Влияние сезона сбора хлопка.
Я немного волновалась, что из-за этого явления будут проблемы с поиском транспорта. Но на месте выяснилось, что никакого существенного влияния данный процесс на туристическую сферу не оказывает. Если только не считать, что изредка что-то не работает по причине того, что людей отправили на сбор хлопка. Например, в нашем случае не работал музей в Муйнаке. Итак, проблем с транспортом не возникло, и в гостиницах была куча свободных мест. Зато море фруктов и овощей – лучшая награда за маленькое неудобство.
Регистрация.
Нам пришлось столкнуться с проблемой, и что удалось выяснить на данный момент. Сейчас ситуация в Узбекистане сильно усложнилась. Было обнаружено несколько громких нарушений (афганца поймали с узбекским паспортом и т.п.), из-за которых сейчас власти закручивают гайки. В гостиницах без проживания регистрацию стало делать сложнее, предпочитают общаться на эту тему только со знакомыми. В Ташкенте вообще боятся всего – даже при заселении проверяют предыдущие регистрации. В результате в каждой гостинице Ташкента свои правила (есть закон, но ему никто не следует, несколько гостиниц уже закрыли, поэтому теперь дуют на воду): с одной пропущенной ночью чаще всего заселят, с двумя – уже немногие, а с тремя совсем сложно (многие трое суток трактуют по-разному – дни это или ночи). Кроме гостиниц Ташкента с большой вероятностью регистрации проверят при перелетах (в том числе и внутренних) и при выездах на приграничные территории, например, в Ферганскую долину (на постах). В остальных городах при заселении регистрацию не проверяли, но и делать без заселения практически везде отказывались. В Ташкенте каждый день до 12:00 (а чаще и раньше) сведения о проживающих передают в инстанцию, так что при необходимости побеспокоиться лучше заранее вечером или раненько утром.
Если кто решит вопрос с регистрацией в Ташкенте, могу дать контакт хозяйки дома для проживания (нам показалось, берет недорого, но с регистрацией в гостинице не поможет, при необходимости зарегистрирует у себя, но это время).
Ценообразование.
Стоимость машины сильно зависит от вида и цены на топливо. Самые дешевые - на метане (минус – при больших пробегах водителю нужно дозаправляться), пропан – чуть дороже, бензин – еще больше заплатить придется (часто на машинах стоит смешанная система для пропана и бензина). Это я к тому, что узнав из интернета стоимость на переезд из города в город, следует понимать, что цена будет сильно разниться, и Вы никогда не сбросите стоимость в процессе торговли за машину на бензине до цифр, которые были озвучены после переезда на метане.
Еще важное влияние оказывает выбор водителя. Такси обычно обходится дешевле водителей, задействованных в сфере туриндустрии. Риск понятен – таксист плохо ориентируется в достопримечательностях (может привезти не туда и даже не по злому умыслу, а просто по незнанию), водитель из сферы туризма берет больше (часто они совмещают роль перевозчика с гидом). Тут идеальный вариант, если водитель (назову его условно «гид») возвращается к себе в город из поездки с туристами, которые ему уже фактически оплатили дорогу в обе стороны, а то, что он получит от вас, будет чистый плюс. Конечно, такого водителя еще нужно найти, поэтому с вашей оплаты скорее всего снимет свою маржу посредник (хозяин отеля или другой водитель, который довез Вас ранее), но тут уже стоит расслабиться, так как в конечном итоге, все равно услуга обойдется Вам дешевле.
В принципе самый удачный вариант, когда хочется получить соотношение цены-качества – совмещение разных вариантов. Приехав самостоятельно, Вы не рискуете миновать «радушных» объятий кого-либо из сферы туризма, поэтому Вам останется только выбирать из вороха сыплющихся предложений те, что устроят именно Вас. Например, мы предпочитали города смотреть в основном пешком, а на достижение наиболее удаленных мест, ловили таксистов или попутные машины. Для переездов между городами (вариант с поездами отпал, так как очень хотелось посмотреть по пути и еще ряд мест) чаще мы предпочитали водителей (условных гидов), а иногда склонялись в пользу таксистов. Например, водитель из Хивы в Нукус (с осмотром по пути пары крепостей), найденный хозяином отеля, оказался самым дорогим, чуть дешевле был вариант через информационный центр в старом городе, а еще выгоднее договоренность с водителем около ворот старого города.
В Самарканде нам повезло наткнуться на отличного водителя (в его случае понятие гид было совсем не условным, цена тоже показалась приемлемой). Он возит и по стране и проводит экскурсии по самому Самарканду. Кому нужно, могу поделиться номером телефона. В сфере туризма давно, жадным, что показательно, не стал. На мой взгляд - неплохой вариант (сами последнее время очень часто сталкиваемся с плохим качеством услуг гидов). В процессе поездки ездили мы и с другими гидами, кто-то не впечатлял, кто-то казался терпимым, но не более того. Могу еще поделиться контактами хитрющего деда из Ташкента, который возит в Ферганскую долину, но там были нюансы, поэтому безоговорочно рекомендовать его я бы не стала.
С ценами из Нукуса на Аральское море вопрос сложнее. Насколько мы выяснили, в городе всего 5-6 водителей, которые неплохо знают местные дороги. Обычно возят сами, но при необходимости могут брать в попутчики других водителей. Из-за монополии цены высоки (все турфирмы работают через них), да и вообще регион по сравнению с остальной частью Узбекистана далеко небедный, поэтому и запросы выше. Чуть дешевле поездка может обойтись только из-за самой машины, если будет УАЗик, но я бы не рекомендовала экономить на этом. Мы ездили на гелендвагене, УАЗик шел одновременно с нами. Гелендваген показал себя в такой поездке значительно комфортнее (колеи и ямы проходит намного мягче), что практически за 2 суток бездорожья – немаловажно. В принципе, имея подходящую машину, можно было бы добраться и самим (не сказать, что места дикие), но незнание местных особенностей (где спуститься, подняться с плато, в какое время года какие имеются сложности, в общем, недостаток информации может значительно подпортить поездку.
Вообще турпоток в страну растет быстро. Текущий год, говорят, особенно «урожайный», поэтому, если Вы собрались в Узбекистан, лучше не откладывать поездку надолго. Очень много радушных и приветливых людей – постоянно пытаются что-то подарить, чем-то угостить. Россиянам все очень рады – многие просили рассказать, как у них хорошо, чтобы наши люди к ним больше ехали. Когда мы говорили, что из России, в ответ слышали радостное: «О, наши!». Что-то помочь, подсказать, да просто пообщаться пытаются на каждом шагу. Бывает, устаешь здороваться . Что приятно, даже в самых туристических местах стараются не обманывать, а честно говорят, какие вещи из Индии, какие из Китая, что Узбекское. Без небольших разводок конечно иногда не обходится, но они все бесхитростные и легко считываются. Особенно нас повеселил таксист в аэропорту Ташкента, который заявил, не мигнув глазом, что базарный курс обмена с сентября запретили и теперь только государственный. Так что, не смотря на радушие и приветливость, слишком расслабляться все же не стоит.
Ну и кухня, качество продуктов – отдельная тема восторгов. Все очень свежее, натуральное. Мясо, рыба, овощи, фрукты, бахчевые, молочка, хлеб. Все, кроме черного чая и кофе на уровне. Очень понравился самаркандский кагор, но к сожалению, за пределами города продукцию завода купить сложно.
Для тех, кто едет на своей машине – сейчас в стране высокие штрафы. В Ферганской долине и по пути в нее из Ташкента было очень много дорожных полицейских. Штрафуют часто по понятиям, а не по закону, так что аккуратнее на дорогах.
Немного грустно, что не очень ладно обстоят дела с реставрацией старинных зданий. Искала я одно место по фотографии (мозар в Маргилане), выяснилось, что его уже снесли, а на этом месте возвели новый. В Фергане снесли старинный дом – расширяли дорогу. В Самарканде мы сами были свидетелями, как топорно сбивали изразцы. Так что, как говорится, спешите успеть.
Ну и в заключение, чтобы не заканчивать на грустной ноте: Узбекистан – очень колоритная страна, но в которой почему-то ощущаешь себя, будто дома - комфортно и легко.