Решение проехать автостопом Юго-Восточную Азию было принято внезапно – в одно солнечное Балийское утро я обнаружил, что дом, который мы арендовали с друзьями, обокрали, и я остался почти без денег. Когда я увидел свой выпотрошенный рюкзак во дворе, то понял – вот он, идеальный момент.
Я быстро продал все, что мог продать, оставил только телефон, одежду и рюкзак. Через ФБ познакомился с парнем, который стопил в Азии уже несколько месяцев, и договорился встретиться во Вьетнаме. Билет Bali - Hanoi обошелся мне в 150 $. Дороже автостопа, зато весь оставшийся путь до Москвы сможем преодолеть вместе.
Итак, с собой: рюкзак (10 кг), в нем: пара маек, пара шорт, кроссовки, полотенце, аптечка и всякая походная мелочь. Остаток: 280 $ на все путешествие.
- Загружается GPS трек...
- track_335015
Трек отображен не совсем верно, но общая картина понятна
Вьетнам
Вьетнам разнес мою спокойную Балийскую жизнь в мелкие хлопья. Еще недавно я проводил дни, монотонно катая на скутере между домом, океаном и тусовками, а сейчас стою с тяжелым рюкзаком на выезде из Ханоя, пытаясь застопить свою первую в жизни машину.
Ей оказалась большая фура с маленьким вьетнамским шофером. На ней мы прокатили около ста километров и начали поиск места для ночевки.
Первая застопленная машина во Вьетнаме
Вьетнамский дальнобойщик
Трата денег на отели и хостелы в наши планы не входила, поэтому мы попытали счастья в ближайшем храме. Ворота были закрыты, на стук вышел охранник, послал нас подальше, и удалился продолжать свой дежурный сон. Первая попытка вписаться на ночлег провалилась.
Сидим. Ждем. Хочется спать. Комары. Духота. Поднимаемся и идем дальше. Видим локалов, подходим, пьем с ними зеленый чай, нас кормят вкусным супом с рисовой лапшой, и мы спим у них дома. На кровати. С москитной сеткой. Four seasons и Marriott нервно курят в сторонке.
В доме этих добрых людей я провел свою первую ночь во Вьетнаме
Основная сложность передвижения автостопом по Вьетнаму - отсутствие англоговорящих людей. Ни одного белого во всей округе, а вьетнамцы не понимают ни слова. С ассоциациями они тоже не дружат. Минут через десять объяснений они вроде как понимают, куда тебе нужно попасть, бодро кивают головами, улыбаются, делают понимающее лицо – и везут тебя на автобусную остановку.
По пути в который SaPa мы решили срезать путь через джунгли. На карте была отмечена прямая дорога в 8 километров. Виртуальные 8 по прямой на деле оказались пятнадцатью по кривой. С десяти утра до шести вечера мы шли. По ощущениям я потерял пару килограмм, зато почувствовал себя настоящим первопроходцем, насмотрелся на захватывающие виды, угнал на пол часа местную лодку, чтобы искупаться в озере и под самый конец дня перезнакомился со всеми жителями деревни, которые, как казалось, первый раз видели белого человека. Такого теплого приема от незнакомцев в моей жизни еще не было. Домашнее кокосовое мороженое, вкуснейшая еда, счастливые улыбки жителей и ночевка в хижине - еще одно доказательство, что все делается к лучшему.
Все жители деревни собрались посмотреть на белых "пришельцев"
По дороге в деревню
Чистая вьетнамская свинья
Хижина главы деревни, в которой мы ночевали
Во Вьетнаме есть одна здоровская фишка – в каждой кафешке есть бесплатный зеленый чай и бамбуковый бонг для курения табака. После еды все местные раскуривают этот бонг и пьют крепкий зеленый чай (заваривают две горсти на чайник). Мы тоже подсели на этот допинг – от зеленого чая вставляет покруче, чем от кофе.
Пьем крепкий зеленый чай
В гостях у местных
По вьетнамской традиции раскуриваю бонг после обеда)
Самым красивым местом во Вьетнаме для меня оказался горный городок SaPa.
Уже на подъезде к нему понимаешь, насколько могут быть прекрасны горы. Дорога - крутой серпантин с неописуемыми панорамами. Ни словами, ни фотографиями не передать атмосферы величия гор, это можно только прочувствовать, находясь здесь и сейчас.
SaPa
Вид с балкона комнаты за 7 долларов
Лучший закат в моей жизни. На пути в SaPa
В этот день я потратил свои первые семь долларов за неделю - заплатил за номер в отеле. Две кровати, горячая вода, быстрый интернет и большой балкон с потрясающим видом на горы. Чего еще можно желать за 200 рублей?)
Лаос
Лаос мы промчали за четыре дня. Четыре дня ужасных дорог, пыли и долгих ожиданий попуток. Лаос по площади сравним с Вьетнамом, а живет там всего девять миллионов человек (во Вьетнаме почти сто миллионов). То, что людей мало, реально сказывается на автостопе - за час может проехать всего пару машин. Зато процент останавливающихся близок к ста.
Река Меконг
Beeline добрался и до Лаоса!
Нашей целью было выйти на главную дорогу Лаоса, соединяющую север и юг страны. Если бы не карты, мы никогда бы не узнали ее в грунтовке с ямами, длиной с грузовик, покрытую разваливающимся асфальтом, с такими же огромными дырами. Максимальная скорость на ней 30 километров. Так мы и ехали, в кузовах пикапов и грузовиков, каждые пять секунд подлетая на новой кочке.
Главная дорога в Лаосе
Самое веселое, что почти все водители хотели получить деньги за этот аттракцион. Один местный побил все рекорды: мы ехали в кузове очередного пикапа, в котором помимо нас были еще какие-то заточенные палки и корзина с продуктами. Палки из-за постоянных кочек все время съезжали и впивались нам во все возможные места, царапаясь и причиняя массу неудобств. Потом начался ливень. Я до последнего верил, что нас пустят внутрь, но после того, как водитель остановился и забрал вместо нас в кабину свою корзину с овощами, я понял, насколько наивны были мои ожидания. Проклиная Лаосские дороги, водителя, колючие палки и погоду, приехали все мокрые и исцарапанные в Луапробанг, вывалились из кузова...и водитель начал требовать с нас по 250 кип (почти тысяча рублей) с человека. Если бы я знал вначале, какая предстоит поездка, я бы не согласился, даже если бы мне доплатили, а тут такие запросы. Что делать, люди жаждут денег, особенно в Лаосе. Включаем стандартную программу: "ноу мани ви сэйд ю бефо", выворачиваем пустые карманы и показываем бичпакеты. Поругавшись минут пять, мужик понял, что ничего с нас не взять, и благополучно свалил. Очередной индивид, не желающий получить себе плюс в карму. А мы такое вытерпели ради него!)
Луа Прабанг
Единственный случай откровенной враждебности за всю поездку произошел именно в Лаосе и, как ни странно, был связан с русскоговорящим лаосцем, который по каким-то причинам посчитал наше желание переночевать в храме крайне подозрительным и вызвал полиицию, - двух славных ребят-автоматчиков, которые всю ночь охраняли вход в нашу комнату.. чтобы дикие шпионы из России ночью не выбрались и не вырезали всю деревню. На утро, сфтографировавшись с одним из ребят, мы покинули гостеприимную деревню и под вечер были уже в Тайланде.
Таиланд
Таиланд оказался настолько прекрасным, что поначалу даже не верилось. Особенно остро это чувствовалось после Лаоса. Перешел границу - попал в автостопный рай.
Стоишь на обочине, 100 метров от КПП, едет первая тайская машина, не успеваешь поднять руку, она уже останавливаетя. По лаосской привычке начинаешь старательно показывать, что денег у тебя нет, на что водитель отвечает непонимающей улыбкой и в его взляде видна обида - что-то вроде "ребята, какие деньги, вы про что? Добро пожаловать в Таиланд! " Залезаешь в кузов новенького пикапа и по гладкой, ровной дороге проезжаешь двести километров за полтора часа. О чем еще можно мечтать после лаосских вымогателей за адский атракцион в разваливающемся грузовике? Разве что о вкусной и дешевой еде... которой тут больше, чем где либо в юго-восточной Азии. Божественные манго - 10 руб/кг, ананас размером с крупную дыню - 20 руб за штуку, мангустины - 25 руб/кг, бананы раздают чуть ли не бесплатно, разнообразная местная еда стоит от 30 до 50 рублей за порцию.
Прибавьте ко всему этому улыбчивых, добрых, счастливых местных жителей - и получается идеальная страна для путешествий.
После смерти все автостопщики попадают в Таиланд!
Мьянма (Бирма)
Таиланд со своей гостеприимностью достал нас за пару дней. Посудите сами, все люди улыбаются, пытаются накормить, машины останавливаются сами, даже если едут в другую сторону, полиция выставляет блок пост, чтобы застопить тебе попутку, пока ты, объевшийся фруктами, отдыхаешь в тенечке.. Кто такое выдержит?) Нам хотелось приключений. Вот и решили рвануть в Мьянму, бывшую Бирму, на разведку, проверить как там с визами, и вообще, разнообразить райский автостоп трэшачком.
Мьянма была закрыта для посещения до 2012 года из за внутренних, непрекращающихся войн. Начитавшись в интернете о жесткой интернет политике, и наслушавшись историй, о том, что внутри страны можно передвигаться только с гидом или самолетами, мы предвкушали качественный трип.
На границе с нас взяли по 10 долларов за визу и...забрали паспорта! Вместо них выдали "туристические" бумажки с фотографией и штампом.
Паспорт туриста
Первоначальный план пересечь страну пришлось изменить, так как нужно было вернуться за паспортом. Автостоп в Мьянме нас разочаровал, полторы машины за два часа – далеко не уедешь. Это вполне объясняется качеством дорог, - все тот же вечный азиатский серпантин, только уже никакого асфальта, камни, глина, песок.
Ждем попутку
Несмотря на все трудности за полтора дня мы прорвались на в 230 км вглубь страны. Ели все, что нам давали местные, так как деньги обменять на местную валюту белому нельзя.
Пикник на обочине
За весь путь проехали без проблем около 10 блокпостов, а задержали нас в обычной местной кафешке. Едим лапшу, никого не трогаем, подходит местный, машет корочкой, просит паспорта. Увидев наши бумажки он пришел в крайнее возбуждение, и через несколько звонков и минут мы уже ехали в полицейской машине. Вот так и закончилось наше нелегальное перемещение по стране. Нас продержали пару часов в иммиграционном офисе, где, чтобы отсканировать наши "паспорта" местным пришлось заводить генератор. Потом заводить еще раз, чтобы распечатать. И еще раз, чтобы позвонить... Мы сидим, генератор гудит, народ суетится, кому-то непрерывно звонят, кричат и потеют - работа по выявлению шпионов идет полным ходом. Через два часа нас, ничего не спрашивая, засунули в машину и куда-то повезли.
Оказалось, к границе. Проделав те же 230 км в обратную сторону без особых хлопот, но с постоянным чувством беспокойства, так как до последнего не знали, куда нас везут и что с нами сделают, мы уже на следующий день вернулись в Таиланд.
Итак, мы выяснили, что автостоп в стране есть, но далеко уехать не удастся. Зато когда вас поймают, можно расслабленно проделать весь обратный путь с помощью властей, без каких либо материальных затрат, потеряв пару тысяч нервных клеток.
Китай
По сравнению с остальной Юго-Восточной Азией Китай оказался наихудшим местом для автостопа. После перехода Лаосско-Китайской границы я простоял 10 часов на дороге, пытаясь поймать попутку. За все время остановилось только две машины, но водители сразу же потребовали деньги вперед, а их оставалось совсем мало. Пройдя пешком 10 км от границы, я решил разбить палатку. Через 10 мин приехали представители закона и забрали меня в участок. Видимо, кто-то из местных увидел белого нелегала, и тут же позвонил в полицию. Всю ночь я провел в участке, пытаясь объяснить, почему я ночую в палатке, и что вообще делаю в их стране без денег. Так началось путешествие по Китаю. Впрочем, примерно так оно и продолжалось. Пять раз я побывал в гостях у полиции, провел сотни часов в ожидании попуток, 40 часов в китайском поезде. Самые дешевые билеты hard seat были одной из самых ужасных ошибок в своей жизни – эти 40 часов запомнятся мне на всю жизнь – вагон, очень смахивающий на нашу электричку, полностью набитый китайцами которые беспрестанно жуют, сморкаются, кричат, сплевывают остатки еды на пол, вывешивают носки не первой свежести проветриваться на окна. Никогда не покупайте места hard seat на большие расстояния!
Россия
Границу Китай – Россия я перешел в Забайкальском крае, из процветающей Маньчжурии попав в родной русский упадок. Однако Российский автостоп заслуживает отдельного большого поста, или даже маленькой книги – он открывает тебе душу простого народа, дает на собственном опыте прочувствовать насколько огромна и красива наша страна. В моей памяти навсегда останется огромное, кристально бирюзовое небо, куполом накрывающее степи Забайкалья, Байкал, который рушит все представления о том, насколько чистой и прозрачной может быть вода, Красноярские леса, в которых можно жить, не пользуясь благами цивилизации. Снежные вершины Уральских гор и сотни добрых, небезразличных людей, благодаря которым я сделал то, о чем мечтал.
Итоги
За все два с лишним месяца в дороге я потратил около 300 долларов, проехал чуть больше 15 000 км и побывал в 7 странах.
В моем рюкзаке имелись: палатка, спальник, неопреновый коврик, двое шорт, две майки, легкая ветровка, телефон с картами + разные походные мелочи.
Четких маршрутов я не прокладывал, все решения принимались исходя из сложившейся ситуации.
Очевидно, все гораздо проще, чем кажется - главное следовать своим внутренним побуждениям.