Отзывы туристов об отдыхе и путешествиях по России. Фотоотчёты, впечатления, маршруты, советы и отчёты о поездках по регионам России — от Алтая до Карелии, Байкала и Золотого кольца.
— Я не был в Ельце… — Ладно, не заливай… Ни разу не был в Ельце? — Не довелось. Не был. — Уже постучались на небеса, накачались текилой, буквально проводили себя… в последний путь. Хм. А ты в Ельце-то не побывал. — Не успел, не вышло. — Не знал, что на небесах никуда без этого?
Изначально я собирался сорваться на 3 дня ноябрьских праздников в небольшой велотрип по Литве, чтобы закрыть сезон. Но потенциальных желающих морозиться на велосипедах изначально было немного, а с шенгеном не оказалось вообще никого. Так получилось, что после Франции, Латвии и Белоруссии наш очередной велотрип получился по Тамбовской и Липецкой областям.
3 дня, 3 человека, 278км общего велопробега
Ноябрьский велотрэштрип. Достучаться до Ельца
Были куплены удобные билеты на поезд Москва-Тамбов (23:59-10:30) и Елец-Москва (21:30-05:30) с тем, чтобы во вторник с утра успеть заехать домой и привести себя в порядок перед работой. Мы с Юрой ехали вместе, а Олег должен был подсесть в Павелеце (Павельце?), куда он выехал раньше, чтобы навестить бабушку.
В пятницу после работы заехал домой, потом небольшая поездка на веле через дружелюбное ночное Бирюлёво, и вот я уже в электричке до Павелецкого вокзала. Непривычно спокойно мы подошли к поезду и затолкали велики на багажные полки аж минут за 20 до отправления (Юру без проблем пропустили с имитацией чехла из 2 мусорных пакетов). В купе ехали с молодой мамой и её сыном-второклассником. На мою фразу "Надо же, никто не спрашивает, как обычно, "А они не упадут?" она спокойно сказала, что если и упадут, то в проход между полками, а потом поставила нас сыну в пример как спортсменов. Чтобы не портить репутацию, пиво мы после этого пошли пить в моднейший тамбур с раздвижной дверью на кнопочке.
С утра я проснулся оттого, что на меня смотрел как всегда неожиданно появившийся Олег (есть у него такая особенность) - он уже подсел, дошёл до нашего вагона и даже принёс на завтрак деревенских яичек и других ништяков.
Приехали, собрали велы и поехали покорять Тамбов. За культурную программу отвечал Олег.
После регулярного чтения блогов Тёмы, Каца и Варламова про городское устройство начинаешь обращать внимание на то, насколько качественно выполнены работы по благоустройству:
отличная пешеходная зона с аккуратной плиточкой
отличная пешеходная зона с аккуратной плиточкой
Первым делом покупаем небольшую фляжку коньяка для подкрепления сил в течение дня. Юра, до этого в подобных мероприятиях не участвовавший, сразу с утра заценил прелесть предлагаемого формата
Олег-утиные губки
Олег-утиные губки
зигующий Ленин
зигующий Ленин
ландшафтный дизайн - обожаю такие нелепицы
ландшафтный дизайн - обожаю такие нелепицы
центр города
центр города
Внезапно обнаружили автобусную остановку с встроенным банкоматом Сбербанка и указателем ближайших автобусов и времени их ожидания в минутах. В Москве до такого пока не дошли:
Ради интереса постояли немного и проследили, насколько это похоже на правду - прошедший автобус и правда через несколько минут исчез с табло, зато потом подошло несколько штук, которые там не значились. Справедливости ради, неделей раньше я и в Лондоне наблюдал подобные косяки, так что это лучше, чем ничего.
на контрасте
на контрасте
Немного покрутили по центру и сразу поехали к набережной.
река Цна
река Цна
усадьба Асеева - одна из главных тамбовских достопримечательностей, была закрыта на реконструкцию
усадьба Асеева - одна из главных тамбовских достопримечательностей, была закрыта на реконструкцию
набережная
набережная
Первомайский мост
Первомайский мост
приятное место
приятное место
памятник тамбовскому мужику
памятник тамбовскому мужику
Ещё немного аццкого дизайна:
Сворачиваем обратно в город.
в стиле храма Василия Блаженного
в стиле храма Василия Блаженного
пивозаправочная станция
пивозаправочная станция
Проехали мимо стадиона Спартак, на котором сейчас играет созданный в 2013 г. ФК "Тамбов". Тамбовский "Спартак" в этом же году вылетел в любительскую лигу. А в нём, между прочим, когда-то начинали Жирков и Сычёв.
Уже было около часа дня, поэтому мы решили заехать покушать и двигать на трассу в сторону Мичуринска. Зашли в первое попавшееся заведение, которым оказался бар в английском стиле "Альбион". Велики внутри поставить было негде, так что просто сцепили их снаружи между собой и оставили на крыльце.
не самое дешёвое тамбовское заведение
не самое дешёвое тамбовское заведение
Уже по пути из города заехали посмотреть на памятник волку.
на трассе
на трассе
Челнавское водохранилище с прованскими домиками
Челнавское водохранилище с прованскими домиками
Сделали небольшой питстоп на заправке. Уже начинало темнеть и стало ясно, что к 6 по олеговскому расписанию восходов и заходов солнца мы доехать не успеем. Через какое-то время правая половина 4-полосной дороги оказалась перекрыта на дорожные работы, так что на левой осталось по одной полосе вперёд и назад. Мы, недолго думая, поехали по перекрытой части (тем более, что никаких признаков дорожных работ там не было видно, кроме пары вагончиков с рабочими в самом начале). Выглядело это примерно так:
В нашем распоряжении оказалась шикарная 2полосная велодорожка, не считая огромных обочин, так что мы, не веря своему счастью, с криками носились по всей ширине зигзагами. Немного охладила нас невесть откуда взявшаяся нелегальная попутная машина, поэтому дальше мы старались всё-таки немного смещаться вправо. Всего таких хулиганов оказалось штук 5 за 13км перекрытой дороги, а потом у моста наконец-то стала заметна реконструкция. Изредка встречаемые дорожные рабочие нас игнорировали, кроме одного, выскочившего на нас из темноты, но он, как оказалось, просто хотел посмотреть мощнейший фонарик Олега. Дальше лафа закончилась, асфальт постепенно перешёл в гравий, а потом и в просто грунтовку, превратившуюся в жижу. Пришлось возвращаться на вторую законную половину дороги.
Первый день оказался самым холодным (в два последующих я даже не поддевал перчатки с пальцами под велоперчатки), плюс я что-то после наших последних выездов на 100+ км совсем расслабился и не позаботился о сухом пайке (все пряники и прочие шоколадки мы уже доели) - подумаешь, каких-то 80км, так что ближе к Мичуринску бодрость духа из-за голода и холода у меня была никакая. На въезде в город пришлось просить парней остановиться у магаза, иначе дальше я бы просто не доехал. Сладкий рулет на троих привёл в чувство, и мы поехали искать центр, где можно было нормально поесть и понять, где мы будем ночевать.
До поездки при поиске вариантов на запрос "переночевать в Мичуринске" мне выпала страничка с замечательным рекламным постом. Небольшая выдержка:
Главное сильно не расходиться: не бушевать, ничего не ломать и не портить. Стоит один раз повести себя как животное и вас туда уже больше не пустят. Там любят только тех, кто приезжает отдохнуть, расслабиться, насладиться тишиной, не теряя при этом человеческого лица. Ведите себя прилично и Ольга Евгеньевна примет вас как радушная хозяйка: вкусно накормит, напоит после бани свежим, приготовленным специально для вас чаем на травах, оставит переночевать в комнате для желанных гостей, разрешит поставить в закрытый двор машину и вызовет вам такси.
После такого описания было решено, что ночёвка в бане у Ольги Евгеньевны - самый тот вариант для велотрэштрипа. Я заранее созвонился с этим центром отдыха, но насчёт ночёвки они обещали определённо сказать только в день заезда. На всякий случай я обзвонил по объявлениям штук 5-6 квартир, сдаваемых посуточно (один товарищ также сказал перезвонить позже, остальные либо не сдавались, либо оказались заняты, что должно было уже тогда насторожить - я не считал наукоград Мичуринск центром туристического притяжения). В общем я записал ещё несколько телефонов с собой и решил решать вопрос на месте.
Сели в пиццерию (вы когда-нибудь ели пиццу с горчицей?) и начали звонить.
Баня оказалась занята , также заняты оказались ВСЕ квартиры. Пришлось пойти на безнадёжный в условиях субботы шаг и начать тупо обзванивать мичуринские бани по списку (идея попариться в баньке никуда не пропала). В общем, в одном месте мне дали телефон железнодорожной гостиницы, и, поскольку больше вариантов не было, мы поехали туда.
По телефону нам сказали, что стоимость 650 руб. за койку и вход в гостиницу прямо с платформы. Попетляв по вокзалу, всё-таки нашли "комнаты отдыха РЖД" и пошли вписываться. Приятный сюрприз - поскольку мы ночевали только ночь, а не сутки, нас поселили в 4-местный номер всего по 398 руб. с человека. К этому пришлось прибавить по 80 руб. за то, что велосипеды мы оставили в камере хранения вокзала - тётушка из комнат отдыха наотрез отказалось пускать нас с ними в номер и даже оставлять под лестницей ("А вдруг начальство увидит!"), в общем, ощутили романтику. В камерах хранения нас провели в какую-то левую подсобку и сказали, чтобы кто-нибудь подошёл после 12 ночи, чтобы нам пробили чек не на сутки, а на день (очень милосердная женщина попалась). Выпало идти мне, пока ждал 00:01, немного пообщался с работницами и охранником - приятные люди (вообще за всю поездку все, с кем довелось общаться, оставили самые лучшие впечатления). В общем, немного ликёра с купленными на вокзале знаменитыми мичуринскими яблоками, помыться в душе (кстати, для такого места достаточно приличном), поугорать над бюрократическими табличками и спать.
Для сравнения - всего за 4 дня до этого я ночевал в Эдинбурге так
Накануне решили проснуться в 8, но будильник никто не завёл, поэтому встали только в 11 - непростительная роскошь. Быстро привели себя в порядок, а то тётка уже начала нас выгонять, типа, время закончилось. После продолжительной дискуссии было решено, что завтрак мы не заслужили и покушаем по пути на трассе в кафе типа "У Артура". А сначала надо было хоть немного осмотреть Мичуринск.
площадь Мичурина
площадь Мичурина
Прокатились по улице Советской - прикольная малоэтажная застройка, старенькие деревянные дома с провинциальным колоритом.
кафе "Яблоко"
кафе "Яблоко"
магазин "Ералашик". Авторские права? Не, не слышали
магазин "Ералашик". Авторские права? Не, не слышали
Наконец, выехали на трассу.
С федеральной трассы через некоторое время съехали на какую-то локальную, ни о каких кафе "У Артура" речи не шло, так что пришлось завтракать в кафе "У дохлой собаки".
причина названия за кадром
причина названия за кадром
завтрак интеллигента - пряники, коньяк и мишки гамми
завтрак интеллигента - пряники, коньяк и мишки гамми
В целом дорога во второй день (особенно после коньяка) показалась наиболее приятной за все 3 переезда. Асфальт неплохой, машин мало, довольно тепло.
питстоп на границе Тамбовской и Липецкой области
питстоп на границе Тамбовской и Липецкой области
в селе Липовка выпали в небольшой ахуй
в селе Липовка выпали в небольшой ахуй
начало накрапывать
начало накрапывать
В этот день Спартак играл с Локомотивом, к началу матча мы в Липецк не успевали, в селе Капитанщино я проинспектировал придорожный кабак, но выяснилось, что по общественному ТВ матч показывать не будут, и мы поехали дальше.
на подъезде к Липецку срезаем 4км между двумя шоссе через какие-то говны
на подъезде к Липецку срезаем 4км между двумя шоссе через какие-то говны
Въехав в город через реку Воронеж, мы по навигатору Олега поехали в бар "Кружка", находящийся в липецком гетто на самой окраине. Успели чётко к началу 2го тайма. Публика в баре смотрела какое-то юмористическое шоу по ТНТ, но хозяйка для нас переключила на НТВ-плюс (в баре, кстати, висела табличка "Каналы переключаются по желанию клиентов")). Публика отреагировала довольно равнодушно)
Бар порадовал большим выбором разливного пива и смешными по московским меркам ценам (1 кг свиных рёбер - 500 руб.). Рёбер в наличии не было, взяли килограмм куриных крыльев по той же цене.
рай усталого велосипедиста выглядит примерно так
рай усталого велосипедиста выглядит примерно так
Пока доедали, футбол закончился, и телек переключили обратно на "Битву экстрасенсов" (или что-то в этом роде) - незабываемое шоу
Въехали в Липецк - по сравнению с Тамбовом и Мичуринском просто мегаполис.
Ещё сидя в баре обзвонили по списку телефоны квартир посуточно, одна оказалась свободна. По навигатору подъехали к подъезду, откуда вышел местный делец и дал нам ключ от однушки чуть поодаль за 1000 руб. на троих.
Нашли, поднялись, решили пойти пропустить ещё по пивку, тем более что в соседнем с нами доме было заведение "Полмедведя", которое нам посоветовал хозяин. Нас ждала небольшая подстава - ключ отказывался выниматься из замка. Проворачивался, но никак не вылезал. Пришлось снять с него все прибамбасы, чтобы привлекал меньше внимания, и оставить его в замке (все ценности - фотик Олега - забрали с собой).
Разбудило нас ковыряние в замке - пришла убираться женщина и не могла понять, почему из скважины торчит ключ. Примерно в полдесятого выселились.
вид с 10 этажа
вид с 10 этажа
В городе металлургов у нас была самая обширная культурная программа, но лишать себя завтрака и в этот день не стали.
Кушали в кафе Вермишель, потом поехали в сторону Нижнего парка.
площадь Петра Великого
площадь Петра Великого
Пётр неплохо устроился
Пётр неплохо устроился
Ещё в Москве я пытался узнать насчёт возможности экскурсии на НЛМК (Новолипецкий металлургический комбинат - огромные доменные печи, расплавленный металл, вот это всё), но в местной пиар-службе мне сказали, что на регулярной основе экскурсий не делают. Так что мы поехали взглянуть на него хоть снаружи.
Комбинат занимает чуть ли не полгорода, каждый второй житель Липецка так или иначе связан с производством.
похоже на ядерную зиму
похоже на ядерную зиму
аллея к заводоуправлению
аллея к заводоуправлению
куда ж без него
куда ж без него
от самого здания отогнал охранник
от самого здания отогнал охранник
Поехали обратно через реку в Нижний парк. По пути заехали в магаз за сухпайком и велосипедным топливом в дорогу. Топлива по 0,25 не было, пришлось взять 0,5, о чём мы потом нисколько не жалели, но об этом позже.
Нижний парк
Нижний парк
стёртая 3D-картинка
стёртая 3D-картинка
вход 140 руб. - имхо многовато для Липецка
вход 140 руб. - имхо многовато для Липецка
Ещё один обязательный к посещению пункт - липецкий минеральный источник, куда очень хотел Юра.
вид велосипедов с рюкзаками внушает уважение - нас-таки пустили и дали набрать с собой воды
вид велосипедов с рюкзаками внушает уважение - нас-таки пустили и дали набрать с собой воды
ещё один источник в парке
ещё один источник в парке
переход из парка с мозаикой
переход из парка с мозаикой
После посещения парка начали собираться в сторону трассы до Ельца.
Соборная площадь
Соборная площадь
скромное здание администрации области
скромное здание администрации области
площадь огромная
площадь огромная
Быханов сад
Быханов сад
питстоп у областного центра культуры
питстоп у областного центра культуры
проехали мимо митинга националистов. Оказалось, что 4 ноября во многих городах проходил Русский марш
проехали мимо митинга националистов. Оказалось, что 4 ноября во многих городах проходил Русский марш
Наткнулись на такое чудо:
Дедуля был недоволен повышенным вниманием и кричал что-то вроде "Разденься сам голый и фотографируйся!"
Выезд из города - Парк Победы, последнее приятное место за сегодня.
Выехали на дорогу до Ельца - практически без асфальтовой обочины, ехать приходилось по раскисшей грунтовке (периодически моросил дождь). В итоге не выдержали и поехали скраю по дороге, периодически подхватываемые тёплыми потоками воздуха от обгоняющих фур. Скоро начало темнеть, дождь усиливался.
пока ещё бодры
пока ещё бодры
моя вечерняя форма одежды
моя вечерняя форма одежды
Наконец, когда совсем стемнело, наступила кульминация всей поездки. Ещё днём у меня начала прокручиваться цепь, позже я вспомнил, что дома не положил в рюкзак выжимку. На выезде из Липецка я видел веломагаз и была мысль зайти купить выжимку, но решил, что обойдётся. И вот в абсолютной темноте на трассе под дождём у меня слетает цепь - перекосоёбило звено. Нормально выпрямить его и вставить обратно пин (штырёк) без выжимки очень сложно. Олег светит фонариком, мимо проносятся фуры, Юра придерживает цепь, я с помощью зубов и двух мультитулов пытаюсь выпрямить звено. Пин выпадает и исчезает в траве - аккуратно, не дыша, вытаскиваем ещё один из старой ржавой цепи, которую я на всякий случай вожу с собой (у моей уже было вынуто прилично звеньев и нужно было иметь с собой хотя бы несколько про запас, но это имело бы смысл при наличии выжимки). Пин входит, но как ехать на звене, которое держится только одной половинкой, непонятно. Не зная, что делать (уже надо было отпускать парней вперёд, а самому ловить попутку, чтобы успеть на поезд), я просто наудачу сел и поехал, будучи уверенным, что через один поворот педалей цепь слетит. Кое-кто скажет, что её держал Иисус , но она не слетала!!! Я ехал, следил за равномерностью давления на педали и разговаривал с цепью, убеждая её продержаться ещё немного. Табличку "Елец" мы приветствовали, как Феттель очередное гран-при. Только на вокзале мы поверили в то, что произошло)))
на ЭТОМ я проехал больше 15км
на ЭТОМ я проехал больше 15км
До отхода поезда оставалось полчаса.
В Москве я доехал на электричке до Бирюлёво-Товарной и так же аккуратно поехал в сторону Чертаново. В какой-то момент за мной побежали собаки, я немного ускорился и оторвался, после чего Иисус решил, что хватит меня спасать, и цепь порвалась окончательно. Большую часть пути я успел проехать и остаток прошёл методом самоката минут за 10, после чего помыл велик на мойке около дома (где я с ним появляюсь чаще, чем с машиной), и путешествие завершилось.