Совесть ЛысогоЙорика » 02 июл 2014, 15:53
Всем спасибо за комментарии...))
Ну, значит, продолжение - Часть седьмая. Начало трека или "не надо, девочки, ныть - это еще не ППЦ, это только начало..."
Населенный пункт ЛукЛа (ошибку учла и моментально исправилась! Хотя, мне больше нравилось, когда оно было ЛукРой. Звучит как булочка с корицей.) находится на высоте 2827 м. Отсюда мы мягко стартанули. Нам нужно было дойти до какого-то населенного пункта с малопонятным и подозрительным названием Пхакдинг (за название ответственности не несу (!!!) – подобно могучим сынам тундры «как послышалось, о том и пою»). Это был спуск на 2610 м. Там мы должны заночевать. Мы обильно намазались кремом от солнца и пошли. Все были в приподнятом и даже решительном настроении. Паша ночевать в Пхакдинге не хотел, у него было предчувствие. Он хотел идти сразу дальше. Но наш опытный инструктор сказал, что до следующего пункта мы за один день не дойдем, поэтому у нас будет таки Пхакдинг. Зато там есть вода, многозначительно сказал инструктор. И мы как-то притихли.
Первый день трекинга был нетрудный. Мы все шли, некоторые даже что-то шутили, первые минут 15. Потом у всех началась одышка, где-то через час шутить совсем уже перестали и думали когда придет, наконец, Пхакдинг.
Пхакдинг наступил внезапно – не прошло и 4 часа. Мы зашли в лодж и начали устраиваться на ночлег. Лодж – это такое строение, типа конюшни или страусятника, но с отдельными комнатами. В каждой комнате 2 кровати, устланные не очень свежими простынями и с маленькими подушками. Мы вытащили свои спальники, отлепили от спины мокрые рубашки, переоделись в сухое (о блаженство!) термобелье и пошли в столовую. На ужин у нас был Дал-Бат и макароны со специями. Я скучала о своей чесночной колбасе...
Немолодая шерпа гордо показала во дворе краник с ужасно ледяной водой. Там можно было умыться, а особо чистоплотным – даже принять душ. Я принимать душ забоялась, вытащила здоровенную пачку влажных салфеток, вытерлась ими вся, и на этом гигиенические процедуры были выполнены.
Так прошел первый день. Завтра мы должны были попасть в Намче-Базар!
Рекомендации по ходу рассказа: влажные салфетки лучше всего брать в большой упаковке для малышей. Во-первых, хватает на весь трек, во-вторых, отсутствие отдушки не раздражает кожу, что очень важно, так как в суровых условиях гор кожа и так постоянно испытывает стресс. Большая пачка будет ехать в основном рюкзаке, который несет шерп. Вместе с тем, с собой в маленький рюкзак нужно взять небольшую упаковку с салфетками, и по мере их использования, добавлять туда салфетки из большой пачки (мы ходили в марте, когда еще холодно, и мыться ледяной водой – глупо, а покупать чуть тепловатый душ или миску горячей воды – дорого).
Еще один совет: Мы брали одного носильщика на двоих, сгрузив в один рюкзак все вещи. Это в два раза дешевле.
И еще небольшое примечание: по старой привычке я брала с собой «звездочку» в тюбике и миновазин. Как показала практика, это было очень правильное решение – звездочка спасала и от головной боли, и от простуды, и самое главное – ею вся группа намазывала подошвы ног на ночь, что очень важно от переохлаждения и от усталости. А старый добрый миновазин хоть и в неудобной таре, но в тыщу раз лучше всех этих фастумгелей и прочей ерунды. Даже наши носильщики-шерпы пару раз спасались моим миновазином.
Лирическое отступление. На дороге до Пхакдинга нам встретилась группа орнитологов из МГУ. Они внимательно изучали местную орнитофауну. Но их трек был сильно короче нашего. Ребята, я сфотала какую-то жутковатую птичку вблизи базового лагеря Эвереста. Если кто-то из вас читает этот опус, отзовитесь – может вам будет интересно.
(если б я еще разобралась с методикой как фтыкать сюда фоты, я бы обильно все иллюстрировала).
Намче-Базар. Намче-Базар – великая столица шерпов! Находится на высоте 3440 м. Размер соответствует названию. Реально – это перевалочный пункт между Непалом и Тибетом. Переход туда в среднем составляет 6 часов. Мы дошли за восемь, устроились в лодже. На ужин у нас был Дал-Бат и макароны.
Я с грустью мечтала о чесночной колбасе. Ночью мне приснился сон, что я ем борщ с кислой капустой. Проснулась я от ужасной боли – коллективно бастовали печень и поджелудочная. Я выпила горсть таблеток и пыталась уснуть. Утром проснулась опухшая, с дикой головной болью, внутри все горело – меня накрыла горная болезнь. Нужно было как-то встать с кровати, я опухшими пальцами выпуталась из спальника, хотела выпить еще таблетку, но вода в бутылке до утра замерзла. Сил не было пошевелиться, а еще надо рюкзак собирать. Начиналось радостное утро третьего дня трекинга к Эвересту...
Третий день трекинга. По всем правилам горного туризма, третий день должен был пройти в Намче-Базаре в виде акклиматизационного мероприятия – радиального выхода на ближайшую гору и быстрого спуска с нее, чтобы организм адаптировался к высоте. Но наш опытный инструктор решил сэкономить один день и решительно повел нас сразу в Тягнибоче. Это большой тибетский монастырь, рядом с которым тоже есть лоджи. Все покорно пошли. Паша больше не предлагал делать двойной переход. Про свою горную болезнь я решила никому не говорить. Дорога до Тягнибоче должна была составить тоже 6 часов. Высота – 3867 м.
Я шла самая последняя. Через каждые 5 минут я садилась отдохнуть прямо на камни. Легкие работали как кузнечные меха, сердце трепыхало где-то в горле, руки-ноги дрожали, а рубашка была мокрая от пота, невзирая на холодный пронизывающий ветер. Даже при незначительных подъемах сильно тошнило. Я очень от всех отстала. Это было хорошо – никто не видел, как у меня из носа пошла кровь. Быстро темнело, было страшновато одной на дороге в таком состоянии, и я радовалась появлению каждого яка или шерпа, как родному. Сильно хотелось плакать, но надо было идти.
Когда я дошла до Тягнибоче, все укоризненно меня ждали. Я натянула улыбку на лицо и заявила, что не могу быстро идти и фотать по-рериховски умопомрачительные виды Гималаев. Инструктор меня выругал и пригрозил снять с трека. Я порадовалась, что не сказала про свою горную болезнь. Зато я вдвое увеличила дозу диакарба – решила, что или сдохну или дойду.
На ужин был Дал-Бат. Я сказала, что ужинать буду в своей комнате. Дал-Бат я выбросила в мусор. Очень хотелось кислой капусты...
Переход в Дингбоче. Весь следующий день мы поднимались на высоту 4360 м. Дорога чередовалась то спусками, то подъемами. Сперва мы шли по рододендроновому лесу, затем начались альпийские луга и морены. Меня снова все обгоняли – и яки, и ослы и даже американские пенсионеры. Паша храбро ушел далеко вперед, я плелась сзади и мечтала, чтобы меня сожрали йетти... Я думала про то, какая я дура и как, наверное, хорошо сейчас на всяких мальдивах, а особенно у папы на даче, и как сейчас было бы вкусно сало с черным хлебом и кислой капустой... я уже согласна была отдать литр крови за литр томатного сока с солью… я горько оплакивала свою глупость – как можно было променять сало на Эверест...!!!
Дорога внезапно вильнула вверх, я с трудом вскарабкалась и увидела ступу, обвешанную мантровскими флажками. За ней начинались монументы. Наш инструктор сказал, что это монументы всем погибшим альпинистам, которые не дошли или не смогли спуститься с Эвереста. Всем, кого не нашли. Я насчитала 45 могил. И как-то мне сделалось так жаль этих ребят, которые погибли такой ужасной смертью – в холоде, среди чужих враждебных камней, некоторые не дойдя всего каких-то пару метров... слезы бежали по моим щекам, хорошо, что солнцезащитные очки все скрывали... Я мысленно пожелала всем этим ребятам найти успокоение, а потом по нашей традиции, достала пару конфет и положила возле большого монумента, ведь никто не придет на их могилы, никто не украсит их цветами, никто не станет оплакивать...
Лодж в Дингбоче это был венец всех лоджей. Воды там не было по умолчанию. Мы давно перешли на влажные салфетки вместо душа и "Дирол" вместо зубной пасты. Но там топили экскрементами яков (зона деревьев давно закончилась), и воздух в помещении вызывал тошноту. Я снова хитро выбросила дал-бат в мусор. К еде было отвращение второй день. Начался жар. Мы давно спали в спальниках, натянув на себя всю одежду, включая пуховики, варежки и шапки. Но на этот раз мне было очень жарко. Я побоялась, что моя соседка по комнате поймет, что со мной что-то не то, и скажет инструктору, а тот меня сразу снимет с трека. Поэтому я легла спать одетая, хотя сильно хотелось стянуть все с себя. За время пути я научилась сушить мокрую одежду, в которой была на треке, на себе – я брала ее в спальник, ложила на живот и она за ночь практически высыхала. Еще я придумала брать бутылку с водой к себе в спальник – тогда она не замерзала и можно было утром запить таблетки.
Ночью я проснулась от того, что меня за плечо потрясли. Пальцы были ужасно ледяные. Но я почему-то не испугалась. Я поняла, что они приходили и сказали мне спасибо. Я пообещала, что когда вернусь, пойду в церковь и поставлю свечки за них. За всех. И еще я вдруг поняла, что дойду....
Утром жар спал. Я проснулась не опухшая. Зверски хотелось кушать. Я заказала 2 вареных яйца (они фиг насыпят туда специй!) и жадно их съела. Я знала, что теперь полюбому дойду....
В Дингбоче у нас был акклиматизационный день. Мы делали радиальное восхождение на соседнюю гору. Я легко справилась. И хотя я дошла не самая первая, но зато и не последняя... Жизнь налаживалась....
Переход в Лобуче. Высота – 4930 м. Этот переход был для меня теперь самым легким, особенно на фоне остальных, все еле плелись, особенно мужики – у них горная болезнь проходит тяжелее. Всем было очень плохо. Я это уже знала по себе. Поэтому я помогала всем – кому-то дать таблетку, кому-то воды... Наш инструктор снял с трека молодую семейную пару – мужа и жену. Они должны были остаться в каком-то лодже без названия и ждать нас назад. Паша тоже теперь шел медленнее и уже не рассказывал свои леденящие кровь истории, которыми он притомил даже не понимающих русский язык шерпов....
Наш лодж был еще специфичнее. Больше концентрация вони и дыма, постель влажная, электричества конечно же не было, а на улице густо валил снег. Я быстро съела 2 яйца и полезла в спальник спать. Ночью мне приснилось, что мы с коллегами идем кого-то поздравлять с днем рождения, шефу дали вручать цветы, а меня попросили подержать огромный торт. Так вот, пока он говорил поздравительную речь, я стремительно и жадно сожрала весь торт... с коробочкой....
Начиналось утро последнего ГЛАВНОГО дня – у нас был переход на Горак-Шеп и дальше в Первый Базовый лагерь Эвереста....!
Первый базовый лагерь Эвереста или Победный Марш офисного планктона. Сперва мы дошли до лоджей Горак-Шепа (5140 м), там оставили рюкзаки и шерпов, взяли только штурмовые рюкзачки и пошли в ПБЛЭ (5364 м).
Ура! Я дошла! Дошла! И более того, когда я шла по соседней горе, с Эвереста сорвалась лавина, я успела ее сфотать. С грохотом, рухнула она на ледопад Кхумбу. Я срочно полезла на ледопад и отобрала по периметру образцы льда и почвы на анализ. Я считаю, что такие восьмитысячники, как Эверест, являются идеальными улавливателями всех антропогенных выбросов, которые попадают в верхние слои тропосферы. И, взяв образцы оттуда, – можно экстраполировать любопытную картину экологической обстановки планеты, плюс смоделировать прогноз на будущее. И мне повезло – уникальная возможность максимально полного отбора (я даже знаю, кто мне помог с этой лавиной..).
Легендарный лагерь оказался обычным сонным нагромождением палаток. Злобно дул пронизывающий ветер, но зато так умопомрачительно-ярко сияло солнце, а солнечный свет отбивался от окрестных гор, что, казалось, нет места более величественно-хрустального, чем здесь. На душе было трепетно и хотелось кричать. Или взлететь. Или плакать. От нахлынувшего восторга я зачем-то пискнула «йо-хо-хо и бутылка рома!», затем машинально вытащила сникерс и незаметно съела. И только смотрела, смотрела…
Когда я возвращалась в лагерь, мне встретился абсолютно французский мужик со сломанной рукой – ему пришлось вернуться, не дойдя пару сотен метров....
Часть восьмая. ППЦ закончился или как мы снизошли к людям. Путь вниз занял 3 дня. Шли по 25-45 км в день, чередуя спуски с подъемами. Гордо и свысока смотрели на бедолаг в пока еще чистой одежде, которые только начинали свой трек. Они, наивные, еще не знали. А мы знали. Но незачем было им говорить. Когда они спрашивали, мы улыбались и говорили, что все хорошо, дойти нетрудно. Ведь каждый человек имеет право на свое достижение.
Для себя же я сделала вывод, что раз я смогла, то возраст 37 лет – это только начало. Но при этом всегда нужно себя держать в форме. И что я, хоть и слабая, но при этом ппц какая выносливая....) А если сравнить разные достижения – то защитить любой диссер в сто раз легче.
На обратном пути мое имя внесли в реестр тех, кто дошел. Выдали сертификат и пермит. Так что теперь у меня есть ваааажная бумажка.
Напоследок скажу – если бы меня сейчас спросили, пошла бы я туда, зная, что придется пережить, я все равно пошла бы, даже зная, что будет так плохо. Ведь в жизни каждого человека должно быть место для восхождения на свой уровень Эвереста.
А самой сладкой наградой был душ, когда мы вернулись в Катманду. Боже ж мой – какой же это кайф мыться в душе после 10 дней полного отсутствия воды, когда волосы давно превратились в вазелин, лицо обветрилось и на руках цыпки!!!! А вечером я напилась. Я пила пиво "Эверест", сидя на крыше нашей гостинницы, теплый ветер доносил пряные запахи рододендронов и магнолий, мои волосы были вымыты, на ногах легкие сандалии, а не трекинговые ботинки, а в руке – запотевшая бутылочка пива....
Теперь я знаю, как избавиться от серой и нудной рутины на работе и дома..))) Нужно залезть на какой-нибудь Эверест, 10 дней не мыться и кушать только Дал-Бат – тогда бутылка простого недорогого шампуня и баночка кильки в томате – это будет очень приятное событие..)))
В Катманду мы жили еще 3 дня. Нашоппились, посетили все храмы и пагоды - и индуистские. и буддистские, я даже к индусскому хироманту сходила и он мне кучу всего рассказал...
Зато когда я приехала домой, я поняла, что именно у нас самый комфортный быт, самая вкусная кухня и самая хорошая жизнь...)
Пы-сы: теперь, когда я читаю, как Великий Зевс сошел к людям с Олимпа, я злорадно улыбаюсь и думаю, а что бы ты, батенька делал, если бы это был Эверест!
Размышления и рекомендации: как потом оказалось, в меню любого лоджа есть воистину волшебное блюдо под названием томато-суп. Эта нехитрая еда готовится путем примитивного кипячения томатной пасты с водой с добавлением специй и чеснока. Но! Действие его на истощенный горной болезнью организм подобно действию мощей Николая-Чудотворца на умирающего. Настоятельно рекомендую. Жаль, что я об этом чудо-супе узнала только в середине трека.
Очень не советую повторять мою ошибку – в самом начале трека я обильно сдобрила дал-бат какой-то местной зеленоватой субстанцией, которая гордо называется там словом «соус» и стоит в бутылках на столах в каждом лодже. Не верьте! Это не соус! Это аццкая смесь из серной кислоты и ядерных отходов! Подозреваю, что именно оно и могло стать катализатором моей горной болезни. После трека прошло больше трех месяцев, а на рис я до сих пор смотреть не могу.
А вообще тем, кто летит бюджетно и в самолете не кормят, а тратиться втридорога на пластмассовые чипсы жаль, можно брать все с собой. В Киеве мы спокойно проносили в маленьких рюкзаках по 4 пакетика сока по 200-250 мл. Назад из Катманду смело брали в самолет бутлированную воду. Главное, чтоб она не сильно торчала из рюкзака. Никто не отбирал. Бутерброды и туда и обратно проносили легко.
Хорошо, если у кого есть с собой сразу спальник. У нас стыковка была в Дубае 16 часов. Все, кто имел спальники – отлично выспались на полу. Остальные корячились до утра на стульях. Еще недурно иметь с собой надувную подушечку для шеи – и в самолете спасает, и при стыковках тоже.
Здесь и на прочих сайтах есть подробные списки минимального снаряжения для этого трека. Я взяла все ровно по списку и пожалела. Была наказана за доверчивость..((( Мне сильно не хватило теплой шерстяной жилетки.
В Намче-Базаре пришлось купить носки и шапку из шерсти яка. Носки лучше покупать из ниток, крученных вдвое. Они самые теплые. Но цена соответственно дороже (есть еще носки из нескрученных одинарных ниток, но их лучше не брать – они быстрее рвутся). Советую всем не тянуть до Намче-Базара и покупать носки, варежки и шапки в Катманду. Будет намного дешевле.
Однако, в Намче-Базаре был обнаружен магазинчик с красивыми вязаными вещами, где был большой выбор пряжи из шерсти яка. Я взяла килограмм ниток пурпурно-малинового цвета, перекрученных вдвое, так добрая хозяйка дала мне еще в подарок клубочек темно-серых для отделки. Пряжа там красится натуральными пигментами в широком цветовом диапазоне. Где этот магазин – не помню, но хозяйку звали Санья. В Катманду магазинов, где бы продавалось столько разной пряжи из шерсти яка, увы, я не обнаружила.
Еще мне не хватило одного комплекта шерстяного термобелья. Не знаю, кто как, но я после каждого перехода была мокрая как афигевшая курица. Чем выше мы поднимались, тем теплее приходилось одеваться, и когда дошла очередь до термобелья, то в лоджах пришлось ходить во влажном термобелье. Что при неотапливаемости лоджей комфорта не добавляло. Надо было брать и жилетку, и еще хоть одно термобелье – все равно нанимали носильщика.
Обувь я купила средней паршивости – трекинговые ботинки Columbia в магазине Спортмастер. Они оказались и легкие, и прочные. У двоих из нашей группы более дорогие ботинки развалились прямо на треке, а эти неожиданно оказались отличными. Я довольна.
Куртку-ветровку и брюки я тупо купила в секенд-хенде. Ужасно довольна. Во-первых, отличное качество, во-вторых, не жалко, в-третьих, за три копейки. В-четвертых, не порвались.
Флиску я взяла толстую и на размер больше. Рукава можно было легко натягивать на озябшие пальцы. Кроме того, утром на треке тепло, достаточно куртки поверх рубашки. Но в некоторых ущельях или ближе к послеобеда начинается холод, поэтому я одевала флиску прямо поверх куртки на ходу, не останавливаясь на переодевание.
А вот с защитой для губ я лоханулась очень больно. Купила в специальном магазине горного снаряжения какой-то дорогой специальный альпинистский бальзам для губ с максимальной «защитой» в таком черном тюбике. Благодаря этому супербальзаму, губы я в результате сожгла до крови. Рот превратился в спекшуюся щель как у зомби, даже говорить было невыносимо. Теперь я знаю, что нужно было брать самую обычную гигиеническую помаду из аптеки, главное, чтобы в составе был не вазелин, а ланолин.
продолжение следует….