24.05. Итак, Тролльтунга
Я уже говорила, что это была моя личная хотелка.
Я отдавала себе отчет в низменности и тщеславности своих желаний, но я действительно хотела поставить «галочку», сфотографироваться у чуда природы и после иметь право в разговоре упомянуть: «А вот когда мы ходили на Язык Тролля…» Я понимала, что у нас не сезон, и была готова отказаться от похода в силу объективных причин, погоды или состояния снега. Но быть в Норвегии и даже не попробовать?! Это было невозможно. Но муж моих желаний не разделял. Идея тащиться целый день по горам, по мокрому снегу куда-то, где можно будет залезть на камень, висящий над пропастью силой могучих заклинаний, казалась ему, мягко говоря, странной. Он сразу сказал, что он туда не пойдет, и чтобы я искала других психов, которые будут меня фотографировать.
А Сашка идею поддержал сразу. Танюха колебалась до последнего, до стоянки под фуникулёром. Она очень хотела идти с нами, но была не слишком уверена в своей физической готовности. В конце концов, она приняла решение от похода отказаться, и это было мудро. Незачем мучить себя непосильными пока нагрузками. Бог даст, Тролльтунга ещё продержится до её полного выздоровления, а за второй поездкой в Норвегию дело не станет. В итоге, на сегодня мы решили разделиться: мы с Сашкой идем на Язык, а Вовка с Танюхой ищут себе другие развлечения. Ими могут быть: долина водопадов Husedalen, экскурсия на электростанцию в Тусседале или марш-бросок в Берген. Но на водопады мы насмотрелись вчера, электростанция оказалась закрыта, поэтому в приоритете оказался Берген, невзирая на то, что до него 200 километров в одну сторону. Для бешеной собаки, как известно... Впрочем, про Берген пусть они пишут сами, а моё дело – Тролльтунга.
Из кемпинга выехали в
9.20, по берегу фьорда вернулись в Тусседаль, где свернули на узкий живописный серпантин, ведущий к дамбе электростанции. Дорожка весьма впечатлила, и открывающимися видами, и сама по себе.
Подъехали к стоянке возле фуникулёра около 10. Стоянка платная, но парковаться здесь мы не собирались. Выгрузились, попрощались с ребятами. Договорились встретиться здесь же через 10 часов, то есть в 20.00. Прошли несколько шагов по тропе и в первых же деревьях решили оставить заброску. После Кьерага мы твердо понимали, что ноги у нас будут мокрыми уже через час, поэтому на возвращение решили запасти себе сухие кроссовки и носки. На случай дождя завернули их в полиэтиленовые мешки и засунули в щель под нависающим камнем. Сознание, что внизу тебя ждет сухая обувь, грело душу всю дорогу. С места заброски ушли в
10.20.
Поднимались по тропе вдоль фуникулера. На наш взгляд, это проще, чем по бесконечной лестнице. Ступеньки требуют всё время делать одинаковые движения с одинаковой нагрузкой, в то время как тропа позволяет идти в разном темпе и стиле, тем самым распределяя нагрузку на разные группы мышц. Кроме того, с фуникулера можно и свистануть, особенно на спуске, а на тропе это не столь критично. Каменистая тропа крут. до 20-25° начинается справа по ходу от фуникулера, выше проходит под ним и далее идет по лесу далеко слева. Тропа специально не подготовлена, но для передвижения вполне удобна. Каждый километр на ней установлены столбики с информацией о том, сколько пройдено и сколько осталось.
В верхней части вдоль тропы и по ней текут бодрые ручейки (по крайней мере, в конце мая). Еще выше, у выхода на выполаживание, тропа траверсом возвращается к фуникулеру. Здесь уже появляется снег и мокрые, только что растаявшие участки. Если честно, грязюка там непролазная. Приходится прыгать по камням или ломиться вдоль тропы по березовому криволесью. На некоторых участках мокрых скальных плит висят короткие участки перил из толстой веревки. Несмотря на такие сложности, высоту мы набрали быстро и легко. Миновав верхний домик фуникулера, в
11.10 мы вышли в висячую долину, набрав таким образом 400м за 50 минут. Вот что значит ходить без рюкзака и на высотах, начинающихся от уровня моря! Здесь останавливаемся на короткий привал и фотосессию.
Далее идем по маркированной каменистой тропе через полузасыпанный снегом дачный поселок, переходя по мостикам многочисленные ручьи. Скоро тропа выходит на снег и начинает набирать высоту траверсом правого по ходу склона.
Мы же продолжаем движение по тропинкам поселка, вытаявшим каменистым грядам и травянистым участкам, подходя под второй взлёт долины, образованный некрутой ступенью бараньих лбов. Дальше деваться уже некуда, приходится выходить на снег. Поднимаемся то без тропы, то по тропе, чередуя снежные и скально-травянистые участки. Перед нами, примерно в получасе ходьбы, видны, по крайней мере, две группы, движущиеся в том же направлении. В
12.05 устраиваем привал и второй завтрак на теплых скальных плитах, чуть не доходя до широкой снежной седловины, за которой начинается плато.
На плато выходим в
12.30. Дальше путь уже преимущественно по снегу.
Пешеходная тропа хорошо видна, параллельно идут и лыжные следы. Переходим по льду небольшое озерцо (прямо через центр, предвкушая, как удивятся нашему треку летние восходятлы). В
12.55 подходим к маленькому серому домику возле тропы.
Это спасательная хижина, рассчитанная на 4х человек. Дверь не заперта. Внутри грязновато, но пересидеть непогоду можно. Есть две двухэтажные кровати, газовая плитка с баллоном (наличие газа не проверяли), кое-какая посуда и еда. После домика поднимаемся еще на один короткий снежный взлет, и, можно сказать, что всю нужную высоту мы уже набрали. Далее тропа идет с незначительными перепадами, чередуя снег, траву и мокрую грязючку. Отсюда уже хорошо видно озеро Ringdalsvatnet и то место, где должен быть Язык, но самого его пока не различить. До него еще 1,5 км по прямой, а по тропе и все 3.
Наконец, миновав обширные снежные поля и снежное же русло ручья с крутыми склонами и небольшими карнизами, в
14.50 выходим к Языку Тролля, затратив на подъем 4,5 часа с учетом привалов.
Первым делом сняли ботинки и поставили их сушиться на теплых скалах. Они не то, чтобы хлюпали, они уже квакали. Последующие два часа мы ходили босиком, так было теплее и приятнее. Потом пошли занимать очередь на Язык. Кроме нас тут было человек 15, причем большинство пришло значительно раньше и уже удовлетворилось, так что особой давки не было. Вежливо позволяли друг другу фотографироваться в меру своей фантазии.
А про сам Язык могу сказать только одно – он на самом деле существует, как это ни странно. Он состоит, как и окружающие его скалы, из достаточно мягких сланцевых пород, пальцем можно отковырнуть кусочек. В теории давно должен был бы разрушиться и осыпаться вниз серым песком. А он висит, и на все теории ему плевать. Он широкий, чуть изогнутый, крепкий и надежный. Он внушает доверие, он настоящий. Ходить по нему не страшно, даже на краешек присесть вполне можно.
А это нечасто встречающийся вид с кончика Языка в сторону его основания. Виден путь спуска на него по простым разрушенным скалам. В камень вбиты железные скобы, на фото не заметные.
Скоро народ, пришедший раньше, начал потихоньку рассасываться, и мы остались в гордом одиночестве, пили чай, загорали и фотографировались. Спешить нам было некуда, раньше назначенного времени нас всё равно никто бы не забрал.
Потом наше внимание привлек крупный белый камень, единственный из окружающих его серых, лежащий на краю серой же скальной ступени. При ближайшем рассмотрении камень оказался кварцитом. А если есть кварцит, то должен быть и горный хрусталь. И мы занялись геологоразведкой. Босиком и без инструмента – это было забавное занятие. В итоге, несколько кристаллов нашли. Конечно, это не коллекционные образцы, но для добытого голыми руками - весьма достойно.
Еще о геологических интересностях. На обратном пути заметили в скалах несколько отверстий, необычно круглых, но всё же явно естественного происхождения, наверное промытых водой в какие-то давние времена. Позже в одном из путеводителей увидела, что по-английски они называются «kettle pots», а по-норвежски «jettegrutene». Их русское название и происхождение для меня до сих пор загадка.
Внезапно спохватившись, поняли, что время поджимает. В
17.00 двинулись в обратный путь по той же тропе. Снег уже заметно раскис, хлюпал пуще прежнего, и почти не держал. Поначалу мы спешили, чтобы не заставлять ребят ждать нас. Отправить СМСку не могли, поскольку в районе Тролльтунги мобильной связи нет. В итоге, до снежной седловины, с которой начинается спуск, добежали к
19.00. Сети по прежнему не было, и это нас удивило: внизу крупный поселок в зоне прямой видимости, не могут же они жить без связи. И мы догадались посмотреть на Сашкин телефон. У него сеть вполне была, жаль, мы не поняли, с какого момента. А мой телефон проснулся только под вечер. Отправили ребятам СМСку «опаздываем на полчаса» и получили ответ «опаздываем на час». Тут мы спешить резко перестали, шли вниз расслабленно, фотографировались и тупили возле каждого куста. А потупить было где. Весна в горах прекрасна, особенно под ярким солнышком. Бегут чистейшие ручьи, робко зеленеют первые березки… И тишина…
Несмотря на умеренный темп, спуск на 400 м. по лесной тропе дался нам тяжело. Она совсем намокла и раскисла, да и мы были уже не свеженькие. Удивительно, но время, затраченное на подъем и на спуск на этом участке получилось одинаковым – 50 минут. В
21.05 мы подошли к своей заброске в предвкушении сухой обуви.
Сначала мы извлекли на свет обрывки пакета. Наша аккуратная герметичная упаковка была изодрана в клочья, в труху, в полиэтиленовую пыль! Я попыталась вспомнить прошлое использованных пакетов. Кажется, в одном из них мы несли хлеб из магазина. Возможно, оставшиеся в нем крошки и привлекли мышей, или они просто решили посмотреть, что это мы оставили в их владениях. Слава Богу, любимые кроссовки остались целыми, видимо их запах отбил аппетит даже у грызунов. Как приятно после тяжелого ходового дня снять мокрые насквозь ботинки и надеть легкие сухие кроссовки! Вот это туризм, а всё остальное – подходы!!! Теперь можно и продолжать путь.
Мы спустились на стоянку, пообщались с чешским велосипедистом, собирающимся на Тролльтунгу завтра. Он спрашивал с нескрываемой завистью, а мы рассказывали и чувствовали себя настоящими героями-землепроходцами. Итого:
поход занял у нас на круг 11 часов, из которых 4,5 ушло на подъем, 2 с небольшим на тупёж возле Языка, и чуть меньше 4,5 на очень неторопливый спуск.Простившись с чехом, мы направились вниз по дороге, но не успели пройти и 100 метров, как подъехали ребята. Наскоро обменявшись впечатлениями и убедившись, что всем всё удалось, мы поехали домой. Это стоило отпраздновать.