Так получилось, что из здания аэропорта Шарджи я вышел ок. 16.00, поэтому для попадания в гостиницу и беглого осмотра города у меня оставалось буквально несколько часов.
Первое впечатление от ОАЭ – это благоустроенная страна с устоявшимися и понятными порядками. На площади возле аэропорта много такси, здесь же есть остановка автобуса, который курсирует между аэропортом и центром города. Однако времени на автобус у меня не было, сажусь в такси и еду в заранее забронированную гостиницу Sharjah Rotana. Стоимость проезда – 30 AED. http://www.rotana.com/rotanahotelandres ... ommodation
Отличная дорога из аэропорта в город подкрепляет первое впечатление. Но по обилию мечетей, своеобразной архитектуре и почти полному отсутствию зелени понимаешь, что находишься на арабском востоке.
Sharjah Rotana
Стоимость проживания в гостинице – $55 с завтраком. Гостиница вполне комфортабельная, четыре звезды, находится в самом центре. Усталость, смена климата и часовых поясов не являются препятствием для настоящего путешественника. (Я прилетел из Непала Непал. Две недели в одиночку). Забросив чемоданы в номер и умывшись, иду на прогулку по городу.
Готовясь к поездке, я понял, что в Шардже не так много мест, которые могут привлечь внимание. Мне было интересно посетить Музей исламской цивилизации, тем более что он работает до позднего вечера. Это пышное современное здание в восточном стиле с хорошей подсветкой. Музей запомнился отсутствием не только посетителей, но и оригинальных экспонатов. Стоимость входного билета – 6 AED. В основном, освещаются достижения исламской цивилизации далекого прошлого: макеты обсерваторий Джайпура и Самарканда, географические карты времен Синдбада-морехода, макеты мечетей и т.п.
Музей исламской цивилизации снаружи
Внутри
Из музея выхожу на набережную, которая вообще ничем не запомнилась. Иду дальше в сторону центра. На что случайно можно наткнуться в арабской стране в первый день пребывания? На дом поэзии, разумеется. Знаете, почему в арабской поэзии 27 размеров, а в русской только 5? Потому что арабы, которые путешествовали по пустыне, соразмеряли колебания своего тела с аллюром верблюда, а у верблюда много аллюров.
Дом поэзии открыт для посетителей, несмотря на позднее время
Также в городе была замечена крепость, закрытая на ремонт. На этом, собственно, достопримечательности Шарджи исчерпываются.
Крепость, закрытая на ремонт
Проголодавшись, захожу в арабский ресторан. Самый настоящий арабский ресторан без единого европейца внутри и с настоящей арабской кухней: лепешками и т.п. Собственно, в Шардже были замечены только арабские и индийские рестораны. Вероятно, европейские рестораны в этом городе тоже есть, но где их искать? У меня осталось подозрение, что я был единственным европейцем в этом ресторане не только в тот вечер, но и за всю историю его существования. Изредка я ловил на себе удивленные взгляды. Раньше я думал, что арабы заворачивают съестное в лепешку и в результате получается пита. Но арабы так не едят: они отщипывают от лепешки и мяса ломтики и макают их в подливку. Ножом и вилкой никто не пользуется. Стоимость ужина, весьма плотного – 20 AED.
LP оказался прав, когда писал, что Шарджа – полная противоположность Дубаю. Но, может, этим она и интересна?
День второй. Абу-Даби
Я планировал проснуться в семь, чтобы часам к одиннадцати добраться в Абу-Даби. Однако усталость меня доконала, поэтому оторваться от кровати я смог только в 10.30.
Из гостиницы на такси добираюсь на городской автовокзал. Автобусы, кондиционированные и вполне комфортабельные, курсируют из Шарджи в город Отца Лани (так переводится Абу-Даби) каждые полчаса, стоимость проезда – 30 AED. Номер места в билете не указывают, поэтому, когда к перрону подъезжает автобус, образуется толчея, т.к. все стараются занять место получше. Нужно иметь в виду, что в автобусе женские и мужские места строго разделены, и здесь, в отличие от дубайского метро, это правило соблюдается. Разумеется, не заметив надпись «для лядей» я умудрился сесть на женское место. Впрочем, пересаживаться не пришлось, т.к. все пассажиры были мужчинами. Я был единственным европейцем.
Я читал, что время в пути от Шарджи до Абу-Даби – 3 часа, но автобус ехал ок. 2,5 часов. Я рассчитывал, что он проедет через центральную артерию Дубая – шоссе шейха Зайда – но не тут-то было, автобус вообще объехал Дубай с юга, в результате всю дорогу я созерцал унылые пустынные пейзажи вперемежку с промзонами.
Главная достопримечательность Абу-Даби – открытая в 2007г. мечеть шейха Зайда. Стоимость проезда от автовокзала к мечети на такси - 20 AED. Таксист подвез меня не к центральному входу, куда подвозят организованные туристические стада, а к противоположной стороне мечети. В результате пришлось обходить мечеть минут десять.
Ух ты!
Когда впервые видишь мечеть и заходишь в нее, сразу думаешь: «Ух ты!» Это огромное, ослепительно белое здание, которое ошеломляет своим великолепием. В мечети разостлан самый большой в мире ковер и висят несколько огромных люстр, сделанных в Германии. В то же время понимаешь, что это суперсовременное культовое здание с отдельным входом для VIP-персон, электронным азаном, системой вентиляции и кондиционированием, парковкой и т.п.
Немецкая люстра
Великолепная инкрустация
Нельзя не заметить архитектурные изъяны мечети. Во-первых, проигрышным оказался ослепительный белый мрамор: на ярком солнце на мечеть физически больно смотреть. Если правда, что архитекторы вдохновлялись мечетями в Лахоре и Касабланке, то стоит отметить, что эти сооружения вовсе не белые. Больше того, Тадж-Махал, эталон исламской архитектуры, белым кажется только издали. Я специально просмотрел свои фотографии Тадж-Махала – его стены выложены не белым, а светло-кремовым или светло-серым мрамором с тончайшей инкрустацией.
На ярком солнце
Во-вторых, внутри мечеть шейха Зайда не кажется огромной. В отличие от, скажем, знаменитой Мескиты в Кордобе, не возникает иллюзия бесконечного пространства.
Внутри
Из мечети еду в сторону шопинг-молла Marina Mall. Здесь можно хорошо пообедать, и недалеко от набережной. Стоимость проезда на такси от мечети – 30 AED.
В Абу-Даби много диковинных зданий
Собственно, набережная Абу-Даби – это второе интересное место, которое я хотел увидеть в этом городе. Удивительным образом Абу-Даби напомнил мне Тель-Авив: современный прибрежный город, который находится в южных широтах и предназначен для передвижений на автомобиле.
Из значительных достопримечательностей часто называют парк аттракционов Ferrari World, но никакого желания посещать его у меня не было, особенно после того, как на Трипэдвайзоре я прочитал, что недавно там уволили половину обслуживающего персонала и сократили время работы.
Абу-Даби Марина
Прогулявшись по набережной, еду на автовокзал. Здесь покупаю билет до Дубая. (15 AED).
И на этот раз я был единственным европейцем в автобусе. Автобус проехал по шоссе шейха Зайда, и из окна я имел возможность заценить Бурдж Халифу и другие многоэтажки. Собственно, из-за тянучки на шоссе поездка вместо двух часов заняла три часа.
От автовокзала еду в Arabian Courtyard Hotel & Spa, четырехзвездочную гостиницу с местным колоритом, Travelers' Choice® 2012 Winner по версии http://www.tripadvisor.com. Стоимость проживания – $130 с завтраком. Выбор гостиницы оказался удачным: уютно и в относительной близости от главных достопримечательностей, хотя завтрак здесь на четверочку. Важно, что это не сетевая гостиница: Хилтоны и Мариотты можно найти где угодно.
Гостиница Arabian Courtyard Hotel & Spa
День третий. Дубай. Чудеса на песке
Ранним утром иду в Дубайский музей – он находится прямо напротив гостиницы. Конечно, никаких намеков на античность или глубокую древность вы здесь не найдете. Но надо сказать, что сама концепция музея и демонстрация истории города от Сасанидов (не надо смеяться) до современности – выше всякой похвалы.
Дубайский музей – вид из гостиницы
Вот как жили отважные собиратели жемчуга
Из музея иду в мемориальный квартал Бастакия, где законсервирована история Дубая. Странно, но я был здесь единственным туристом. Очевидно, организованные группы завтракали и только готовились к экскурсиям. В Бастакии находится старинная мечеть (вход для немусульман по отдельным приглашениям), несколько картинных галерей, нумизматический музей. Между прочим, первое упоминание о Дубае относится к 11 веку. Все воспринимают Дубай как ультрасовременный город с небоскребами и монорельсовой дорогой, но Дубайский музей и квартал Бастакия дают представление о тех недавних временах, когда немногочисленное население города зарабатывало добычей жемчуга.
В Бастакии Алладин нашел свою волшебную лампу
Традиционное восточное гостеприимство
На т.н. абре (водном такси) переправляюсь на противоположный берег Дубайской бухты. Стоимость проезда - 1 AED.
«Ты вези меня, лодочник!»
Медресе
Т.н. Gold Souk и Spice Souk – 100% завлекаловка для туристов. (Сук, Souk – это рынок). Особенно Gold Souk. В арабских странах и Индии золото традиционно популярно. Говорят, в Индии в виде украшений продается 50% всего мирового золота. Но могут ли эти лоснящиеся жиром золотые цепи привлечь человека с западным вкусом?
Gold Souk
Отсюда добираюсь до ближайшей остановки красной ветки дубайского метро.
Дубайское метро полностью автоматизировано, т.е. поезда курсируют без водителей и машинистов. Оно значительно лучше, чем в большинстве городов Европы. Поезда красной ветки большую часть пути едут поверху, и из окон открываются лучшие виды на шоссе шейха Зайда, Бурдж Халифу, вдалеке можно разглядеть Бурдж аль Араб (Парус) и т.п. Поэтому сорокаминутная поездочка на дубайском метро – обязательный пункт каждого транзитного туриста. Стоимость билета на сутки – 16 AED.
Вид Паруса с красной ветки метро
Метро
Еду до остановки Mall of the Emirates. Это большой шопинг молл, в котором находится т.н. Ski Slope, лыжный склон. Фаина Раневская говорила, что знает только два извращения: хоккей на траве и футбол на льду. Теперь к этим извращениям добавилось третье – лыжня в пустыне. Mall of the Emirates – большой и помпезный шопинг-молл, потреблядский рай, но я пишу этот отчет не для того, чтобы рекламировать шопинг-моллы. Главная замануха для посетителей – это лыжня. Между прочим, очень давно, лет 15 назад, по телевизору я смотрел передачу о строительстве этой лыжни, и вот теперь своими глазами я смог заценить эту диковинку. Зайти и посмотреть, как люди катаются на лыжах, нельзя, да и желания такого у меня не было, особенно после настоящих гор Непала. Решение простое – ресторан сети T.G.I. Friday’s на третьем этаже. Дорого и невкусно, но из окна можно увидеть лыжню. Я так понял, что этот аттракцион не пользуется популярностью, потому что за те 20 мин, что я ждал и ел свой десертик, по горке прокатились 3-4 человека.
Mall of the Emirates
Лыжня в пустыне
Отсюда недалеко до знаменитого Паруса, он же Burj Al Arab. Будьте осторожны, т.к. на подходах к Парусу находится опасная ловушка для туристов – Souk Madinat Jumeirah, непонятная комбинация из дорогих магазинов и ресторанов. А Парус лучше осматривать с другой стороны – пляжа Jumeirah. Не могу сказать, что Парус представляет собой шедевр архитектуры, просто красивое здание на берегу. Отсюда еду в сторону знаменитой Пальмы Джумейры.
А вот и Парус
Дубай – это город автомобилей, он имеет несколько центров и не имеет периферии. В этом плане он напоминает Лос-Анджелес.
Что касается Пальмы Джумейры, то я плохо понимаю смысл этого проекта. Я не убежден, что недвижимость на этом искусственном сооружении, которое, по слухам, опускается в воду со скоростью 5 миллиметров в год, будет дорожать. Я скорее уверен, что она будет дешеветь. И у меня есть большие сомнения относительно качества жизни на Пальме. Да, здесь можно неделю-две пожить в гостинице, но провести здесь часть жизни?..
Aquaventure Dubai
Один из рукавов Пальмы Джумейры. Вот как это выглядит вблизи
На Пальме построен монорельс. Стоимость поездки - 15 AED в одну сторону и, кажется, 25 AED в оба конца. Я думаю, из окна электрички открываются лучшие горизонтальные виды на эту часть Дубая: видно 40% Пальмы, опять-таки вдалеке – Парус и район Dubai Marina. Проехаться стоит. К сожалению, монорельс еще полностью не достроен – нет соединения с красной веткой метро. Поэтому на конечной остановке опять приходится брать такси. Но я же говорил, что Дубай – это город автомобилей.
Вагончик монорельса внутри
Парус – вид с монорельсовой дороги
Dubai Marina
На 17.30 у меня был забронирован билет на обзорную площадку Бурдж Халифы, и время поджимало. Нужно иметь в виду, что туристические карты искажают расстояния, и дорога в Дубае занимает всегда больше времени, чем планируешь. Говорят, люди здесь часто опаздывают на самолеты, в основном, из-за пробок, а также из-за того, что не могут рассчитать время для передвижений по городу.
Бурдж Халифа напоминает гигантскую сосульку, выросшую из земли. Аналогия становится полной вечером, когда ее подсвечивают холодными белыми огоньками. Уникальным сосульку делает тот факт, что это самое высокое наземное сооружение в истории. Здание имеет 163 этажа, обзорная площадка находится на 124 этаже. Билеты бронируются на сайте https://tickets.atthetop.ae/eticketing/homepage.aspx, стоимость – 100 AED. Как правило, билеты раскупаются за несколько дней, но если вы хотите без предварительной записи немедленно попасть на обзорную площадку, придется выложить 400 AED. Считается, что самое крутое время для посещения – 17.00 – 18.00, время заката. Следует иметь в виду, что вход на обзорную площадку находится не в самой Бурдж Халифе, а в Dubai Mall.
Burj Khalifa
Бурдж Халифа – макет в полный рост
Говорят, Dubai Mall – крупнейший шопинг-молл в мире. Возможно. На меня не произвел никакого впечатления: много магазинов и безвкусная еда. Что касается аквариума, то после тематического парка Sea World в Сан-Диего аттракционы такого плана мне вообще не кажутся интересными.
Конечно, вид с Бурдж Халифы впечатляет. Хотя мне есть с чем сравнивать – например, с видом на Чикаго со 103 этажа Willis Tower. Откровенно, я не понимаю, зачем в Дубае строят так много искусственных сооружений в заливе, вместо того, чтобы провести каналы в пустыне. Отсюда, со 124 этажа Бурдж Халифы, ясно видишь, что Аравийская пустыня бесконечна, а сама Бурдж Халифа фактически находится на границе города и пустыни.
Огни большого города
А в это время над Аравийской пустыней восходила Луна
Последнее сильное эмоциональное впечатление в Эмиратах – это музыкальный фонтан, который находится здесь же, рядом с Бурдж Халифой и Dubai Mall. Музыкально-водные композиции исполняются каждые полчаса, и публика откровенно балдеет. Я наблюдал три композиции + одну со 124 этажа Бурдж Халифы, но, разумеется, со 124 этажа мало что можно увидеть и ничего услышать. Восторги и аплодисменты вызвала композиция под песню Уитни Хьюстон "I Will Always Love You" . Поразительным образом сама Уитни Хьюстон умерла на следующий день в Беверли Хиллз.
Летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия, а мы с тобой вдвоем Предполагаем жить, и глядь – как раз умрем.
Музыкальный фонтан – вид с 124 этажа
Композиции с классической музыкой вызывали меньше восторгов.
Итак, по моему скромному мнению, дубайские достопримечательности ранжируются следующим образом:
1. Музыкальный фонтан. Чрезвычайно профессионально. К тому же зрелище очень демократичное и бесплатное.
2. Бурдж Халифа со своей обзорной площадкой. Все-таки самое высокое здание в мире.
3. Комплекс Дубайский музей + район Бастакия.
4. Парус. Просто потому что это иконическая достопримечательность.
5. Красная ветка метро и монорельсовая дорога. Надеюсь, скоро их соединят.
6. Пальма. Одна из крупнейших «панам» в истории.
7. Лыжня в комплексе Mall of the Emirates.
Поздним вечером возвращаюсь в свою гостинцу Sharjah Rotana, откуда началось мое путешествие. На следующее утро вылетаю домой.
Улёт. Открывается вид на Шарджу и Дубай. Вдалеке можно разглядеть Бурдж Халифу, пронзающую небо