Говоря словами киногероя из фильма «Крёстный отец», мне «сделали предложение, от которого невозможно отказаться», а именно посетить Сомали. Но специально туда вроде бы и не поедешь, надо с чем-то совмещать, а по разным причинам до Африки как то и дело не доходило. Но вот подвернулась поездка в Чад, а с нею и возможность зацепить Сомали.
Сказано – сделано. Михаил связался с местным отелем, и они обещали всё организовать. Вся вся организация заключалась в трансфере в аэропорт, размещении в отеле и организации двухдневной «обзорной экскурсии» по Могадишо.
Поездка никем из нас афишировалась. Понимая полную неопределённость и непредсказуемость данного мероприятия, на всякий случай написал полный финансовый отчёт, то есть подбил дебет с кредитом, написал указания, запечатал в конверт и отдал его в надёжные руки. В случае моего невозвращения конверт должен был быть вручён семье. Я часто езжу в неспокойные страны, два раза вообще попадал под революции, но подобного никогда не делал. Многие суеверные товарищи впоследствии говорили мне, что эта плохая примета, но будучи закоренелым атеистом, и надеясь в этой жизни только на самого себя, привык ко всему подходить прагматично. Заканчиваю с лирикой, перехожу к конкретике.
Эта, как впрочем, и любая поездка началась с покупки билета. Из нормальных компаний в Могадишо летают только Турецкие авиалинии. Три раза в неделю с посадкой в Джибути или Судане, причём сравнительно недавно. Билет стоит 35 тысяч. Ну и ещё куча всяких мелких авиакомпаний из соседних стран. Причём на поисковиках эти компании не присутствуют. Хотя на сайтах некоторых из них билеты всё же бронируются. Воспользовались Скайсканер , где и нашли рейс на нужные нам даты. Рейс есть, а авиакомпания не указана. В процессе бронирования выяснилось, что это всё таки Ист Африкан Сафари Эйр Экспресс. Сайт компании есть, но не работает, а даёт какие то непонятные ссылки. В нескольких международных системах типа Экспедии этого рейса вообще нет. Михаил пытался купить билет на иностранном сайте, но только забронировал, а оплатить не смог. Пришлось воспользоваться услугами Вантутрипа. После оплаты через несколько часов и пару звонков билет в ручном режиме выписали. Всё-таки рано ещё такие конторы списывать с рынка. Она сделала то, что не смог сделать никто другой, а именно выписать билет. Билет Найроби - Могадишо и обратно стоил чуть дороже 500 долларов.
Конечно, данный перелёт вызывал опасения, потому что было невозможно проверить статус рейса, да и вообще процесс поиска и покупки авиабилета выглядел довольно странным. Но раз купили то надо лететь. Прилетев в аэропорт Найроби, я в первую очередь пошёл смотреть табло. Рейс стоял по графику. Это уже обрадовало, потому что африканцы могут выкинуть что угодно, типа отмены, переноса, не говоря уже о многочасовых задержках. Пошли на регистрацию к стойке авиакомпании. В очереди одни местные. После уточнения рейса, нас послали в противоположный конец зала. Как оказалось, рейс выполняла другая авиакомпания. Около стойки толпился народ, но персонала не было. На соседней стойке сказали, что они придут часа за два до рейса. Немного отвлекусь и затрону визовый вопрос. Везде написано, что в Сомали нужна виза. Но о том, что её можно получить по прилёту нигде не указано. Настойчиво об этом напоминали принимающей стороне, но они просто говорили что по прилёту всё будет ОК, и чтобы мы с этим не заморачивались. Но на всякий случай, во избежание проблем при посадке в самолёт в Кении, путём монтажа я соединил переписку с отелем и счёт, где стояла ихняя печать и всё это распечатал. К счастью это и не понадобилось. При посадке в Найроби про визы даже никто и не заикнулся. Самолёт - старый Фоккер, в этот раз вылетел вовремя.


В Могадишо все самолёты прилетают и улетают с утра, а после обеда в аэропорту жизнь затихает. А к темноте он, как и всё в этом городе закрывается, и жизнь замирает до утра. Иммиграционных карточек в положенном месте нет, их пытается продать какой то мужик. Правда, мы взяли, но деньги не отдали. В аэропорту Могадишо по прилёту настоящий африканский дурдом, и всего одно окошко, где сидят двое человек. Сначала один что то делает с паспортом, потом передаёт другому. При этом куча всяких помогал, пытаясь опередить друг друга, суют чьи то паспорта без очереди, на них орут из очереди, мужики в окошках орут уже на всех, шум стоит невообразимый, как будто это не международный аэропорт страны, а базар, поэтому всё движется очень медленно. Визу поставили на срок в три месяца, но при этом расспросили к кому мы едем. Если мы бы ехали самостоятельно, то нас бы просто в страну не впустили. В лучшем случае отправили бы назад сразу, в худшем забрали бы в полицейский участок и держали бы там до нашего обратного рейса, согласно купленным билетам. Я знаю как минимум два таких конкретных случая, причём и такой и такой. Как показали дальнейшие события это, на мой взгляд, абсолютно правильные действия. Даже там, где жизнь человека абсолютно ничего не стоит, и случись что, никто не будет искать виновных, всё равно никому не надо лишние проблемы из-за безумного поступка авантюристов.

Выбрали из кучи свой багаж, который сразу схватил какой-то мужик, вынес его из аэропорта без очереди и отнёс до машины, получив за это два доллара. Машина, в которую мы сели долго стояла на стоянке, и примерно минут через двадцать поехала. Причём мы не ждали других пассажиров, и водитель без конца куда-то звонил. Как позже выяснилось, он ждал, когда подъедет машина с охраной. На выезде из аэропорта на дороге бетонные блоки, и несколько блокпостов с большим количеством автоматчиков. А у въездных ворот ещё пару боевых машин африканского контингента ООН. За воротами огромное количество машин с вооружёнными людьми в форме. Это охрана ждёт своих клиентов.
Минут через десять приехали в отель. Въезд на улицу, на которой въездные ворота отеля, перекрыт мощным шлагбаумом, который открывает охранник. Как только наша машина остановилась перед шлагбаумом, сразу выскочили пять охранников и окружили её. После шлагбаума мощные ворота в отель. Отель с интересным названием «Реасе» похож на хорошо укреплённый военный объект. Высокие бетонные стены, поверху колючая проволока, на окнах решётки. Во дворе вооружённая охрана. Есть горячая вода и неплохо работающий интернет. Стоимость проживания в сингле с трёхразовым питанием 150 долларов.
Отель:



Как я заметил, наш отель по сомалийским меркам недостаточно укреплён, в другом отеле, куда мы заехали, стояли вышки с пулемётами. Точно также укреплены места проживания и работы различных организаций и дома богатых сомалийцев. Это мне напомнило российские места заключения:


После обеда у нас запланирована обзорная экскурсия по городу. В первый день нас лично сопровождает за рулём машины босс отеля. В машине каски и бронежилеты. Босс провёл краткий инструктаж, как действовать в случае обстрела. Стёкла в машине сильно затонированы, даже лобовое почти наполовину. Передвижение по городу только в сопровождении машины с охраной. Это происходит примерно так. Если видишь машину с экскортом, то это едут или белые или важная местная персона, ну или местный богач. И вообще за всё время пребывания в городе нам ни разу не встретился белый человек на улице. Хотя один раз видели турка, который под усиленной охраной руководил простейшей работой по бетонированию тротуара (Похоже, за двадцать лет войны целое поколение разучилось хоть что-то делать руками, кроме как держать оружие). Все иностранцы сидят в своих миссиях под усиленной охраной как в резервации и никуда не выезжают без особой надобности. Охранник это самая востребованная профессия в городе. По словам местных, другой работы практически просто нет. Есть конечно непочатый край строительно-восстановительных работ, но в такой обстановке деньги в это даже безумец не будет вкладывать. А у местного населения нет средств даже для восстановления собственных домов, поэтому многие живут возле них в палатках, если конечно это можно назвать палаткой. Ну, или в домах, в которых нет стен, но сохранилась крыша.
Теперь непосредственно о Могадишо. Город с населением в два с лишним миллиона человек сильно раскинут. Фактически разделён по клановому признаку. Если небольшая территория в центре хоть как то контролируется властями, то в некоторые районы города постороннему заходить не рекомендуется. Это чем то напомнило мне времена моего детства, когда можно было схлопотать от сверстников только за то, что ты зашёл на ихнюю улицу, не говоря уже о другом районе. Ну, или лихие 90-е годы. Дороги в такие районы перегорожены шлагбаумами, а некоторые места и вообще напоминают блокпосты. Поэтому многие жители столицы просто ничего не видят за пределами места своего проживания. Например, наши сопровождающие на многие элементарные вопросы о городе просто не смогли ответить, так как по их словам там не были ни разу.


Номинально Могадишо это торговый и финансовый центр Сомали. Государственная схема сбора налогов практически не действует. Это даёт возможность самым отчаянным бизнесменам работать в Могадишо как будто в офшорной зоне. Но, чтобы защитить свой бизнес они должны создавать собственные боевые дружины.
Договорились что, во время передвижения по городу, будем выходить на несколько минут, где это возможно, быстро снимать и уезжать. Где нельзя выходить, будем снимать через окно машины. А в некоторых, с точки зрения сопровождающих, опасных местах просто смотрим, не выходя и не открывая окон. Долго в одном месте быть нельзя, могут сообщить заинтересованным лицам о нахождении белых в определённом месте.
Вот такие условия съёмки:





Главная современная достопримечательность Могадишо это рынок Баккара, самый неконтролируемый рынок Восточной Африки. Здесь можно купить всё, что душа пожелает. А именно: фальшивые документы, любое оружие, наркотики, запрещённые лекарства и многое другое. На рыночной территории регулярно бывают пожары, взрывы и вооружённые перестрелки. По внешнему виду рынок особо ничем не отличается от других грязных провинциальных африканских собратьев. Расположен на нескольких улицах в жилом квартале. Торговцы стоят прямо на грязных тротуарах с обеих сторон. Двигаемся среди машин, тачек и ослиных повозок очень медленно. Охрана окружила машину со всех сторон и пешком сопровождает до тех пор, пока не выбрались на нормальную улицу.
Немного скажу о работе охраны. Ребята добросовестно отрабатывают свой хлеб. При движении автоматы все время наперевес. При остановках быстро выскакивают и окружают нас со всех сторон и никого на несколько метров не подпускают. Поэтому часто попадают в кадры. Выражение «вооружены до зубов» - это как раз про них. Всё оружие советское или российское, другого просто не видел. Автоматы и пулемёты Калашникова. Огромный запас патронов. У одного насчитал десять магазинов. Другой, с пулемётом просто обвешан лентами. На некоторых машинах установлены большие стационарные пулемёты. По словам сопровождающего охрана частная, оружие выдаёт или работодатель, но чаще сами нанимаются уже со своим оружием. Этого добра там достаточно и купить не проблема, тем более разоружать там никто никого не собирается. Хотя, я думаю, сопровождение спасёт только от мелких провокаций. При серьёзном подходе к делу они не сильно помогут, да, наверное, и сопротивляться особо не будут. Зачем рисковать собой, если можно по возможности поучаствовать в доле. Тем более ответственности особо никакой ни перед кем. Ну, случилось что-нибудь с туристами, так сами они и виноваты, не надо было сюда приезжать. Поэтому даже при таком эскорте мы ездили не везде, а с точки зрения сопровождающих, в относительно безопасных местах.








По пути увидели несколько сожжённых американских броневиков, лежащих прямо на улице уже много лет. В своё время американцы в присущем им стиле попытались навести здесь порядок, но сходу не получилось. Понеся небольшие, потери они быстро оставили эту идею.





Возле дороги на одной из центральной улицы лежат обломки сбитого самолёта советского производства.







Сам город сильно разрушен. Достопримечательностей в городе никаких нет, если не считать достопримечательностью руины.




























Восстановлено очень немного. Например, национальный театр.

Есть ещё современное здание правительства, но к нему не подъедешь. Вычитал где-то, что есть ещё национальный музей, но на самом деле его давно разрушили, а экспонаты растащили. В городе много больших свалок мусора, которые не убираются. Хотя всё перебирается местным населением и коровами с козами.
Триумфальная арка:


Вид на порт:


Бывший муниципалитет:


Памятник независимости:




























Могадишо чистый и безопасный… комментарии излишни.




Грузовой транспорт в основном представлен вот таким металлоломом на колёсах времён царя гороха. Но что удивительно он ещё ездит, даже без кабин, на одном шасси. Причём грузят на них столько сколько влезет, не взирая на грузоподъёмность. На половины машин нет приборов освещения. Но они практически в здешних условиях и не нужны, так как ночью никто и не ездит. Несколько раз попались на глаза советские грузовики ЗИЛы и МАЗы. Много советских Жигулей, хотя в основном на свалках, хотя были и на ходу. Попадаются, правда и приличные легковые машины, но их мизерное количество.




















А это техника Африканского Союза.




На следующий день поехали в прибрежный район и старый город. На прокорм нам дали сопровождающего гида. Заехали на рыбный рынок. Он представляет собой здание, внутри которого два ряда грязных прилавков, а большая рыба лежит на грязном полу. Характерный запах и ужасная грязь. Это для темы ужасы и кошмары из путешествий.







Морской порт во всю работал, но туда нас не пустили. В порт стояла очередь из машин, что меня немного удивило. Понятно, что в Сомали завозится всё необходимое для работы международных организаций, а также всякая гуманитарка, но что, интересно, оттуда можно вывозить, если в стране абсолютно ничего не производится, даже обычная питьевая вода и та из эмиратов. Это осталось загадкой, хотя гид сказал, что через порт вывозится контрабанда из соседних стран.
В старый город просто так не попадёшь. Надо платить. Этот вопрос наш сопровождающий решил своеобразно. Попросил две купюры по 10 долларов. Мы сделали вывод, что он отдал только половину. Поэтому больше никаких оплат мы ему в дальнейшем не доверяли. Несмотря на платный вход, нам сказали, что всё равно здесь опасно и дали на съёмку десять минут. Дальше в глубь района не попадёшь, кем он контролируется, мы не выяснили, дорога перегорожена шлагбаумом и усиленная охрана. На берегу с хорошим видом на море руины бывшего советско-российского посольства.





Бывшее российское посольство:



Посетили лагерь беженцев, который расположен в центре Могадишо, прямо за памятником независимости. Хотя это сложно назвать лагерем беженцев, те имеют довольно цивильный вид. Я много где был и видел дикие и отстойные места, в которых живут люди, поэтому в этом отношении удивить сложно. Но здесь на лагерь это мало похоже. Сотни бомжатников, накрытых тряпьём, стоящих впритык друг к другу. Фактически это ещё один район со своей жизнью и своими законами. Внутрь туда вообще никто не лезет. Сколько живёт там народу, никто не знает. Разгрузили с краю гуманитарку, вылили воду в ёмкость и всё. Разумеется, нас даже с охраной туда не пустили, сказали, что очень опасно. Выскочила куча грязных детей, с ужасным запахом. Много времени нам здесь не дали, но фото мы сделать успели.








В завершении чтобы как то убить время поехали на пляж. Купаться, конечно, не собирались, но почему бы не погулять. Нам сказали, что это самое популярное тусовочное и безопасное (разумеется, не для белых) место в городе. Пляж и море чистые. На берегу недавно построенный рыбный ресторан. Удивило то, что есть меню с ценами, правда в долларах. Перед рестораном аж две будки с охраной. Наших охранников на территорию не пустили. Входящих тщательно обыскивают, но нам сделали снисхождение, пропустили так. Есть особо не хотелось, но лучше сидеть на воздухе с видом на море, чем маяться в отеле. Заказали рыбу на себя и на гида. Перед уходом из ресторана он попросил у нас 80 долларов, чтобы самому расплатится за еду. Ничего ему не говоря, Михаил пошел и взял счёт. Оказалось ровно в два раза меньше. На всякий случай спросили насчёт сувениров, хотя я был уверен, что такое место вряд ли будет в городе по причине полного отсутствия потенциальных покупателей. Этот урод сказал, что может раздобыть только флаги Сомали, но пользоваться его услугами больше желания не возникало принципиально.
Местная валюта – сомалийский шиллинг. В ходу только грязные старые тысячные купюры. Курс 1 к 17000. Получается шесть долларов пачка. Так и рассчитываются пачками, даже не пересчитывая их.
Вся сувенирная продукция была представлена приходящей в отель бабушкой. Самопальные монеты, старые открытки, футболки с грубо сделанными от руки рисунками и надписями, которые сотрутся после первой стирки, шапки с цветами флага Эфиопии, но на которых почему-то написано Сомали. Нашлась правда относительно неплохого качества футболка в виде флага Сомали и с соответствующей надписью, сделанная в Индонезии. Похоже, предназначалась для какой-нибудь спортивной национальной команды страны, в качестве гуманитарной помощи, но, как и всё была благополучно уворована. Сторговался за 10 долларов. Жалею что не сообразил купить за пять долларов уникальную майку с надписью "Beautiful Mogagishu" наверное единственную вещь местного производства.





В качестве единственного сувенира, обнаруженного в Сомали, стащил брелок, от комнатного ключа, где изображён сомалийский национальный флаг и надпись «I love Somalia» Из него получится магнит.

После обеда просто прокатились по городу, причём водила, вообще никуда нас не выпускал, и заблокировал все окна.
На следующее утро пройдя геморройный вход в аэропорт и такую же регистрацию, вылетели в Найроби (с промежуточной посадкой в кенийском Ваджире) с часовым опозданием, что для Африки сущая мелочь. Теперь по приезду можно разорвать конверт вместе с его содержимым. Завтра наш ждал Чад, но это уже другая история.