Списались с агентством «Де Дрю» (Agence des Drus), забронировали у них апартаменты (они требуют аванс в размере 100 евро), нашли очень удобного перевозчика AlpyBus – их микроавтобусы развозят народ прямо к дверям резиденций, и заглянули на погодный сайт… Вот тут-то и открылось нам самое интересное: оказывается, в Европе тоже стоят нешуточные холода, и летим мы, что называется, «из огня да в полымя.»
Амстердамский дьютик порадовал ликером «Адвокат» (слышали о нем раньше, но не пробовали).
В Женеве водитель-англичанин лихо закинул наши сумки и лыжи в автобус (притом, что у него раненая нога с торчащим аппаратом Илизарова), и за разговором с ним мы не заметили, как доехали до Шамони, очень общительный дядька оказался.
Добрые тетушки из Agence des Drus, выдавая нам ключи от апартов, покачали головами, говоря: «Вам, русским, наверное, не страшна такая температура, вы – привычные к холоду!» - и мы немного напряглись… Помню, как на заре нашего лыжного опыта народ рассказывал, что однажды в Европе стояла такая стужа, что они надевали на себя все, что было, и еще обматывались полотенцами, чтобы не замерзнуть. Но индустрия спортивной одежды сейчас уже шагнула очень далеко вперед со всеми этими мембранами и полартеками – на них вся надежда!
Поскольку приехали мы в Шамони где-то после полудня, у нас оставалось время затариться продуктами в «Super U» и сходить в офис туризма за картами-схемами и советами. За продуктами потом ходили еще в «Сasino», ну и по маленьким лавкам полазали, конечно, за спешиалитетами.
Шамони, в отличие от Авориаза и Трех Долин, почти не имеет возможности катания от дверей резиденции. Городок очень сильно растянут по долине, и зоны катания, которых в сумме немало, не соединены между собой. Поэтому мы спросили местных знатоков, как нам лучше всего выстроить наши каникулы, и получили от мадемуазель очень толковые советы.
На первый день нам было предложено поехать в ЛеТур – Валлорсин, т.к. он должен был быть не самым холодным днем (около -17). А подъемники здесь, в основном, старые кресельные и бугели, в отличие от новых телекабин, в которых ездить, конечно, теплее. И вот мы окунаемся в сказку – точеные фигурки елок проступают из утреннего тумана, который постепенно рассеивается, и солнце заливает всю долину. Бросилось в глаза обилие лиственниц (пожалуй, еще нигде мы не видели их так много, обычно только ели и сосны). Здесь очень большие возможности для внетрассового катания. Открываем целину, и заячьи следы вскоре скрываются под наши лыжами. Восторг!
Обычно мы катаемся до самого закрытия подъемников. Ближе к вечеру присматриваем спуск, ведущий в долину, который станет для нас последним на этот день. Сегодня спускаемся в Валлорсин (деревушка у самой швейцарской границы) и поездом возвращаемся домой (он бесплатный для лыжников, но контролер обязательно идет, проверяет «карты гостя») – приятная поездка среди леса, по маленьким тоннелям и мостам.
Очень здорово налажено транспортное сообщение по долине Шамони! Бесплатные автобусы курсируют через каждые 10-15 минут. Наглядное и понятное расписание висит на остановках и выдается в брошюре каждому гостю. Мы жили в Шамони –Сюд, около подъемника Aiguille du Midi, и в 3 минутах ходьбы – остановка автобусов во все направления. Исключительно удобно и нисколько не тяжело! Таким образом, каждый день около 9 часов, а то и раньше, мы были на этой остановке, полные предвкушения и радости.
Во второй день мы – на Бревене – Флежере. Эта область весь день освещена солнцем, она лежит прямо напротив Монблана. Виды – потрясающие!
Вот только почему-то не работал кресельный подъемник Index, ведущий на пик Grande Floria – там, на мой взгляд, самое интересное катание. Но мы оторвемся здесь в последний день!
А самый замечательный спуск - с вершины Le Breven, туда привозит большущая гондола. На верхней станции ее – панорамная площадка с рестораном, вокруг которого всегда вьются птицы.
Смотреть вниз оттуда просто страшно. Зато спуск – супер! Ветер свистит, скорость набирается приличная, ух!
В третий день направляемся в Курмайор. При покупке 6-дневного и более скипасса мы имеем 1 день катания в Италии и бесплатный трансфер туда. В 8 утра на ж/д вокзале собирается народ, грузимся в автобус и направляемся к тоннелю под Монбланом. 11км внутри самой большой в Европе горы, и мы – в Италии.
Огромный, залитый солнцем цирк, красивые длинные спуски к самому подножию Монблана, язык ледника, спускающегося в долину.
В Зеротте – расслабленная атмосфера, немногочисленные лыжники загорают в шезлонгах в ожидании жарящихся на вертеле поросят. Греемся глинтвейном и снова – наверх.
Самая высшая точка здесь - Cresta d’Arp (2755м) со смотровой площадкой. Разноязыкий народ фотографируется на фоне Монблана; до него, кажется, рукой подать, а ведь между нами – 2 тысячи метров по вертикали!
В Курмайоре много народа, даже пришлось стоять в очереди на подъемникYoula.
Летом Италию и Францию соединяет подъемник, вот он как раз идет через этот хребет:
День четвертый. В Лез Уш мы решили поехать на поезде. Простояв минут 30 на платформе, видим объявление примерно такого содержания: «Если поезда нет более получаса, звоните нам, и мы объясним причину». Девушка – француженка звонит по указанному номеру и сообщает всем, что из-за сильных заносов поезд отменен. А градусов-то около 20! Поэтому, уже изрядно подмерзшие, почти бегом мчимся на свою остановку автобуса и добираемся в Лез Уш привычным способом.
Лез Уш нас потряс! Такие просторы, заснеженные елки… и все это – на фоне Монблана. А когда спускаемся за перевал, в долину, видим облака, которые плывут со стороны Женевского озера, и мы выше них...
Здесь много учебных групп – этакая змейка следует за инструктором, повторяя все его движения. Не перестаю удивляться, как ловко и бесстрашно малыши спускаются с горы, ссыпаются горохом. Ярко-алые от мороза щеки, горящие интересом глаза, а как они таскают эти тяжеленные лыжи! И никто не пищит, не возмущается, - все эти лишения сполна компенсируются радостью общения друг с другом, с природой, радостью победы над собой, ощущением полета и скорости, какой-то единой мощной энергией. Здорово, что детям прививается эта культура! Насколько счастливее становится человек!
Читали мы, что из Лез Уша к подножию ледника Бионасэ (а это – старт для альпинистов, идущих на Монблан) ходит трамвай Монблана, но не думали, что увидим его зимой. И вот около 2 часов дня он вдруг появляется на станции Бельвю. Отлично! На таком транспорте мы еще не ездили! Прямо с лыжами грузимся в вагон (а их всего два) и спрашиваем проводницу (она же стрелочница), где нам лучше выйти – ведь для нас эта поездка - просто аттракцион, как колесо обозрения с видом на главную вершину Европы.
Минут 20 трамвай идет до станции Мотиво (станцией эту будочку можно назвать с большой натяжкой, это просто развязка, где встречаются два трамвая), наша тетя переводит стрелки, мы пересаживаемся во встречный вагончик и возвращаемся в свое снежно-солнечное царство.
Как вы уже поняли,трамваев здесь два, мужского и женского рода, и зовутся они именами Анна и Жан
По пути проводница всю дорогу рассказывает нам о здешних местах, о людях и зверях. Спросили мы ее и о нашей молодой паре, которая в январе погибла на подступах к Монблану. Она говорит: «Да, их нашли невредимыми в этой палатке, они просто замерзли, ведь зимой восхождения нет…»
Главная фишка Лез Уш – черная трасса этапа кубка мира. По моему опыту, если такие трассы есть на горнолыжном курорте, то они - самые интересные и скоростные. Ожидания не обманули нас: проходим трассу раз за разом, и она не надоедает, а наоборот – только разгорается аппетит, и даже мороз уже не столь трескуч.
В этом году этап кубка мира под названием Кандагар проходил здесь 4-5 февраля. Поэтому мы приехали сюда на следующий день, 6-го, и, катаясь, наблюдали, как сворачиваются трибуны, убираются шатры и стартовые ворота.
Пришел наш пятый день. Сегодня по плану подъем на Эгюй дю Миди.
Еще дома мы наткнулись на информацию, что в Белую долину надо идти с гидом. Поэтому в первый наш день в Шамони, придя в туристический офис, мы решили провентилировать этот вопрос. И в гильдии гидов нам ответили, что если мы не имеем уровень экспертов, то нам нечего делать в Белой долине, и никакой гид не возьмется провести нас туда. «Вот в марте-апреле можете кататься там спокойно, а сейчас слишком много снега,» - показала барышня рукой где-то чуть ниже пояса. «Ну что ж, - скромно решили мы, - значит, мы пройдем Vallee Blanche, когда достигнем уровня экспертов. Но на пик Эгюй дю Миди мы непременно поднимемся, хотя бы просто на экскурсию, без лыж.»
Сказано – сделано! И вот утром пятого дня мы одеваемся потеплее (на градуснике за окном, как обычно, -21) и идем на знаменитую канатку, благо из нашего дома пути туда – только дорогу перейти. И что мы видим? Огромную толпу японско-китайских бабушек (молодежь, конечно, тоже присутствует), обмотанных всевозможными веревками, жумарами, и С ЛЫЖАМИ!!!!!
Этот факт мигом перевернул наше сознание: «Чем мы хуже этих бабушек? Если они могут, то неужели мы не сможем?!» Скачем домой за лыжами и – в путь. Спуск длиной в 20км нас не страшил: помнится, в итальянских Ортизеях мы каждый вечер возвращались домой по 12-километровой трассе, и это было здорово!
Подъем на самую высшую в Европе лыжную станцию интересен: кабина на хорошей скорости взлетает в гору, взору открываются ледяные поля, замороженные альпинистские приюты, вся долина Шамони, как на ладони, и Монблан – совсем рядом.
Японцев мы вскоре потеряли, т.к. они растянулись по сувенирным шопам на вершине. Спуск был впечатляющим, особенно с самой верхней точки, когда люди идут, вернее, ползут цепочкой, держась за веревку (представляете: в горнолыжных ботинках…); одно неверное движение, и лыжи улетят в пропасть. Как раз здесь и нужно альпинистское снаряжение. Но у нас его не было, справились и так.
Несколько участков были очень круты, моментально стало жарко. Но зато когда мы дошли до самой Белой долины, сразу поняли, что ТАК притягивает сюда – над царством снега висит пронзительная тишина, а исполинские белые горы встают со всех сторон, окружая ледник, и людишки на нем, как махонькие мушки, еле видны:
Скольжение – отличное, воздух опять стал морозным. Довольно быстро мы добрались до Монтенвера. Хотелось посмотреть знаменитый грот, который, как говорят, медленно, но верно сползает вниз.
Еще хотелось проехать на поезде на зубчатой передаче. Если честно, то после трамвая Монблан он совсем не интересен – нет таких шикарных пейзажей, большую часть пути поезд проходит в тоннеле.
А вот и наши японцы подтянулись:
Около 4 часов дня мы уже прибыли домой, и, коли уж выдался такой ранний вечер, решили посетить спортцентр Шарля Бозона. Не скажу, что нам не хватало экшена, просто это так здорово – замокнуть в бассейне на пару часов и расслабиться в бане! Но очень странно работает в Шамони это заведение – только до 7 часов вечера… Да и вообще, слабенький этот центр – всего лишь сауна есть и хамам... Бассейн на улице не фунциклирует, за снегом сбегать из бани тоже не выпускают…
Ну и под конец и в награду себе за совершённый подвиг завалились мы в симпатичную кафешку съесть ракле. Очень это душевно получилось!
День шестой. Что у нас осталось неохваченным? Правильно, Гран Монте. Едем туда на 11 автобусе. Все склоны здесь северной ориентации, поэтому до обеда катаемся в тени. Замечательный этот Гран Монте – очень протяженные спуски с хорошей высоты, отличные новые телекабины.
Но по ту сторону долины мы видим сияющие, освещенные солнцем горы Бревена-Флежера, и они притягивают к себе. Поэтому мы переезжаем туда минут за 20 и катаемся до упора, пока не остановится последняя креселка. И уже тогда спускаемся в город по Nants, достаем из рюкзачков обувь и бредем домой, наполненные впечатлениями и абсолютно счастливые.
Последний день, вернее, полдня в этом замечательном городке. Затариваемся сыром и джамбоном (хамоном), просто шатаемся по улицам, впитывая всеми порами чудесный горный воздух
Вот он, дух Шамони:
Что мы не успели: покататься в Вербье (Швейцария). Дело в том, что автобус туда идет из Шамони только по четвергам, а у нас четверг был днем приезда и отъезда. Судя по карте, там есть где позажигать! Ну что ж, значит, есть новая цель на будущее.
И еще одно: на сайте мы читали, что в Le Bossons есть освещенная лыжня, а в Pelerins – санная трасса. Но в тур. офисе Шамони ничего не знают об этом – вот странно!
Итак, в обратный путь. Всего час пути до Женевы, и постепенно заснеженные леса и горы остаются позади, сменяясь зелеными газонами. При взвешивании в аэропорту в моей сумке обнаружился небольшой перевес, поэтому сыры переехали в лыжный чехол, в котором благополучно и долетели.
Смеркается. Поднимаемся в воздух и берем курс на восток.
Здравствуй, Родина! Мы вернулись в те же морозы, но теперь они уже не кажутся такими ядреными.
Наша машина ждет нас на стоянке в Шереметьево. За эту неделю замерз замок капота, и мы долго возились, чтобы открыть его и надеть клеммы на аккумулятор. Очень удобны эти стоянки: платим из расчета по 150 руб. за сутки и довольно быстро добираемся домой.
Вот и случилось еще одно счастливое приключение в моей жизни. Благодарю судьбу и своих друзей за это все.
Расходы на 1 лицо:
8000 руб. – авиабилет;
8500 руб. - жилье;
49евро - автобус Женева-Шамони и обратно;
260 евро – скипасс на 6 дней;
12 евро - спортцентр (бассейн и баня)
40 евро - ресторан с раклетом;
И где-то около 100 евро на продукты, кофе, пиво, сырные сувениры домой.