А какой хозяйка приготовила завтрак! Всё-таки французы – люди стиля. Деревенская керамика, салфетки, по цвету созвучные этой самой керамике, пирог, тёплые круассаны, варенья собственного приготовления и такой же домашний йогурт. На вечер договорились о пони – этими прогулками заведует 19-летняя дочь хозяйки Аделине. Стоит удовольствие 10 евро.
На сегодняшний день запланировано посещение усадьбы Grandouet семьи Grandval. http://www.manoir-de-grandouet.fr/. До этого мы отправили пару электронных писем, чтоб уж точно.., и фотографиями хозяйства любовались, и вообще надеялись на обещанную на домашней странице часовую экскурсию. Которая на деле, однако, превратилась в 15-минутный осмотр старинного пресса для яблок. Но об этом позднее.
Посёлок Grandouet – церковка справа, указатель, следуя которому попадаешь по назначению - яблоневый сад, пруд и большая усадьба. Да, та самая. Заходим, говорим, что «это мы», те, которые писали. Хотим, мол, знаний о производстве сидра и прочем.
Вот тут-то и обнаружилось, что часовая экскурсия на английском в принципе невозможна – на нём здесь никто, по крайней мере в данный момент, не говорит. Поэтому хозяйка взяла какой-то листочек, отвела нас в сарайчик с прессом и посредством жестов и буквально пары слов на английском 15 минут что-то объясняла.
«16 кг яблок дают 10 литров сидра или 1 литр кальвадоса». Бочки там все старинные, вместимостью по 8 000, 10 000 и 11 000 литров.
И мы что-то даже поняли, но – ах, как жаль, что и мы не владеем французским. Наверняка рассказ о производстве этих традиционных напитков был бы очень интересным.
Ну что ж, зато по приезде обнаружила сайт «Вокруг света», а там – интересную статью «Золото Нормандии» о производстве кальвадоса и сидра. http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6757/
Наша почти несостоявшаяся экскурсия закончилась дегустацией сидра и поммо и покупкой последнего (10 евро за бут.).
Хороший, кстати, поммо. Вот что о нём пишут в интернете:
Поммо – это среднеалкогольный аперитив на основе молодого сидра и кальвадоса.
Напиток с названием Pommeau юридически зарегистрирован в феврале 1986 года. Согласно официальному описанию, это аперитив, состоящий из 2/3 сидра или несброженного яблочного сока и 1/3 кальвадоса. Крепость поммо должна быть в пределах 16–18% об.
Проездом Камбремер - уже не посёлок, но ещё и не город, скорее, на стадии превращения. Старинные здания перемежаются с новостроем.
И повсюду, куда ни посмотришь, деревянный мужичок. Тут он сидит на скамейке, отдыхает, значит.
Там цветы развозит и картины рисует.
А вон вообще уже сидит в церковной башне.
Вторую половину дня отдали сафари-/зоопарку - http://www.cerza.com/default.asp?ext=en&file=. Зоопарк занимает громадную территорию, поэтому животные там себя чувствуют очень даже привольно. Посетители от этого только в выигрыше. На территории зоопарка есть даже „safari lodge” - http://www.cerzasafarilodge.com/?lang=en.
Подумалось, что было бы неплохо провести там пару ночей. В следующий раз.
На обратном пути заехали ещё в одну сидрерию, при которой был даже колоритный отель. http://www.lelieucheri.fr/
Купили сидра (только brut!) и специальные бокальчики для поммо. Это мы так уже понемногу прощаемся с Нормандией и набираем сувениров.
Вернулись в свой «сельский домик в Нормандии», а ведь завтра уже в Париж... А сегодня вечером... Холодный сидр для взрослых...
И пони для ребёнка!
А по дороге Аделине рассказала много чего интересного. И о том, что пони уже 17 лет и он возил Аделине, когда ей было всего два года. И о том, что лошади это их серьёзное семейное увлечение и вообще у многих соседей есть именно скаковые лошади. У них, нормандцев, коневодство очень даже распространено. А проходя мимо трёх-четырёх новопостроенных домов, тихо посетовала, мол, понаехали тут. Понаехавшими оказались горожане, нацелившиеся на сельский отдых. Теперь, продолжала Аделине, тут шумно и вообще плохо. Ведь раньше она знала всех в лицо, а все знали её. Было удивительно слышать это от 19-летней девушки, а памятуя о вечерней прогулке по округе, где "ни души", шумящие понаехавшие казались чем-то из мира фантастики.
Вчера и сегодня сынишка тихонько спрашивал: «Где же чёрный козлик?» И правда, на ферме его видно не было. А как подошли к конюшне... Вот же он! Как сказали бы французы – вуаля!