[img][/img]
На станции Мост вагон заполонили шумные подростки, студенты/ПТУшники, к счастью не долго бывшими нашими попутчиками - многие вышли еще до Усти-над-Лабем. Наш поезд немного задерживался, и я начал переживать, т.к. на стыковку с электричкой до Дечина отводилось всего 8-10 минут. Снова стоит отдать должное согласованности Чешских железных дорог, электричка дождалась прибытия нашего поезда, высадка-посадка производилась с одной платформы, так что нам не пришлось бегать и искать стыковку по всему вокзалу, а станция Усти-над-Лабем довольно крупный ж/д узел со множеством путей и платформ.
Проезд на электричке Усти-над-Лабем - Дечин занимает всего 10-15 минут, но билеты проверить успевают. Атмосфера своеобразная: и путешественники с большими чемоданами, и бэкпэкеры с рюкзаками и палками, и местные с сумочками и кейсами, все возраста, все вместе - шумная и пестрая толпа.
Сайт http://www.jizdnirady.cz отображал весь маршрут как КВ - Усти-над-Лабем - Дечин, Главни надражи - Дечин, автовокзал - Грженско, Межна. Однако в информационном центре в Дольни надражи (КВ), сотрудница сказала, что может продать нам билет либо до Дечин, Главни надражи, либо, самое дальнее до станции Дольни Жлеб, меня это немного смутило, но на месте все вопросы прояснились: Грженско находится на участке железной дороги между Дечином и Бад Шандау, обслуживаемом Дойче Баном (ДБ), чтобы продолжить путь по железке, надо приобрести билет ДБ до станции Шмилка, а там пересечь Эльбу/Лабе на пароме.
[img][/img]
Мы же стали придерживаться первоначального плана, и, сойдя с поезда, отправились искать прямой автобус до Грженско. Водители двух автобусов, останавливающихся прямо у здания ж/д вокзала , когда мы их спрашивали как добраться до Грженско, не понимали ни на английском, ни на немецком, ни на русском, в перемешку со словами, которые, мы считали, звучали как чешский, что нас несколько обескуражило. Наконец молодой водитель следующего автобуса, на вполне понятном немецком языке объяснил нам, что нам надо идти в направлении, противоположном движению электрички на которой мы приехали, до автостанции, минут 5 пешком.
Добравшись до автовокзала мы обнаружили, что здесь нам со стыковкой не повезло, и автобус #434 нам ждать часа полтора. Расположились на скамейке на автобусной остановке, тяжелые рюкзаки, палки и сумка отбивали охоту осматривать город. К сожалению, из-за этого, знакомство с городом было крайне ограничено, хотели даже вернуться и посвятить ему отдельный день, но, не вышло, так что мои заметки носят крайне субьективный характер и не претендуют на звание путеводителя. Прошелся по небольшому квадрату, отметил, что железка и автовокзал образуют основные предприятия и транспортную артерию города, хотя количество складов по берегу Эльбы/Лабы отражает конкуренцию водного транспорта. Кстати, в черте Дечина река производит совсем не романтическое впечатление, все сугубо практично, грязновато, в общем, индустриальные трущобы. Удивило, что в Дечине есть свой зоопарк, не каждый город может этим похвастаться. И конечно же хорош Дечинский замок, возвышавшийся на скале над рекой.
Еще одно наблюдение: в Чехии города четко разделяются по признаку преобладающей диаспоры. Так, например, тот же Дечин и Усти-над-Лабем - цыганские города, за то небольшое время, что я в них провел по пути в/из Чешской Швейцарии, было замечено преобладание населения смуглого и черноволосого. Коренные чехи здесь явно составляют национальное меньшинство. А вот, скажем, Грженско или Яхимов, да и Карловы Вары, похоже держат вьетнамцы.
Наконец подошел наш автобус, на котором мы за сущие копейки, минут за 20 и добрались до Грженско (кстати автобус проезжал и останавливался напротив ж/д вокзала Дечин).
[img][/img]
Весь город - одна улица по обеим сторонам одетого в камень ручья, уходящая перпендикулярно дороги вдоль Эльбы/Лабы, в центре - закрытый и заброшенный костел. Городишко (а скорее поселение) состоит из пансионов и ресторанов при них, жилых домов не видно, обслуживающий персонал приезжает из Дечина и близлежащих населенных пунктов. Любую щель, любой закоулок или пространство между домов и вдоль канала занимают лавчонки вьетнамцев, торгующих одеждой, обувью, сувенирами.
[img][/img]
[img][/img]
[img][/img]
Лавки с табаком и спиртным тоже держат вьетнамцы. Мы нашли только один магазин Potraviny, где продавщицей была чешка. На противоположной стороне улицы, через ручей, вьетнамцы торгуют вырезанными из песчаника или пластиковыми фигурками и статуэтками всех размеров, предназначенных для украшения лужайки или участка перед домом. Немцы признаются, что не гнушаются приезжать сюда из Германии за дешевыми предметами дачной утвари.
Между тем, старые здания Грженско, построенные в фахверковом стиле, покрытие черепицей, жмущиеся к костелу и примыкающие к суровым скалам с чахлыми деревцами, навевают настроение романтического средневековья или готической мистики. Я считаю, что Грженско выиграл бы в атмосфере, если бы торговля ширпотребом была бы перенесена в другое место.
Можно сказать, что город заселен туристами и вьетнамцами, да и те куда-то на ночь исчезают. Достаточно одного взгляда, чтобы понять, что в темное время суток, кроме еды, здесь развлечений нет.
Гостиницу нашли сразу, издалека узнали по фото с Букинг.ком, называлась "Лугано", расположена примерно в середине улочки.
[img][/img]
На первом этаже два зала ресторан, ресепшн, кухня, выше номера. В номере удивила мебель- очень дешевая и очень маленькая, не то детская, не то для гномов. Содержимое двух рюкзаков едва разместилось в низеньком шкафу с фанерными скользящими дверцами. Из мебели еще стол, два стула, прикроватные тумбочки - все в миниатюре, тумба с телевизором, освещение тусклое, зато днем достаточное благодаря двум или трем окнам. Очень скромная душевая/туалет (без отопления). Две батареи отопления в комнате давали достаточно тепла, но вот сушить вещи было негде, а в душевой комнате ничего не сохло. Зато был медленный бесплатный wi-fi. Нет-нет, я не жалуюсь, просто пытаюсь описать объективно. Задняя сторона здания почти вплотную примыкала к черной скале, вот вид из бокового окна:
[img][/img]
А вот из фронтального:
[img][/img]
Напротив гостиницы через речку Каменице находится интересное красивое здание, его уже описывала в своем отчете одна из участниц форума.
[img][/img]
В нем раньше располагался завод по производству ацетилена, который использовался в фонарях газового освещения. Производство было взрывоопасным, использовался карбид, поэтому и было вынесено на другую сторону главной улицы. Позже, когда газовые фонари были заменены электрическими, необходимость в производстве отпала и заводик пришел в упадок. Только в конце 1990-х нашелся инвестор, выкупивший здание и переоборудовавший его в виллу, ныне сдающуюся в наем.
Позже заходили еще в одну гостиницу "Лабе", первая или вторая от реки,
[img][/img]
мебель получше, номера чуть побольше, цена такая же. Да, еще, не берите комплексный обед - все пересоленое, наверное чтобы отбить несвежесть продуктов. В целом же персонал довольно приветлив, пани Шарка очень располагает к себе, хозяин - немец средних лет, кажется его звали Роберт, приезжает из Германии. Кстати, они нам показывали фото постигшего их весной-летом 2013 года наводнения, гостиница реально была по второй этаж под водой. Не верится, что плавная Эльба на столько поднялась над обычным уровнем, разлилась по ущелью, в котором лежит Грженско, и прибавила еще метра три над мостовой!!! Когда я смотрел репортажи из этой части Европы об этом стихийном бедствии, признаюсь, я не вполне осознавал масштабы несчастья. Здесь же, воочию наблюдая последствия наводнения (кое-где ремонт так и не сделали, а на стенах заметен уровень до куда доходила вода), рассматривая фотографии, слушая рассказы, как люди уходили в горы или спасались на крышах домов, невольно испытываешь трепет перед силой природы. Я так понимаю, наводнения не редкое явление по берегам Эльбы/Лабы, особенно это заметно в Германии, где немцы педантично отмечают уровень до которого вода поднялась в таком-то году и, похоже, даже немножко этим гордятся. Еще мне показалось, что жители Грженско быстрее чем их немецкие соседи справились с последствиями наводнения - восстановили пансионы, сделали ремонт и вновь запустили бизнес. В Бад Шандау, например, в это время много гостиниц было еще закрыто на ремонт, хотя прошло уже несколько месяцев, а новое наводнение ждать не далее как следующей весной.
На следующее утро отправились в горы к Правчецкой Бране. Дошли до конца улицы, взяли левее, думали, что вход на тропу от кармана для стоянки авто. За нами пара увязалась, тоже не знали где начало пути, но мы быстрее сориентировались, пошли дальше по шоссе, мимо водарни, под мостиком над дорогой, по которому течет водичка, минут 10 до поворота налево, где беседка, прикол для велосипедов и обозначение "Три ключа". Отсюда тропа начинает подъем вверх в национальный парк, и идет между скал. За нами еще группа пристроилась, которую высадили из автобуса. Справа и слева довольно крутой склон, таблички запрещающие сходить с тропы, валуны, прозрачный лес с высокими кронами.
[img][/img]
[img][/img]
[img][/img]
Впереди и позади пыхтят группы туристов, иногда встречные попадаются и людской поток не прекращается, народу как на Арбате. В лесу, в национальном парке, извиняюсь, пописать встать негде и это в будний то день! По дороге нечаянно застукали тетку за таким же мокрым делом - распространенная проблема - ближайший туалет только наверху, в Соколином гнезде.
Природа конечно красивая, суровая, величественная. Пока поднялись к Правчецкой Бране хорошо разогрелись, я и вспотел изрядно, советую: одевайте термобелье, которое отведет влагу от тела, тогда на верху на ветру не замерзнете, берите палки, с ними идти полегче и нагрузка на спину и суставы меньше. Ближе к Правчецкой Бране начинаются металлические перила и ступеньки, мостики между скалами. Добрались до Соколиного гнезда, дальше не пошли ибо, во-первых, "большое видится на расстоянии", а во-вторых, три евро с носа за вход - дорого, нах.
[img][/img]
[img][/img]
Ворота на фоне светлого неба фотографировать неудобно, нужен режим подсветки.
[img][/img]
Присели на скамейку из бревна, полюбовались видом Правчецких ворот и пейзажами внизу, попили чайку и двинули дальше по Габриэлиной тропе.
В одном из отчетов по Чешской Швейцарии кто-то писал, что лучше подниматься к Бране от Межни Лука, мол подъем легче, мне так не показалось, по расстоянию подъем протяженней (от Грженско 45 мин., а от Межни Лука - 70), а подъемы на отдельных участках Габриэлиной стежки даже круче. Не настаиваю, выбирайте сами, но потеть все-равно придется.
По пути встречаются образовательные стенды с познавательной информацией на англ., нем., чешском о возникновении, истории, животном и растительном мире заповедника.
Спустились в Межни Лука, передохнули с пивом и чаем в ресторанчике. Отсюда многие бегут на красный туристический автобус, курсирующий между Саксонской и Чешской Швейцарией. Автобус американский, раритетный, реально как из фильма "Форест Гамп", прокатиться прикольно, но проезд, по-моему, €8 с человека.
[img][/img]
[img][/img]
[img][/img]
От Межни Лука, через Грженско, до Дечина ходит 434 маршрут, а самая крайняя его остановка в Межна.
Туда мы и пошли по очаровательной аллее меж полей.
[img][/img]
По пути можно встретить памятник жителям близлежащих хуторов, погибших во Второй Мировой (на чьей стороне, не сказано).
Дошли до окраины Межна, там, от ресторана "На Выглидце", начинается довольно крутой ступенчатый спуск к Тихому и Дикому ущельям, пересекли поток по подвесному мосту. Топографический кретинизм сначала повел нас вверх по течению к конечному причалу Дивока сутежка. Наградой была тишина и безмятежное спокойствие вокруг,
[img][/img]
[img][/img]
насладившись созерцанием природы и ее отражением в темной воде, двинулись в обратную сторону, по течению. Стало смеркаться, да и усталость начинала давать о себе знать, а красота вокруг такая, что восхищением преполнился, дальше некуда!
[img][/img]
По тропинке вдоль ручья побрели через прорубленные в скалах туннели
[img][/img]
пока не уперлись в запертую калитку - опоздали на последнюю лодку,
[img][/img]
[img][/img]
развернуться и опять с открытым от восхищения ртом, топать до мостика и карабкаться по лестницам до ресторанчика. На Выглидце, где изумительный Будвайзер нежно расслабил устлавшие мышцы. Особенно примечателен интерьер ресторанчика.
[img][/img]
[img][/img]
[img][/img]
[img][/img]
Да, поднимаясь по лестнице слышали вечернюю перекличку лосей или оленей, которые нас явно чувствовали и, я бы сказал, мы почти их увидели!
В Грженско вернулись затемно на последнем автобусе, поужинали и без сил завалились спать, оказывается вечерних развлечений и не надо.
На следующий день болели икры, по этому решили в горы не идти, а прогуляться вдоль Эльбы/Лабы в сторону Германии на разведку, поскольку следующим пунктом нашей поездки планировалось посещение Саксонской Швейцарии (этот отчет будет размещен в разделе отчеты о Германии).
Из Грженско до Бад Шандау можно добраться следующим образом: 1) на красном туристическом автобусе, курсирующем между Саксонской и Чешской Швейцарией, о котором я писал выше, проезд, €8 с человека,
2) дойти пешком вдоль реки до остановки Шмилка (Schmilka) , там сесть на автобус #252, проезд €2 с человека, 3) пересечь Эльбу/Лабу на пароме в Шёна (Schöna) - €2 и на электричке до Бад Шандау (стоимость проезда и расписание на сайте ДБ), затем опять на пароме на другой берег,
[img][/img]
4) как мы - пешком, бесплатно и приятно, часа полтора прогулка.
[img][/img]
На самой окраине Грженско в сторону Германии находится АЗС, затем идут два магазинчика Duty Free - один с парфюмерией, другой с алкоголем - сразу скажу не выгодно: дезодорант в дьютике купил за €1.25, а в Бад Шандау такой же продавался за €0,89.
Дальше располагается покинутое здание пограничного и таможенного контроля, переход Шмилка, граница прозрачна и о ее пересечении догадываешься только по неприметным придорожным шильдикам. Рядом со зданием и конечная остановка автобуса, где он разворачивается и едет обратно в сторону Бад Шандау - Острау. Мы же продолжили свой путь пешком, мимо аккуратных небольших домиков, некоторые со следами прошедшего наводнения,
[img][/img]
некоторые в процессе ремонта. Таблички на домах относят их постройку аж к концу XVI, началу XVII века. Несколько почти одинаковых домов стоящих в ряд, по легенде, были построены одним жителем для своих семерых сыновей.
Почти каждый дом предлагает Zimmer zu vermitten (аренда комнат), но на момент нашего посещения почти повсюду было voll besetzt (мест нет). Я думаю такой ажиотаж был вызван отчасти тем, что несколько гостиниц на первой линии, все еще восстанавливались после стихийного бедствия.
Дошли до металлической башни - самого первого в Европе электрического лифта, спроектированного и построенного некой дрезденской фирмой в лохматом году. Подъемник исправно функционирует и поднимает всех желающих на смотровую площадку на половину горы Острау, стоит €1.80 что ли, ну его нах, на такую же высоту я дома бесплатно езжу. Вот уже почти и центр Бад Шандау, слева большая солидная гостиница с парком, когда то здесь проводились концерты, отдыхали и проводили партийные собрания фашисты. Влево дорога уходит к кирхе, дальше информационный центр, а влево вниз - паром. Вправо же дорога ведет к клинике, дендрарию, лесному трамвайчику к водопаду. Городишко побольше Грженско, но такой же спальный. Зашли в ресторанчик, темное пиво не то "Шварценбергер", не то "Шварценштайгер", не впечатлило и на вкус не запомнилось, а вот вегетарианский омлет за €9.50 возмутил, только шницель за €12.50 порадовал размером и сочностью. На прощание хозяин дал нам две маленькие бутылочки какого-то ликера, похоже мы были единственные его клиенты за день, так как отдыхающие питаются в основном при пансионах. За информационным центром, примерно в 100 метрах находится небольшой супермаркет, а на выезде из города скромный "Lidl". Здесь же в центре небольшое кафе-кондитерская, вот это место мы посетили с большим удовольствием: полюбовались многочисленными свежеиспеченными сортами хлеба, пирогами, штруделями, попили каппучинко с пироженьками и вышло недорого, меньше чем в Шоколаднице или Кофе Хаузе. Рекомендую!
Возвращаться в Грженско решили по железке, для этого переправились на пароме через Эльбу и поднялись по ступенькам к ж/д вокзалу. Пока ждали электричку обратил внимание, что на вокзале посетить WC стоит €1.50, по нынешнему курсу это 75 руб.!!!, Вот уж дудки, в поезде бесплатно! Кстати, двухэтажная электричка поразила космическим дизайном и комфортом,
[img][/img]
[img][/img]
хотя ехать до Шёны минут 5-7, записал этот трип в исключительно положительные воспоминания. Тем более, что весь двухэтажный вагон был для нас одних!!! Эксклюзив и бизнес класс, два в одном !!! От платформы спустились к пристани, где уже ждал паром (все расписания согласованны, вот ведь, сцуко!) и через 3-4 минуты мы уже брели по единственной улочке Грженско, размышляя, не стоит ли нам отменить дорогую бронь гостиницы в дорогой Германии и остаться в менее расточительном чешском поселке, откуда с таким же успехом можно делать вылазки в Саксонскую Швейцарию. Увы, опоздали.
Возможно кто-то из самостоятельных и бюджетных путешественников учтет мой совет. Так гостиница в Бад Шандау обойдется минимум в €60 (ниже цен там нет), а в Грженско - €40, да еще и платить можно в кронах, а в Германии евро, питание в Чехии дешевле. Перемещаясь на электричке платите за зону, куда входит несколько станций - посмотрите: Шёна, Бад Шандау и Ратен в одной ли тарифной зоне, если да, то нет разницы откуда ехать. Словом, если бы я еще раз туда поехал, я бы остановился в Грженско.
Третий день начался с покупок. Почти в конце улицы в Грженско, напротив гостиницы Прага есть магазин спортивной одежды и снаряжения "Hudy", вещи очень качественные, цены приемлемые, специализируются на снаряжения для клаймбинга и альпинизма. Купил трекинговые ботинки и швейцарский нож на память, Tax Free не оформляют , магазин этой же фирмы видели потом в Праге, находится от Вацлавской площади в сторону улицы Водичкова.
С вечера зарядил дождь и риск поскользнуться на мокрых камнях увеличился, по этому решили опять прогуляться по более пологому маршруту и, раз уж все-равно мокро и сверху и снизу, попытаться проплыть на лодочках по ущельям. Прогулка вдоль шоссе до Межни Лука особых восторгов не вызвала, согреваясь в ресторанчике размышляли, а ходят ли лодки в такую непогоду, да и желающих кроме нас не видно. Под непрерывным дождем спустились к ущелью и стали ждать лодку, и она пришла! Дождь к этому времени прекратился и мы разместившись на борту отправились в удивительное и прекрасное плавание по такой красоте, что ком подступал к горлу. Опять эксклюзив, только я и любимая, и красота, и тишина и умиротворение. Только таинственный туман после дождя, только слышно как капли с веток ударяются о водную гладь, гулкий удар деревянного шеста о борт лодки, а, это наш гондольер. Иногда он прерывал наше любование природой, то указывая на спрятавшиеся в кустах фигурки Змея-Горыныча и ведьмы, корону принцессы на недосягаемой скале и прочие рукотоворные и нерукотворные удивительные вещи. Поездка продолжительностью минут 10 пролетела как во сне.
На другом пирсе пришлось немного подождать, но мы снова единственные пассажиры и снова камера в руке и телефон, и хочется не только запечатлеть всю эту красоту, но впитать ее, напиться ей, раствориться в ней и унести с собой и открыть ее всем и спрятать ее для себя.
Прогулка по Эдмундовой стежке до Грженско заняла минут 30 и дала время остудить голову от избытка эмоций. На этом наше короткое время в Чешской Швейцарии закончилось. За три дня мы успели повидать множество достопримечательностей, а ведь здесь каждый уголок, каждый пейзаж - чудо. Три дня, это так мало! Я бы ходил и ходил по этому раю, держа любимую за руку, всю жизнь.