Laktaev » 08 июн 2007, 12:03
Quirigua… Оно же Квирига, как прижилось в русскоязычной литературе. Место, которое всегда упоминается в любой книге где-нибудь в одном ряду с Копаном и Тикалем. В общем то, оно и находится географически как бы между ними практически на трассе, так что само напрашивается к осмотру. Имеется самая высокая в ЦА стела. Хорошо, что не одна – там много стел, и все высокие. Каюсь, я забыл посмотреть, какая же самая высокая, так как, во-первых, они похожи, во-вторых, они впечатляют все вместе, а главное – им высоту меряют вместе с подземной частью, поскольку, чтобы столб высотой метров 15 стоял прямо, его надо метра на три вкопать в землю…
Путеводитель не забыл отметить, что посетить сие место хлопотно, только если вы не пользуетесь собственным транспортом, но это, скорее, преувеличение. Мы ехали из Флореса. Годится любой автобус, который пойдет по соответствующей трассе, например на столицу. Мы стартовали утром и рассчитывали быть на месте часам к двум – трем. Посмотреть, заночевать, а утром тронуться дальше. Мерзкий автобус наши планы нарушил, хотя был как бы прямой. Но он пару раз съезжал с трассы и делал крюки к небольшим второстепенным населенным пунктам. И в добавок, в его расписании было заложено две остановки на «поесть», каждая минут по сорок. Какой то странный был этот автобус – то бессовестно терял время на всякую фигню, то мчался по трассе как полоумный, со свистом обгоняя все, что движется. Главное, не забыть предупредить кондуктора, что вам надо сойти именно в Квириге, а то он пролетит мимо… Есть два варианта. Поворот к самим руинам по трассе был чуток раньше, потом еще километра четыре в сторону нужно будет. А деревня с тем же названием, где есть отель, километра через три дальше по трассе, но тоже нужно будет минут двадцать до отеля идти. Мы выгрузились в деревне, а до отеля нам подвернулся какой-то очень местный автобус, который ходит редко. Отеля там два, и по-моему, они примерно одинаковы. Из-за фокусов автобуса приехали мы часам к пяти, и только намылились рвануть на руины, как отельная тетя нас вразумила, что руины пол-шестого закрываются. Поняли мы ее ни сразу, так как Квирига – это как раз такое место, где по-английски не говорит никто. Хорошо, что я перед поездкой озадачил жену немного испанский выучить, у нее хорошо языки идут…
Обиделись на автобус и от нечего делать осмотрели деревню. Деревня деревней. Нет там ничего интересного, некоторый перебор с парикмахерскими только. На фига их штук пять в деревне? Что характерно, везде кого-то стригут. Еще видели большой железный фургон с вооруженной охраной, который перемещался от одной торговой лавки к другой. Сначала решили, что инкассаторы выручку собирают. А что еще думать? Подошли ближе, несет от «инкассаторов» стиральным порошком. Неужели порошок развозят? Поглядели, точно. Водитель и три мужика с помповыми ружьями в униформе развозят по лавкам стиральный порошок чуть ли не на броневике. Однако. Стратегический товар, наверное…
Тем временем отельная тетя состряпала ужин (посредственно и дорого) по заранее составленному скромному меню и мы, отведав его, решили ложиться спать, так как больше делать было нечего. Мы надеялись, что выспимся, так как место было тихое, а в отеле никого не было, кроме нас. Мы ошиблись. Два соседних номера занимали какие-то местные мудаки. Еще одним мудаком был, несомненно, архитектор, который придумал возводить межномерные стены не до потолка, а оставлять сверху сантиметров пятьдесят для вентиляции и слышимости. Спать под орущий телевизор и крики мудаков через стенку было проблематично. Сначала они смотрели мыльные сериалы, потом футбол, потом просто трепались. Попытки их вразумить ни к чему не привели, пришлось пользоваться берушами…
Тут нужно сделать маленькое отступление. Обычно, когда мы куда-нибудь путешествуем, то местное население постепенно в наших разговорах приобретает какое-нибудь специальное название, которое подбирается из местного фольклора. Чаще это относится именно к той категории населения, которая по-русски напрашивается под определение «мудаков». В Перу, например, некоторая часть населения вполне обоснованно заслужила звание «тупаков», что очень точно их характеризовало, хотя Тупак Амару был тут не причем. Примерно так же произошло и сейчас. Есть в национальной кухне такое блюдо. На русский я бы это перевел «яйца по-деревенски», дословно по-испански «яйца с ранчо», а если читать по буквам, то «хуевос ранчерос» (х не произносится в оригинале, но это не важно). Так вот наши соседи были типичными хуевосами ранчеросами, которым не было дела до того, что кто-то хочет ночью спать… Кстати, после поездки посещенные нами края были наречены как Мундо Пердидо. Кто знает испанский, тот поймет, что мы никого не хотели обидеть… (кто не знает, это просто «Затерянный Мир»)
С утра отправились на руины. Варианта три. Обратно на трассу, ловить такси и до места. Если обратно такси тоже нужно, то пусть ждет. Руины в тупике четырехкилометровом находятся. Ловить там нечего. Еще есть местный автобус, которого мы не видели, кроме как на заселении. И можно пешком около часа через банановые плантации напрямик. Мы выбрали последний вариант, так как никуда не торопились. Заодно мы посмотрели, как растут бананы, как их собирают (блин, они их на экспорт рвут абсолютно зелеными, на вкус отвратительные). Заглянули по пути на фабрику и посмотрели, как их пакуют. Может быть их как раз на Москву готовили, выглядело очень похоже. Через банановые плантации идти прикольно, хотя часть пути проходила прямо между рядами банановых пальм, так как дорога исчезла. Наверное, такси все-таки лучше. С бананов капала какая-то жидкость, сок наверное… Хорошо, что нечасто, так как потом выяснилось, что сок этот при попытке его застирать, чернеет и не отстает…
Мне руины понравились, что, впрочем, обычно распространяется на все руины. Жене руины не понравились, что тоже распространяется почти на все руины. Она, в обще, смотрит руины исключительно из солидарности со мной, а так любит море, пляжи и кораллы, зверюшек всяких… Еще она любит иногда руины, но они должны быть при этом не просто руинами, а чтоб за душу брало. К сожалению, заранее понять, что берет, а что нет, не удается. Квирига, правда сделала попытку взять за душу, так как само по себе место необычное, по крайней мере, отличающееся от просто майянских развалин всяких пирамидо-дворцов типа «раскопанный холм». Напоминает это футбольное поле, на котором расставили с десяток – полтора стел и разбросали алтари. В конце есть небольшое основание чего-то, со ступенями, наподобие фундамента, метров пять в высоту… C него можно сфоткать все поле. По бокам заросли. В них птицы всякие и бабочки. Мы рано приперлись, часов в полдевятого, прямо под открытие. Солнце стояло низко и освещало стелы сбоку. Сами стелы накрыты крышами соломенными, только в полдень они будут в тени, и для фотографирования нужно будет учитывать контраст. Было уже жарко. А трава мокрая сплошь – в росе вся. Правда, мы вымокли, пока по бананам шли. Потом высохли на раз-два. Комаров много, именно в этом месте. В деревне не было. Не буду пересказывать истории создания и открытия этого места, это есть где почитать.
Потом подвалили толпы местных школьников и заполнили собой все пространство. Стало неинтересно и шумно, мы отвалили обратно через плантации (как раз тут мы и выяснили, что такси тут не поймаешь…) и быстренько уехали в Копан.
Ubi nil vales, ibi nil veles.