- все инсталляции в этом музее несут отрицательную энергетику, они подавляют, создают депрессивный настрой
- для более глубокого понимания инсталляций необходимо что-то принять с целью трансформации сознания, ибо создатели явно жрали химию (иначе такие «шедевры» просто не создать)
- в этот музей категорически нельзя пускать детей по двум вышеуказанным причинам.
Несмотря на жёсткий запрет фотографировать внутри, я, пожалуй, выложу фотки парочки инсталляций.
Например, вот нейтральная композиция:
Занимает процентов 40 от площади музея. Предлагается ходить вдоль этих образований. Причудливая игра света и тени на поверхности этих извилистых стен порождает иллюзию ниш и даже проходов. Для полного погружения надо рассредоточить взгляд и неторопливо идти, и идти, и идти, со временем ты попробуешь войти в нишу, которой нет. Занятный эффект, конечно, но депрессивный, да… Символизирует вроде как бессмысленный путь человека в никуда из ниоткуда с перманентным долблением об стену, думая, что там есть вход (ну, или выход).
Или вот, композиция психоделическая:
Представляет из себя раритеное авто эпохи 60-х, гитару, пластинку Элвиса, и выползшее из капота нечто, что представляет собой разум. В этом нечто выделяется антенна и трансформатор. Возможно, создатель этой композиции кагбэ намекаэ, что наш мозг засран слишком большим количеством ложных стереотипов, воспринятых нами извне, настолько большим, что внутренний трансформатор сломался, не выдержав такого напряжения. Не знаю. Как бы то ни было, ощущение пренеприятнейшее. Как видим, в зале присутствуют дети, с интересом изучающие ЭТО.
К сожалению, другие внутренние экспозиции у меня сфотографировать не получилось, смотрители честно несут свою вахту. Поэтому ограничусь словесным описанием.
Достойное место в музее занимают видеоинсталляции.
Например есть такая. В тёмной комнате экран, на экране малопонятные серо-бело-чёрные всполохи, напоимнающие УЗИ плода, звук биения сердца через мощный сабвуфер. Садишься и смотришь, если просмотреть полный цикл, то смутно наполняешься тревогой. Непонятно почему, просто есть стремление покинуть это место и помещение. Может, там был вшит 25-й кадр? Как бы то ни было, катарсис происходит на выходе, когда ты читаешь, что ЭТО было. Это был как бы УЗИ-взгляд как бы изнутри утробы, с позиции младенца. Нарастающее смутное беспокойство и последующее бегство из этого тёмного помещения символизирует высвобождение, рождение на свет. Казалось, вполне внятная и интересная композиция, но, блять, что же ты видишь далее на этом «белом свете»? А там ты видишь другую инсталляцию. А именно несколько десятков комплектов «кресло-тумбочка-ТВ», на которых идёт несинхронная трансляция подрыва смертницей-шахидкой, последствий этого подрыва, интервьюирования её родственников, показ женщин в паранджах и пр. Создатели этой инсталляции объехали помира с целью забраться в самую дырявую дыру и вырвать из-под жопы у какого-нибудь парагвайского деда его любимое засаленное кресло, его старый телек с рожками и тумбочку, на которой тот стоял. А потом собрать все эти кресла и телевизоры в одной комнате, включить и поставить крутиться там это дурацкое видео. Наверное есть в этом глубинный смысл, но, тем не менее, возникает устойчивый рвотный рефлекс. Я бегу дальше и попадаю в другое место. Висит предупреждающая табличка не заходить людям, страдающим клаустрофобией. Видать, были прецеденты. Пренебрегаю оной и захожу внутрь. Лучше бы я этого не делала Итак, помещение представляет собой несколько комнат, с неровными стенами, скруглёнными и неровными, что отдалённо отсылает нас к палатам психбольных, показываемых в страшных фильмах. Стены, потолок, пол обклеены картоном, скрепленным между собой скотчем, обычным коричневым скотчем. В углах навалены алюминиевые банки из-под кока-колы, фанты и пр. На стенах встречаются агитлистовки, постеры и полки с книжками типа Теории психоанализа Фрейда, Большой почин Ленина и Алисы в Стране чудес Кэрролла. По полу и вдоль стен тянется пара ярко красных проводов, которые проходят по всем помещениям и периодически эти провода отводятся и подходят к манекенам, которые стоят или свалены в кучу. Манекены в свою очередь вплотную обклеены газетами или офисной бумагой для печати, в ним на головы подходит по паре красных проводов, место соединения изолировано скотчем. Таким образом, люди-манекены-офисно-газетный планктон являются тротиловыми шашками, которые могут сдетонировать в любой момент. И неважно, чем будет забита их голова – коммунизмом, психоанализом или постерами с Мерилин Монро. Смысл весьма глубокий, ничего не скажешь. Создатель инсталляции, полагаю, конечно же, возвышается на этим быдлом и сам является не таким. Знаем, проходили.
Ну, на фоне вышеперечисленных композиций, видеоинсталляция на тему разрушений от падения авиабомбы или на тему загрязнений окружающей среды выглядят весьма органично и депрессируют не так сильно, как могли бы. Ну или разобранный по частям манекен ребёнка воспринимается не так трагично, как если бы лицезрение его не предварялось просмотром более ранних инсталляций. А уж картины с изображениям хуй знает чего, нарисованные хуй знает чем и в хуй знает каком состоянии так и вообще выглядят даже чуток позитивно. Если кому-то надо простимулировать гордость за соотечественника, могут обратить внимание на работы какого-то русского авангардиста, само собой, эмигранта, ибо бы не признан на родине.
Особенно умилило в довершение всего посещение экспозиционных залов, где выставляются работы детей, живущих в Бильбао и занимающихся при каком-то художественном центре этого музея. Ребятишек сызмальства учат лепить скульптуры из найденного на помойках говнеца, складывать их в нелепые комбинации и присваивать этому некие смысловые значений, называя это «абстракцией».
В общем, покинув «уютные стены» музея, я была немного в культурном шоке. Для меня открылся обширный философский вопрос «Зачем?». Не «зачем смертницы взрывают себя?», не «зачем человек рождается на этот свет?» и не «зачем мы коллекционируем в голове мусор?». Вовсе не эти «зачем» возникли у меня в голове. Я задалась вопросом «Зачем кто-то это выставляет напоказ, так выпукло и так настойчиво, называя это ИСКУССТВОМ?». Вопрос и по сей день остаётся для меня без ответа. Есть конечно версия психической диверсии со стороны США, которые распространяют это новое «искусство» в мире, но эта версия спорна. Скорее я готова рассмотреть версию исчерпания тем для искусства, как и средств его выражения.
Отвлекаясь от внутренней экспозиции и образов, я решила лицезреть внешнюю экспозицию, которая оказалась гораздо приятнее и позитивнее. В этом, наверное, и кроется смысл – внешняя красивая обёртка скрывала нелицеприятное содержимое. В любом случае, здание заслуживает внимания. Ни один из ракурсов вблизи здания не может отразить его изящность, поэтому для полноценного восприятия лучше осмотреть его с вот этого моста
Оттуда здание выглядит как распустившийся лотос, хотя с другой стороны реки продолговатая форма скорее напоминает яхту. В любом случае, само здание представляет из себя достойный архитектурный объект.
Как видим, на фото присутствует ещё и паук работы какого-то там автора. Судя по всему Бекмамбетов тоже побывал в музее Гуггенхайма. Окружающие музей композиции более приятны, чем паук.
Это «молекула»
«Тюльпаны»
Ну и , конечно же, знаменитый «Щенок», который особенно красив, когда «цветёт». И который, вроде как символизирует торжество человека над Природой.
Не обошлось без философии
Вот таким я увидела Музей современного искусства Гугенхайма в городе Бильбао, Испания. Это исключительно моё восприятие, которое, конечно же, не является объективным. В качестве эпилога скажу, что я настоятельно рекомендую к посещению этот музей хотя бы с целью самоопределения, КАК относиться к современному искусству, ведь каждый вправе решить для себя сам, что он считает прекрасным.