С 23.02.2014 по 21.03.2014, я (Киев, Украина) и мой друг Р. (Сиэттл, США) путешествовали по Бирме. 18 дней на мотоцикле, остальное - автобусы. Никаких турагенств, естественно. По возможности останавливалсь у местных (homestay)
Виза: я делала в декабре через знакомого в Москве, просто передала документы, стоит 20$. Сделали без проблем. Оставляла на всякий случай два дня в Бангкоке. По отзывам других туристов, тоже делают без проблем.
Для Тайланда я открыла транзитную двукратную визу в Киеве, стоит 70$.
Перелеты: Киев-Бангкок (днипроавиа), Бангкок - Мандалей, Янгон - Бангкок, Бангкок - Киев (мау). Перелеты в Мандалей и из Янгона - AirAsia.
Мотоцикл: Мы брали на прокат у Зака.
Zach Benoy, Mandalay Motorbike Rental, 32nd street, between 79 adn 80 street, mandalaymotorbike@gmail.com
Дешевый китайский мотоцикл на прокат стоит 10$ в день, есть более дорогие Хонды за 40$ в день.
Купить дешевый мотоцикл стоит примерно 500-600 долларов. Но по словам Зака с покупкой могут возникнуть проблемы, оформление всех документов занимает примерно месяц (я не поняла, каких именно документов, он назвал это lisence). Мы узнали об этом в конце путешествия. В начале серъезно думали именно о покупке, но отказались (я не была уверена в себе, как в пассажире) и воспользовались прокатом.
Деньги: Я меняла в Манадлее, Р. снимал в банкомате с карточки. Повезло в третьем банкомате. Внимание! Сейчас курс доллара немного упал, поэтому не всегда и не везде могут взять доллары.
Еда: ее много и она дешевая. Мы ели чаще всего на улице в самых простых местах. Торговаться на базаре нормально.
Карты: у нас было две. Одна - просто карта Бирмы, вторая - распечатка от Зака того, что в целом недалеко от Манадея с его пометками о том, куда туристам вообще можно, а куда нельзя. (Не все штаты Бирмы открыты для посещения.) На картах могут быть неточности. Расстояния принято мерять в милях.
Топливо. Литр берзина стоит 1000 чат (примерно 1 доллар). На основных дорогах есть заправки. Поскольку большая часть страны ездит имемнно на мотоциклах, то во всех деревнях продают бензин в бутылочках. Как правило видно с дороги, догадаться очень легко. В труднодоступных районах бензин может быть чуть дороже.
23.02 Прилетели в Манадлей днем. Аэропорт достаточно далеко от города. У AirAsia есть бесплатный автобус в downtown для своих пассажиров. Остановились в отеле A.D.1 - единственный забронированный через Агоду отель.
24.02 Днем взяли мотоцикл и выехали в Pin Oo Lwin по основной дороге, которая идет из Мандалея на Hsipaw и Lashio. Остановились в отеле в центре города за 14$. Торговались.
25.02 Продолжили путь по основной дороге. Останавливались посмотреть монастырь, называется Zigo. По рекомендации монаха съездили в близлежащую шанскую деревню, там выращивают клубнику, нас конечно же угостили. Вернулись в монастырь, там покормили обедом. Продолжили путь. Несколько позже свернули с основной дороги в направлении On-ma-thi и Thonze, ехали в сторону Mong Long (произносится Май Ло). Дорога хорошая, красивая. Постепенно уходит в горы. На ночь остановились в монастыре при деревне, которая понравилась. Там монахи едят только лапшу, так что ужин и завтрак был из лапши.
26.02 Доехали до Май Ло и попробовали съездить в Mogoke (Могок). Вообще для посещения Могока нужен спец. пермит, т.к. там добывают рубины. Естественно на въезде в город на чек-посту нас остановили. Сводили в самый близкий монастырь на холме, дальше увы, не пустили. Это было предсказуемо. Мы продолжили путь в сторону Kyaukme (произносится Чаумэ). Дорога хуже предыдущей, несмотря на то, что на карте она более жирная. Каменистая горная грунтовка. Остановились в деревне Kang Kan.
27.02 Внимание! В штате Шан формально идет война. Поэтому, если вы съезжаете с основной дороги, то можете попасть в зону боевых действий между бирманской армией и шанской армией (партизанами). На дороге из Могока в Чауме мы пережидали в придорожной забегаловке пока закончатся перестрелки. Местные показали на пальцах, что дальше стреляют и ехать не надо, и сами ждали. Когда все закончилось, продолжили путь, доехали до Чауме, выехали на основную трассу и доехали в Hsipaw (произносится Сипо или Сибо). Остановились в Yee Shin Guesthouse за 12$, торговались, договорились что без завтрака, но нас все равно покормили утром. В треки из Сипо не ходили, нам вполне хватило проехать по горам до Могока и обратно.
28.02 Посмотрели немного Сипо и поехали по сновной дороге обратно до Nawrighkio (Намчо), проехали по серпантину вниз и вверх в районе Gokteik Viaduk (получается переезд с плато на плато). Из Намчо свернули на дорогу, которая идет на YakSauk (Яксок). Остановились в деревне в доме у старосты. Долго расспрашивали о том, ведутся ли дальше перестрелки. По словам старосты да, но достаточно далеко от того места, где мы были.
1.03 Утром из Намчо приехали полицейский и immigration officer. Они нас вежливо завернули на основную дорогу. Мол, для вас это небезопасно.
Отступление и уточнение: если в доступной близости есть полиция, то о туристах скорее всего сообщат (такие правила). Иногда это выливается в то, что нельзя остановиться у местых (притом что сами хозяева могут быть и рады вас оставить) или проехать по определенной дороге. Мы не спорили.
Продолжили путь по основной дороге, и проехав Pin Oo Lwin свернули по указаниям Зака. Он нарисовал нам, как можно не заезжая обратно в Манадалей проехать в Kyaukse (Чоксе). У большой заправки ССН надо свернуть налево и поехать по бетонной дороге до Gwebin. Дорога красивая. В Gwebin за 1000 чат переправится на лодке на другой берег реки в Yeywa и продолжить путь по совершенно безлюдной дороге через холмы. Чтобы попасть в Чоксе надо пересечь небольшой хребет. В Чоксе на холме большой храмовый комплекс. Мы попытались выехать из города и найти ночлег в деревне, но увы, это был тот случай когда нельзя. Мы вернулись в город, где нас встретил полицейский. Он отвез нас в отель (хотели 50$), мы сказали что нам это дорого. В итоге нас оставили ночевать бесплатно: "За вас государство заплатит".
02.03 Продолжили путь по трассе до Minzu, свернули на менее оживленную дорогу через Myo gyi и Yengan, доехали до Kyone и повернули в Pindaya (Пиндая). Пиндая достаточно туристическое место, поэтому пришлось ночевать в отеле. Самый дешевый был 20$. В Пиндае основная достопримечательность - большая пещера, в которой просто невероятное количество статуй Будды.
03.03 Из Пиндаи есть дорога прямо в Heho (Хехо), там выезд на основную трассу по направлению на Taunggyi (Таунжи). Мы не доезжая до города свернули на озеро Инле. Вообще в районе озера туристам нельзя ездить на мотоциклах. Только на велосипедах. По идее в самом ближайшем городе Nyaung Shwe мы должны были его оставить при отеле или гестхаусе. Но мы не послушались и поехали на мотоцикле дальше. (По словам Зака, если бы нас поймали, то мотоцикл бы забрали. У него так пропало два мотоцикла, один на Инле, один в Багане) Так мы доехали до Maung Tauk (Shwe Maung Tauk). Там повезло. В деревне, которая уже на воде в ресторанчике девушка-хозяйка разрешила у них остаться за так. Мы заплатили только за еду и лодку.
--- продолжение следует
P.S. Блог моего друга и попутчика: http://samsaradukkha.wordpress.com/