Осень 2006 года.
Исходные данные:
1. Автомобиль: ВАЗ-11130 («Ока»), 2000 г.в. Куплен мною с рук в 2004 г. с пробегом. 18400 км (пробег, похоже, был скручен). За последние два года - достаточно жесткая эксплуатация по сельским дорогам Южного Урала, по Санкт-Петербургу. Плюс неоднократные поездки Санкт-Петербург – Москва - Южный Урал (около 2500 км в одну сторону).
Тюнинг отсутствует, двигатель мощностью 32 л.с., без капремонта. На момент старта пробег 69320 км.
2. Водитель – я, Катерина. Женщина, стаж вождения – 4 года (приблизительно 85000 км). Опыта заграничных автопутешествий нет, зато присутствует легкая склонность к авантюрам.
Дневник заграничной поездки.
Начало.
Наверное, еще никто не готовился к поездке так безответственно, как я. После всех высказанных народом мнений у меня было несколько альтернатив:
А) не пустят за границу
Б) сломаюсь, не доехав до границы
В) сломаюсь несколько дальше, но там еще хуже.
Оптимизма эти пророчества не прибавляли. В результате, по инерции сделав загранпаспорт, я начала лениво планировать маршрут. Атлас мира предложил на выбор от Гренладии до Австралии, но проклятые голубые пятна океанов не давали моей «Оке» развернуться по-крупной. Учтя свои же пожелания, в которых мне симпатизировало оказаться в стране, где говорят на более ли менее знакомом мне языке, я остановила свой взгляд на Испании. Изучение в средней школе 4 года испанского языка и культуры было достаточным стимулом для посещения этой страны. Остальные страны определились путем вопроса «Ну и как же дотуда добраться?»
Итак, с одной стороны меня тормозило отсутствие веры в наши с машиной способности, с другой стороны, подстегивала мысль, что в октябре в Европе погода уже портится и если уж ехать, то до холодов. Короче, на 14 сентября мы нацелились на отъезд.
Ребята из Нижнего Новгорода - экипаж Рустама Аскарова, доезжавшие на тюнингованной «Оке» до Италии (я правда, планирую забраться подальше), посоветовали застраховаться от угона и ущерба по ДТП на Европу (плюс к Грин-карте - обязательной страховке, которую можно оформить на каждом углу). Так, на всякий случай. Несмотря на то, что в случае аварии мне оплачивался эвакуатор аж до России, компания «Энергогарант» застраховала мою машинку. Честно скажу, не понимаю, как можно было так рисковать. Ну, сами подумайте: приезжает дама на шестилетней слегка ржавой «Оке» и заявляет, что собирается в одиночку доехать до юга Испании, никогда до этого не выезжав за пределы Родины. Абсурд! Я бы на их месте открестилась от такой сомнительной страховки всеми возможными способами.
Поход перед поездкой по автосервисам окончился на пессимистической ноте. В четырех различных автосервисах при проверке ходовой мне сообщили абсолютно разные причины, по которым машинка завтра же должна медленно и печально ехать на кладбище, если мы не поменяем … (тут шел список, из которого явно следовало, что дешевле купить новую «Оку»). При этом жалобы на тормозные диски были отметены, в результате чего я всю дорогу, матерясь, ехала при торможении с жутко бьющим рулем. А по возвращении в Питер все-таки выяснилось, что этот элемент и нужно было поменять. Единственное из списка, на что я сдуру согласилась вначале – это поменять ступичный подшипник со ступицей (Господи, ну зачем ????). И в результате у меня теперь каждый раз при трогании с места руль плавно дергается в такт с вращением колеса. Пропадает это только ближе к 40 км/ч. Видать, новая ступица кривая. И так я буду ехать всю дорогу.
14.09.
6.00
Утро, темно, дождь. На спидометре 69320 км, мы покидаем город. Деньги не поменяны, место ночлега определено только на ближайшую ночь – если доберемся до парома. Запчастей кот наплакал, с атласами и картами напряг, а как проходить границу – вообще не имею не малейшего понятия.
Жутко доводит какой-то бренчащий звук непонятно откуда – правда, временами пропадает, что вселяет хоть немного надежды что пропадет и совсем. Почему-то грешу на коробку передач. Короче, еду в полной уверенности, что сломаюсь где-нибудь в Выборге. Не выходит.
8.35-9.45
У границы. В награду за проявленное ранее разгильдяйство час с лишним жду открытия обменника – с рублями ехать в Европу как-то нелогично.
9.45-12.00
Проход границы. Первый раз в жизни. Ничего не ясно, куда чего и в какой последовательности.
Очереди две. Правая для фур, левая – для легковых. Обычно фуры проходят границу медленнее, но сегодня отчего-то происходит наоборот.
Многие финны занимаются здесь своего рода приграничным бизнесом (мне показали нескольких таких). Утром заезжают в Россию, затовариваются сигаретами, минералкой, спиртом, заливают полный бак бензина, и домой в Финляндию - продавать. Это товары ограниченного ввоза и в РФ они значительно дешевле. Вечером еще один рейс, уже на другой машине.
Чем ближе к границе, тем больше начинаю волноваться. Подошла к одной из машин в очереди - с русскими номерами. Спасибо добрым женщинам на Тойоте RAV-4, которые очень помогли советами, показали, как заполнить декларацию!
11.35
С трясущимися от волнения руками, ногами и другими частями тела бегаю со всеми от пограничников до таможенников. Если бы везла контрабанду, наверняка от волнения превратилась бы в отбойный молоток. А так только в дрожащий миксер.
На русской границе только снисходительно улыбались, глядя на мою машинку. Финнов я и вовсе не заинтересовала: удостоилась только одного взгляда и слов «Здравствуйте» и «Счастливого пути». Им было все равно, что за четырехколесное чудо въезжает в их страну.
Кстати, уже месяца через полтора после возвращения на родину вдруг случайно выяснилось, что в Финляндию нельзя провозить многие продукты, и если бы меня поймали на границе… Ведь продовольственных запасов я прихватила с собой из России по меньшей мере на неделю.
12.00-17.00
Итак, я в Финляндии! Путешествие началось! Еду. Спокойно еду. Хотя все время прислушиваюсь к машине. Периодически вылезают бренчания и стуки, но все уже знакомые, так что особо не дергаюсь.
Перед поездкой вбивала себе в голову – соблюдать все правила и пропускать пешеходов. Пыталась заранее потренироваться на наших пешеходах. Не получилось. Российские граждане не верили в чистоту моих намерений уступить им дорогу и переходить отказывались.
Та часть Финляндии, где я еду, стоит на камнях. Деревья растут на камнях, дома стоят на камнях, дорога местами прорублена в огромных камнях. Природа красивая. А вот архитектура в сельской Финляндии какая-то унылая. Дома попадаются безликие, обшитые либо сайдингом, либо вагонкой, покрашенной терракотом (типа темная кровь).
Все едут очень дисциплинированно. 9 км/ч плюс к разрешенной скорости. Первый из нескольких сотен раз, когда я клянусь выкинуть карту, наступает при подъезде к Хельсинки. О том, что на объездную у них стоят указатели KENA RING, мелкомасштабная карта Европы, естественно, не сообщает. Умудряюсь все-таки завернуть правильно, т.к. что-то похожее проскользнуло в разговоре на границе с хозяйкой Тойоты RAV-4.
Благо времени еще вагон, периодически останавливаюсь поглядеть вокруг.
17.00
Благополучно прибываю в порт. Мой паром должен отплыть в 20 часов, билеты были забронированы мной в паромном агенстве «E&C» заранее (ага, очень заранее, за 2 дня до отплытия)
20.00
Отплыли. Позади остался очередной стресс от погрузки – в этой поездке еще много будет «в первый раз». Машинку загнала на самую нижнюю палубу, заезд куда напоминал спуск с длиннющей крутой эстакады. Причем по трапу, откровенно похожему на стиральную доску. Как буду выбираться, пока загадка. Все машины стоят на ручниках, а у моей его с самого начала нашей совместной жизни не было. Обкладываю колеса резиновыми «башмаками» - в углу лежит куча таких, наверное, для дополнительной фиксации авто на случай шторма. Теперь моя ласточка точно не укатится!
Опытные путешественники салона «аэрокресел» (самый дешевый по стоимости билет - сидячий), учат нас, салаг, как спать на полу в проходах. С помощью притащенных из машины пенки и двух спальников я тоже устраиваю себе гнездо на полу.
Нитка маршрута: Санкт-Петербург - Выборг – Хельсинки - Ханко.
15.09
7.44 утра.
Несколько оригинальное пробуждение: по всему полу вповалку спят экономно путешествующие граждане. Переступая через них, иду на верхнюю открытую палубу – восход солнца с этой точки обзора особенно впечатляет.
Весь день с обретенными здесь знакомыми блуждаем по парому и ведем беседы. Ощущения точно как в поезде: все куда-то едут и у каждого своя история. Качка практически не ощущается и как-то пропадает чувство, что ты плывешь. Рассказывают, что во время штормов хуже всего приходится самым богатым: лучшие каюты расположены на верхних палубах, где качка чувствуется больше всего.
Днем ходили проведать свои машинки на нижнюю палубу. Там стоит жуткая жара и все шоколадные конфеты, который я везла для подарков, превратились в горячий шоколад. Не повезло!!.
Опять переводим часы: у России с Финляндией разница в час, а со всей остальной Европой - +2 часа.
Вечер. Все высыпали на открытые палубы – паром величественно приближается к порту Ростока, Германия.
На удивление, мы с машинкой бодро появляемся на свет божий из чрева нашего корабля. С ночевкой пока вопрос. Нужно помочь новому знакомому – довезти его до гостиницы, так как его поезд только завтра утром. На его предложение оплатить номер и для меня, я, пересчитав стоимость ночлега на наши «деревянные», отказываюсь - жаба душит тратить даже чужие деньги. Выезд запланирован на 4 утра, и сумма более 1500 рублей за 4,5 часа сна для меня пока кажется несколько абсурдной. Итак, вторая ночь в Европе. Сплю в машине на стоянке перед гостиницей.
16.09.2006 г.
04.10
Бензозаправка в Ростоке ставит в тупик. Есть 91-й и 95-й бензины, а моего 92-го нет. Каким заправляться? Методом сложных умозаключений прихожу к выводу, что 91-й немецкий не хуже нашего 92-го. Итак, мы пускаемся в путь! В Дюссельдорфе меня ждет подруга моей бабушки – там и заночую.
Уже через десять минут бодрой езды в сторону автобана мы с машинкой, нервно оглядываясь – как бы кто не настучал - крадемся задним ходом по мосту – это мы так же бодро въехали не туда.
04.35
Автобан. Едем. Ощущение легкого разочарования. В моих видениях после всех рассказов автобан представлялся этакой идеальнейшей, неземной дорогой. А тут так… хорошая. Видали мы в России и получше. Но только в Германии они такие везде, а у нас в России перемежаются с «участками асфальта между ям».
Кроме достаточно сомнительной карты Европы, на которой даже автобаны-то указаны далеко не все, я вооружилась замечательной компьютерной программой для прокладки курса (куплена в Москве на «Горбушке» за 250 рублей). Впервые три дня она зарекомендовала себя так, что далее я не открыла ее ни разу. Ведь если то и дело там встречаются рекомендации типа: через 2000 ярдов повернуть направо (и про указатель не слова), а GPS у тебя нет, то ты обречен на блуждания. Забегая вперед, скажу, что окончательно мы рассорились с ней, когда дорога в Тулузу была просчитана через Бордо – в ее памяти, видишь ли, не было существующей в реальности более короткой трассы.
Чем больше рассветает, тем больше становится машин. Джипов я в Германии практически не встречала – говорят, на них очень большие страховки. Много неплохих автомобилей среднего класса, часто встречается и малый.
Моя «Окушка» идет как-то не в режиме. Правая полоса – фуры и кемперы - едут около 90-100 км/ч, левая – все остальные – 130-150 км/ч и выше. А я где-то посередине. И так как для «Оки» отдельная полоса появляется нечасто, то приходится много обгонять и при этом возвращаться в компанию к фурам. Надо заметить, что народ тут значительно вежливее нашего – никаких фар и гудков – и даже самые быстрые машины, если догоняют меня по левой полосе, вежливо ждут, когда я завершу обгон. Хотя то, что немцы не нарушают правил – ерунда. На участках с ограничениями скорости многие мчатся значительно быстрее дозволенного.
Скоростные режимы в Германии отличаются от российских. Так, на автобане вообще нет ограничений (если не выставлены знаки), на обычном загородном шоссе предел – 100 км/ч. В городе нельзя ездить быстрее 50 км/ч.
Интересно, что каждый город в табличке с названием содержит также рисунок, отображающий какую-либо особенность этого населенного пункта. Будь то достопримечательность, какой-либо завод или значительное событие истории. Бремен, например, изображен иллюстрацией к «Бременским музыкантам».
10.05
Уже вторая из обгоняющих машин радостно сигналит и машет – видать русские. Мысли текут в направлении: русские водители, русские правила движения… МАМА!!! Я уже пять часов еду непристегнутая!!! В глазах начинают светиться нули размеров штрафа за это дело.
10.05 и одна секунда.
Все, еду уже пристегнутая.
Автострада №1 от Гамбурга выводит вас практически к Кельну, но я сумела слегка потеряться, следуя указаниям компьютерного навигатора. Который на сей раз захотел протащить меня по коротким второстепенным дорогам с кучей развилок «Через столько-то ярдов». С трудом выкарабкалась обратно.
13.30
Подъезжаю к Дюссельдорфу. Очередные нестыковки с компьютерной картой. В результате проезжаю мимо, разворачиваюсь, заезжаю где-то в середине. На бензозаправке рисуют, как доехать. О, благословленные работники бензозаправок! Сколько еще раз на всем пути спасут меня от топографического кретинизма эти чудные люди!
Дюссельдорф.
Русских эмигрантов – тьма. Сначала один из бывших наших умудрился перекрыть мне выезд с обочины – бегал к банкомату. Позже, уже покормленная и отправленная гостеприимной старушкой в сторону центра – город посмотреть, я с завидным постоянством натыкалась на русскоязычных жителей немецкого??? городка. На остановке U-ban (типа трамвая, но периодически идет в тоннеле под землей) меня мило просветили на моем родном языке, на какой сесть, в самом трамвае уже другие пожилые дамы выдали религиозную газетку на русском, среди гуляющих на набережной то и дело слышалась русская речь. В общем, в этом городе попрактиковаться в иностранном языке как-то не довелось. Сам городок большого впечатления не произвел. Больше всего почему-то запомнились живые изгороди – высокие, длинные и густые. Похоже, в России для них слишком холодно, а жаль.
Вечером внимательно осмотрела соседние автомобили – во многих были оставлены магнитолы, лежали какие-либо вещи – это внушало оптимизм, что в мою не полностью разгруженную от всяких пакетов «Окушку» не залезут.
Нитка маршрута: Росток - Гамбург - Бремен – Мюнстер - Эссен – Дюссельдорф
17.09.2006, Воскресенье.
6.00
Выезд из Дюссельдорфа. План на сегодня – с утречка в Кельнский собор, а потом через Бельгию до Парижа.
До Кельна добралась очень быстро, минут за 25. В центр города, в отсутствие карты, попала по наитию. Встал вопрос: где парковать. Напуганная жуткими тарифами парковочных автоматов, иду просвещаться к водителям такси. Результатом пятиминутной беседы, от души наполненной жестами, мимикой и разноязычными словами, является приятная новость – в воскресенье парковки в городе бесплатные!! Оставив машинку прямо напротив Кельнского собора, иду к нему. Туристов еще нет, поэтому проникаешься благоговейной атмосферой этого величественного здания. Даже фотографировать было там как-то не с руки – было ощущение, что ты именно в храме, а не на экскурсионной вылазке. Идет служба. Звучит орган, затем вступает хор. В какой-то момент от слияния музыки и пения при этой акустике поймала странное ощущение, как будто душа улетает ввысь – необъяснимое чувство.
09.05
Выезд в сторону Парижа, на спидометре 70585 км.
Планируя еще в России свой маршрут, мною было решено не ездить по платным автодорогам. Скажу честно, очень хотелось сделать свое путешествие максимально малобюджетным. Поэтому сегодня мне предстояло уйти с автобанов, ибо только в Германии они пока еще бесплатные.
После пересечения границы с Бельгией и до Льежа все шло по плану, но затем я обнаружила, что еду куда-то явно не туда. Останавливаюсь в зоне отдыха на заправке. Минут через десять любопытствующие наблюдали очень колоритное зрелище. Маленькая зеленая «Ока» окружена со всех сторон суперскими байками, а на ее капоте расстелена стратегическая карта Европы, по которой я пытаюсь найти себя в пространстве с помощью дюжины эффектных бельгийских байкеров. Нашлась. Но только на дороге в Люксембург (трасса А25). Так как разворачиваться было лениво (да и вообще, как известно, возвращаться - дурной знак), решаю заодно завернуть и туда. Для бешеной собаки, как вы знаете, и семь верст не крюк.
Продолжение следует....
Как получится, помещу остальное. Или пишите в личку - скину весь текст (там 27 дней путешествия).