kaitana » 02 май 2014, 14:20
У местных жителей существует множество ритуалов, направленных на восстановление здоровья и избавление от какого-либо недуга. Ритуал с использованием масок Санни является наиболее распространенным и связан с приведением тела человека в психическую и физиологическую гармонию, которая была нарушена в результате неправильных действий или неправильных мыслей. Древние люди считали, что все болезни нам приносят демоны и поэтому все недуги изображались в форме демонов, а изгнание происходило в процессе танцевального ритуала с маской демона этого недуга. Существует 18 недугов или болезней, вызываемых 18-ю демонами.
Маски СанниДева Санни – причина кори, свинки, ветрянки и кожной сыпи, тифа, лихорадки и холеры.
Вата Санни – причина болезней из-за избытка воздуха в организме и паралича.
Пит Санни – причина избытка желчи.
Амукку Санни – причина желудочных расстройств, рвоты, отравлений.
Нага Санни – причина появления яда в организме и образования нарывов и опухолей.
Гиниджала Санни – причина жара, температуры и жжения.
Селесма Санни – причина головной боли, переутомления.
Капала Санни – причина появления слизи, насморка, кашля, чихания.
Мару Санни – причина страха смерти и самой смерти.
Кадавата Санни – причина нехватки терпения и нервозности.
Кора Санни – причина паралича конечностей, хромоты, опухолей суставов.
Бухуту Санни – причина временного сумасшествия.
Кана Санни – причина временной слепоты.
Джала Санни – причина дрожи, чувства нестерпимого холода.
Бихири Санни – причина временной глухоты.
Голу Санни – причина временной немоты.
Вевулум Санни – причина судорог и конвульсий, лихорадки.
Геди Санни – причина чирей и фурункулов.
Маха КолаСам ритуал изгнания недуга происходит в три этапа:
Больной и специалист по изгнанию демона (шаман) совершают подношения и вызывают явиться демона недуга. Шаман интересуется, почему демон пришел к больному и что он хочет получить взамен на обещание оставить страждущего.
Шаман дает требуемое демону и берет с демона обещание оставить тело больного, прося оставить знак, который бы возвестил всем об его уходе.
Демона вежливо отправляют восвояси после того, как он представит присутствующим свой танец.
Во время ритуала обязательно играют барабаны, причем определенный барабан играет пока демона вызывают, другой пока он танцует и третий когда он уходит.
Кроме этого существует еще и маска главного демона Санни «Маха Кола» (Медицинская маска).
КОЛАМ
Колам в буквальном переводе значит маска. История этих масок пришла из деревень западных и южных районов Шри-Ланки. Использовались они в танцевальных представлениях театра масок «Колам Данс».
Согласно легенде, Колам маски появились еще при первом короле людей Маха Саммата. Жена короля была беременна и, по необъяснимым причинам, очень захотела увидеть представление в масках. Но никто не знал, как это делается, отчего королева сильно страдала. Наконец бог Сакра снизошел до нее и попросил бога Вишвакарама (бог ремесленников) придумать и вырезать маски, стихи и сюжет для данного представления. На следующий день после представления королева удовлетворила свое необъяснимое желание и успокоилась.
Эта легенда всегда отражается в каждом театрализованном представлении театра масок в момент прибытия двух персонажей: короля и королевы. Однако, театральное представление Колам рассказывает не только древние мифы, но и особенности жизни традиционного сингальского общества путем представления многочисленных историй жизни королевской прислуги.
РАКША
Эти маски используются в основном для религиозных праздников и фестивалей, а также для театрализованных танцевальных представлений Колам данс. Легенда гласит, что когда-то давно Шри-Ланкой правило племя Ракшасов, чьим королем был демон Равана, герой известной индийской поэмы «Рамаяна». Ракшасы могли принимать различные образы. Существует около 24 видов Ракша масок, но лишь несколько из них используются в традиционном театре Колам данс. Объединяет Ракша маски лицо демона, дополненное выпирающими глазами в виде огромных шаров, высунутым языком и остроконечными зубами, а голова всегда венчается особой прической
Нага Ракша (Маска Кобры)
Обычно вместо волос у демона из головы торчат 7-10 кобр. Приносит силу и защиту от дурных воздействий врагов и недоброжелателей, если ее повесить при входе в дом, а всем обитателям дома несет добро.
Мару Ракша (Маска демона смерти)
У этой маски вместо волос изображены павлины с раскрытыми хвостами. Ланкийцы вешают эту маску на двери дома и говорят, что она наделена сверхъестественной силой изгонять из дома внеземных существ и злых духов.
Гурулу РакшаГурулу Ракша (Маска птицы гурулу)
Эта маска изображает мифическую птицу Гурулу, которая ела змей и у нее всегда просили покровительства и защиты от этих рептилий. Эта птица символизирует защиту. Ланкийцы верят, что если иметь такую маску в доме, то она принесет удачу и защиту дому и ее обитателям от плохого глаза недоброжелателей.
Гиниджал Ракша
Если у демона вместо волос языки пламени, то такая маска способствует привлечению энергии счастья и денег, т.е. способствует удаче в бизнесе.
Если в доме есть беременная женщина, то все маски принято снимать.
МУЗЕЙ МАСОК
Традиционно центром ремесленного производства масок считается город Амбалангода на юго-западном побережье Шри-Ланки. Там можно посетить музей масок, экспозиция которого посвящена истории их появления и использования в различных ритуалах и церемониях. В музее можно так же посетить библиотеку, содержащую огромное количество старинных книг, ценных исследователям ремесленной традиции.
Жители этого региона в основном рыбаки и известны всей стране своими красочными представлениями, которые бывают двух видов: театр Колам и ритуал по изгнанию болезни. Из множества десятка масок, некоторые из них пользуются особым уважением частных лиц, коллекционеров и экспертов. Однако, представления перестают пользоваться популярностью в силу экономической нецелесообразности. Искусство изготовления масок превратилось сейчас в частное домашнее ремесло.
Купить же маски можно во множестве сувенирных магазинов по всей стране.