Конец октября, поздняя осень, плавно переходящая в зиму, гигантская утренняя пробка на Московской кольцевой автодороге. Два часа до вылета в Будапешт. Машины стоят намертво.
Все замерло, и пешком, конечно, быстрее, но уже не успеваешь ни вернуться назад и отправиться другим путем, ни дойти пешком до какого-нибудь поворота, потому что нет их, поворотов никаких. И путей объезда нет. Ничего нет, только фырчащие колонны машин. До вылета час пятьдесят. Я превращаюсь в разъяренного тигра, перебегая глазами с одного пассажира на другого, большей же части, впрочем, пофиг, такими же тиграми смотрят только те, кто опаздывает на работу. Они аж подпрыгивают на месте, периодически звоня кому-то по мобильному и нервно поглядывая на часы. До вылета час сорок. Автобус аккуратно трогается с места и проезжает метров пятьдесят, снова грустно моргнув фарами. К счастью, машины вокруг воспряли духом и радостно перемигиваются, убегая вперед и увлекая автобус за собой. Колеса шебуршат по графию, метро «Юго-Западная», маршрутка № 611 до аэропорта Внуково (100 руб), пятнадцать минут в пути и вуаля- терминал В, где уже заканчивается, но, к счастью, еще не закончилась регистрация на рейс, следующий по маршруту Москва-Будапешт.
Для меня начинается наш небольшой, но очень насыщенный трип в Будапешт, я еду на свадьбу к друзьям, посреди недели, на три дня. Тут, наверно, надо ввернуть предысторию.
Есть компания друзей, которые решили провести свой законный отпуск в Восточной Европе, уже изучили Братиславу и приехали в Будапешт. Среди них супружеская чета- Анна и Илья. Они в этом городе не в первый раз, почетные будапештоведы, а также девушка Ната и девушка Лена, они в Будапеште впервые. Есть девушка Маша, она вообще из Питера, но сейчас учится в университете Берлина на дизайнера, у них каникулы, она села на двенадцатичасовой поезд до Будапешта и тоже приехала вместе со всеми полазить по городу. Все эти пять человек сняли квартиру в центре города и прекрасно там живут.
Еще есть жених и невеста, Катя и Вася, которые решили, что обычная свадьба- это слишком скучно, посмотрели на пример своих друзей и тоже решили провести свою медовую неделю не где-нибудь, а в стольном граде Будапеште. 31 октября они расписываются в районном загсе Москвы, потом садятся на ближайший рейс до Буды и полетят на ноябрьские праздники в медовую неделю в Будапешт. Для них, а если быть более точными, то для нас всех на вечер 31 октября заказан столик в средневековом трактире «Ланселот».
И, наконец, есть я, которая эту поездку долго саботировала-саботировала, а потом перестала саботировать, выкроила три дня, 30, 31 октября и 01 ноября, на которые и лечу в этот прекрасный город. Опомнилась я в последний момент, в арендуемой квартире мест не осталось, в отель заселяться показалось как-то неспортивно, и я договорилась жить в пустующей квартире подруги.
Тут снова обстоятельства стали диктовать свою неуклонную волю. Пока квартира пустовала, ее стали сдавать внаем. Несколько квартирантов были приличными людьми, а в последний раз с клиентами договаривались не напрямую, а через риэлтора, и в результате всей этой чехарды ее сдали цыганам, которые попытались сделать из квартиры небольшой табор. Соседи переполошились, цыган довольно быстро вытурили, но начались сложности со включением отопления: вентель в водонагревателе не поворачивался или еще что-то в таком духе, в общем, с этим местом дислокации тоже не сложилось, и я уже даже забронировала отель и пожала документы на визу, как вдруг появился Габор.
Габор- это каучсерфер, без памяти влюбленный в русский язык и русскую культуру. Выучив русский язык, он приложил все усилия, чтобы по работе его отправили именно в Москву, и прожил в Москве около двух лет, так что языком владеет хорошо, а российские реалии ему знакомы не понаслышке. Он оказался знаком как раз с той девушкой, у которой вентель не поворачивается, и она, чувствуя себя передо мной не очень удобно, что пришлось отказать в размещении, да и просто желая познакомить меня с удивительным миром каучсерфинга, сосватала мне Габора.
Мы с ним списались через вконтакт, обменялись контактами, написали друг другу буквально пару слов, и вот уже я, вооружившись в качестве презента календарем на 2014 год с видами древней златоглавой Москвы, спешу на регистрацию рейса венгерской авиакомпании Wizzair.
Wizzair- лоукостер, который сейчас разлетался по всей Европе, я забронировала самый бюджетный тариф, свойства у этого перелета оказалось четыре:
1. С собой можно брать только одну единицу ручной клади (если ноутбук лежит в отдельной сумке, то тоже считается отдельной кладью).
Моя кладь, шестилитровый рюкзак не совсем подходит по параметрам: в высоту 45 см, в то время как по правилам авиакомпании нужно иметь кладь не более 42 см, но всем на это, слава богу, пофиг, никто к клади не придирается. Хорошее слово- кладь. Кладью, о клади, спугнуть кладь, взметнуть кладь, раскопать кладь- красивое слово, даже когда сочетаешь его с не подходящими по смыслу словами, все равно рождаются образы.
2. На борту, поскольку это лоукостер, кормят за отдельную плату, но это нестрашно, лететь-то всего два часа с хвостиком.
3. Нужно заранее зарегистрироваться на рейс онлайн и распечатать из дома посадочный талон, иначе нужно доплачивать, о ужас, целых десять евро, как и за багаж.
4. На борту нет нумерации кресел. Как в электричке- что занял- все твое, разве что можно быть уверенными, что стоя ехать не придется.
При посадке заложило уши, и веселый венгерский пограничник долго пытался до меня докричаться через толстое стекло таможенной будки, чтобы узнать, надолго ли я пожаловала в их славный град.
На три дня я приехала, ненадолго совсем. В Будапеште, помимо посещения свадьбы, передо мной стоят несколько задач: отпраздновать Хеллоуин по-европейски, погулять по городу, заценить основные достопримечательности, сходить на экскурсию в Парламент, послушать орган и посетить купальни с минеральными источниками.
В аэропорту наверняка плохой курс, поменяла только 20 евро на карманные расходы, внутри здания на выходе из аэропорта нашла ticket office и приобрела там книжечку на 10 поездок городским транспортом (автобус, трамвай, метро) за 3000 форинтов.
Справа от выхода в город находится остановка автобуса 200E, автобус уже ждет меня, и, пробив талончик, я радостно уношусь вдаль. Автобус выехал из аэропорта, из отчетов на форуме мне известно, что он довезет до станции Köbánya Kispest, но я совершенно без понятия, где эта самая станция находится, и долго ли до нее добираться. Все пассажиры автобуса знают только венгерский, к тому же, я все еще глуховата после посадки, так что у нас получается диалог культур на языке жестов: я мычу, что мне нужно метро-метро-андеграунд, они в ответ что-то свое щебечут, в конце концов, одна женщина объясняет мне на пальцах, что она выходит, и на следующей остановке нужно выходить и мне. Остановка расположена где-то в середине маршрута, примерно седьмая по счету от аэропорта, при подъезде даже можно заметить мост над дорогой, и по этому мосту поезда ездят, поскольку станция метро расположена на поверхности. Так или иначе, вышла я правильно, при входе в метро пробила еще один талончик, и села в вагон.
Во время поездки переписываюсь с друзьями, договорились встретиться на станции Kálvin tér, мне это удобно, станция находится по той же ветке, что и я сейчас еду- синей M3.
Выхожу из метро, и вот он- Будапешт! Со всех сторон на меня выскочила-выпрыгнула европейская золотая осень: +20, все бегают в кроссовках и маечках с голыми плечами, травка зеленеет- солнышко блестит, и я стою посреди площади в пальто, сапогах и с рюкзаком за плечами- пришелец из другого мира.
Будапешт красивый, низкие ухоженные домики, изгибающиеся улочки, какая-то часовня с зеленой крышей, около этой часовни я и остановилась на обед, заказав в кафешке обед.
Подошли друзья, взяли себе по пиву, дождались, пока я закончу свою трапезу (тоже красивое слово, почти как кладь), и мы все вместе двигаемся на продовольственный рынок. Идти до него все время прямо в сторону Дуная, если метро остается за спиной, то часовня с зеленой крышей должна остаться по левую руку, а так все прямо, да прямо, да прямо минут десять. Симпатичный крытый продовольственный рынок выглядит как рынок, вот так вот:
На первом этаже продают продукты, колбасы и овощи, а на втором этаже расположены съестные ларьки, где в изобилии находятся вкусная еда и нежнейшая выпечка. Друзья берут гусиные ноги (порция- 1650 форинтов, и к этим ногам можно добавить различные соусы и хлеб). Гусиные ноги меня не воодушевили, зато очень впечатлили пирожные. В соседнем лотке продаются удивительно вкусные сладости и коржи. Марципаны!
После обеда мы берем на рынке сыра, острой колбасы, что-то вяленое и тянущееся, шоколадку и пару бутылок знаменитого венгерского «Токая». Разведка доложила, что знаменитый венгерский Токай нужно приобретать на самом нижнем этаже рынка в полуподвальном помещении, где стоимость вина на треть ниже, чем на основных прилавках, находящихся на виду. Для дегустации закуплен как полусухой, так и сладкий вариант этого напитка.
Запасясь провизией, мы двигаемся на гору Геллерт. Идти все так же прямо да прямо по той же улице, удаляясь от метро. По пути открывается величественный Дунай, а после моста впереди появляется и сама гора Геллерт- большой, спокойный и красивый парк, созданный для того, чтобы влюбленные по-европейски проводили там золотую осень. Мы, хоть и не были влюбленными парочками, все равно очень очарованы этим местом. Вечер догорает, вторая бутылка вина подходит к концу, и вся наша компания перемещается на новую точку дислокации- уютную лавочку, сидя на которой и закинув ноги на забор, нашему взору открывается вечерний Будапешт.
Нас пятеро: Ната и Илья ведут профессиональный разговор о достоинствах и недостатках объективов, Маша фотографирует где-то в отдалении, не отвлекаясь на теорию, а мы с Анной колбасу едим.
В настоящее время на одном из склонов горы стоит памятник Святому Геллерту, окруженный изящной колоннадой. А чуть ниже из недр земли бьет небольшой, но красивый водопад. Можно также увидеть и памятник королю Иштвану, который стоит у входа в костел, расположенный прямо в пещере. Во времена коммунистического режима вход в пещеру был замурован, но в наши дни любой желающий может посетить костел.
На вершине горы находится цитадель, построенная австрийцами в середине 19 века для контроля над венгерским Будапештом. В годы Второй мировой войны здание крепости служило казармой, госпиталем, складом боеприпасов и имело важное стратегическое значение. Здесь же находился вход в бункер, служивший центром ПВО. Сложная многоярусная конструкция имела много помещений, шахт и потайных ходов, по которым можно было выйти и оказаться в разных частях города далеко за пределами горы.
Позвонил Габор и на довольно-таки хорошем русском языке рассказал, что вечерний Будапешт полон загадок и тайн, сам же он пока присоединиться к нашей честной компании не готов, но с удовольствием расскажет, где и что можно поделать.
Через какое-то время к нам присоединилась девушка Елена, которая весь день лазила по городу самостоятельно, и поступило предложение сходить в бани в Геллерт, но купальни Геллерт закрываются в восемь вечера, в то время как купальни Сечени работают до 22:00. Мы рванули в купальни Сечени. Ехать на метро не хочется, берем такси (2 700 форинтов), и прибываем в купальни Сечени.
«Венгрия стоит на огромном подземном горячем море и является главной термальной кладовкой Европы. Теоретически, каждый может просверлить дырку в земле и как только глубина этой дырки будет достаточной, оттуда забьет фонтанчик горячей целебной воды.
В районе Будапешта глубина должна быть чуть более километра. В прошлом веке предприимчивые венгры просверлили такую дырку и построили вокруг комплекс зданий и назвали их купальнями Сечени в честь графа Сечени, которого они считают одним из величайших венгров в истории.»
Посещение купален минеральной водой стоит 4000 форинтов без ограничения по времени, а в период с 20:00 до 22:00, в который мы и приехали, 3 200 форинтов. Комплекс купален построен в каком-то мохнатом году в виде дворца, со всех сторон на нас напало необарокко. В Сечени есть несколько бассейнов, а также разнообразные бани, сауны и хаммамы, расположенные как на воздухе, так и в помещении. Один бассейн- спортивный с дорожками, меня туда не пустили как раз из-за отсутствия шапочки, второй- очень теплый, теплее температуры тела. В холодную зимнюю пору можно, расположившись у бортика, играть в шахматы, ведя неторопливую беседу и потягивая вкусный травяной настой. В третьем бассейне тебя затягивет в водоворот и начинает вращать по кругу, и каждый из бассейнов наполнен водой из скважины с минеральной водой. Единственный минус- в этих бассейнах искупалась вся Венгрия, но все, в том числе и Габор, уверяют, что вода в бассейнах очень чистая, и ни о каких лишаях там отродясь не слыхивали, а СЭС-овский контроль там очень жесткий. А еще там можно прыгать. Баба сеяла горох, прыг-скок, пряг-скок, обвалился потолок, прыг-скок, прыг-скок.
Да, бассейны не новые, но мне это как-то даже добавило фану: представляешь себя знатной дамой, которая проводит время в собственной купальне, в то время как челядь где-то там, за бортом, устраивает мятежи, революции, или работает в поте лица в полях или на шахтах.
Во внутренних помещениях дворца еще есть бассейн, до такой степени насыщенный минералами, что вода там совершенно не прозрачная со взвесями, и несколько вполне себе милых парных: как наша баня, сухая сауна, сауна, вся пропитанная травами, и совсем не жаркая парная, в которой тебя полностью окутывает приятным теплым паром.
В общем, провели мы там время с интересом и радостью, а после купален поехали в метро до центра, где и распрощались до завтра.
Габор звонил, предлагал встретить на машине еще около купален, но стало как-то неудобно заставлять не знакомого мне человека совершать на автомобиле лишние телодвижения, и, узнав, что его квартира находится в пешей доступности от метро, решила прокатиться общественным транспортом самостоятельно.
В венгерском метро вообще запутаться довольно сложно, есть только три ветки, M1, M2 и M3, желтая, красная и синяя, соответственно. Сейчас еще салатовую M4 строят. Станция пересечения у веток одна- Deák Ferenc tér, вот именно на ней где-то в полдвенадцатого ночи милый сотрудник метрополитена на чистом венгерском языке поведал, что линия M2, на которую мне надо пересесть, закрыта. Неожиданный поворот событий поставил меня в тупик, я даже немного растерялась, находясь одна ночью в незнакомом городе, и сразу же позвонила Габору. Габор ответил весьма обнадеживающе: «О, не волнуйся, Таня, ты легко сможешь добраться на ночном автобусе. Номер автоб….»- и тут, как в красивых фильмах, телефон сделал плюм-плюм, и позднее сообщил, что «Мегафон» не может принять входящий вызов. Я осталась одна ночью в незнакомом городе без средств связи и малейшего представления, куда мне двигаться дальше. В первый раз. Не в том плане, что вообще в первый раз, а в том смысле, что потом был еще и второй. Но об этом расскажу в хронологическом порядке.