Когда под ветpом ломится банан,
Вы гpезите всю ночь на желтой шкypе,
Под вопли обезьян...
А.Вертинский
Преамбула
До следующего «большого» путешествия еще жить и жить, а шило в попе уже дает о себе знать. Очень уж хотелось куда-нибудь смотаться осенью хотя бы на пару деньков. Отличный повод – Формула 1, куда мы давно собирались, да все никак собраться не могли и уже успели как-то к самой идее охладеть. А в этом сезоне, так вообще, ни одной гонки толком не видели. Но не беда, тем сильнее будет мотивация посмотреть на чудо автоспорта вживую. Изучив календарь, поняли, что выбор у нас невелик: либо Сингапур, либо Абу-Даби. Абу-Даби для нас был бы предпочтительнее по датам, ибо совпадает с российскими ноябрьскими праздниками, лететь туда ближе и удобнее, можно организовать перелет, минуя Москву. Вот, собственно, и все. На этом преимущества заканчиваются. Более зрелищная гонка – в Сингапуре, это, вообще, одна из моих самых любимых трасс. Да и сам город представлялся поинтереснее. Плюс виза делается проще, чем эмиратская, не требуют никаких финансовых гарантий. Короче говоря, решили поднапрячься и отправиться-таки в Сингапур.
Перелет получился адский, в дороге времени провели чуть ли не больше, чем на месте, но что поделаешь – бешеная собака ради Ф1 и не на такое способна. К тому же при нашем образе жизни посидеть в аэропорту - уже отдых. Дань уважения проигнорированному Абу-Даби – летим Эмиратскими авиалиниями (Москва-Дубаи-Сингапур, 29 т.р.). По пути туда стыковки были хорошие, по 3,5 ч. Обратно, ну, никак не получилось нормально состыковаться, пришлось ждать по 8-9 ч. Думали сделать транзитную эмиратскую визу и посмотреть Дубаи, но они, жучки такие, визу дают, только если времени между рейсами минимум 8 ч, а у нас было 7.50. Обидно. В Москве тоже удалось прогуляться только на такси между аэропортами. Здесь погода нашептала. Бродить по ночной столице под дождем не захотелось, пришлось тупо ночевать на креслах в Шереметьево. Но это все нюансы, главное, вернулись живыми. В целом, эмиратцы не подкачали, все на уровне. Впервые на своей шкуре ощутили, каково оно, лететь на эдакой дуре – двухэтажном аэробусе А380. Впечатляет.
Поездка получается краткосрочная, это тот редкий случай, когда мы берем с собой «третьего». Обычно предпочитаем путешествовать вдвоем. Скажу сразу, «третий» не подкачал. Натер мозоли, но мужественно терпел наш краеведческий террор. Поехать с нами, чтобы тихо посмотреть Формулу, не получится.
Валюта в стране – сингапурский доллар (S$), курс: 1 US$=1,25 S$.
Билеты на гонку брали на официальном сайте трассы (singaporegp.sg). В связи с дефицитом времени решили идти только на финальный воскресный заезд, но зато на хорошие места. Как-никак первый раз едем, не хочется разочаровываться. Билеты на трибуну Pit Grandstand обошлись по 988 S$, что равно примерно 790 US$. Плюс 47 S$ (37,5 US$) курьерская доставка в Россию. Билеты нам привезли в начале сентября. Это пластиковые карты, которые вешаются на шею на специальном шнурке. Можно курьера не заказывать и забирать билеты самостоятельно на месте в офисах.
Визу в Сингапур оформляли через «Визовый центр стран Азии» (asiavc.ru). Заполнили анкету на сайте, приложили необходимые документы в электронном виде, оплатили картой (1500 р.), на следующий же день получили электронную туристическую визу в Сингапур. Подтверждение о получении визы с идентификационным номером распечатали на белой бумаге формата А4 и показали в аэропорту по прибытии. Никакая отдельная бумажка в паспорт не клеится, просто ставится штамп.
Поскольку Формула 1 в Сингапуре событие знаковое, людей там собирается много, то о месте ночевки мы также позаботились заранее. Но оказалось, что даже за 2 месяца до поездки подобрать что-то оптимальное по соотношению цена-качество-местоположение, было уже сложно. В итоге забронировали «Hotel Grand Chancellor» сразу на три ночи (номер около 200 S$ за ночь с завтраком со всеми налогами и сборами).
Ну, вроде все подготовительные мероприятия завершены, осталось только уложить сланцы и шорты в маленький рюкзачок. Преимущество поездок выходного дня – можно путешествовать только с ручной кладью. Итак, понеслись…
20.09.2013. Пятница. Свободные практики
В Сингапур мы прилетели в 9 вечера. Разница с Москвой – 4 ч, так что «по-нашему» время еще вполне детское. В город едем на метро (конечная станция в аэропорту в Терминале 2).
Сингапурское метро называется Mass Rapid Transit system (MRT), все очень чисто и удобно, вагоны с кондиционерами. На платформах установлены дисплеи с информацией о прибытии и отправлении поездов. Стоимость проезда зависит от расстояния (мы платили 1,5-2,5 S$). Карточки продаются в автомате и используются дважды – при входе и при выходе. В автомате на экране высвечивается план метро, нужно нажать на станцию назначения и указать количество билетов. Платить можно наличными или банковской картой. Цивилизация.
До нужной нам станции («Bugis») ехали с одной пересадкой 20-30 минут. Выходим, ориентируемся на местности. Вдруг слышим до боли знакомые звуки. Какое-то вполне определенное жужжание. Ё-моё! Так это же свободные заезды! Ну все, братцы. Нас не обманули. Мы, действительно в Сингапуре. Мы на Формуле! Счастливые, поскакали в отель, заселились на 15 этаж с соответствующим видом на город, побросали вещи и отправились ужинать. Поскольку отель наш находится в индийском квартале, то и первый ресторан нам попался, разумеется, индийский.
На сегодня все, прелюдия окончена, завтра начинается наш официальный визит в Республику Сингапур.
21.09.2013. Суббота. Квалификация
Сингапур – удивительный уголок Юго-Восточной Азии. Начать хотя бы с того, что это город-остров-государство – как говорится, три в одном. На его относительно небольшой территории мирно сосуществуют разные культурные слои. В Сингапуре только официальных языков аж четыре штуки (малайский, китайский, тамил и английский), то есть практически все местные жители говорят, как минимум, на своем национальном языке и по-английски. И мы не раз наблюдали, как местные чирикают между собой на инглише. По сравнению с другими известными нам азиатскими городами, Сингапур – ультрасовременный город с небоскребами, парками и идеальным порядком. В то же время в городе сохранились и английская колониальная архитектура, и пестрые этнические районы, что образует неповторимую ауру этого места. Именно в таком гармоничном сочетании восточной культуры с западными стандартами комфорта и безопасности, по-видимому, и заключается особенная прелесть Сингапура. Недаром он считается одним из самых посещаемых мест мира: ежегодно сюда приезжает вдвое больше туристов, чем жителей самого острова. В общем, устроить этап гран-при Формулы 1 в Сингапуре – отличная идея, тут есть для этого все условия.
Сингапур находится вблизи экватора, поэтому здесь одинаково тепло в любое время суток и года (25-30°). Осадки также постоянно вероятны. В прогнозе погоды на наши даты дожди ожидались каждый день. Вооружились дождевиками и были готовы к краткосрочным и интенсивным тропическим ливням. Но с погодой повезло, дождь так ни разу и не пошел. В субботу, правда, почти весь день было пасмурно, зато в воскресенье небо окончательно разъяснилось.
На сегодня у нас запланирован беглый осмотр достопримечательностей центральной части Сингапура. Путеводитель Lonely Planet (LP) любезно предложил нам пешеходные маршруты по трем основным районам города, немного модифицировали их и отправились в путь.
Первое, что нас поразило в Сингапуре – это отсутствие на улицах людей. То ли сказалось, что мы были там в выходные, то ли в связи с разницей во времени все туристы из Европы еще спали, в любом случае для азиатского мегаполиса Сингапур оказался удивительно спокойным городом.
Поскольку, как я уже говорила, живем мы в индийском квартале, который называется тут Маленькая Индия (Little India), то именно с него мы и начнем, а затем будем потихоньку перемещаться с севера на юг. Индийский район вроде как считается в центре Сингапура самым грязным, но если сравнивать с настоящей «Большой» Индией, то тут просто операционная. Но ароматы пряностей и «человеченки» в воздухе витают, этого не отнять. Отличительная особенность – использование для декорирования улиц CD-дисков.
Главные достопримечательности района – это, разумеется, индуистские храмы, названия которых я не потрудилась не то чтобы запомнить, а даже и прочитать.
Разделение по этническим кварталам в Сингапуре довольно условно, везде все намешано. В том же индийском районе встречаются и католические церкви, и буддистские храмы, наибольший интерес представляет храм с пятнадцатиметровой статуей сидящего Будды.
Далее мы направились к арабам. «Арабская улица» Кампонг-Глам (Kampong Glam) - мусульманский центр Сингапура.
Прошлись «короткой дорогой через кладбище», чтобы посмотреть крытую золотым куполом крупнейшую городскую мечеть - Масджид-Султан. Непосредственно в зону, где молятся, туристов не пускают, но походить вокруг и позаглядывать внутрь можно.
Переходим к следующему разделу нашего путеводителя – «Колониальный центр», который вместе с деловыми районами, расположенными южнее реки, образует центральную часть сегодняшнего Сингапура.
Двигаясь с севера, мы пытаемся пробиться к реке. Наша цель - самое высокое колесо обозрения планеты - Singapore Flyer (165 м). Но оказалось, что это весьма непросто. Формула внесла коррективы в маршрут. Рано или поздно мы должны были упереться в трассу. Маленькая справка: гран-при Формулы 1 в Сингапуре проводится с 2008 г., это первая гонка в Азии на городской трассе (называется Marina Bay Street Circuit), т.е. для ее проведения огораживают часть улиц в районе бухты Марина Бэй.
Немного побродили вдоль забора и поняли, что колесо обозрения (впрочем, как и некоторые другие запланированные достопримечательности) находятся внутри трассы, значит, пробиться к ним сегодня мы не сможем. Что ж, откладываем колесо на завтра, когда у нас будет доступ к трассе.
Возвращаемся в колониальную часть, заходим по пути в фаншоп и, не откладывая дело в долгий ящик, покупаем подарки. Честно говоря, ожидали, что сувениры с атрибутикой Ф1 будут нам попадаться на каждом шагу, ан нет. Как-то тут с этим «без фанатизма».
Затем возвращаемся к реке, гуляем по набережной, переходим по одному из чудесных мостиков на противоположный берег.
Неожиданно повеяло малой родиной. Оказалось, сингапурцы страсть как любят памятники не пойми чему, просто на всякие бытовые темы. Ну, прям, как у нас в Ростове.
Тема уикенда автомобильная, не можем спокойно пройти мимо скопления «феррари» на стоянке у одного из фешенебельных отелей. Еще бы, столько за один раз мы раньше не видели. Да и, похоже, не мы одни. Здесь много туристов с фотоаппаратами.
Дальше – больше. «Порше». Машин всего две, зато можно подойти и потрогать.
Наконец, мы немного сориентировались и определили, где проходит граница трассы. По этому берегу реки уже все доступно пешком. Идем гулять в парк Мерлиона с одноименной статуей. Это мифическое животное с головой льва и телом рыбы считается символом Сингапура.
Перекусив в итальянском ресторанчике на берегу реки, мы приступаем к третьей части Марлезонского балета, а именно отправляемся смотреть Китайский квартал. Он отличается яркими бумажными фонариками, развешанными по улицам, торговыми лотками и многочисленными храмами.
Нас уже не удивляет, что здесь наиболее интересным оказывается старейший индуистский храм Сингапура.
Завершив экскурсионную программу по маршрутам LP, мы возвращаемся пешком в отель, чтобы немного передохнуть перед вечерней вылазкой в город. По пути заходим в супермаркет электроники Sim Lim. При покупке товаров на сумму от 300 S$ туристам в аэропорту возвращают налог (GTS), так что шопинг в Сингапуре может быть выгодным. Купили в подарок наушники, а вот задание по новому айфону не выполнили. С этими айфонами, вообще, дело мутное. Если брать телефон без контракта, то по цене получается не дешевле, чем в Москве. Засомневались, короче. Сам по себе торговый комплекс Sim Lim - это несколько этажей магазинчиков, лотков и ларьков, не все из которых на вид внушают доверие. Решили не рисковать.
В отеле мы сразу же побежали на террасу мокнуть в бассейне с чудесным видом на южную часть города, что после такой интенсивной прогулки было весьма и весьма кстати.
Что еще хорошо в Сингапуре – здесь можно гулять по ночам. Во-первых, позволяет разница во времени, а, во-вторых, город считается вполне безопасным. После нескольких визитов в Южную Америку оба обстоятельства весьма радуют. Наконец, выходим полюбоваться вечерними огнями без ощущения напряга. Да и вообще, на дни Формулы весь город пронизан атмосферой праздника. Туристы круглые сутки расхаживают по улицам, не снимая с шеи гоночные бейджики-билеты.
Пешком уже находились, едем на метро. Наш план таков – погулять в районе бухты Марина Бэй, где расположен один из лучших отелей мира «Marina Bay Sands», известный оригинальной архитектурной концепцией. Он состоит из трех 200-метровых башен по 55 этажей, соединенных сверху огромной гондолой, на которой находится парк и самый большой в мире открытый бассейн. Помимо самой гостиницы, тут есть казино, рестораны, выставочный центр, магазины и много всякой другой всячины. За несколько месяцев до Формулы все номера в отеле были уже забронированы. Жить там для нас, конечно, было бы дорого, но мы слышали, что за отдельную плату простых смертных пускают наверх на смотровую площадку, что мы и собирались сделать. Отель находится как раз напротив трассы, так что оттуда можно было бы посмотреть квалификацию.
Выходим на станции «Bayfront» с намерением быстро найти отель и вдруг понимаем, что мы уже в нем. Прямо из метро мы попадаем в лабиринты торговых павильонов «Marina Bay Sands». И проблема теперь состоит не в том, чтобы найти, как попасть в отель, а обнаружить из него выход. Попутно у одного из портье мы выясняем, что в связи с известным мероприятием доступ на крышу открыт только для постояльцев отеля. Конечно, этого следовало ожидать. Наверное, не одни мы такие умные, кто захотел бы взглянуть на гонку со смотровой площадки. Ну, да ладно.
Вообще, торговые центр Сингапура – это отдельная песня. Тысячи кубометров крытого пространства, километровые переходы. Пришло в голову, что именно так должны выглядеть города будущего. Когда уже не будет ничего, «не будет ни кино, ни театра, ни книг, ни газет - одно сплошное телевидение…» То есть когда не останется природы, атмосферы, и люди будут вынуждены жить исключительно в помещениях. От такого буйства хайтека, с одной стороны, захватывает дух, а с другой – становится не по себе. Нас, жителей южного города без метро, не привыкших долго находиться в замкнутом контуре, после прогулок по павильонам Сингапура начинает накрывать клаустрофобия.
Выбираемся наружу и по переходу крайней башни отправляемся в парк «Сады у залива» (Gardens by the Bay). Тут очень прикольно, особенно в темное время суток, когда все подсвечено огоньками. Гигантские искусственные «деревья», увитые настоящей тропической растительностью, создают поистине футуристический пейзаж. Вход в парк бесплатный, но чтобы попасть в две крытые оранжереи, нужно покупать билеты. Внутрь мы не пошли, просто немного побродили по парку. Честно говоря, уже очень сильно устали. Да и после спокойного дня вечером в парке было для нас слишком людно.
Вернулись в царство торговых галерей, решили тут же и поужинать. Воспользовались местным общепитом. Заказали по лапше. Тарелки огромные, легко можно было брать одну на двоих. И адски остро. Только смертельный голод заставил меня впихнуть в себя хоть что-нибудь.
Блуждая по многочисленным постройками, входящим в комплекс «Marina Bay Sands», находим-таки место, откуда немного видно трассу. Рев моторов, мелькание машин. Слава те, господи. Квалификация. Готовимся морально к завтрашнему дню.