Итак, речь пойдет о поездке в Грузию с 13 по 27 июля 2013 года.
Сразу бы хотела отметить сайт http://www.travelgeorgia.ru. И не только с точки зрения "куда поехать", но и с точки зрения "а зачем ехать" (что за место, чем известно, интересные факты, история и т.д.). Дана очень полезная и интересная информация по многим местам Грузии. При описании достопримечательностей в своем отчете пользовалась именно этим источником. Потому как емко и по делу.
Вступление
Не буду описывать почему родилась идея ехать именно в Грузию, но могу сказать, что ждали этого момента с нетерпением. То что я представляла себе до поездки и как это оказалось на самом деле – это, как говорится, небо и земля! Все оказалось намного круче, чем мои представления
Итак, что мы имеем.
Экипаж – я и муж Кирилл (на тот момент - будущий ).
Машина – Nissan X-Trail, 2012 года выпуска, 2 литра, вариатор. Пробег на начало путешествия – 13 638 км. Машину особо не готовили, разве что было заблаговременно пройдено ТО-15000. По технической части пригодилась только запаска. С собой брали 2 канистры бензина по 10 л – пользовались, хотя была не крайняя необходимость, скорее перестраховка (особенно рассчитывайте бензин на Омало, Шатили и Ушгули – там по пути заправиться абсолютно негде).
На бензин потрачено около 23-24 тысяч рублей (на пробег 6 114 км).
Сборы – набор стандартный: палатка, пенки, спальники, газовая горелка, 2 канистры с водой (питьевая и техническая), стол, 2 стула, кухонная утварь и т.д. Список длинный, решили не экономить на комфорте – багажник был забит. Ничего особенного не брали, поэтому внимание здесь не акцентирую. Немного запаслись теплой одеждой – ветровки, флиски, джинсы, резиновые сапоги – пригодилась там же, где и бензин))) Зафиксированный нами минимум был 9 градусов с плюсом (ночевка в Ушгули).
У нас получилось 14 ночевок (одна ночь в России по пути домой), 7 из них в палатке, и, соответственно, 7 в гостиницах. Ничего заранее не бронировали, так как маршрут у нас был спланирован таким образом, что мы уже в ходе поездки определяли ночевки. В общем-то для нас это оказалось оправдано, так как в маршрут 2 раза вносились изменения, а проблем с поиском гостиниц не было – находили всегда быстро, недорого, комфортно.
На 7 цивильных ночевок потратили 630 лари, это около 13 тысяч рублей.
Ну и не забудьте заграничные паспорта. Виза не нужна, но по российскому паспорту вас не пустят. В заграничном паспорте у нас теперь красуются отметки о поездке в Грузию.
Пробегусь по дням нашей поездки (в скобках указан пробег за день):
День 1. Москва – КПП Верхний Ларс – Степанцминда (1784 км).
День 2. Степанцминда (Гора Казбек, Троицкий храм в Гергети) – замок Ананури и Жинвальское водохранилище – Шатили (211 км).
День 3. Шатили – Муцо – Тбилиси (172 км).
День 4. Тбилиси (79 км).
День 5. Тбилиси – Мцхета (Светицховели, Джвари) – Кветера – монастырь Алаверди – Омало (235 км).
День 6. Омало – Дартло – Греми – Кварели (141 км).
День 7. Кварели – Сигнахи – Лагодехи – Некреси – Кварели (175 км).
День 8. Кварели – Рустави – Цалка – Паравани – Вардзия (376 км).
День 9. Вардзия – монастырь Ванис-Квабеби – замок Тмогви – крепость Хертвиси – перевал Годердзи – Батуми (251 км).
День 10. Батуми – Кобулети – Поти (110 км).
День 11. Поти – Местия – Ушгули (268 км).
День 12. Ушгули – Лентехи – Кутаиси (159 км).
День 13. Кутаиси – Гори – ночевка в районе Степанцминды (374 км).
День 14. Сепанцминда – КПП Верхний Ларс – ночевка где-то в России (595 км).
День 15. Путь домой, прогон по России – 1184 км.
Вот так прошли эти 15 дней с суммарным пробегом в 6114 км.
Карты в 3-х частях прилагаются:
День 1. Самый скучный, но волнительный и предвкушающий – путь в Грузию.
13 июля, Москва – КПП Верхний Ларс – Степанцминда (1784 км)
Просто жарим до Грузии. Добавить буквально нечего. Хотя...
Выезд был запланировал на 13 июня 2013г. Стартовать собирались слегка выспавшись, то есть часиков в 3-4 утра. Но уснуть мы так и не смогли, поэтому хлебнув кофе на ходу в полпервого ночи стартуем из Москвы. Впереди 15 дней отпуска и как мы их проведем – мы пока понятия не имеем!
Дорогу выбрали М4. Не ошиблись. Одно проблемное место – Тарасовка! Вечная пробка из-за пешеходного перехода. Пробка была как по пути в Грузию, так и обратно (ехали этой же дорогой). Можно объехать полями, мы не поехали, но желающих там полно - перед началом пробки стоят местные ребятишки с плакатами и предлагают показать объезд пробки за вознаграждение. Вторая бригада в то же самое время, скорее всего, гуляет по переходу, тормозя движение М4
Погранпереход между Россией и Грузией один – это Верхний Ларс, по данным на июль 2013г. Так что вопросов – а как ехать? – не было. С сотрудниками ГИБДД по пути в Грузию не общались, так что здесь по опыту не подскажу. Повезло
Пробегусь по времени: к 13-00 мы сделали 1000 км со средней скоростью 82 км/ч, расход топлива – 9,1. Настроение отличное, погода хорошая. Делаем остановки только для заправки, перекусываем на ходу. Дальше пошло не так весело – к 19 добираемся до Минеральных Вод, пробег – 1522 км. Уже устали. Цель на сегодня – пройти границу (летом она работает круглосуточно, зимой вроде до 20-00), доехать до Степанцминды, поставить палатку и уснуть сном младенца. По дороге особых приключений или чего-то необычного не было, ну за исключением кавказских республик – стиль вождения местных аборигенов поверг меня в шок – обгон по встречной обочине, я думала такое только в Интернете бывает!
22-00 – Владикавказ. А в 22-50 мы прибыли на границу. Пробег 1764 км, время в пути – 21 ч 34 мин. Дальше пометок в бортовом журнале по сегодняшнему дню у меня нет – мы окончательно устали и мысли были только о сне. Границу прошли где-то за час. На грузинской стороне попросили достать сумки, пощупали их и бегло осмотрели багажник. Дорога в нейтральной зоне – это нечто. Она как бы есть, а как бы и нет. А также колоритные разрушающиеся, на мой женский взгляд, тоннели, в которых с потолка льет вода. Здесь явно не хотят заниматься дорогой – ни одна сторона, ни другая.
Итак, ползем от границы в сторону Степанцминды. Именно ползем – усталость, серпантин, горы – темнеет рано и хоть глаз коли! Ехать около 13 км. Спокойно находим поворот на Гергети. Дальше едем по треку – у нас есть точка, где люди ставили палатку, намереваемся сделать тоже самое примерно в том же месте. И тут началось самое интересное – подъем наверх, он очень крутой и много камней. Конечно мы готовились, предполагали, знали, что это не асфальт и т.д. и т.п. Но когда ты уже здесь и со всем этим сталкиваешься – ощущения непередаваемые! В середине подъема даже уже решили все бросить и начали искать место для палатки. Но потом все-таки приняли решение доехать до той самой точки. Мне было страшно. Подъем занял больше часа. В тот момент пришло осознание – приключения начались! При свете фар ставим палатку, выбрав тупо ровное место, забираемся в спальник и все. Как уснули – не помню, знаю точно – с улыбкой на лице) Так прошел наш первый день поездки. Едем дальше!
День 2. Первые впечатления – самые сильные и самые ранние!
14 июля, Степанцминда (Гора Казбек, Троицкий храм в Гергети) – замок Ананури и Жинвальское водохранилище – Шатили (211 км)
Конечно, хотелось поспать… НО! Мы знали, что Казбек видно утром хорошо, а потом он очень быстро прячется за облаками. Так и случилось. Встали в 7 утра и не медля ни минуты пошли взбираться на ближайший холм для лучшего вида.
Когда мы приехали ночью и в темноте завалились спать, вокруг конечно же ничего не было видно, да и голова была уже полностью отключена, чтобы хоть немного нафантазировать: а что там вокруг?! И вот с утра, когда я вылезла из палатки я просто обомлела! Эти эмоции словами не описать. Так долго готовиться, видеть много разных фоток, понимать как это красиво…. и просто кинуть на это все один взгляд, но в живую!
Вид с холма, на который мы взобрались. Вторая машина от дороги с палаткой – наша) Точно в яблочко встали – посередине поляны Вдалеке виднеется Троицкий храм.
Казбек – гора высотой 5034 метра, одна из высочайших вершин Кавказа, постоянно покрытая ледниками, основная достопримечательность района Казбеги, куда обычно и приезжают затем, чтобы его фотографировать. Вершина не очень сложная и туда можно совершить восхождение – при наличии некоторого снаряжения и времени. Но это пока не наша тема, есть куда стремиться.
Вдоволь нафоткавшись, спустились вниз, чтобы позавтракать. Вот такие фотки получились примерно в 7-40 утра. В 9 утра Казбека уже не было видно за облаками.
К нам уже пришли местные коровы, как ни в чем не бывало, и собака-пастух. Это было мирное нашествие… Но об этом чуть позже. Первый день я постоянно удивлялась коровам, которые лежали посреди дороги и никуда не собирались, а потом привыкла. Вот так охраняли спокойствие моего завтрака
Кстати, высота-то уже была 2180 м! За предыдущий день мы ни разу не посмотрели как мы поднимались относительно уровня моря. А в первый же день пребывания в Грузии это стало нормой – рука на автомате тянулась к навигатору в машине.
Стартуем в 10 утра. Первым делом осмотрели Троицкий храм. Народ уже валил к ней по полной, точнее везли его на Деликах вереницами. В церкви была служба. Кстати, забавная история произошла в храме. В определенный момент (я к сожалению не знаю в какой момент службы) всех посторонних попросили выйти из церкви, подходили к людям с фотоаппаратами и просили покинуть помещение. При входе я одела черную юбку, но ко мне тоже подошли и попросили выйти. Стало как-то обидно, вроде православный человек, а выгнали, можно сказать, из церкви. На улице минуты через две ко мне подошел один из служителей церкви и спросил, православная ли я! Конечно, ответила да, на что мне было предложено вернуться в храм и были принесены извинения. Вот так! Осмотревшись вокруг (прекрасный вид сверху на Степанцминду) и погуляв немного, двигаемся в сторону спуска. Как мы в темноте сюда забирались!!! Я когда днем посмотрела, мне чуть плохо не стало!!!))) Спуск занял 54 минуты, по километражу – 6 км! Очень много машин ехало наверх, иногда стояли по несколько минут, пропуская вереницы.
Проехав километров 10 начался ремонт дороги – отсутствие асфальта, грязь, дыры, ямы, опять какой-то протекающий тоннель… Высота продолжает расти – 2376 м над уровнем моря! Остановились вот в этом месте. Что-то типа минеральных гор… Нигде никакой информации не нашла, но народ останавливается. Очень скользко! На фотке не видно – тонким слоем течет вода.
К 13 часам подъезжаем к Гудаури. Подъемников не заметили, только уже на обратном пути увидели – они-таки есть!) Гудаури – горнолыжный курорт. Кстати, Арку дружбы народов мы проехали, решили заехать на обратном пути, так как днем там народу было очень много.
К двум часам дня приехали к замку Ананури на Жинвальском водохранилище. Главная особенность – это сохранность данной достопримечательности (стены, башни, кое-где и перекрытия). Внутри есть действующий Успенский храм. Внизу мимо замка проходит Старая Военно-Грузинская дорога – тот её участок, который был заброшен после постройки Нового Ананурского моста. Старый участок оказался затоплен водохранилищем и сейчас виден изредка при понижении воды. Тут же находится Старый Ананурский мост – судя по всему, раннего советского времени. Время от времени он тоже погружается под воду. Мы к сожалению всего этого не оценили, так как к водохранилищу не спускались – солнце пекло знатно. Фотографии получаются очень красочными.
После крепости решили перекусить, зашли в маленькую местную кафешку, где 7 хинкали и тархун обошлись в 6 лари. Были приятно удивлены.
Дальше нам предстоял путь в Шатили. Перед Жинвали будет поворот направо, с указателями на Тианети и Шатили. До Шатили около 100 километров. Участок Жинвали – Шатили – творение советского периода. Строительство начато около 1930 года. До этого здесь были только горные тропы. Серпантин безумно красивый – горные речки, природа, как же все это завораживает!
С дорогой особых проблем не было, очень много мелких ручейков, которые пересекают дорогу.
Горные речки
Еще очень много вот таких штук встречалось. Насколько я поняла, это не сама, простите, могила, а всего лишь фотка и, как правило, источник с водой.
Во сколько были на перевале - к сожалению, не записала. Перевал называется Медвежий крест, высота – 2800 м. Отметились и сфотографировались.
Дорога после перевала намного красивее и интересней, на мой взгляд:
В Шатили мы приехали не раньше 8 вечера, пробег 1995 км, то есть путь до Шатили в 100 км мы преодолевали около 5 (!) часов. Особо хороших мест для палатки мы не нашли, поэтому встали почти рядом с дорогой и речкой – шум воды немного мешал спать, машин не было вообще. Если проехать еще чуть дальше Шатили – есть места и по правую сторону, но там горка, для машины подъезда нет, поэтому мы решили что лучше внизу, но с машиной. Палатка, костер, спать.