Долго изучал информацию на этом форуме, с помощью Lonely planet составил кучу маршрутов: юг с Агадиром, Имлилем и Тафраутом; по имперским городам, с Агадиром и Эс-Сувейрой; вдоль побережья Атлантики и т.д. Но пятое чувство подсказывало, что будут проблемы с вылетом (персонал Люфтганзы объявил предварительную забастовку), поэтому первый раз не бронировал в Марокко гостиницы. В общем, собрал информацию по городам, достопримечательностям и пляжам Марокко, изучил расписание транспорта на сайтах oncf.ma (марокканские ж/дороги и автобусы Supratours) и ctm.ma (автобусная компания CTM) и как говорится – в путь.
Перед вылетом в Марокко решил на денек заехать в Ярославль и Ростов Великий. Стараюсь всегда делать так: надо ведь и по Родине путешествовать, и иметь базу рядом с Москвой (мало ли что с вылетом). Первый раз мне это пригодилось.
Предварительные затраты:
1. Авиабилет Люфтганза «Москва-Касабланка-Москва» - 14086 руб
2. Ж/д билет Тюмень - Ярославль – 1758 руб
3. Ж/д билет Ростов – Москва – 611 руб
4. Ж/д билет Москва – Тюмень – 2637 руб
5. Страховка СК «Согласие» (ассистанс International SOS): 50000 евро медрасходы + 3000 евро несчастный случай + 10 дней активный отдых – 1460 руб
6. Телефон: 1000 руб на карту Гудлайн
Итого: 21552 руб
Всегда покупаю страховой полис, больше для собственного успокоения. При подготовке на этом форуме прочитал, что «Согласие» прекратило сотрудничество с International SOS, но у нас в Тюмени наверное еще остались бланки. В общем, страховка к счастью мне, как и за восемь предыдущих поездок за рубеж не понадобилась. «Согласие» выбрал из-за ассистанса и удобного расположения офиса продаж.
Билеты на российские поезда купил на сайте РЖД: купил без проблем, но вот посадка на обратный поезд в Москве была с приключениями, т.к. еще не перестроился от лаконичности марокканских ж/д билетов на российскую многословность (очень много в посадочном купоне РЖД лишней для пассажира информации). В общем, посмотрел не в то место на купоне и пришел не к тому вагону, а проводницы попались еще с советской подготовкой, не удосужились помочь измученному пассажиру.
Путешествие мое началось спокойно, в большей степени благодаря выключенному телефону.
День первый – Ярославль – Ростов Великий
После полуторасуточной поездки на поезде прибыл на Московский вокзал Ярославля. Сдал сумку в камеру хранения (вопреки информации путеводителя на этом вокзале камера хранения есть, у дежурного по вокзалу), пешком прогулялся до автовокзала, купил билет до Ростова. И на троллейбусе №5 отправился осматривать центр Ярославля. Привет ярославцам, замечательный у вас город. Особенно понравились Стрелка у слияния Волги и Коростели и церковь Ильи Пророка.
В приподнятом настроении прогулялся по набережной, поглазел на многочисленные церкви. Купил в центре сувениры и отправился на вокзал за вещами. Предварительно позавтракал в Маке у Московского вокзал. Российские МакДональдсы гораздо чище и приятнее марокканских. На автовокзале вспомнил про отключенный накануне телефон и тут меня ждала засада. Первое сообщение было от Люфтганзы и гласило, что мой полет отменен. Настроение резко упало. После часовой поездки по разбитой старой дороге мимо полуразвалившихся деревенек прибыл в Ростов Великий. Пешком дошел до единственной за всю поездку забронированной на букине гостиницы с поэтическим названием «Царевна-лягушка». Гостиница хорошая, расположена в отреставрированном двухэтажном особняке на улице Ленинской. Персонал душевный, девушка на ресепшене разрешила воспользоваться интернетом (в гостинице бесплатный Wifi, но на моей электронной книге он работает медленно). Узнал, что у Люфтганзы забастовка, предлагают звонить на сервисный номер. Сервисный номер 15 минут не отвечал.
В общем, в каждую поездку готовился к проблемам с вылетом, но когда они наступили, немного растерялся.
Потом успокоился: возможные потери не так велики, гостиница на ночь есть, если, что попутешествую по Золотому кольцу и вернусь домой.
Ростов Великий оставил у меня двойственное впечатление: с одной стороны замечательный кремль, монастыри церкви, живописное озеро Неро (еще не освободившееся ото льда), а с другой ужасная замусоренность города. Такое впечатление, что город совсем не убирается. Я такой беспорядок видел только в Индии, но там это как-то естественно, а в Ростове было стыдно перед многочисленными иностранцами. Сравниваю Ростов с Суздалем. В плане достопримечательностей и природы Ростов однозначно выигрывает, но вот атмосфера интереснее в Суздале. Может я приехал в неудачное время, конечно в мае, когда все зазеленеет и мусор скроется город поинтереснее выглядит, но все-таки чистить улицы надо круглый год.
Несмотря на плохое настроение с удовольствием прогулялся по кремлю, по живописному берегу Неро, посетил Спасо-Яковлевский монастырь.
Затраты 1 дня:
1. Камера хранения – 100 руб
2. Транспорт Ярославля – 52 руб
3. Завтрак в Маке – 155 руб
4. Сувениры в Ярославле – 130 руб
5. Автобус до Ростова – 91 руб
6. Гостиница – 1200 руб
7. Билеты в Ростовский кремль – 240 руб (полный билет стоит 450 руб, я посетил несколько экспозиций)
8. Сувениры в Ростове – 150 руб
9. Продукты – 130 руб
Итого – 2250 руб (55 евро)
Далее буду приводить затраты по дням и переводить их из рублей или дирхамов в евро. Каждый вечер тщательно записывал в блокнот все затраты. Считаю это полезным в плане контроля бюджета.
День второй – Ростов Великий – Москва
Утром с удовольствием позавтракал в гостинице. Спасибо персоналу «Царевны-лягушки» и на такси доехал до ж/д вокзала. Скорый поезд «Ярославль-Москва» поразил комфортом (высокая стоимость проезда полностью соответствует качеству).
На Ярославском вокзале опять пытался позвонить в сервисную службу Люфтганзы, не удачно. Сдал вещи в камеру хранения и отправился на прогулку по проспекту Сахарова и далее по Басманному району. Добрел до скверика у какой-то церкви. Смешно, сейчас посмотрел по карте – это оказался Богоявленский собор в Елохове. Я несколько лет назад его специально искал, не нашел. Сел не лавочку в скверике и о чудо, почти сразу дозвонился до сервисного центра. Девушка мне сказала, что на сегодня все вылеты отменены и я могу улететь через два дня в тоже время. Я согласился, она быстро переоформила полет и сбросила новый билет на мою почту. Таким образом, я не сильно пострадал от забастовки: сидеть в аэропорту не пришлось, два дня провел в Москве, что то же неплохо. Тут же позвонил в хостел «Столичный», расположенный в «Доме на набережной», место для меня нашлось. Пообедал в тоговом центре напротив Ярославского вокзала. Забрал вещи из камеры хранения и отправился размещаться в хостеле. В метро купил билет на 5 поездок. Порядка в московском метро заметно стало больше. К билету прилагается план московского метро, который удобно сворачивается и укладывается в кармашек. Такого я ни в одном метро до этого не видел. Уж поверьте есть с чем сравнивать: ездил в парижском, пражском, венском, барселонском, каирском, стамбульском метро. И еще билет теперь действителен на 30 дней, я оставил один на обратную дорогу, не стоял в огромной очереди в кассу по возвращению из Марокко. В хостеле я уже останавливался в декабре 2012 года по пути в Тай. В апреле заполненность хостела была гораздо выше, основной контингент составили российские командировочные. Очень спокойное место, места общего пользования новые, чистые, напрягали немного только очереди утром в ванную комнату, но это так сказать издержки производства. Самое главное в этом хостеле - замечательное место расположение: с одной стороны Храм Христа Спасителя, с другой по Большому Каменному мосту до Кремля рукой подать. Отдохнул немного, совсем успокоился. Вечером прогулялся по Москве: Кремль, Арбат. Удивился, что в Москве стали мыть мостовые и тротуары. Зашел в «Московский дом книги» на Новом Арбате, очень мне нравится этот книжный магазин. Кому любопытно, на первом этаже очень хороший выбор путеводителей, есть Lonely Planet и русские издания, и английские. При подготовке пользовался изданием LP Morocco 2009 года, проверил информацию по изданию 2012 года, цены немного подросли. В общем LP незаменимая вещь при подготовке, карты там только уж очень условные, да и инфа часто старая и с некоторыми неточностями.
Затраты 2 дня:
1. такси до ж/д вокзала Ростова – 100 руб
2. чай в поезде – 15 руб
3. камера хранения – 120 руб
4. обед – 210 руб
5. туалет – 20 руб
6. метро (5 поездок) – 150 руб
7. хостел Столичный – 1500 руб (за две ночи)
Итого: 2115 руб (51,5 евро).
День третий – Москва
Все, что не делается – все делается к лучшему. Благодаря вынужденной задержке в Москве я осуществил свою давнишнюю мечту – подняться на Останкинскую телебашню. Ранее короткие деловые поездки и остановки в Москве перед поездкой за рубеж этого не позволяли. Утром я доехал на метро до ВДНХ, пересел на символ лужковского хайтека - монорельс. Теперь он входит в единую транспортную систему метро, билеты такие же как на метро. Любезная дама мне объяснила, что в течение 1,5 часов по этому билету можно пересесть на станции Тимирязевская на метро. Но меня интересовало сосредоточение российского телевидения – Останкино. Усадьба находится на реставрации, пруд еще не освободился ото льда. Поглазел на здание Первого канала и отправился искать возможность попасть на телебашню. Оказалось все просто. В главном здании телецентра на улице Новомосковской (напротив здания России-2) принимаются заявки на экскурсии. Экскурсии проводятся каждый час с 10 утра. В будни на 10 и 11 часов стоимость значительно дешевле. Я немного опоздал и заплатил полную стоимость. Надо иметь с собой паспорт (у меня кроме заграничного, был и российский). Выдают прикольный персональный пластиковый пропуск. В общем экскурсия интересная, само осознание, что ты на Останкинской телебашне уже того стоит. Цена примерно соответствует цене посещения верхнего уровня на Эйфелевой башне в Париже. Однако на Эйфеле интереснее, все-таки она в центре города, да и пониже. А с Останкинской центр виден с трудом, из-за смога. Но все равно интересно увидеть Москву с высоты птичьего полета.
После телебашни немного прогулялся по ВДНХ. Тут пока изменений к лучшему мало: толкучка и слабенький парк развлечений. Достижениями народного хозяйства России и не пахнет (если не считать Музея пьянства).
Во второй половине дня хотел сходить в Кремль, но там был выходной день. Красная площадь была закрыта на репетицию парада. Впечатлило как солдаты кремлевского полка, играючи, в сапогах садятся на шпагат. Далее прогулялся по Замоскворечью. В Третьяковке был в декабре, поэтому меня в основном интересовал Храм Воскресения Христова в Кадашах. Очень красивый храм. Так получилось, что я в эту поездку в основном осматривал шедевры русской церковной архитектуры 16-17 веков. У меня лично большое сомнение стал вызывать тезис, что допетровская Россия была отсталой, строили ведь красивые монументальные храмы, ничем не хуже Петропавловского собора в Питере.
Потом я прогулялся до церетелевского творения на Москве –реке. Издали памятник выглядит ничего, но вот вблизи. Честное слово - насмешка над Петром Великим, особенно если смотреть на памятник сзади, с Крымской набережной. Стоит большой дядька на игрушечной лодке, которая вся утыкана игрушечными флажками.
Завтракал в Маке на Манежной площади, обедал в «Теремке» фудкорта ТЦ «Охотный ряд».
Затраты 3 дня:
1. Завтрак – 201 руб
2. Останкинская телебашня – 850 руб
3. Обед - 250 руб
Итого: 1279 руб (31,2 евро)
День четвертый – Москва – Франкфурт-на-Майне – Касабланка
Утром сразу отправился в Кремль. Пришел к открытию билетных касс в 9-30. Билеты купил без проблем, только в музеи Кремля, т.к. в Оружейной палате уже был несколько лет назад. Начали собираться посетители, особенно много как всегда организованных жителей Поднебесной. Зашел одним из первых и сразу помчался к Царь-пушке, пока ее не облепили китайцы. Кремль – есть КРЕМЛЬ. Пошел мелкий дождик. В дорогу - это говорят к удаче. Посетителей на Соборной площади было мало, китайцев наверное увели в Оружейную. Успенский собор был закрыт. Музеи Московского Кремля работают хорошо, можно сказать на мировом уровне, в каждом объекте есть бесплатные красочные описания на нескольких языках. И вообще при вполне нормальной цене, есть что посмотреть кроме соборов. Соборы и церкви конечно тоже интересны, особенно небольшие Благовещенский собор и церковь Ризоположения. В них особая камерная атмосфера.
На выходе из Кремля заметил, что нет желающих сфотографироваться с солдатами, стоящими на карауле у Троицкой башни. Очень уж у них строгий вид.
Далее успел пообедать в KFC фудкорта Охотного ряда и сходить в Исторический музей. Экспозиция этого музея очень интересная, особенно для тех, кто интересуется историей России, но уж очень музей какой-то нафталиновый. Я был во многих подобных музеях в разных столицах Европы, Азии, Африки. На мой взгляд, в нашем музее откровенный перегруз экспонатами и особенно сопутствующей информацией. В других странах информация размещается на информационных терминалах, удобно и не мешает осматривать музей.
В общем два дня в Москве провел с пользой. Купил немного продуктов в дорогу и отправился в аэропорт Внуково. На Киевском вокзале меня застал проливной весенний дождь с градом, опять к удаче. Т.к. возвращаться предстояло через Домодедово, билеты на аэроэкспресс взял в одну сторону.
Первый раз летел из Внуково. Аэропорт очень понравился, современный, компактный, аэроэкспресс заходит прямо в здание терминала, что очень удобно. Регистрация на рейс уже началась, за стойками Люфтганзы сидела одинокая девушка. Быстро меня зарегистрировала, места на обоих бортах достались у окна. Немного ехидно пошутил с ней про забастовку и повышение зарплаты, она юмор явно не поняла, чувствовалось, что сервисной службе нервы сильно потрепали за эти дни.
Люфтганза, когда не бастует, хорошая компания. Удивили немцы-пассажиры, несмотря на потери времени из-за забастовки мило шутили со стюардессами. В общем, образовалась атмосфера эдакого немецкого деревенского кабачка. Столовые приборы были металлическими, на борт и ножницы не пронесешь, а здесь металлический столовый нож (правда, тупой). Ну и таких древних стюардесс я не видел даже на наших внутренних авиарейсах, немки работают видимо до старости. Полет до Франкфурта состоял из взлета, набора высоты, кормежки с вином и пивом, времени на туалет, снижения и посадки. Пожилые немки лихо бегали туда-сюда с тачками.
Аэропорт Франкфурта меня поразил: две полосы, разделенные автобаном, забавно было наблюдать, как параллельно садится другой самолет, огромный аэровокзал. Дотошные немцы потрошат транзитников по полной программе, никаких катарских допусков в здание аэропорта без досмотра. Я на обратном пути забыл снять ремень, меня шустро обшарили, только, что в задний проход не забрались. Спиртное из Москвы вести бесполезно, изымут на досмотре, да и цены во Франкфурте ниже московских.
У меня была короткая стыковка рейсов, но успел даже забежать в дютик и купить маленькую бутылку Hennesy.
Второй рейс до Касы уже был более интернациональный, со мной рядом сидела марокканско-русская еврейская семья из Израиля. Ехали наверное посетить могилы предков в какой-нибудь марокканский меллах. Полет я благополучно проспал, кажется даже и не кормили, только поили. Проснулся, когда самолет начал снижаться над Гибралтаром.
Аэропорт Касабланки им. Мухаммеда V поразил реактивностью паспортного контроля и быстротой доставки багажа. Все формальности заняли у меня меньше 30 минут.
Затраты 4 дня:
1. Билеты в Кремль – 350 рублей
2. Обед – 210 руб
3. Билеты в исторический музей – 310 руб
4. Сигареты и продукты – 250 руб
5. Аэроэкспресс до Внуково – 320 руб
6. Вода – 60 руб
7. бутылка Hennesy – 12,5 евро
Итого: 1500 руб (36,5 евро) + 12,5 евро = 49 евро
Марокко: аэропорт Касабланки, маршрут поездки и общие впечатления о стране.Еще в самолете решил, что если успею на последнюю электричку (отправлением 00-00), то поеду в Танжер, если не успею - буду думать про маршрут в аэропорту: варианты начала были Фес или Марракеш, т.е с севера на юг или с юга на север.
В самолете немного напутал со временем, оказалось в Марокко еще действует зимнее (разница с Москвой 4 часа). В общем, до отправления электрички осталось 15 минут. Быстро поменял 100 евро, курс был близкий к среднему 10,80 дирхам за 1 евро и шустро помчался к железнодорожному терминалу, который расположен в цокольном этаже слева (если стоять спиной к зоне прилета). Дядечке сказал по-французски заученную фразу: «Эн тике пур Танжер, премье класс». На удивление понял и быстро выдал два маленьких скрепленных билета: один до Casa-Voyageur, второй от Casa-Voyageur до Танжера.
Так и началось мое марокканское путешествие, без четкого плана, можно сказать наобум. Постепенно путем проб и ошибок, случайных событий маршрут мой оказался близким к самому жесткому варианту: Танжер (мыс Спартель) – Фес (Мекнес, Волюбилис, Мулай Идрис) – Мерзуга – Тинерхир - Ущелье Тодра – Уарзазат (Аит-Бенхадду) – Марракеш – Тан Тан порт – Марракеш (проездом) – Рабат (Сале, пляж Наций, Темара)-Каса (аэропорт). Четыре ночных переезда за 16 дней. Проехал общепризнанную территорию Марокко с севера на юг и с запада на восток, от Гибратара до границы с Алжиром и на юг до Западной Сахары.
В целом поездкой доволен, даже очень. Впечатлений масса. Понравилась страна, люди, природа. Такого природного разнообразия я еще не встречал: местами Испания, местами Австрия, красно-зеленые горы, головокружительные перевалы, бесконечные пальмовые оазисы, глинобитные крепости, средневековые медины, новые современные города, дюны, каменистые пустыни, а бесконечные пляжи… Не хватило немного пляжного отдыха, но не затем ехал, хотя в другое время года и это в Марокко есть. Были конечно мелкие неприятности, но они совершенно не испортили поездки. Всю поездку меня вело проведение, мои ошибки по маршруту как-то исподволь скрадывались, неудачи превращались в удачи.
Что особенно запомнилось, по мере посещения:
1. В Танжере и окресностях: касба, медина, северная набережная вдоль Гибралтара, пляжи мыса Спартель.
2. Фес: понравился целиком и старый город Fes el-Bali, и новый город Fes el-Jdid и построенный французами Ville Nouvelle, вид на медину с крыши музея армии или от гробниц Меринидов просто потрясающий.
3. Мекнес: сам город немного холодноват, но имеются очень интересные музеи и конечно «Нескончаемая стена».
4. Волюбилис: сам римский город так себе, но вот природа вокруг просто супер.
5. Восходы и закаты в дюнах Мерзуги: пустыней я бы это место не назвал, но вот дюны есть и весьма впечатляющие.
6. Дорога от Риссани до Эр-Рашидии: потрясающие виды на оазис Зиз и Тафилальт.
7. Ущелье Тодра вечером и утром, «адские челюсти» и оазис Тинерхир.
8. Дорога от Тинерхира до Уарзазата: долина Дадес, Бумальн, долина роз Келаа-Мгуна, Скура.
9. Уарзазат: чистенький, девственно некоммерческий город, киношная столица Марокко.
10. Касба Аит-Бенхадду: самая впечатляющая касба Марокко и даже не из-за киношного образа, а сама по себе.
11. Дорога из Уарзазата в Марракеш: красно-зеленые горы, долины, а на перевале Тизи-н-Тишка просто дух захватывает от вида серпантина, по которому поднимался автобус и по которому предстоит спускаться вниз.
12. Джемаа-эль-Фна и минарет Кутубия: сам Марракеш мне не понравился, а вот на площади «собрания мертвых» побывать надо каждому, кто приехал в Марокко, замечательно позитивное место – настоящий символ страны.
13. Удивительно чистые южные городки Тизнит, Гельмим, Тан тан и туман в каменистой пустыне, из которого образуется дождь.
14. Тан Тан порт: поселок с удивительной атмосферой расслабленности и его бесконечные каменистые пляжи.
15. Рабат: бело-синяя касба Удайя, опрятная тихая медина, белый Новый город, поэтичная Шелла, башня Хасана и романтичная набережная Бу-Регрега с видом на медину Сале, а океанская набережная с молом и маяком просто чудо.
16. Побережье от Сале до пляжа Наций: мощь океана, череда небольших бухточек с уединенными пляжами и бесконечный пляж Наций.
17. Пляжи Темары: нашел пляж, защищенный от океана косой, и вдоволь накупался.
Транспорт:
1. Марокканские железные дороги (10 поездок): самый удобный вид транспорта. Чистые, современные вагоны, в целом соблюдают расписание. Никаких проблем с покупкой билетов и ориентированием на вокзалах, на платформах имеются информационные табло с номером поезда. Ездил в основном в первом кассе: в основном мягкие сидения, по шесть в купе с кондиционером. В двухэтажных вагонах первый класс вообще полный хайтек. Второй класс попроще, как в наших электричках, которые следуют между большими городами. Пассажиров в этом классе много, суета. Советую выбирать первый класс (стоимость на 30% выше, чем во втором классе). Единственный недостаток – полное отсутствие на всех вокзалах камер хранения.
2. Междугородние автобусы: ездил только с компанией Supratours (6 поездок), т.к. у них более удобное расположение станций и маршруты совпадали с моими потребностями, автобусы аналогичные CTM. В общем, все нормально. Остановки на перекус не напрягали. Единственное неудобство, часто приезжали раньше расписания. Первый раз меня это просто озадачило, т.к. приехали в Мерзугу не в 7 утра, в 5 часов в кромешной темноте. Ну и один раз … забили меня высадить ночью в Тизните, но это может быть даже и к лучшему.
3. Гранд-такси. Так и не понял, что хорошего в этом транспорте. Ездил на этих старых мерсах только на экскурсии. Удивило, что на переднее сидение должны сесть два человека. Если оплачиваешь два места, то вообще намного дороже автобусов. Забавно было наблюдать, как два упитанных старичка садятся на переднее сидение вдвоем, ну полная нетрадиционная ориентация.
4. Петит-такси. Стараюсь избегать таксистов, но в Марокко это практически невозможно. В каждом городе имеют свой цвет. Самые опрятные красные фесские, самые дешевые светло-коричневые в Уарзазате. Технология проста: у вокзала обойти мафию, а далее быстро находится свободное такси. Без проблем включали счетчик. Исключения: естественно Марракеш, тут совсем жвах, и Уарзазат, где такси ездят по маршрутам и стоят 5 дирхемов.
5. Общественный транспорт. Пользовался только в Рабате. Самые опрятные и вполне свободные синие новенькие «Вольво» в Фесе. Вообще чувствуется, что в Фесе работает местная власть. Трамвай в Рабате – полный хайтек, скорее это легкое метро. Рабатские автобусы несколько потрепаны, но уж очень лихо ездят.
Гостиницы:Здесь у меня было по-разному. Иногда по плану, иногда наугад, иногда везло, иногда не очень. Проблемы с наличием мест были только в Рабате.
1. Танжер. Ноtel Magellan, расположенный на одноименной улице. 150 дирхемов за ночь. Недостаток: несколько потрепанный номер. Преимущество: тишина, удобное расположение между бульваром Paster и приморской авеню Мohammed V, рядом с мединой. И вид из окна на порт и море. Душ с горячей водой и туалет в номере.
2. Фес. Hotel Royal, расположенный в новом городе рядом с вокзалом. 140 дирхемов за ночь. Выбрал этот отель именно из-за близости вокзала и станции Supratour. Самый большой номер за всю поездку, с огромным окном в сад. Номер потрепанный, но чистый и мебель, когда к ней пригляделся оказалась просто старая. Душ в номере, горячая вода только утром. Туалет на этаже.
3. Мерзуга. Незапланированный «Auberge restaurant camping Les Roches». 100 дирхемов за ночь. Полупансион – 150 дирхемов. Сплошные плюсы: расположен на окраине, прямо за околицей дюны. Стены из песка, тросниковый потолок. Хорошая кухня, доброжелательный и ненавязчивый персонал. Душ. туалет на этаже, но никаких проблем, все современное, есть горячая вода.
4. Ущелье Тодра: рекомендованный LP, расположенный рядом с ущельем «Auberge Etoile des Corges”. 100 дирхемов за ночь. Опять одни сплошные плюсы: вид из окна на отвесную гору, хорошая кухня, близость к достопримечательности. Душ, туалет в номере.
5. Уарзазат. Ноtel Marmar, единственный букинговский отель. 187 дирхемов за ночь с завтраком. Опять одни плюсы. Новый отель, рассчитанный на самостоятельных европейских туристов. Все современное, правда минимум мебели. Душ-туалет в номере. Есть небольшой балкон. Расположен на окраине города, рядом со станцией Supratours. Наверное идеальное соотношение цены и качества. Правда немного выпендрежный персонал.
6. Марракеш. Совсем незапланированный Ноtel Riad Chellah. 100 дней дирхемов за день. В Марракеше гостиницу не планировал, т.к. в городе провел полдня, но не нашел камеру хранения. Поэтому с помощью хелпера нашел этот отель. Риадом его назвать можно только из-за внутреннего двора с несколькими апельсиновыми деревьями. В номере скромно, имеется только умывальник. Душ, туалет на этаже, немного страшненькие. Но главное расположение отеля, в тихом переулке выходящем на улицу Riad Zitoun al-Kedim и 5 минут до Джемма-эль-Фна.
7. Тан Тан порт. Рекомендованный LP Residence Raja. 70 дирхемов за ночь. Расположение идеальное, рядом со станцией Supratours. Вид с крыши на океан и поселок просто обалденный. Внутри скромно, но мебель из натурального дерева и полный местный колорит. Душ отсутствует как таковой. Наливаешь горячую воду в чан и поехали.
8. Рабат. Опять рекомендованный LP Hotel al-Magrib al-Jadid. 150 дирхемов за двухместный номер. Плюс: хорошее расположение практически на авеню Mohammed V, в медине, рядом с главным входом в медину. Любопытная архитектура, витая лестница, номера оформлены в марроканском стиле. Главное в номере огромная кровать, имеется в умывальник. Душ платный – 10 дирхемов.
В общем, в классических дорогущих риадах я так и не пожил. Нормальные адекватные гостиницы, за адекватные или скромные деньги. Меня больше интересовало расположение вблизи транспортной инфраструктуры или достопримечательностей.
Питание:
В целом марокканская кухня мне понравилась, особенно харира и таджин. Но мой желудок ее, извините, плохо переносил. Особенно большие проблемы были почему-то с кускусом. В начале старался питаться в местных фастфудах, где питается местный средний класс. Несколько раз ел в западных фастфудах (Маке и KFC). Потом уже приступил к изучению местной кухни. Ну и распробовал главное достояние Марокко – мятный чай. Фрукты предпочитал с корочкой. Апельсинами сразу объелся. Потом перешел на дыни.
Общие впечатления:
Не понравилось немногое:
1. Туристическая столица страны Марракеш, единственный город в стране, где по-индийски пахло туалетом. Ну и напрягала атмосфера всеобщей наживы на туристах.
2. Суки в небольших городах: шум-гам, грязь.
3. Таксистская мафия перед вокзалами, особенно в Марракеше.
Особой грязи не заметил. Новые города вообще чище наших. Тема про грязь и взяточничество в Марокко, поднятая на одной из отзывов этого форума, в устах россиян звучит несколько парадоксально. В Ростове я такую прививку от марокканской грязи получил, что там я ее просто не замечал. Ну а про взяточничество в России я вообще молчу. Лично я в Марокко платил только полуофициальные 10% чаевые в ресторанах. Ну и хелперам, услуги которых иногда были жизненно необходимы.
Благополучно объехал Агадир. Уж извините, не люблю скопления организованных соотечественников. С меня черногорской Будвы хватило. А в Агадире местные уже по-русски заговорили. Значит…
Жаль в результате некоторых проблем с транспортом не попал в Легзиру и Мирлефт.
Далее я буду писать путевые заметки. Уж извините, долго, дачный сезон начался.