Маршрут: Богота (Зипакира) – пустыня Татакоа – Саленто с Кокорой - Медельин и окрестности – Санта Марта и трек в Затерянный Город + немного пляжа – Картахена и Playa Blanka – Богота (Канделярия).
Про большую часть этих мест написано немало, поэтому я просто добавлю более свежую информацию и свои впечатления. А вот про Затерянный Город, информации крайне мало, как на форуме, так и вообще в русскоязычном интернете. На нем остановлюсь подробнее: тур, конечно, «на любителя», но, думаю что любителям вроде меня, не сильно дружащим с иностранными языками, информация будет полезна.
Сроки: с 21 февраля по 11 марта 2014 года.
Участники: мы с мужем. Предлагали много кому из знакомых ребят, но кто-то отказывался по объективным причинам, а кто-то крутил пальцем у виска и говорил, что в такую страну, как Колумбия если и сунется, то только если ему приплатят, но никак не за свои кровные.
Подготовка: опыт сделал свое дело, и маршрут я составила довольно быстро. На некоторые возникшие у нас вопросы, ответы я так и не нашла, но они были из числа второстепенных и с ними на месте разобрались без проблем. Люфтганза сделала нам новогодний подарок в виде рождественской распродажи, в которую мы и купили билеты: за двоих отдали около 61 000 руб., как, в общем-то, и рассчитывали. После НГ праздников была распродажа у Air France и KLM, на двоих можно было в 57 000 уложиться, но нам это было уже неактуально. Сразу после покупки билетов, я серьезно взялась за восстановление порядком подзабытого испанского. Это принесло свои плоды и серьезных лингвистических проблем у нас не возникло. Что особенно порадовало, так это то, что не только меня понимали (с этим никогда особых проблем не было), но и я всех понимала. Прививка от желтой лихорадки для въезда в Колумбию не является обязательной, но в связи с тем, что планировали Затерянный Город, а это джунгли, муж на всякий случай делал, у меня уже была. В плане безопасности заранее особенно много не сделаешь, поэтому ограничились тем, что сняли всю ювелирку, включая обручальные кольца, и взяли два потайных кошелька для ношения на поясе. Этого хватило.
21 февраля:
Наша поездка началась из терминала А аэропорта Внуково. Он здорово отличается от В, из которого я пару раз имела сомнительное удовольствие летать, и отличается в лучшую сторону. Вылет был в 9-55, поэтому пользоваться услугами такси не пришлось, доехали на аэроэкспрессе. Благополучно долетели до Франкфурта, Люфты, как и обычно, не разочаровали. По прилету, не торопясь, направились в терминал Z, выход 22, указанный у нас в посадочном талоне и на электронном табло: стыковка была трехчасовая, так что торопиться было особо некуда. Недалеко от пункта досмотра у нас спросили посадочные, и посмотрев их, показали в ту сторону, что мы и предполагали.
Вот на этом месте спокойная часть нашего перелета и закончилась, потому как, возле каждого перехода из транзитной зоны в зону вылета, у стоек досмотра стояла толпа, в количестве, которое я на глаз определить не берусь. А еще масса народу дремала у стен. Это вместо памятных нам по прежнему году 3-4 человек у каждой стойки. Работала только одна - медленно и печально. И недолго. Вскоре и она закрылась. В ходе расспросов полиции и звонков оставшейся в Москве мамы в колл-центр Люфтганзы выяснили следующее: во Франкфурте забастовка службы охраны аэропорта, в связи с чем, досмотр они не проводят. Вроде как сегодня все должно закончиться, но во сколько – неизвестно. Все остальные службы аэропорта работают в штатном режиме, и авиакомпании, соответственно, тоже. То есть, все вылеты производятся по расписанию, и ждать тех, кто тут застрял - никто не будет. Если только совсем чуть-чуть.
До вылета, к тому моменту оставалось около полутора часов, встали в толпу у первого попавшегося входа. Где-то через час заработали несколько стоек, начали проводить досмотр. Когда дошла очередь до нас, до вылета оставалось 10 мин, указанное в посадочном талоне время boarding time, давно уже прошло. Тот, кто хотя бы раз произносил фразу: «я никогда не бегал так, как тогда» - меня поймет. Даже грабители не удирают с места преступления так, как это делали мы с Лехой. Я: на плече фотоаппарат, в одной руке планшет, в другой - конверт с документами, один ботинок развязан. Лешка: одной рукой держит сползающие штаны, так как ремень одевать времени нет, другой рукой - этот самый ремень и мой сотовый, на плечах небольшой рюкзачок. Думаю, что мы были не единственные, у кого возникла такая ситуация, но таких колоритных пар как мы, я за время нашего забега не видела.
Пробежав метров 700, мы были у гейта Z22. А кроме нас там никого не было. Первая мысль, конечно, что не успели, наш самолет уже на взлетку выруливает. Но смутило то, что номера рейса и объявления о том, что посадка закрыта - не было, просто было указано текущее время. В том же расхристанном виде, добежали до ближайшей стойки Люфтов, где, посмотрев наши посадочные, девушка сказала, что наш гейт - Z50. Пробежав полдороги мы поняли что не помним точно, как она произнесла номер: это могло быть как 50, так и 15. Подлетели к ближайшей на тот момент стойке, размахивая посадочными: девушка сказала, что наш гейт - 52, позвонила туда и сказала, что у нее двое туристов с их рейса, которые к ним уже бегут и попросила дождаться. Я дружу со спортом, но спринтерским бегом никогда не занималась, все больше походы, железо в спортзале, да кардио в виде ходьбы. В общем, так как в этот день, я не бегала никогда в жизни. А пробежали мы, по всем этим гейтам километра полтора. Вбегая в рукав, я чувствовала себя практически марафонским бегуном. Шнурок завязала только в самолете. Вылетели мы на полчаса позже, чем предполагалось. Заметили еще человека три опозданцев после нас, но может больше было, мы в хвосте сидели, могли и не видеть. Но свободных мест в салоне тоже было немало. Уверена, что как минимум часть их - это те, кто не успел, несмотря на задержку вылета.
У нас очень любят приводить в пример Европу и говорить, как у них там все здорово организовано, даже в кризисные моменты. Я не хочу сказать, что у нас все хорошо, но в той ситуации, в которой оказались мы - я не заметила вообще никакой организации. Воду раздавали – вот и все. Информацию о том, что, собственно происходит, собирали по крупицам и самая толковая была та, что сообщили маме в колл-центре Люфтганзы. На месте никто ничего внятно сказать не мог, на просьбы тех, у кого самолет вылетал, хоть что-то сделать, вежливо отвечали, что у них забастовка, им очень жаль, что так получается с вылетом, но это - Ваши проблемы. На мамин вопрос, что делать нам, если самолет улетит, в колл-центре сказали, что мы можем позвонить им и попробовать перебронироваться на другой рейс. А то, что не успели, это не их проблема, это вина аэропорта. В целом, я с ними согласна, но нам от этого было не легче: до вылета времени почти не осталось; в огромной толпе, большая часть из которой пытается кому-то дозвониться телефон почти не работал, мы только раз до мамы и дозвонились, потом она нам еще дозванивалась, а мы уже никому позвонить не могли, Люфтам в том числе; отойти нереально, на свое место потом не пробьешься; система кондиционирования не справлялась, духота была страшная, троим стало плохо, полиция и медики утаскивали их из толпы для оказания помощи; единственные мониторы в зоне видимости - все два часа крутили ролик про то, что надо сделать при прохождении досмотра, все уже наизусть порядок выучили. Лучше бы там табло вылетов было, чтобы знать куда бежать, когда этот квест прошел, а не носиться как мы по всему аэропорту. Дело не в том, что так уж напрягла пробежка эта, а в том, что могли и не успеть. И, опять же, то что все-таки успели двое молодых здоровых ребят, могли и не успеть люди в возрасте или не столь здоровые.
После состоявшейся-таки посадке в самолете мы решили, что положенное количество неприятностей мы огребли и у нас есть шанс на то, что дальнейшая поездка пройдет гладко. Это мы здорово ошиблись, о чем позже. Перелет прошел нормально, кормили и поили Люфты, как обычно - выше всяких похвал.
На стойке migration нас несколько удивили вопросом об адресе хостела, где мы будем проживать в Боготе. На форуме писали о том, что даже если у вас ничего не забронировано, адрес надо придумать. Я думала, что это надо вписать в тот бланк, что выдавали в самолете, но там такого пункта не было, а вот на стойке спрашивали и записывали, так что будьте готовы к ответу на этот вопрос. В самодельном путеводителе такие адреса у меня были, один из них я и назвала. Брони не требовали, бланк, который заполняли в самолете, их не заинтересовал. На выходе прикупили в дьютике бутылку Бейлиса - 25 USD. Во Франкфурте-то конечно дешевле, но там не до этого было.
Самая большая засада этого дня ожидала нас при выдаче багажа и состояла она в том, что наш багаж и багаж еще человек 8-ми не прилетел с нами. По ходу, это как раз и были мы и другие опозданцы-попаданцы, которые пришли на посадку после указанного в посадочных талонах boarding time. Дальше был долгий и в целом бесполезный процесс общения с представителем Люфтов, в ходе которого мы выяснили, что возможно, наш багаж прилетит завтра, после 22-00. А возможно и нет (как-то неуверенно парень насчет завтра говорил). Представитель Люфтов записал телефоны и адреса тех, у кого эти самые адреса были; у нас только телефон, адрес мы и сами не знали, планировали этим же вечером в Нейбу выехать.
Теперь к отсутствию багажа прибавилась и проблема, где, собственно провести эту ночь. Решили ее традиционно. На выходе подошел мужичок с предложением habitacion y transporte за 140 000 песо. После моего "muy caro" согласился на 100 000 песо. Тоже не дешево, но тут хостел его и места точно есть, а искать самим - черт его знает, что найдем, кроме приключений на свою голову. Называлось это место HOTEL CELESTA. По приезду я сразу поняла, что переплатили, причем очень сильно (позже поняла, что не меньше чем раза в два). При всей моей нетребовательности к таким вещам, хорошего я нашла мало: близость к аэропорту, на машине минут 7, бесплатный wi-fi в номере. Обещанная горячая вода обеспечивается посредством проточного водонагревателя и согревает он ее только тонкой струйкой. Сильнее она уже довольно прохладная, что в нежаркой Боготе довольно дискомфортно. Chek-out в 15-00. Звукоизоляция никакая. Красная цена той CELESTA – 50 000 песо, хотя, подозреваю, что для тех, кто к нему приходит сам, а не вылавливается в аэропорту - такая она и будет.
22 февраля:
Телефон, подключенный к Гудлайн, еще с Франкфурта глючил: принимать звонки мог, а вот с него звонить не получалось, поэтому большая часть ночи прошла в переговорах с их колл-центром. Хорошо, кстати, что был в наличии другой телефон, иначе переговариваться было бы просто не с чего. Методом проб и ошибок, код через который можно звонить, все-таки был найден. На случай, если у кого-то предусмотрена связь через них же, для звонков в Россию: *146*007 и номер без 8.
Часов в 9 мы встали, собрались и к 10 вышли в город. Позавтракали рядом с хостелом за 10 000 песо на двоих и попытались найти описанный во многих отчетах Transmilieno до terminale Norte. Раз уж раньше сегодняшнего вечера из Боготы мы не уедем - решили перенести Зипакиру с конца поездки на сегодня.
Тут мы окончательно поняли, что попали на какие-то задворки Боготы: автобусы с надписью Transmilieno в нашем районе были только какого-то мини-варианта: ходили по обычной полосе, а не по выделенной и до Norte ни одна не ехала. Взяли такси, который за 18 000 песо довез нас до Norte. Когда уже выехали на Avtopiste Norte, я увидела как раз те Transmilieno, которые мы искали. От Norte каждые минут 5, а то и чаще, ходят бусеты на одну из которых мы и сели. Пропустить их невозможно, кондукторы, они же зазывалы, выкрикивают названия населенных пунктов через которые они едут, ну очень громко. За 40 мин и 8 000 песо за двоих доехали до поселка ZIPA. Мы при посадке сказали кондуктору, что едем в Зипакиру и на нужной остановке он подсказал нам, где выйти и в какую сторону идти.
Там надо перейти дорогу и пройти прямо, до площади с красивой церковью, судя по виду - колониального периода, но утверждать не берусь, а затем свернуть налево:
Минут через 5-7 ходьбы будет указатель в сторону Catedral de Sal. Билеты стоили 46 000 песо на двоих. Минут 10 постояли у входа в Catedral, потом вышел экскурсовод и мы пошли. Экскурсия построена очень грамотно: сначала экскурсовод проводит по всем самым красивым местам и инсталляциям, рассказывает историю этого места с древних времен (эти копи разрабатывались еще индейцами, задолго до появления испанцев) до современных, доводит до торговых рядов, и там отпускает. Наш гид вел экскурсию на испанском языке, а потом, для тех туристов, кто не знает испанский (таких, считая Лешку, человека три было) еще раз рассказывал все на английском. Дальше можно гулять, смотреть и фотографировать сколько захочется. Выходишь самостоятельно, заблудиться невозможно, кругом указатели. В магазинах, кроме сувениров из соли продается ювелирка с изумрудами и отдельно камни. В сравнении с русскими ценами - очень бюджетно получается, если брать изумруды в серебре. Золото очень дорогое. Серебряное кольцо с изумрудом после торга обошлось в 76 долларов, оплату без проблем долларами приняли.
Рядом с торговыми рядами идет световое шоу, очень красиво, идет не прекращаясь, прийти-уйти можно в любой момент. Когда там были мы, то в Catedral проходили только экскурсии, но гид рассказывал, что в дни крупных католических праздников здесь проходят службы и религиозные обряды: про венчания точно говорил, на остальные моего испанского не хватило. Вот то, что несмотря на освещение получилось сфотографировать (для глаз все очень красиво и интересно, а фотоаппарат, конечно, не все воспроизводил так, как это виделось):
Место очень красивое и интересное, заслуживающее посещения. Рекомендую.
На поверхности, рядом с Catedral, много кафешек, но цены неадекватные, поэтому пообедали мы чуть ниже, в городе. Комплексный обед из местного супа Ахиако, говядины с рисом и овощами и соком стоил по 10 000 песо на человека. Кстати, в самой Боготе, то же самое, мы потом и по 4 800 песо на человека находили.
На бусете доехали до Norte и принялись искать собственно терминал (то есть билетные кассы и автобусы): я знала, что в Боготе он всего один и как-то само собой, еще готовя маршрут в Москве, решила, что это он и есть. На то, чтобы понять, что терминалом Norte называют всего-то северный въезд и междугородние автобусы ходят совершенно не отсюда, ушел час и еще минут 40 на то, чтобы доехать до терминала Боготы на Avenida Boyaka. Там мы окончательно выяснили, что именно оттуда ходят автобусы в Нейбу. Самые выгодные цены были у BOLIVARIANO: 29 000 песо на минибасе и 33 000 песо на автобусе. Но последний транспорт уходил часов 10 вечера и следующий только в 5 часов утра. Поиск перевозчика оставили до получения багажа и поехали за ним.
На такси по счетчику вышло 10 000 песо. Промаявшись пару часов в аэропорту, мы наконец-то воссоединились со своим багажом и поехали на автовокзал. Жук-таксист счетчик не включал, а я именно в этот раз не обратила на это внимания и не уточнила стоимость. По факту пришлось платить 18 000 песо. На автовокзале мы довольно долго не могли понять, почему нам предлагают билеты на 10-15 рм, хотя на часах 11-15, пока наконец, в компаниии Transhuila не выяснили, что у меня часы идут на час вперед и автобус, который нам предлагают, вот как раз отходит. Мы быстро загрузились, но несмотря на скоростной режим, в котором это происходило, я успела вытащить из рюкзака спальник. Венесуэльские кондиционеры в прошлом году мне на всю жизнь запомнились. Поступила я совершенно правильно: спальник мне понадобился уже через час, а менее теплолюбивому Лешке хватило пледа, подрезанного у Люфтов. В 4 утра мы были в Нейбе.