаются у аборигенов настолько священными, что их настоятельно рекомендуется даже не фотографировать. Конечно, если вы захотите сделать несколько снимков, никто вас не проконтролирует, кроме собственной совести. Мы такие места старались обходить стороной, и если что-то и попало на фотографии, то чисто случайно. Помимо озера-водопоя для животных, на камне можно увидеть наскальную живопись, специальные таблички, поясняющие аборигенскую легенду о сотворении мира, а также небольшие водопады.



Примерно в 11 часов дня мы выехали от Улуру и уже через полчаса подъезжали к Ката Тьюте. По-аборигенски «Ката Тьюта» означает «много голов». Это остатки еще более древнего и гигантского камня, чем Улуру, который под воздействием времени и среды, развалился на мелкие осколки. «Мелкие осколки» означает камни размеров в половину или треть Улуру, которые живописно разбросаны на большой территории. Колоссальный масштаб Ката Тьюты становится очевиден, когда подъезжаешь на автомобиле: перед тобой вырастает каменный массив уже размером с Улуру, а ехать до него еще 20-30 км. Ката Тьюта лишь сравнительно недавно стала доступна для туристов, и многие до сих пор предпочитают ей более раскрученный Улуру, причем совершенно напрасно. По Ката Тьюте есть два основных маршрута – короткий на 45 минут в Ущелье Ветров (Walpa Gorge) – это зайти в гигантскую расселину и выйти из нее обратно, и длинный на 2,5-3 часа в Долине Ветров, который подразумевает под собой карабканье по скалам и требует определенной выносливости. Ничего сложного, но зимой при жаре и палящем солнце придется попотеть. Зато наградой станут совершенно неописуемые виды – мы пошли по маршруту против часовой стрелки и забравшись на очередной пригорок, нам открылось невообразимое зрелище – именно так я представляю себе «Затерянный мир» Конан Дойля, а учитывая, что толп туристов вокруг не было, да и вообще не было никого, кроме нашей группы, казалось, что сейчас из-за дальнего отрога камня выйдет динозавр, что, несомненно, и случалось здесь неоднократно несколько миллионов лет назад. Ката Тьюта – это одно из самых ярких впечатлений за всю поездку, абсолютно обязательное место для посещения и причина, которая в одиночку может оправдать всю затею с поездкой в аутбэк.






Впрочем, на некоторых моих друзей большее впечатление произвели Улуру или Кингс Каньон. Безусловно, имеет смысл ехать во все три места. По Ката Тьюте есть и третий, более длинный маршрут, рассчитанный на целый день, но нам уже было пора в путь. Доехав до Эрлдунды, мы распрощались с частью наших друзей, которые повернули обратно в Аделаиду, кое-кого мы чуть ранее отправили на самолете из Айерс Рок, а наш путь лежал дальше – в Элис Спрингс.