Преодолев от караван-сарая еще чуть больше километра, оказываемся на развилке. Повернем сначала в восточном направлении. Почти сразу мы увидим некие руины. Это – так называемый «Дворец P». Оговорюсь сразу, что здесь и далее я буду пользоваться новой классификацией достопримечательностей Пасаргад, разработанной, как я понял, при включении этого археологического комплекса в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2004 году. Так вот, «Дворец Р» в наше время идентифицируется как резиденция богатого горожанина, тогда как народная молва по-прежнему ошибочно его величает «Дворцом Кира Великого». Дворец этот представляет из себя покрытое каменными плитами пространство, на котором возвышаются обрубки нескольких десятков колонн примерно одинаковой высоты – чуть больше 2-х метров. Неподалеку гордо стоит какой-то каменный блок с клинописным текстом на трех древних языках в верхней части – «Я, Кир, царь Ахаменид» Ахамениды – эта такая царская династия. По руинам дворца разрешается спокойно гулять и во время этой прогулки можно найти что-нибудь интересное, например остатки древней дренажной системы или небольшой фрагмент стены с полустертым барельефом, в котором можно различить ноги и нижнюю часть халата. Одну из частей бывшего дворца называют «тронным залом», так как там были найдены остатки каменного трона (отсюда и мнение, что это был дворец Кира Великого).

ДВОРЕЦ "Р"
В трехстах метрах к югу от «Дворца P», возле круга, где разворачиваются экскурсионные автобусы, раскинулись руины «Дворца S», он же «Дворец Приемов (Аудиенций)» или «Бар-е Аам». Это, пожалуй, самые симпатичные в Пасаргадах развалины – тут тебе и высокая (13,1 метр) колонна (одна из восьми, некогда поддерживающих крышу), и куча лежащих на земле, словно бочек, остатков других колонн (их использовали для строительства мечети у мавзолея Кира, а потом вернули на место), и остовы стен (один с клинописью «Я, Кир, царь Ахаменид» и более поздними надписями на арабском или фарси), и живописно вываленные в углу камни, видимо бывшие ранее частями здания, и остатки древнего моста через реку (на противоположной стороне современной дороги), и фрагменты барельефов. Среди последних особой популярностью пользуется один – на нем отчетливо видны нижние части мифических существ по типу ассирийских – хвост и полтуловища какой-то рыбины и задние ноги и хвост чего-то лошадиного – потрогать за гениталии это существо считается хорошей приметой. Впрочем, трогать всё, что трогается (по затемненным местам на рельефах) вы видели ещё в Персеполисе.

