Второй этап был огуречным пляжным отдыхом на замечательном островочке Козумель. Отъелись, отдохнули от переездов и в удовольствие поныряли на одном из лучших рифов на Карибах. За восемь дней дайвинга и обжорства покрылись бронзовой корочкой загара и, пугаясь цифр на весах, двинулись обратно на материк.
Львиную часть моего невеликого отчета займет самая короткая по длительности, но до предела насыщенная впечатлениями четырехдневная часть мексиканских каникул. Как раз информации о свиданиях в Баха Калифорния с самыми большими млекопитающими на нашем земном шарике на форуме удручающе немного. Постараюсь посильно восполнить пробелы.
Изначально планов ехать в Баха Калифорния не было. Жена нашла на форуме осколки информации о свиданиях с китами и, безжалостно подавив робкие протесты супруга, мол, давай лучше еще поныряем несколько деньков на Козумеле, начала планировать, как лучше сфотографироваться с китами. По моему мнению, шанс увидеть вблизи живое существо величиной с подводную лодку, представлялся далеко не стопроцентным. Но почитав англоязычные ресурсы и поняв, что выбор времени поездки для встречи с дружелюбными китами практически идеален, занялся рутиной заказа авиабилетов, гостиниц и поиска средств на эти излишества.
В итоге летели из Канкуна через Мехико до Ла-Паса мексиканским лоукостером Volaris. О Volaris могу сказать только хорошее: новенькие самолеты, дружелюбный персонал и полное отсутствие задержек за фактически три перелета. Не забудьте, правда, об обычных для лоукостеров отсутствии внятного питания и ограничения по весу багажа, в данном случае 15 кг. Для нас после оптовой закупки текилы в последний день в Wallmart Ла-Паса это вылилось в распихивание всего тяжелого в ручную кладь, и тем не менее перевес был около 3кг (тяжела мексиканская Текила), соответственно расстались с 300 песо плюс любимый мексиканский IVA, он же НДС по-русски. Но это мелочи, главное обошлось без задержек, а перед перелетом в Москву переложили все из ручной клади обратно в багаж.
Авто бронировали заранее через Hertz, выдали заказанный Dodge Attitude и, переночевав в весьма приятной трешке недалеко от аэропорта с пафосным названием Paradise La Paz, двинулись к долгожданным китам. О перемещениях по мексиканским дорогам информации более чем достаточно, скажу только о некоторых практических моментах при перемещении по Баха Калифорния. Первое и самое главное – расстояния. Очень немаленькие расстояния до лучших китовых мест. Этих самых общепризнанных мест для общения с китами три:
1. Самая близкая от Ла-Паса бухта Магдалена (Magdalena Bay) у городка Адольфо Лопес Матеос (Adolfo López Mateos): примерно 250 км от Ла Паса;
2. Бухта Сан Игнасио (San Ignacio) недалеко от одноименного городишки: около 700 км от Ла-Паса плюс 60 км от городка до бухты;
3. Бухта у города Герреро-Негро (Guerrero Negro): еще около 140 км от Сан Игнасио.
У нас сил и времени хватило на две первые бухты, но обо всем по порядку. После ночевки по прилету нас ждал марш бросок до Сан Игнасио длиной в 700 км. Трасса неплохая, с участками серпантинов, иногда весьма продолжительных. Знакомые с мексиканской действительностью весьма настоятельно рекомендовали передвигаться только в светлое время суток из-за вопросов безопасности и упомянутых серпантинов. Местность вокруг трассы почти до Лорето - это кактусы до горизонта.
Вот от Лорето (Loreto) до Мулехе (Mulegé) советую особенно на газ не давить. Бухты и пляжи там очень живописные. Вода меняет цвет в зависимости от глубины, солнца и водорослей, в общем, очень красиво. Именно там сделали продолжительную остановку, перекусили и искупались в Калифорнийском заливе. Неожиданно для зимнего времени водичка оказалась очень приятной (22-23 градуса против 16-18 по прогнозу в сети).
Перед Сан Игнасио познакомились с местной дорожной полицией, встреча оказалась не сказать, что теплой, но весьма занимательной. Обгоняя очередную фуру на трассе и слегка превысив лимит скорости, увидели на следующем пригорке машину с включенными маяками, фарами и размахивающим фонариком пузана в полицейской форме и огромных солнцезащитных очках. Услышав волшебную фразу «Нон гринго, сои русо», он заулыбался, сделал вращательное движение пальцем от цифры 140 до цифры 60 на спидометре (знак там оказывается в кактусах стоял) и отпустил с богом.
Об организации свидания с китами договаривались с небольшой конторой из Сан Игнасио Kuyima Ecotours (http://www.kuyima.com). Предложено было 2 варианта: или однодневный тур продолжительностью 2,5-3 часа на воде, или выезд в их собственный кэмпинг на берегу лагуны с тремя ночевками в щитовых домиках. Однодневный тур можно заранее не бронировать, офис их найти весьма легко, но если соберетесь ночевать на берегу лагуны – бронируйте обязательно и заранее, щитовые домики на китовый сезон у них только для туристов, бронирующих тур на трое суток. Нам было предложена палатка в кемпинге, но условия там весьма спартанские. Мы переночевали в городе в приятном отельчике San Ignacio Desert Inn. С утра, получив дорожные инструкции в офисе, двинулись в бухту. Прочитали на форуме страшилку о жутком бездорожье до бухты с острыми камнями и проколотыми колесами, на деле дорога оказалась 40 километрами идеального асфальта и примерно 20 километрами весьма приличной грунтовки. Меньше 40 км/ч там не ехали и то по коротким песчаным участкам, опасаясь заносов.
По прибытии нас уже ждали и, подсадив к нам троих американцев, пожелали дружелюбных китов и хорошего плавания. Почти сразу вдали стали видны фонтанчики, выдыхаемые китами, но это было только скромное начало. Минут через 15 лодка остановилась. Гид философски ткнул пальцем за борт, смотрите туда. Я приложил руку козырьком к глазам, никаких китов нигде не было. С улыбкой меня похлопали по плечу, не туда парень смотришь. Пара китов, а точнее мама с месячным китенком нарезали круги прямо под лодкой. Последовала команда splash, то есть хлопайте ладошкой по воде. Оказалось китята в этом возрасте весьма игривы и могут подплыть прямо к лодке, заинтересовавшись плеском. Видимо хлопали мы весьма завлекательно, через пару минут нос китенка уже высовывался с разных сторон лодки, тыкаясь в наши ладони. Мы его так заинтересовали, что плескался он с нами минут 30. Мама длиной более десятка метров спокойно контролировала процесс и даже позволила и ее погладить, подплыв несколько раз близко к лодке. Потом весьма долго наблюдали множество других китов вокруг, а проводил нас огромный великан, выпрыгнув из воды на полкорпуса в сотне метров от лодки, он, как в замедленной съемке, повалился в воду на спину.
Эмоции во время тура просто зашкаливали. Когда вокруг плавает живое создание в десятки раз больше Вас, периодически тыкаясь носом в ладони, это описать невозможно. Бояться совершенно нечего. Киты настолько аккуратны, что вблизи лодок, даже не ныряют на глубину, чтобы не дай бог не задеть лодку. Но, как оказалось, нам весьма повезло оказаться рядом с дружелюбными китами (их так и называют по-английски friendly whales), наши попутчики американцы приехали как раз на трехдневный тур и китов рядом с лодкой за два дня видели впервые. Многие мамы просто уводят китят от лодок, да и странно их упрекать после охоты на китов веками и угрозы полного уничтожения вида. Хотя как на них можно поднять руку в голове просто не укладывается.
Дальше в планах был визит в бухту Магдалена. Переночевав в Лорето, с утра без проблем добрались в городок Адольфо Лопес Матеос. От основной трассы до него доехать очень просто: левый поворот после Ciudad Insurgentes и 40 км по прямой. Город находится относительно недалеко от Ла Паса, поэтому туристов там прилично больше, чем в Сан Игнасио. Узнав, что мы заглянули в бухту Магдалена на обратном пути из Сан Игнасио, даже сами гиды сказали, что на те же впечатления можно не рассчитывать. Китовые туры там организуются прямо на городской пристани. Лодку берут на сколько угодно человек, плавайте хоть в одиночку, но платить придется естественно за всю лодку. Мы поделили аренду на два часа с немецкой парой, встреченной на пристани. Впечатления от этой бухты смешанные. Китов мы видели довольно много, один китенок поплавал рядом с лодкой, что для этой бухты вообще редчайший случай. Но сама бухта мельче и ныряющих китов мы не видели ни разу. Если в Сан Игнасио водители лодок ведут себя крайне корректно, не перекрывая вид другим, то здесь на воде творится абсолютный хаос. Если видят, что к Вашей лодке подплыл кит, ждите через пару минут несколько лодок, рассекающих на немалой скорости вокруг. При нас один такой гонщик ударил лодкой китенка, который высунул нос рядом с лодкой, естественно мама сразу увела китенка от лодок.
На обратном пути нас ждали в том же райском Paradise La Paz. Кухня там пальчики оближешь. Даже организовали вот такой сюрприз.
Но к утру мексиканский муравьиный картель нашел дорожку по джинсам жены к шоколадным печенькам, другие почему то не тронули. Хотя ни одного насекомого до этого в номере мы не видели.
Далее предстояли скучные закупки текилы и обратный путь через Мехико и Париж в Москву.
Впечатления этот четырехдневный марш бросок через Баха Калифорния оставил только превосходные. Единственное, что изменили бы при планировании поездки – стоило добавить день или два и посетить бухту в Герреро-Негро, да и провести денечек на пляжах в бухтах между Лорето и Мулехе тоже было бы приятно.
P.S. В постскриптум решил вынести несколько практических советов планирования поездки по Баха Калифорния, чтобы не разбавлять отчет. Общение с китами возможно с середины января – до середины марта. Но оптимальные сроки для встречи с дружелюбными китами еще меньше: с середины февраля по начало марта (так нам, по крайней мере, подсказали местные гиды). В эти сроки в Баха Калифорния низкий пляжный сезон, поэтому бронировать гостиницы можно и на месте, проблем с этим не заметили, да и дешевле получается, чем через Booking, Expedia и тд. Очень важный момент - уже упомянутые выше немалые расстояния. Во-первых, весьма утомляет, а во-вторых, времени хватает не на всё, если большую часть времени забирает дорога. И если ехать по правилам, то при ограничении скорости 80 км/ч, а часто и 60 км/ч, времени дорога займет очень много. Можно воcпользоваться услугами воздушного такси (взлетно-посадочную полосу видели, даже на берегу бухты Сан Игнасио), но это, сами понимаете, получается затратный вариант, а ссылки есть на том же сайте Kuyima.
Бензоколонок по дороге весьма немного, а на участках Ciudad Insurgentes - Лорето и Санта Розалия (Santa Rosalía) - Сан Игнасио их вовсе нет, поэтому заправляйтесь при первой же возможности, если стрелка показывает меньше половины бака. При проезде небольших городков да и на трассе очень внимательно следите за лежачими полицейскими, их очень много, большинство обозначено знаками, но далеко не все. Если возникнут практические вопросы, не стесняйтесь обращаться в личку.
Mike Nikolaev©