Этот отчёт будет кратким, но однозначно применителен к теме самостоятельных путешествий, поэтому хочу его описать – может быть мой опыт кому-нибудь пригодится. Пока мы находились в процессе организации майского отдыха, у меня вырисовалась рабочая поездка, в Шанай. Поездка была краткая, буквально на три дня, и по срокам аккуратно вписывалась до нашего вояжа, поэтому я переоформил свои билеты вместо первой части в Пекин, на прибытие в Шанхай, а билеты до Лхасы, соответственно, из Шанхая. Всё складывалось красиво, за исключением того, что семья оставалась без меня, на дополнительных четыре дня, ну и дорожный гардероб увеличивался на его деловую часть. Вперед, всё готово - я полетел в Шанхай.
О том, что переговоры закончатся в два дня, а не в три, как было изначально запланировано, я понял сразу и воспаленный мозг странствующего алкоголика (это определение моего попутчика – военного моряка, так он идентифицировал наш статус в этом путешествии) стал требовать дополнительных впечатлений. Можно, конечно, было потратить этот день на более полное ознакомление с самим Шанхаем, но, во-первых я планировал большую поездку в Китай с семьей, которая там ещё не была (я и сам-то все разы там бывал только в работе, изредка присовокупливая какие-то экскурсии), во-вторых у меня была двукратная китайская виза, позволяющая выехать за пределы страны, и в-третьих рядом было Макао, страна, которую я хотел посетить очень давно, а по словам тех, кто там бывал, полного дня для понимания твоё это или нет, в Макао вполне достаточно. Вот так на горизонте появилось Макао - ещё один пункт в маршруте.
В этот же день, добравшись после переговоров в отель, я посмотрел билеты – на Макао из Шанхая самолет туда - обратно улетал очень не удобно, на осмотр города оставалось только два часа (знал бы я, что меня ожидает, когда план обернётся реальностью!), но у меня в запасе был ещё Гонконг, из которого, как я знал, на Макао идут паромы в пределах часа, поэтому стоило было попробовать и этот путь. И действительно – семичасовой утренний самолет туда и в восемь вечера обратно должны были, наконец-то, открыть эту страну, которая номинально уже китайская, а в реальности, ПОКА, ещё не ихняя. Так как рабочие моменты ещё не были окончены – я решил всё отложить до завтра.
Утро, машина, встречи и переговоры – всё, действительно, заканчивается к четырем часам дня, обнимашечки на прощание, заверение в искренности и честном партнерстве (врут ведь, собаки!) и меня везут в отель, по дороге пытаясь найти заказ Уральского Сигарного Клуба – китайские сигары «Грейтвил» (ничего ведь так и не нашли, хоть все магазины по почте писали, что у них они есть!) и вот я в отеле. Дорогу осилит идущий – пора приступать к осуществлению бредового плана по названием «Увидеть Макао и вернуться.».
И вот тут-то начинаются первые сигналы о безуспешности данного проекта (мне бы их увидеть и тормознуть, но «мы не привыкли отступать и т.д.»), а именно билетиков на удачный утренний рейс уже нет, а есть только через два часа и за цену на 200 долларов дороже. Вот вчера ещё было за 14 000 рублей на более удобный рейс, а сейчас только за 20 000 и уже позже. Что делать – охота, она ведь пуще неволи, и я его выкупаю. Лечу!
Сейчас, когда уже всё произошло и можно сделать «работу над ошибками», я понимаю, что выбор более позднего самолета было моим первым промахом – не стоило так чётко всё рассчитывать по времени, когда действуешь в незнакомой обстановке, да ещё и без языка. При этом времени вылета, заложив дополнительное время на форс-мажоры, я бы увидел, что на осмотр Макао у меня ничего не остаётся, но, как говориться все мы умны задним умом. А пока я ехал в аэропорт…
Утренним проскоком на метро до станции, откуда уходит скоростной поезд в аэропорт. Десять юаней, конечно не деньги, но всё равно: хотите экономить – озадачьтесь тем, чтобы иметь возможность показать кассиру свой билет, так как владельцы билетов имею небольшую скидку на этот паровоз, перед обычными посетителями, которые просто пришли покататься на большой скорости.
А скорость реально большая – в этот утренний час она достигает более трехсот километров в час, а в пиковые часы она увеличивается до четырехсот. Китайцы визжат, бегают по салону и активно фотографируются на фоне табло, где, кроме времени, показывается текущая скорость. Мне же не до этого – голова просто забита мыслями о непростом предстоящем дне. Макао – как же всё не просто…
Первый звонок прозвучал, когда в самолете, в одном ряду с мной, только через проход, всю дорогу кашляющая европейская пара по посадке вызвала медицинскую помощь. Начался большой кипиш – все бегали по салону: медики, стюардессы, пограничники, что-то заполняли, всем раздавали марлевые повязки, переписывали билеты и посадочные талоны. «Вечер переставал быть томным», тучи сгущались, недобрые предчувствия лезли ко мне в душу, а нехорошие мысли в голову. Но всё гнал прочь, ибо вариантов уже не было, я уже приземлился в Гонконге и надо было прорываться только вперед. На Макао!
Гонконг, после Шанхая, встречает удушающей жарой и повышенной влажностью, я тороплюсь – надо побыстрее попасть на паром, который, как мне известно, уходит и из аэропорта, и из города. Но мне-то надо прямо отсюда, чтобы и времени не терять, и идёт он отсюда на пятнадцать-двадцать минут быстрее. Я мчусь, не разбирая дороги, скорее на паспортной контроль. Штамп на бумажку, степлером в паспорт и вильком Гонког, мистер!Бегом, бегом – надо теперь попасть на паром и ОПА!, а паром-то, оказывается отходит из транзитной зоны, оттуда, откуда я только что прибыл… Вот это облом, обратно не попасть, бегаю, дергаюсь, потом сажусь и по стандартной схеме: чего переживать, когда уже случилось – надо искать пути и решения. Начинаю думать, что и как исправить, а вариант только один – ехать в город до городского парома и заходить на Макао через него. Через десять минут я уже еду в поезде в город. Дополнительно прилипает (вернее отнимает от моего времени в Макао) ещё 30-40 минут. Анализируя, понимаю свой второй промах – в суете и спешке я просто не подготовился в паромному переезду (наверняка на сайтах и форумах есть информация как, откуда, из какой зоны уходит паром на Макао из Гонконга) и, конечно же, можно было просто включить логику и опыт – если это два разных визовых государства, то зачем получать лишний штамп в паспорте, проход на паром, по простой логике, должен быть из транзитной зоны. От моего восьмичасового пребывания в Макао уже оттяпалось 3 часа…
С отсутствием языка время получения необходимого всегда удлиняется - это важно учитывать. Я это помню, всегда закладываю, но в этот раз почему-то не рассчитал - простое передвижение от места остановки поезда в подземном этаже торгового центра до места покупки билетов, отняло у меня более получаса, пока заблудился, пока нашел куда идти, пока прошёл весь маршрут. Пока понял где и как продаются билеты - на паром идущий в ближайшие полчаса я уже не попадал. Итого, по факту, потеряно дополнительно более полутора часов от времени моего пребывания в Макао. Таким образом, просчитывал я, следуя на пароме, в общем мною потеряно почти четыре часа от восьми предполагаемых. Ну хоть три часа на осмотр основного в Макао - утешал себя я...
При таком жестком временном графике, когда время рассчитывается по минутам, важно понимать, сколько и где, этих самых минут ты можешь потерять, а иначе вся выверенная цепочка просто летит к чёрту. Сложно предполагать то, о чём ты даже представления не имеешь, но, наверное, в таких ситуациях и надо закладывать максимальное количество времени на укладку, утруску и усушку – пусть лучше останется свободное время, чем ты будешь находится в цейтноте. Паром только по официальному графику идёт час, он даже выходит ровно по расписанию (вот что значит годы колонизации!), но вот прибытие в конечную точку – это уже совсем другое дело: есть погода, есть море и волна, есть вход в гавань и подход к пристани. А ещё дополнительно твой паром может прийти одновременно с паромами других компаний и в результате «счастливый обладатель» штампов Макао стоит, наконец-то на его земле, только вот времени на осмотр остается чуть больше двух часов…
Вот засада, выбегаю на площадку перед терминалом - такси, велорикши, автобусы, все зазывают и сейчас же тебя доставят в нужную точку, но я уже один раз прокололся от своей торопливости, надо «переспать» с ситуацией и продумать весь дальнейший план. Поэтому закуриваю и прикидываю что и как надо сделать. Получается, что в первую очередь надо приобрести билет на обратный паром, выбрать приоритетные места посещения, а потом, взяв такси, осмотреть хотя бы их, на том и порешил, иду покупать билеты, надеясь, хотя бы сейчас, купить их в транзитку аэропорта.
Я уже привыкаю, что подлянка следует за подлянкой – у стойки билетов на аэропорт мне говорят, что при том времени отлёта самолета, что должен меня вернуть на Шанхай, я должен уплывать немедленно, так как следующий паром пойдет не через полчаса, а через полтора-два и я уже не успеваю на регистрацию. Что это: изменение расписания? – скорее мой очередной промах – я просто, не зная точного времени своего отбытия из Макао, не просмотрел всего расписания, ограничившись первыми строчками по времени, а там-то, как раз всё достаточно точно, через полчаса. Ближе к концу дня, в соответствии с расписанием самолетов, промежуток между паромами удлиняется и это, наверняка, есть в расписании. Просто «кто-то» не сделал домашнюю работу до конца…
Кстати говоря, к промашкам с расписанием можно отнести и несвоевременный выход на пароме из Гонконга, так как если бы у меня было расписание паромов на руках – можно было бы избежать опозданий. Тем не менее, вариантов у меня только два: либо немедленно уплывать, либо брать билет обратным путем через город, удлиняя свой путь, но, таки, имея возможность хоть что-то посмотреть, при этом времени даже в этом случае практически нет – подъехал, увидел что-то собственными глазами и обратно. Отступать как-то стрёмно, я же уже стою на земле Макао и я выбираю второй вариант с осмотром руин собора святого Павла.
Билет на паром Макао – Гонконг, сразу в такси, и вот я уже на знаменитой лестнице, ведущей к величественному фасаду. То, что у меня в этот момент сел фотоаппарат меня уже нисколько не удивило – это показалось мне абсолютно закономерным продолжением происходящего. «Теперь у тебя не останется даже документально подтверждения того, что ты был в Макао» - сказал себе я, купил магнит, сел в такси и поехал обратно в терминал. Севшую технику я даже за промах считать не стану, так как это прописные, азбучные истины: перед выездом проверь деньги, билеты и зарядку всей техники.
Обратная дорога прошла по накатанной – паром, торговый центр, поезд до аэропорта Гонконга, погранконтроль, самолёт до Шанхая. Смутные мысли, крайне недовольство самим собой и слабые утешения, что, дескать, негативный опыт – это тоже неоценимый опыт, что эти потери – это ерунда, главное сам жив и здоров, что на земле Макао я всё-таки постоял, местные достопримечательности, таки, посмотрел и местного алкоголя выпил и т.д. и т.п. В общем в глобальном смысле, для самого себя, я так до конца и не определился – а был ли я Макао?, хотя понятно, что при первой же возможности я просто буду обязан там оказаться, чтобы вернуть должок. Только вот кто кому должен – я Макао, или, всё таки, Макао мне?