Франция отзывы об отдыхе. Франция Париж отзывы. Отдых во Франции. Париж отзывы туристов. Курорты Андорры. Прогулки по Парижу: Лувр, Эйфелева башня, Елисейские поля. Поездки в Прованс
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6
- Бержерак не Сирано - гуси, гуси, фуа-гра! - сосисьоны-булыжники
Часть 9-я. Маршрут: Дордонь - гусиная ферма - La Roque-Gageac - рынок в Le Bugue - ночлег в Пиренеях.
На завтрак сходили в придорожный супермаркет "Intermarche", расположенный совсем рядом с гостиницей, где на удивление очень вкусно и недорого перекусили и заправились отличным кофе. В этот день предполагали проехать всего ничего - гостиница была забронирована в паре часов езды от Бордо. Дорога сама по себе очень медленная: через сонмы деревень, через виноградные плантации, по узким, живописным проселочным ответвлениям, мимо будоражащих воображение знаков "здесь продается фуа-гра".
В этом регионе находилось наибольшее количество ферм по выращиванию гусей и уток для производства данного деликатеса. Фуа-гра ("Foie gras" в переводе с французского "жирная печень") - специальным образом приготовленная печень откормленного гуся или утки. Известность фуа-гра приобрела во времена Людовика XVI. Именно при нём был создан рецепт паштета с запеченной корочкой, и с тех пор этот французский гастрономический шедевр почитают гурманы со всех континентов. Сегодня фуа-гра стоит в одном ряду с такими знаменитыми в мировой кулинарии вкусностями, как черные трюфеля и осетровая икра.
Не могу сказать, что мы являемся истинными ценителями французской высокой кухни, но попробовав фуа-гра впервые много лет назад в одном "распальцованном" ресторане в Далласе, прониклись к продукту всей душой, как ни странно Поэтому, оказавшись во Франции, не стали отказывать себе в удовольствии сравнить "ту и эту", а заодно поглядеть, как эта самая фуа-гра получается.
Гуси не заставили себя долго ждать, впрочем как и лебеди, утки и другие водоплавающие, в больших количествах плескавшиеся в Дордони - очень красивой и большой реке, протекающей в одноименной провинции.
Дордонь идеально приспособлена для исследования на автомобиле. Дороги находятся в отличном состоянии, знаки есть и понятны любому водителю. А какая красота вокруг! В долине Дордони хочется обосноваться по выходу на пенсию. Очень хороший маршрут получается, если описать петлю через Bergerac, Sarlat, с проездом вдоль реки мимо замков Castelnaud и Сhateau de Beynac, с последующим ночлегом в какой-нибудь уютной деревушке.
(кликабельно)
Пообедать решили пораньше, наученные опытом, что всё закрывается и засыпает в два часа дня. Для этой цели подвернулся Бержерак - городок на правом берегу Дордони, вполне себе приличного размера по местным понятиям - целых 28 тысяч человек. Несмотря на то, что город не имеет отношения к реальному поэту и писателю Сирано де Бержераку (собств. Гектор Савиньон де Сирано), город гордится этой "родственностью по фамилии". В разных уголках Бержерака установлены статуи Сирано, в гордых позах, с задорно вздёрнутым знаменитым носом.
В одном из ресторанов на набережной взяли пол-литра домашнего вина, утиное филе, и поджаренную, с легкой корочкой фуа-гру, которую с интересом попробовал даже 15-месячный ребенок, правда этим дело и ограничилось. Ну а нам, конечно, понравилось. Подразнив себя подобным образом и настроившись на нужную волну, мы были готовы с головой погрузиться в мир этого деликатеса, и узнать о всех тонкостях его производства.
Выбрали гусиную ферму "Elevage du Bouyssou", недалеко от Сарла (Sarlat). Найти хозяйство довольно просто. На обочине сельской дороги D-704 (Sarlat-Carsac) есть знаки "Bouyssou" и "La gavage". Именно этим красивым словом - "гаваж", называют процесс принудительного откармливания гусей. Во многих путеводителях предупреждают, что людям со слабой нервной системой смотреть на гаваж не следует. Мы так и не поняли почему - ну суют гусю трубку в клюв, ну набивают его кормом по самое "нехочу", вот и всё. Впрочем, это мы увидим в конце нашего тура.
Содержит ферму семейная пара Денис и Натали Мазет, абсолютно влюбленные в собственное дело люди. Каждый день по вечерам Натали проводит по ферме тур на двух языках, французском и английском. Последнее обстоятельство нас несказанно обрадовало, т.к. до посещения этой фермы мы побывали еще на одной, но не найдя общего языка с владельцем, уехали, практически ничего не посмотрев. Совсем по-другому дела обстояли на "Elevage du Bouyssou".
Первое что бросается в глаза - конечно же вольеры с гусями. Птицы огромные, серые, при приближении активно шипят. Дитё даже слегка испугалось, когда к забору на всех парах поскакали гуси.
Натали рассказала, что раз в год они покупают только вылупившихся, 1-2 дневных птенчиков на местном рынке, после чего гуси пасутся в этих вольерах около 9 месяцев, прежде чем их начинают насильно кормить. Едят кукурузу. Позабавил тот факт, что зерна кукурузы сеют просто так кидая на землю. Когда они прорастают, между стеблями невозможно пройти. Гуси постепенно съедают плантацию, а когда еда заканчивается, их просто переводят в другой вольер, предварительно засеянный аналогичным образом, а в этом снова раскидывают кукурузу. Гениальная идея! Хлопот практически никаких, гуси жиреют на глазах, только водичку им остается подливать.
- Не улетают? - спрашиваем. - Не умеют, - смеется Натали. - Я для них "мама", соответственно если не покажу как это делается (а я не покажу, так как сама не умею , то и они не будут знать, что это такое - летать.
Семья Mazet занимается производством фуа-гра уже около 20 лет. Натали посетовала, что поначалу было тяжеловато, очень сильно доставал ветеринарный контроль. Каждый месяц проверки, причем внезапные. Потом отстали. Надо сказать, что такого чистого хозяйства я не видела в своей жизни ни разу - никаких неприятных запахов, ни грязи, даже в большом ангаре, где происходит убиение гусей.
По словам хозяйки, антисанитария - главный враг любой фермы. Гуси ничем не болеют по умолчанию, но могут заразиться какой-нибудь пришлой дрянью. Поэтому, если поддерживать гигиену на уровне, то вся популяция гусей будет здорова и весела аж до самого часа X.
- Вопреки расхожему мнению, раздувшаяся в результате гаважа печень гуся - это не болезнь, - продолжала экскурсию Натали. - Переедание является естественным процессом для ряда перелётных птиц, гуси точно так же "жиреют" в диких условиях.
Гуси бегут к поилке:
Денис продемонстрировал для нас как происходит кормление гусей. Сидя на низкой табуреточке, он ногой подтаскивал к себе гуся, засовывал ему в горло длинную трубку, соединенную с воронкой, в которую по системе шлангов поступала кукурузная смесь из жбана за пределами вольера, и просто-таки набивал шею гуся едой до самых "гланд".
У гусей нет рвотного рефлекса, что и позволяет проделывать с ними данную процедуру. Накормленного гуся, хозяин отводил в сторону ногой, а затем захватывал следующего. Занимается он таким кормлением три раза в день, около 4 часов в общей сложности. На просьбу описать свои ощущения, сказал: "Boring. Very boring" ("Скучно. Очень скучно")
До того как семья Мазет смогла позволить себе навороченный кормильный агрегат, они пользовались старинным, с ножной педалью. Процесс кормления был ужасно утомительным, и занимал в 5 раз дольше. Сейчас допотопное устройство стоит у них в небольшом музее при магазине.
Когда гусь, вернее его печень, достигает нужной кондиции (4 недели гаважа), настает самая неприятная часть. Гусей убивают током, мгновенно, по 40-50 птиц в день. Натали и её мужу помогают родственники, т.к. это довольно тяжело не только с физической точки зрения, но и психологически.
Вот так выглядит гусиный электрический стул. В воронки головой вниз засовывают гусей, умерщвляют с помощью адской электрической машинки справа, затем отрезают голову, чтобы кровь могла стечь из тела. Все части гуся идут в дело, разве что только кроме лап.
Добытая печень весит около 800-900 граммов. Сырая фуа-гра состоит из двух неравных долей, покрытых тончайшей пленкой; цвет ее должен быть серо-розовым, ровным и без пятен. Структура продукта должна быть однородной, нежной, плотной на ощупь, но не жесткой.
Производство фуа-гра во Франции регулируется законодательством. Самый лучший продукт - цельная печень гуся или утки без добавок (foie gras entier). Она может продаваться в сыром, приготовленном или полуготовом виде. Фуа-гра с кусочками состоит из перемолотой печени и целых кусочков печени, содержание которых должно быть не менее 30%. Блок фуа-гра (bloc de foie gras) состоит из перемолотой печени, причем содержание гусиной печени должно быть не менее 50%.
На ферме у семьи Мазет есть и небольшой магазинчик. Никто нас не "окучивал" в плане купи-купи-купи, но после замечательной и интересной экскурсии (совершенно бесплатной, надо сказать!), мы и сами были не прочь закупить фуа-гра. Тем более, что в США её можно было везти абсолютно без проблем, главное, чтобы была в жестяных банках.
В фуа-гра могут добавлять трюфели, коньяк и другие продукты. Из неё делают мусс, пате, парфе, галантин, террин или медальон - продукты с различными способами приготовления и разным содержанием печени. Например, для приготовления мусса печень взбивают со сливками, белками и алкоголем; террин - запеченный паштет с грубой структурой на основе нескольких видов печени. Как правило, в паштеты и муссы из фуа-гра добавляется свиная или говяжья печень. Хорошо дополняют вкус фуа-гра десертные вина Sauternes и Monbazillac. Крепкие алкогольные напитки и гарниры с острым, резким вкусом перебивают аромат фуа-гра и потому не рекомендуются.
Но не всё так гладко и вкусно в мире фуа-гра. Во многих европейских странах (Австрия, Германия, Дания, Италия, Люксембург, Норвегия, Польша, Турция, Финляндия, Хорватия, Чехия) и нескольких регионах США (Калифорния с 2012 г., в Чикаго уже вроде отменили) введён полный законодательный запрет её производство. Франция остается основным производителем фуа-гра (~18000 тонн в год), что оценено как 75 % от производства во всем мире.
Сказать, что нам понравилось на ферме - значит ничего не сказать. Честное слово, не увидели никакого негатива, мучений и пыток по отношению к птицам, как то хотелось бы представить "зелёным" товарищам. Отличное, очень интересное место.
Активно обсуждая экскурсию, мы неспешно продвигались в закатных лучах по берегу Дордони в La Roque-Gageac - деревушку, где из дома была заказана гостиница "Auberge des Platanes". Эта деревня который год входит в десятку самых фотогеничных поселений Франции. У неё свой особый микроклимат из-за скалы, которая заслоняет улочки от северных ветров, что позволяет расти тропическим растениям прямо на улице.
В гостинице достался небольшой номер (54 евро с завтраком) со скошенной крышей и эффектно выступающими деревянным балками на потолке. Поужинали в местном ресторане поджаренной фуа-грой с вином, и спать.
Утром ждал предельно простой завтрак - круассан и кофе. Тем, кто привык с утра пораньше есть поплотнее, придется раскошелиться. Во весь рост встала проблема нехватки места в чемоданах: при нашей скорости закупания банок с фуа-грой, очевидно, требовался еще один. Вычитав в местном рекламном листке, что по вторникам в соседнем городке Le Bugue организовывают большой фермерский рынок, решили туда наведаться.
Поплутав по мелким дорогам минут 40, взяли наконец нужное направление, и вскоре уже втискивали машину на забитую до отказа стоянку у моста в центре города. Кроме уже примелькавшихся банок с фуа-грой (никогда не думала, что могу сказать по отношению к ней: "Что?! Опять?!"), были сражены наповал местными сосисьонами. Темные, округлые, снаружи похожие на булыжники по 6 евро за штуку, и совершенное непрезентабельные, они, тем не менее, обладали очень приятным вкусом с лёгкой кислинкой и нотками дыма.
Эти сосисьоны из Перигора делаются в пепле. Берется деревянный ящик, засыпается пеплом из камина сантиметра на два высоты, кидается колбаса, сверху опять слой пепла, и так до самого верха. 45 дней колбаса в этой шубе зреет, а потом идёт на продажу. В результате приобретает довольно характерный копчёный вкус.
Как всегда, покорили прилавки с сырами, специями, фруктами и овощами. За продовольственной частью рынка пошла настоящая барахолка - ряды "всё за 2 евро!", одежда, обувь, книги… В общем, всё, что нужно простому сельскому французу в обиходе.
Время еще было раннее, и мы прикинули, что вполне успеем доехать до Андорры, но не тут-то было. Пока выбирались к шоссе по второстепенным D-дорогам, пока объехали по круговой Тулузу, уже началось смеркаться, да еще какой-то странный кашель привязался к обоим. Я лечилась Кагором, но муж-то за рулем, ему нельзя.
(кликабельно)
За окнами изменился пейзаж - начиналось царство Пиреней. Сразу за городком Foix увидели на обочине надпись "Pyrene hotel", и решили, что на сегодня езды достаточно, бросаем якорь. За 54 евро (любимая цена во Франции на нашем пути!) поселили в просторный номер, правда без детской кроватки, но опять на помощь пришла палатка. Состояние здоровья медленно ухудшается, а впереди ведь еще треть отпуска…
Продолжение следует...
Последний раз редактировалось Geofox 09 май 2013, 19:33, всего редактировалось 1 раз.
Набрела на отчет по Франции случайно, вообще, я искала информацию про устрицы. Кстати, рассказ Чехова я раньше не читала, спасибо за подсказку, очень прикольный Geofox, я обожаю читать ваши рассказы и смотреть ваши фотки, Вы просто умница!!!! Обязательно пишите и показывайте замечательные картинки, делитесь своими мыслями, очень интересно получается! Рада что вы много путешествуете и много фотографируете, а потом не ленитесь делиться впечатлениями. Жду продолжение И жирный плюсик за все!
Geofox писал(а) 18 апр 2013, 03:39: сосисьоны из Перигора делаются в пепле.
Блиннн, а я такое тоже видела, просто допетрить не могла, что это колбаса , я себе поверить не могла, что простая картошка может стоит, как кусок мяса. Уже успела и пожалеть этих бедных французов, "..эк их кризис скрутил, раз они картошку по цене мяса продают".. похоже, это только с моим бурным воображением можно до такого додуматься.
- Андорра, которой не было - мост-небоскреб - французский санаторий
Часть 10-я. Маршрут: Андорра - возвращение во Францию - виадук Мийо - ночлег под Арлем.
Утром встали совершенно разбитые: нос забит, голова болит, в глазах рябит. После ударной тройной дозы кофеина в кафе супермаркета "Intermarche" стало немного полегче, и мы решили, что планы менять не будем, и дотащимся-таки до Андорры. Кхе-кхе…
Отличная автострада продолжалась еще несколько десятков километров, но потом пошла горная, однополосная дорога N20 через Пиренеи; монотонная, с постоянными хвостами из 20-30 машин. Однако, что ни говори - красивая, обрамленная деревьями с разноцветной листвой. Даже в таком паршивом состоянии не могли этого не отметить. Вот и граница с Андоррой - карликовым государством, затиснутым между Францией и Испанией, без выхода к морю. Пограничники с суровыми лицами внимательно оглядывали всех в машине. Останавливаться не надо, просто ползти мимо с черепашьей скоростью.
В Андорре любят красный цвет. Все дорожные знаки смотрятся очень нарядно - ярко белые буквы или цифры на алом фоне. До столицы Андорра-ла-Вельи было всего 25 км от границы. Масса гостиниц в стиле "шале" зазывали низкими ценами (не сезон); подъемники грустно скучали без дела. Зимой здесь, наверное, очень здорово и красиво. В сентябре то тут, то там велись строительные работы: где возводили новый отель, где заправку, где просто латали дорожное покрытие. Одним словом, готовились к зимнему наплыву туристов.
Вот и круговая развязка со стелой "нулевой километр". Повсеместно виднелась реклама покупать дешевый "tobacco" и "alcohol". Андорра является зоной беспошлинной торговли, что даёт возможность приобретать различные товары со скидками 25%-40% стоимости аналогичных товаров в Испании или Франции. Да и бензин дешев, не говоря уже о дизеле - всего 90 евроцентов за литр. Отсюда напрашивается вывод: арендовать в Европе дизельные машины по возможности, в отличии, скажем от США, где дизель практически везде дороже бензина.
В придорожной аптеке купили каких-то лекарств для ухо-горло-носа, объяснившись с продавщицей на пальцах. Нифига не помогло, состояние совсем хреновое. Решили бросить якорь в первой попавшейся гостинице, которой оказался 4-звездочный "Arthotel". В горячее время цены за номер здесь стартуют от 300 евро в сутки. В сентябре же спокойно предложили заплатить всего 80 за большой семейный блок с кроваткой для малыша. Номер определенно произвел впечатление; он был не просто большой, а огромный, с гигантской кроватью размера "California king", на которой свободно могли бы разместиться человек пять. Обстановка очень уютная: мягкий свет, торшеры, письменный стол, шкаф, холодильник, TV. Остаемся болеть здесь.
Ночью подскочила температура, простыни меняем раз в час. К утру совсем фигово, пребываю в полудреме-полусознании. Муж пошел на поправку, даже нашел силы выйти с ребятенком на детскую площадку при гостинице, и на завтрак. Последний, кстати, был включен в стоимость проживания, и порадовал: щедрый буфет, представленный кашами, пюре, жареной картошкой, сосисками, сыром, ветчиной, даже шампанское было! Это вам не жалкий французский круассан с микроскопической чашечкой кофе. Явно сказывалось соседство с Испанией. В Андорре, кстати, проживает почти 45% испанцев против всего 8% французов.
Но, конечно, всё это изобилие мог оценить только муж, так как я по-прежнему лежала в номере в полудохлом состоянии. Хорошо еще, что дитё было здорово и весело, и бодро гуляло с папой, по магазинам в том числе. В Андорре, наконец, был приобретен третий чемодан (привет фуа-гре!) с колесиками, вращающимися во все стороны, что оказалось чрезвычайно удобно. Так прошел еще один отпускной день, а на следующий у нас уже была бронь в другом месте, с которой пока не понятно что было делать, то ли отменять, то ли держать…
С утра состояние не особенно лучше, стало плохо за завтраком, что закончилось легким обмороком :-[] Два часа в забытьи, - и о, чудо! - дело резко пошло на поправку. Я даже почувствовала, что смогу доехать до пункта назначения Мийо, хотя до этого терзали сомнения.
На выезде из страны машину окружила группа из 6 пограничников - грозные, суровые, спрашивали сколько везем алкоголя и табака, откуда приехали и куда путь держим. Закончив мини-опрос, они внимательно оглядели салон машины снаружи, и отпустили. Вот такая получилась Андорра, которой не было. Единственная страна пока, где не сделали ни единой фотографии, и не посмотрели ни одной достопримечательности. После родилась семейная шутка: люди болеют кто в госпитале, кто дома, а мы для этого ездим в Андорру Ну, надеюсь, не последний раз путешествуем в том регионе.
Сразу за границей на французской стороне начинается туннель (6,10 евро), помимо бесплатной дороги по горам. Очень экономит время и бережет вестибулярный аппарат от укачивания. До Перпиньяна, расположенного практически на средиземноморском побережье, дорога была мучительной, сплошные повороты и горки. Это весело, когда продолжается километров пять, но при дистанции больше 100 уже не до шуток, удержать бы содержимое желудка. И вот, наконец, спасение - ровная автострада A9; на юг - Барселона, на север - Монпелье и Ним.
Дорога поддерживается в отличном состоянии, с великолепными "aire". Этим словом на автострадах обозначают зоны отдыха. По устройству схожи со штатовскими (там, где платные шоссе), по размаху - превышают всё виденное до сих пор. Меня сразила наповал комната матери и ребенка (nursery). Уж насколько в Штатах они хорошо обустроены, но французские на автострадах выше всяких похвал. Вместо откидных пластмассовых столиков для переодевания ребенка, стоят чрезвычайно удобные мягкие шезлонги с подушками. Для ходящих на горшок детей есть крошечные унитазики, высотой до щиколотки. Куча одноразовых пеленок, мешочки для грязных подгузников. Очень всё чисто, продумано, и удобно.
С частыми остановками доехали до виадука Мийо, цели сегодняшнего дня, сделали пару кадров, и решили, что более подробно рассмотрим его на следующий день. По описанию на сайте легко нашли забронированную из дома гостиницу "Hotel Des Causses" (54 евро), и весь вечер отдыхали от длинной дороги. Состояние улучшается с каждой минутой.
Есть в Южной Франции, вблизи города Мийо, одно уникальное сооружение - автодорожный мост вантовой системы, перекинутый через долину реки Тарн. Мост-небоскреб "развязывает" напряженную автомагистраль, кратчайшим путем соединяющую Париж и Барселону. Его строительство обошлось в 400 миллионов евро, а плату за удовольствие прокатиться по нему планируется взимать на протяжении следующих 78 лет.
К слову, правильно называть эту конструкцию всё же "виадук", то бишь тот же мост, но перекинутый через ущелье, овраг или целую долину, как в случае с Millau. Да, и как бы не хотелось скатиться на английский, прочитав название в виде "Миллау", не стоит этого делать. Правильно - Мийо
В районе виадука есть 7 смотровых площадок, хорошо обозначенных на карте >> Там же можно найти их описание и другую полезную информацию.
Первая смотровая, которую посетили, обозначена на карте под номером "1" и называется Cap de Coste-Brunas. С неё открывается вид со дна долины, причем опоры моста выглядят настоящими гигантами, особенно по сравнению с букашками-машинами, снующими внизу. Всего опор семь, вторую из которых любят сравнивать с Эйфелевой башней, не в пользу последней. Тут же вспомнились те сладостно-завораживающие переживания, что охватывали во время съемок с третьего уровня Эйфелевой (310 метров). А вот бы организовать подъем на пилоны Мийо?!
К каждому из пилонов крепятся 11 пар вант, поддерживающих дорогу:
Проехав по дороге под мостом, заглянули в небольшой музей при виадуке с интересными схемами и фотографиями, сделанными на разных стадиях строительства. За 6 евро можно даже сходить на экскурсию с гидом, где более подробно освещаются разные технические моменты и особенности функционирования моста-небоскреба.